Особенности работы с детьми с ОВЗ
консультация по коррекционной педагогике
Консультация для педагогов. В статье даются рекомендации для педагогов, работающих с детьми с особенностями развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_raboty_s_detmi_s_ovz.docx | 205.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности педагогической работы
с детьми с ОВЗ в ДО
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Группы дошкольников с ОВЗ не однородны, в нее входят дети с разными нарушениями развития:
- дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- дети с нарушением речи;
- дети с задержкой психического развития;
- дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие);
- дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
- дети с умственной отсталостью;
- дети с расстройством аутистического спектра.
Основы коррекционного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья надо знать всем педагогам, которые взаимодействуют с ребенком с ОВЗ. Положения коррекционной работы включают:
- работа проводится со всеми детьми группы, независимо от дефекта
- разрабатывается для каждого из них индивидуальная развивающая и коррекционная программа;
- при оценке динамики продвижения ребенка с ОВЗ нельзя сравнивать его с другими детьми, а только с самим с собой на предыдущем уровне развития;
- важно создавать для ребенка атмосферу доброжелательности и психологической безопасности. Педагог должен стремиться к безоценочному принятию ребенка, пониманию его ситуации;
- корректно и гуманно оценивать динамику продвижения ребенка.
- педагогический прогноз строить на основе педагогического оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти сохранные психомоторные функции, положительные стороны его личности и развития, на которые можно опереться при педагогической работе.
Обследованием детей ОВЗ занимаются специалисты (педагог-психолог, логопед, дефектолог), а воспитатель знакомится с полученными ими данными.
Одним из условий повышения эффективности развивающей педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, развитие высших психических функций и становление личности ребенка.
Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.
Для осуществления профилактических и коррекционных мероприятий педагогам в образовательном процессе рекомендуется использовать:
- дыхательную и артикуляционную гимнастику;
- гимнастику для глаз;
- динамические паузы;
- релаксационные упражнения;
- логоритмические упражнения;
- приемы самомассажа;
- массажа кистей рук и активизации биологически активных точек стопы с использованием специального оборудования (сенсорные тропы, ребристые дорожки, тактильные панно и коврики).
Важным направлением коррекционных мероприятий является развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук. Пальчиковая гимнастика сочетается с чтением небольших стихотворных текстов, что служит стимулированию зон коры головного мозга, развитию речи, слухового восприятия, памяти, внимания, готовит руку к письму.
Для организации и проведения развивающих мероприятий необходимо знать некоторые особенности дидактического материала. При подборе материала для детей с нарушениями зрения надо учитывать его размеры, контрастность цветов; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата подбирать выраженную, легко ощутимую тактильную поверхность и т.д.
В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения и технологии. При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов, технологий решается педагогом в каждом конкретном случае.
В процессе образовательной деятельности в детском саду важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы, что будет способствовать активному участию детей в жизни коллектива.
Особое внимание при работе с детьми с ОВЗ следует уделить таким направлениям их развития, как:
- физическое здоровье (помогает укрепить силу воли, развивает умение выходить из трудных ситуаций, формирует активную жизненную позицию);
- познавательные качества (развивает навыки самостоятельного изучения мира);
- социально-коммуникативные навыки (облегчает социализацию);
- художественно-эстетическое (ребенок развивает мелкую моторику, изучает методы работы с разными материалами).
Для работы со всеми категориями детей с ОВЗ будут полезны следующие правила для педагога:
1) давать короткие, четкие и конкретные инструкции;
2) для выполнения задания ребенку ОВЗ требуется больше времени чем остальным детям;
3) делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки;
4) снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха;
5) предоставлять ребенку возможность выбора;
6) поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее;
7) договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
У многих детей с ОВЗ в той или иной степени наблюдаются поведенческие трудности, нарушение произвольности. Это приходится учитывать при организации игровой деятельности дошкольников. Ведь у таких детей можно отметить импульсивность, очень высокую активность, неумение подчиняться правилам (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому рекомендуется включать этих детей в подвижные коллективные игры поэтапно. Начинать целесообразно с индивидуальных игр и игр в малых подгруппах, и только потом привлекать их к коллективным играм. Желательно подбирать игры с четкими правилами, игры направленные на снятие излишней двигательной активности детей.
Эмоциональное напряжение у детей снимают игры с антистрессами, с песком. Они также способствуют развитию воображения и фантазии, стимулируют к экспериментированию, развитию познавательной деятельности.
Таким образом, поиск наиболее правильных путей, средств, методов для успешной интеграции ребенка с ОВЗ в общество – задача всех и каждого. И профессионализм и гуманное отношение, в основе которого лежит безусловная любовь к детям, основополагающая характеристика современного педагога.
Педагог-психолог ДО Смирнова Н.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации в логопедической группе коррекционного детского сада
В статье говориться об особенностях восприятия речи детьми после кохлеарной имплантации, проблемах их адаптации в логопедической группе детского сада.Представлена характеристика детей с кохлеарным имп...
Особенности работы с детьми с нарушением зрения во время адаптационного периода в условиях ДОУ.
работа в адаптационный период с дошкольниками имеющими нарушение зрения...
Особенности работы с детьми раннего возраста ( из опыта работы)
Ранний возраст является важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. Занятия с малышами требуют особого подхода, не каждый специалист облада...
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РАЗВИТИЮ У НИХ ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ПОСРЕДСТВОМ РАБОТЫ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ
В статье затронута одна из актуальных современных проблем – развитие гуманного отношения детей к природе. Здесь рассказано об экологизации воспитательного процесса в ДОУ в настоящее время. Также...
Всероссийская профессиональная олимпиада руководителей и педагогов общеобразовательных организаций «Особенности работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в общеобразовательной организации»
В помощь руководителям и педагогам общеобразовательных организаций....
Положение о профессиональной олимпиаде «Особенности работы с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами в дошкольной образовательной организации»
Положение о профессиональной олимпиаде «Особенности работы с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами в дошкольной образовательной организации»...