Модель инклюзивного образования в дошкольном учреждении
методическая разработка по коррекционной педагогике
Модель развития инклюзивного образования предназначена для целостного понимания и организации деятельности в части соблюдения прав детей с ограниченными возможностями здоровья, расширения социального взаимодействия, формирования доступного образования для всех участников образовательного процесса. Модель является инструментом управления развитием инклюзивного образования на уровне дошкольного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_inklyuziya_dou_46.docx | 72.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации города Канска
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по социально-личностному развитию детей № 46 «Снегири»
МБДОУ № 46
663601, г. Канск, мкр. Юго-Западный, д. 3, т.(39161) 3-30-10
____________________________________________________________________________
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДЕНО:
на Педагогическом совете заведующий МБДОУ № 46
Протокол № ______ ________ Н.В. Поклонская
от «_____» _______ 2020 г. Приказ № ___________
от «_____» _______ 2020 г.
МОДЕЛЬ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей № 46 «Снегири»
Канск
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка | 3 |
1. Сущность инклюзивного образования в МБДОУ № 46 | 4 |
1.1. Характеристика детей (количество детей с ОВЗ и инвалидов) | 5 |
1.2. Развитие системы ранней помощи | 6 |
1.3. Количество групп, реализующих АООП и их типология | 6 |
1.4. Вовлеченность детей с ОВЗ и инвалидов в дополнительное образование | 7 |
1.5. Характеристика педагогических кадров | 8 |
1.6. Деятельность ППк | 8 |
1.7. Материально-техническое оснащение | 9 |
1.8. Взаимодействие с родительской общественностью по вопросам реализации инклюзивного образования | 10 |
2. Целевой компонент модели инклюзивного образования | 11 |
3. Структурно-функциональный компонент модели инклюзивного образования | 13 |
4. Содержательно-технологический компонент модели | 15 |
5. Компонент управления инклюзивным образованием | 18 |
6. Рефлексивно-оценочный компонент модели инклюзивного образования
| 20 |
Схема модели | 22 |
Пояснительная записка
В 2019 году завершается первый этап реализации Концепции развития
инклюзивного образования в Красноярском крае на 2017-2025 годы (далее
Концепция). Итогом данного этапа реализации Концепции является оформление существующих практик в модели инклюзивного образования на муниципальном уровне и уровне образовательной организации.
Таким образом, в каждой образовательной организации должны быть разработаны и начать реализовываться модели развития инклюзивного образования. Реализация моделей многократно подтверждается изменившимся социальным запросом и государственной политикой в области
образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Модель развития инклюзивного образования в МБДОУ № 46 (далее – Модель) предназначена для целостного понимания и организации деятельности в части соблюдения прав детей с ограниченными возможностями здоровья, расширения социального взаимодействия, формирования доступного образования для всех участников образовательного процесса. Модель является инструментом управления развитием инклюзивного образования на уровне МБДОУ № 46.
Нормативным основанием разработки модели являются:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 N 30038).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи». - Концепция развития инклюзивного образования в Красноярском крае на 2017–2025 годы, утвержденная указом Губернатора края от 13.10.2017 г. № 258-уг.
- Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нём услуг в сфере образования МБДОУ № 46.
- Устав МБДОУ № 46.
- Положение о психолого-педагогическом консилиуме МБДОУ № 46.
- Положение о группе комбинированной направленности.
- Приказ об открытии групп комбинированной направленности.
- Договор о взаимодействии ПМПК и ППк МБДОУ № 46.
Актуальность осуществления инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы не вызывает сомнений. Общеизвестно, что современная система специального образования претерпевает изменения. Эти изменения ориентируют на работу с детьми с особыми образовательными потребностями в разных направлениях. Некоторые из этих направлений уже достаточно детально проработаны и используются на продолжении многих десятилетий, так, например, система специального обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в различных коррекционных учреждениях.
Разработка модели инклюзивного дошкольного образования показывает, что главным направлением в деятельности дошкольного учреждения становится ориентир на включение детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив обычно развивающихся сверстников на правах «равных партнёров». В этом случае педагогический поиск заключается в том, чтобы найти те виды коммуникации, обучения и творчества, которые будут интересны и доступны каждому из участников группы. Педагог лишь создаёт условия, в которых каждый ребёнок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми.
Данная модель включает следующие компоненты: целевой, структурно-функциональный, содержательно-технологический, управленческий, рефлексивно-оценочный.
1. Сущность инклюзивного образования в МБДОУ № 46
Инклюзивное обучение предполагает совместное образование детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам. Инклюзивное образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит каждому ребёнку. Это гибкая, открытая, динамичная система, где учитываются потребности всех детей. Дети с ОВЗ находятся в группе полное время, обучаясь по основной и адаптированной образовательной программе с учетом индивидуального учебного плана.
1.1. Характеристика детей (количество детей с ОВЗ и инвалидов)
МБДОУ № 46 посещают дети в возрасте от 2 до 7 лет. Функционирует 6 возрастных групп, общей численностью 143 воспитанника. Общее количество групп комбинированной направленности: 2 группы, которые посещают 11 детей. Категория детей с ОВЗ: 11 детей с тяжелыми нарушениями речевого развития; 1 ребенок - инвалид (глазное протезирование).
Алгоритм выявления детей с ОВЗ
Мероприятие | Цель | Ответственный |
Психолого-педагогическое обследование, анализ результатов | Выявление детей с особыми образовательными потреб-ностями (дети, испытываю-щие трудности в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, трудности в общении и т.д.) | Воспитатели, специалисты |
Заседание психолого-педагогического консилиума | Определение актуального состояния и потенциала развития детей. Принимается решение о необходимости прохожде-ния психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) в целях проведения комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания. Обсуждение и разработка плана индивидуального сопровождения для каждого ребенка. | ППк |
Реализация плана индиви-дуального сопровождения (индивидуальные, групповые занятия) | Обеспечение условий и организация образователь-ной среды для данной категории детей. | Воспитатели, специалисты |
Психолого-педагогическое обследование, выявление динамики развития | Определение динамики развития детей | Воспитатели, специалисты |
Заседание психолого-педагогического консилиума | Определение успешности реализации плана, внесение необходимых корректировок (при необходимости) | ППк |
Направления работы | ||
Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами |
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие, групповое коррекционно-развивающее занятие, игры и упражнения, беседа, тестирование | Индивидуальная консульта-ция, деловая игра, наглядно-печатная информация с рекомендациями, участие в реализации плана сопрово-дительной работы | Консультация, работа в составе консилиума, разработка и реализация плана |
1.2. Развитие системы ранней помощи
На базе МБДОУ № 5 (в рамках сетевого взаимодействия) организован консультационный центр, целью которого является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет. Родители микрорайона на безвозмездной основе имеют возможность обратиться за получением консультационной помощи к специалистам центра (учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог), заранее договорившись о месте и времени по телефону дошкольного учреждения.
1.3. Количество групп, реализующих АООП и их типология
В течение года в дошкольной организации в группах комбинированной направленности осуществляется коррекционно-развивающая работа. На данный период две комбинированные группы посещают 11 детей (ОНР II уровня - 1 ребенок, ОНР III уровня - 8 детей, ОНР IV уровня - 2 ребенка). Для организации коррекционной работы с данной категорией детей разработана адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (АООП). На каждого ребёнка разработаны и реализуются адаптированные образовательные программы (АОП). С детьми ОВЗ проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия по коррекции звукопроизношения, развитию связной речи и лексико-грамматического строя. По результатам реализации АОП проводится первичная, промежуточная и заключительная диагностика, позволяющая установить положительную динамику речевых возможностей ребёнка.
Кроме индивидуальных занятий со специалистами (учитель-логопед, педагог-психолог) предусмотренных адаптированной программой, все дети ОВЗ включены в жизнедеятельность группы наравне с остальными детьми, участвуют в проектной деятельности, в развлечениях, праздниках, очных и заочных конкурсах и фестивалях. Данные мероприятия способствуют позитивной социализации и повышению самооценки детей.
1.4. Вовлеченность детей с ОВЗ и инвалидов в дополнительное образование
В дошкольной образовательной организации реализуются 3 программы дополнительного образования, из них 1 программа – на платной основе, 2 – бесплатные. 11 детей с ОВЗ (100%) включены в дополнительное образование.
1. Дополнительная образовательная программа «Умники и умницы» определяет содержание дополнительной образовательной услуги - подготовка детей к обучению в школе. Данная услуга организуется на платной основе.
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Срок реализации программы – 1 год. Цель программы – развитие познавательных и коммуникативных способностей ребенка, подготовка его к школьной жизни и снятие трудностей адаптации в новой для него социальной среде.
Количество детей ОВЗ, включенных в реализацию программы – 3 ребенка.
2. Дополнительная общеразвивающая программа «Умелые ручки». Данная программа реализуется бесплатно. Цель программы: развитие творческих способностей детей посредством декоративно-прикладного искусства, создание условий для их самовыражения.
Количество детей ОВЗ, включенных в реализацию программы – 4 ребенка.
3. Дополнительная общеразвивающая программа «Шахматы дошкольникам». Данная программа реализуется бесплатно. Цель программы: развитие личности ребёнка, способной к логическому и аналитическому мышлению, а также обладающей такими качествами как целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, через овладение навыками шахматной игры.
Количество детей ОВЗ, включенных в реализацию программы – 4 ребенка.
Педагоги, реализующие дополнительные программы, имеют курсовую переподготовку по программе инклюзивного образования.
Наряду с дополнительным образованием все воспитанники (в том числе дети с ОВЗ) являются активными участниками конкурсов, фестивалей, акций на разных уровнях.
1.5. Характеристика педагогических кадров
Одним из условий успешности реализации инклюзивного образования является наличие профессиональных кадров, имеющих специальные знания по работе с детьми с ОВЗ, готовность педагогов и специалистов к работе с такими детьми. Согласно штатному расписанию в МБДОУ № 46 организуют деятельность воспитатели - 12 человек, педагог-психолог – 1 специалист, учитель-логопед – 1 специалист, учитель-дефектолог – 1 специалист, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. В настоящее время укомплектованность специалистами составляет 100%. Все педагоги имеют высшее или среднее профессиональное образование. В 2019 году – 14 педагогов (84%) прошли курсовую переподготовку по программам инклюзивного образования, из них: 7 педагогов (42%) – по программе «Специальное дефектологическое образование», 7 педагогов (42%) – по программе «Специальная дошкольная педагогика и психология».
1.6. Деятельность ППк
Обеспечение индивидуального образовательного маршрута детей с ОВЗ осуществляется в соответствии с заключением городской психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и обеспечивается работой психолого-педагогического консилиума (ППк) дошкольной образовательной организации, результатами работы специалистов и взаимодействия с родителями воспитанников с ОВЗ.
Психолого-педагогический консилиум работает на постоянной основе в течение всего учебного года, полностью укомплектован специалистами, есть председатель и секретарь консилиума. Работая одной «командой», каждый её специалист выполняет чётко определённые цели и задачи в области своей предметной деятельности.
Заседания ППк могут проходить, как в соответствии с планом, так и внепланово (по запросу педагогов и родителей). При проведении ППк учитываются результаты освоения содержания основной образовательной программы, комплексного обследования специалистами ППк, степень социализации и адаптации воспитанников.
На основании полученных данных принимается решение о необходимости прохождения психолого-медико-педагогической комиссии в целях проведения комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям необходимой помощи и созданию специальных образовательных условий для дальнейшего обучения и воспитания.
На основании рекомендаций ПМПК специалисты ППк дошкольной организации разрабатывают адаптированную основную образовательную программу и адаптированную образовательную программу (индивидуальный образовательный маршрут). Основой для разработки АООП послужила «Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой.
На каждого ребенка с ОВЗ разработана и реализуется индивидуальная адаптированная образовательная программа (далее АОП). Реализация АОП осуществляется как в образовательном процессе (НОД, индивидуальные и групповые занятия с учителем-логопедом, педагогом-психологом), так и в ходе режимных моментов (совместная деятельность и игры в специально организованной среде, свободные игры в групповом помещении, прогулки, прием пищи, праздники, конкурсы, экскурсии).
Обязательным условием развития детей с ОВЗ является взаимодействие с другими детьми в группе, что способствует формированию социальных навыков общения и взаимодействия. Педагоги способствуют взаимодействию детей через организацию образовательной, игровой, проектной деятельности, а также в режимные моменты в течение всего дня.
1.7. Материально-техническое обеспечение
Финансирование инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется в соответствии с действующим законодательством. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ, ФГОС дошкольного образования и ряда других
нормативных актов можно отметить, что государственная политика в сфере образования ориентирована на обеспечение права каждому человеку на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.
В целях реализации данного права необходимо создать ряд условий, в том числе: - для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для детей с ОВЗ методов и способов общения;
- для социального развития детей с ОВЗ, в том числе посредством организации инклюзивного образования.
Образовательное пространство для осуществления коррекционной работы включает следующие помещения – методический кабинет, музыкально-физкультурный зал и кабинет специалистов (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог). В кабинетах для работы имеются необходимые материалы и пособия, методическая литература, технические средства обучения. Одним из условий эффективности коррекционно-педагогической деятельности является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды. Поскольку в условиях комбинированной группы осуществляется совместное образование детей нормы с детьми ОВЗ, предметно-развивающая среда в группе создается педагогами для всех детей, основываясь на требованиях ФГОС. Вместе с тем, в группе имеется достаточное количество методических пособий, наглядного и игрового материала, подобранного специально для детей с ОВЗ (дидактические игры для развития речи детей, пособия, тренажеры для развития речевого дыхания, игры на развития памяти, внимания, мышления, неоформленный материал для развития творческих способностей, фантазии).
В дошкольной образовательной организации разработан Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нём услуг в сфере образования, в котором указано состояние доступности объекта. Объект признан условно-доступным для отдельных категорий инвалидов.
1.8. Взаимодействие с родительской общественностью по вопросам реализации инклюзивного образования
С целью создания комплекса психолого-педагогических условий, способствующих успешной социализации детей с ОВЗ в обществе, дошкольная организация взаимодействует с родителями (законными представителями). Практика взаимодействия педагога и семьи сегодня заключается в том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а педагог призван помочь, поддержать и направить их воспитательную деятельность. Согласно ФГОС ДО, педагоги должны профессионально оказывать психолого-педагогическую поддержку семье и повышать компетентность родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Особенно актуально это в отношении семей, воспитывающих детей с ОВЗ. На сегодняшний момент в дошкольной организации сложилась своя система работы с родителями, которую можно разделить на 3 блока:
1. Информационно-аналитический - направлен на сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, опыта воспитания, а также трудностей и запросов родителей. Инструментарий: «Социальный паспорт семьи».
2. Практический - предусматривает конкретное включение родителей в педагогический процесс и актуализацию полученных знаний (социальные акции, открытые просмотры образовательной деятельности и день самоуправления, «маршрутные игры» и тематические квесты, совместные выставки творческих работ, образовательные и воспитательные проекты).
3. Контрольно-оценочный - предполагает анализ эффективности проводимых мероприятий педагогами дошкольного учреждения (опросы, анкетирование, оценочные листы, экспресс-диагностика, «Родительская почта», «обратная связь» на официальном сайте). Привлекая родителей к более активному и равноправному участию в воспитании и обучении детей (в том числе с ОВЗ и инвалидов), педагоги реализуют систему взаимодействия, включающую разные формы:
- ознакомление родителей с результатами работы и анализом участия родительской общественности в жизни дошкольного учреждения на общих (групповых) родительских собраниях;
- ознакомление родителей с содержанием работы, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
- работа Родительского комитета;
- обучение родителей конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях, мастер-классах и открытых мероприятиях.
Эффективность работы с родителями воспитанников (в том числе с ОВЗ и инвалидов) подтверждается ростом их заинтересованности в сотрудничестве с дошкольной организацией, повышении уровня психолого-педагогической компетентности, умении правильно взглянуть на ситуацию, оценить ее, находить приемлемые пути решения.
2. Целевой компонент модели инклюзивного образования
Цель – создание целостной, эффективно действующей системы, обеспечивающей оптимальные условия для полноценного развития и воспитания детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в условиях дошкольной организации.
Задачи:
- создавать единую психологически комфортную, адаптивную образовательную среду для детей, имеющих разные стартовые возможности;
- обеспечивать эффективное психолого-педагогическое сопровождение процесса образования детей с ограниченными возможностями здоровья через взаимодействие диагностического, коррекционно-развивающего, социально-личностного направлений деятельности; - совершенствовать систему взаимодействия специалистов разного профиля и родителей (законных представителей), вовлеченных в процесс инклюзивного образования;
- повышать профессиональную компетентность педагогов в области инклюзивного образования;
- формировать у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей с особыми образовательными потребностями.
Инклюзивное образование строится на следующих принципах:
- принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее изучение воспитанников и разработка соответствующих мер с учетом выявленных особенностей (выбор форм, методов, средств обучения и воспитания с учетом образовательных потребностей каждого ребенка);
- принцип поддержки самостоятельной активности ребенка, реализация которого обеспечивает формирование личности. Когда активность целиком находится на стороне взрослых, заботящихся о ребенке, считающих, что его особенности не разрешают ему осуществлять свои возможности, сформировывается «выученная беспомощность» – такой феномен, когда ребенок ждет внешнюю инициативу, сам при этом оставаясь пассивным. Это же может случиться с родителями детей с ограниченными потенциалами здоровья. Родители, возможно, будут ожидать помощь или энергично добиваться льгот от страны, пренебрегая собственными возможностями участия в социальной жизни;
- принцип социального взаимодействия предполагает активное включение в образовательный процесс всех участников – плодотворное взаимодействие родителей, детей и специалистов в совместной деятельности, как учебной, так и социальной;
- принцип междисциплинарного подхода (специалисты, работающие в группе регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и группы в целом); - принцип вариативности предполагает наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды;
- принцип партнерского взаимодействия с семьей предполагает установление доверительных партнерских отношений с родителями, внимательное отношение к их запросам, договоренность о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.
3. Структурно-функциональный компонент модели развития инклюзивного образования
Взаимодействие дошкольного учреждения с социальными партнерами предполагает максимальное использование собственных ресурсов и ресурсов организаций для поддержки всех участников образовательного процесса в вопросах инклюзивного образования. Социальное партнерство предполагает более конструктивное оказание помощи детям, родителям и педагогам МБДОУ.
Каждый участник инклюзивного образовательного процесса в дошкольной организации выполняет определенные функции в реализации модели.
Участники (специалисты) | Функции взаимодействия |
Заведующий | Организует работу по реализации модели, осуществляет подбор специалистов, контролирует работу педагогических кадров |
Старший воспитатель | Координирует работу специалистов, осуществляет сбор и анализ информации об организации образовательного процесса в рамках реализации модели, координирует деятельность ППк, разработку АООП, АОП |
Учитель-логопед | Определяет уровень нарушения речевого развития, оформляет заключения. Участвует в разработке АООП, АОП в направлении коррекционно-логопедического сопровождения. Проводит индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми по коррекции речевых нарушений. Организует работу по повышению компетентности родителей, педагогов в форме консультаций, семинаров, мастер-классов, презентаций по теме инклюзивного образования. |
Педагог-психолог | Осуществляет психолого-педагоги-ческое сопровождение образователь-ного процесса с детьми ОВЗ, консультирует родителей и педагогов, участвует в разработке АООП, АОП в направлении коррекционно-психологического сопровождения. |
Учитель-дефектолог | Ведет коррекционно-развивающую работу с детьми, консультирует родителей и педагогов, участвует в разработке АООП, АОП в направлении коррекционного сопро-вождения. |
Воспитатель | Участвует в разработке АООП, АОП. Организует развивающую предметно-пространственную, образовательную среду в соответствии с потребностями детей ОВЗ и требованиями ФГОС ДО. Применяет современные образова-тельные технологии, способствующие решению актуальных задач развития детей, в том числе с ОВЗ. Проводит открытые занятия, меро-приятия, мастер-классы, презентации, консультации для педагогов и родителей. Организует индивидуальную консультационную работу с родителями детей с ОВЗ. |
Музыкальный руководитель | Осуществляет музыкальное развитие дошкольников в рамках реализации целей и задач АОП, организует работу по реализации образователь-ной области «Художественно-эстетическое развитие». |
Инструктор по физической культуре | Осуществляет физическое развитие дошкольников в рамках реализации целей и задач АОП, организует физкультурно-оздоровительную работу. |
В дошкольной организации осуществляется взаимодействие с организациями и учреждениями других ведомств на договорной основе.
№ п/п | Наименование организации | Содержание работы |
Детская поликлиника | Медицинские осмотры детей специалистами, вакцинация, консультационная медицинская помощь | |
МКУ РМЦ г. Канска | Оказание методической помощи (консультации, рекомендации), участие в методических мероприятиях, конкурсах, семинарах, вебинарах | |
МБОУ СОШ № 11 | Реализация совместного плана взаимодействия, анализ адаптации детей к школе и актуального обучения. | |
МКУ ЦДиК г. Канска | Семинары, методическое сопровождение специалистов по вопросам выявления и сопровождения воспитанников, разработка рекомендаций по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ | |
МБУДО СЮН | Оказание методической помощи (консультации, рекомендации) в озеленении территории, семинары-практикумы, совместные мероприятия | |
Краеведческий музей | Экскурсии, презентация тематических программ «Музей в чемодане», совместные мероприятия | |
ЦБС г. Канска | Совместные мероприятия: выставки, литературные викторины, театрализованные представления, экскурсии | |
ФОК «Текстильщик», ФОК «Дельфин» | Совместные спортивные мероприятия, организа-ция дополнительных услуг для воспитанников | |
КГА ПОУ «Канский педагогический колледж», ККИПК и ПП РО г. Красноярск | Курсы повышения квалификации, мастер-классы, экспертные сессии, семинары, участие в работе стажерских площадок | |
4-ый военный городок | Целевые экскурсии, совместные мероприятия |
4. Содержательно-технологический компонент модели развития
инклюзивного образования
Для обеспечения реализации модели инклюзивного образования дошкольная организация придерживается двух составляющих образовательной деятельности: содержательную и технологическую.
Содержательная часть отражает реализацию основной образовательной программы дошкольного образования (далее - ООП) и адаптированной основной образовательной программы (далее - АООП). В дошкольной организации функционируют группы комбинированной направленности, в которых осуществляется совместное образование детей с нормативным развитием и детей с ОВЗ в соответствии с основной образовательной программой, а также адаптированной программой для детей с ОВЗ:
- в дошкольной организации разработана адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи. Основой для разработки АООП послужила «Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой; - для каждого ребенка с ОВЗ разработана адаптированная образовательная программа (далее – АОП), в которой отражена вся информация по индивидуальному сопровождению в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Решение о переводе ребенка с ОВЗ на АОП принимается на основании заключения ПМПК и заявления родителей (или лиц их заменяющих). В АОП для каждого ребенка с ОВЗ составлен индивидуальный график коррекционно-развивающих занятий с учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом. Организовано взаимодействие воспитателей с узкими специалистами по коррекции выявленных проблем конкретных воспитанников, после чего обсуждение данных вопросов по динамике достижений выносятся на ППк.
Для решения задач инклюзивного образования в дошкольной организации выстроено эффективное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса. Педагоги, дети, родители:
1. Регулярно работают в сотрудничестве друг с другом.
2. Открыто оказывают друг другу помощь и получают ее, предоставляют обратную связь, дают советы, делают критические замечания и прислушиваются к ним.
3. Уважительно относятся друг к другу за индивидуальный вклад, вносимый ими в общее дело.
4. Эффективно работают как единая профессиональная команда для достижения общей цели, такой, например, как составление согласованного представления об актуальном уровне развития детей и группы в целом, планирование согласованных действий, способствующих развитию детей и группы через разработку тематических проектов или разработку индивидуального образовательного плана развития ребенка. Эффективным условием реализации инклюзивного образовательного процесса является организация развивающей предметно-пространственной среды, стимулирующей развитие самостоятельности, инициативы и активности ребенка, обеспечивающей развитие возможностей всех детей. Среда организуется в каждой группе (в том числе комбинированной) на основе представлений о возрастных закономерностях развития детей в соответствии с их интересами таким образом, чтобы у каждого ребенка были оптимальные возможности проявлять активность, работать как в сотрудничестве со взрослым, и с другими детьми, так и самостоятельно.
Технологическая часть образовательной деятельности определяет технологии, методы, приёмы, формы обучения, используемые для работы с конкретным детьми. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образовательной деятельности: индивидуальная образовательная деятельность; индивидуальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия со специалистами; активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка); совместная деятельность и игра в микро-группах с другими детьми; фронтальная непосредственно образовательная деятельность; праздники, конкурсы.
Педагоги и специалисты групп комбинированной направленности используют весь комплекс методов и приёмов, которые могут рассматриваться как психолого-педагогические способы помощи в становлении и развитии личности ребенка с ОВЗ.
Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Содержание занятий, планируется согласно составленному индивидуальному плану. По результатам занятий специалист составляет запись в индивидуальной карте развития ребенка, с которой знакомятся другие специалисты. Воспитателям группы и родителям выдаются рекомендации по отработке навыков и включению их в игровую и бытовую деятельность.
Фронтальные формы организации активности детей решают познавательные и социальные задачи. Организуется такая форма по-разному. Для инклюзивного процесса больше всего подходит занятие в микро-группах, что способствует формированию социальных навыков общения и взаимодействия. Педагоги организуют взаимодействие детей в микро-группах через игровую, проектную, исследовательскую и продуктивную деятельности. Для этого используют авторские программы и технологии Н.П. Гришаевой, Л.В. Свирской, А.И. Савенкова.
При организации коррекционной деятельности с детьми с тяжелым нарушением речи применяются эффективные технологии по развитию всех компонентов речи дошкольников и коррекции речевых дефектов Н.В. Нищевой, для развития эмоционально-волевой сферы и навыков сотрудничества используются программы Н.Ю. Куражевой, Н.В. Вараевой, Н.П. Слободняк «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь, радуюсь», Л.М. Шипициной, О.В. Защиринской, А.П. Вороновой, Т.А. Ниловой «Азбука общения», Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии». Систематически используют приемы дыхательной гимнастики, динамические паузы, физкультурные минутки, пальчиковые и артикуляционные игры.
5. Компонент управления развитием инклюзивного образования
Организация инклюзивной практики – это процесс творческий, в котором у каждого, кто будет ее реализовывать, появляется возможность сделать свой вклад. Уже в самом инклюзивном подходе заложена необходимость изменять образовательную ситуацию, создавать новые формы и способы организации образовательного процесса с учетом индивидуальных различий детей. Поэтому и система организации инклюзивной практики должна быть гибкой, способной включать необходимые для поддержания самой системы изменения.
Для управления инклюзивными процессами необходимо вводить командные формы работы, проектные формы организации деятельности, диагностику и мониторинг инклюзивных процессов, формы согласования интересов разных участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов, администрации).
Основной принцип управления инклюзивным образованием – принцип включения в принятие решений и их выполнение всех участников образовательного процесса.
В дошкольной организации существует структура управления инклюзивным процессом, в которую входит:
1. Педагогический совет.
2. Общее собрание коллектива.
3. Родительский комитет.
4. Рабочие группы по разработке и внедрению программ инклюзивной практики.
Командная работа сотрудников – один из важных принципов организации инклюзивного процесса. Управленческая команда – группа специалистов, объединенная пониманием перспективы развития образовательного учреждения и проводящая в коллективе единую политику по достижению поставленных целей. Функционирование и развитие инклюзивного образовательного процесса зависит от обмена информацией и способности людей совместно решать проблемы и задачи.
Командная работа способствует:
- более успешной работе образовательного учреждения;
- быстрой адаптации образовательной системы к изменениям во внешней среде, быстрому реагированию на изменение образовательного запроса;
- модернизации организационной системы управления, когда осуществляется переход от функционально-линейной организационной структуры к структуре матричной, в которой сочетается вертикальная и горизонтальная системы управления. Администрация дошкольной организации выстраивает работу по развитию инклюзивного образования согласованно, ведя коллектив к достижению поставленных целей, своевременно обмениваясь информацией, совместно решая проблемы и необходимые задачи, выполняя при этом ряд функций и управленческих действий, принимая необходимые управленческие решения.
Функции управления | Управленческие действия |
Анализ, целеполагание и планирование деятельности | Системный анализ состояния проблемы на Разработка и реализация модели. Создание алгоритма взаимодействия различных |
Организация, координация деятельности | Разработка и совершенствование нормативно-правовых документов на уровне дошкольного учреждения. Внедрение командных форм работы, проведение совещаний, семинаров для педагогов и родителей (законных представителей). Проведение мероприятий с педагогами (в том числе, с участием других ведомств). Работа по установлению и укреплению межведемствен-ных связей дошкольного учреждения с медицинскими учреждениями, учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры. Создание консультационных пунктов, других форм работы с семьями, имеющими детей с ОВЗ, на основе межведомственного и сетевого взаимодействия. |
Методическое сопровождение, мотивация, руководство кадрами | Анализ потребностей в педагогических работниках и специалистах для работы детьми с ОВЗ и инвалидностью. Мотивация педагогических работников через денежную компенсацию за работу в условиях инклюзивного образования. Оснащение кабинетов специалистов и развивающей предметно-пространственной среды групп комбинирован-ной направленности, помещений и территории необходимым игровым оборудованием, направленным на компенсацию дефицитов в психофизическом развитии дошкольников. Выявление успешных педагогических инициатив с последующим тиражированием опыта в форме публикаций в научно-методических изданиях, докладах на конференциях, мастер-классах для педагогической общественности на разных уровнях. |
Мониторинг и контроль | Проведение рефлексивно-аналитических, диагностичес-ких и мониторинговых процедур, индикаторы измерения результативности которых отражены в рефлексивно- оценочном компоненте. |
6. Рефлексивно-оценочный компонент модели развития инклюзивного образования
Рефлексивно-оценочный компонент модели развития инклюзивного образования обеспечивает комплексную оценку инклюзивного образования в дошкольной организации и включает проведение рефлексивно-аналитических, диагностических и мониторинговых процедур.
К индикаторам измерения результативности реализации модели инклюзивного образования относятся:
- наличие и успешное внедрение модели инклюзивного образования детей с ОВЗ;
- эффективная реализация АООП ТНР, АОП;
- комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ;
- наличие универсальной безбарьерной среды;
- своевременное повышение квалификации и совершенствование профессиональной компетентности педагогов в условиях инклюзивного образования;
- наличие межведомственного взаимодействия;
- качественное консультирование всех участников образовательных отношений по вопросам инклюзивного образования;
- наличие мониторинга образовательных достижений и динамики развития детей с ОВЗ;
- наличие обратной связи с родителями, в том числе с родителями детей с ОВЗ, педагогическими работниками по вопросам инклюзивного образования и удовлетворенности созданными условиями;
- результативное участие педагогов в методических мероприятиях, обмен опытом по развитию инклюзивного образования на разном уровне.
Критерии (индикаторы) оценки результативности модели
В качестве приоритетных критериев для оценки результативности деятельности по созданию инклюзивной образовательной среды в учреждении необходимо выделить следующие:
- привлечение дополнительных средств, для создания доступной безбарьерной среды (проекты, гранты, конкурсы);
- готовность и способность педагогов работать в условиях инклюзивного образования, развитие и совершенствование необходимых профессиональных компетенций;
- своевременность прохождения педагогами курсов по повышению квалификации, профессиональной переподготовки по программам инклюзивной направленности;
- увеличение численности детей с ОВЗ, участвующих в мероприятиях творческой и спортивной направленности;
- участие родителей в реализации инклюзивной образовательной деятельности; увеличение количества мероприятий воспитательной направленности, с участием родителей (законных представителей); увеличение количества таких родителей.
Планируемые результаты
1. Разработана и реализуется модель инклюзивного образования.
2. Разработана система программно-методического, нормативного и информационного обеспечения инклюзивного образовательного процесса.
3. Коррекционная работа для детей с ОВЗ осуществляется посредством организации подгрупповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с учителями-логопедом, педагогом-психологом, учителем-дефектологом в соответствии с заключением ПМПК, АОП, образовательными потребностями семьи. 4. Дети с ОВЗ включены в мероприятия дополнительного образования и культурно-досуговые мероприятия совместно с детьми нормы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в дошкольном учреждении
В статье рассматриваются основные принципы сопровождения инклюзивного образования в ДОУ, а также роль педагога-психолога ДОУ, реализующего инклюзивное образование.Также рассмотрены проблемы интеграции...
Возможности инклюзивного образования в дошкольном учреждении
Основная задача состоит в том,чтобы педагоги в таких группах научили детей видеть в других людях равных себе независимо от их особенностей....
Роль учителя-логопеда в реализации инклюзивного образования в дошкольном учреждении.
Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей,...
«Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в дошкольном учреждении»
В данном материале содержится следующая информация:Основные понятия из Федерального закона «Об образовании»Организация психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Варианты комплекто...
Возможности инклюзивного образования в дошкольных учреждениях
Предлагаю вам теоретический обзор подходов отечественных и зарубежных авторов к проблеме социально-психологической взаимоадаптации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и д...
Возможности инклюзивного образования в дошкольном учреждении
Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к о...
Взаимодействие узких специалистов с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования в дошкольном учреждении
Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ. Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое в...