Модель инклюзивного образования в дошкольном учреждении
методическая разработка по коррекционной педагогике

Тимофеева Татьяна Александровна

Модель развития инклюзивного образования предназначена для целостного понимания и организации деятельности в части соблюдения прав детей с ограниченными возможностями здоровья, расширения социального взаимодействия, формирования доступного образования для всех участников образовательного процесса. Модель является инструментом управления развитием инклюзивного образования на уровне дошкольного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_inklyuziya_dou_46.docx72.05 КБ

Предварительный просмотр:

   Управление образования администрации города Канска

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

 по социально-личностному развитию детей № 46 «Снегири»

МБДОУ № 46

663601, г. Канск, мкр. Юго-Западный, д. 3, т.(39161) 3-30-10

____________________________________________________________________________

ПРИНЯТО:                                                                                     УТВЕРЖДЕНО:

на Педагогическом совете                                                            заведующий МБДОУ № 46

Протокол № ______                                                                       ________ Н.В. Поклонская

от «_____» _______ 2020 г.                                                           Приказ № ___________

                                                                                                        от «_____» _______ 2020 г.

МОДЕЛЬ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей № 46 «Снегири»

Канск

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

3

1. Сущность инклюзивного образования в МБДОУ № 46

4

1.1. Характеристика детей (количество детей с ОВЗ и инвалидов)

5

1.2. Развитие системы ранней помощи

6

1.3. Количество групп, реализующих АООП и их типология

6

1.4. Вовлеченность детей с ОВЗ  и инвалидов в дополнительное образование

7

1.5. Характеристика педагогических кадров

8

1.6. Деятельность ППк

8

1.7. Материально-техническое оснащение

9

1.8. Взаимодействие с родительской общественностью по вопросам реализации инклюзивного образования

10

2. Целевой компонент модели инклюзивного образования

11

3. Структурно-функциональный компонент модели инклюзивного образования

13

4. Содержательно-технологический компонент модели
инклюзивного образования

15

5. Компонент управления инклюзивным образованием

18

6. Рефлексивно-оценочный компонент модели инклюзивного образования

 

20

Схема модели

22

        Пояснительная записка

        В 2019 году завершается первый этап реализации Концепции развития
инклюзивного образования в Красноярском крае на 2017-2025 годы (далее
Концепция). Итогом данного этапа реализации Концепции является оформление существующих практик в модели инклюзивного образования на муниципальном уровне и уровне образовательной организации.

        Таким образом, в каждой образовательной организации должны быть разработаны и начать реализовываться модели развития инклюзивного образования. Реализация моделей многократно подтверждается  изменившимся социальным запросом и государственной политикой в области
образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

        Модель развития инклюзивного образования в МБДОУ № 46 (далее – Модель) предназначена для целостного понимания и организации деятельности в части соблюдения прав детей с ограниченными возможностями здоровья, расширения социального взаимодействия, формирования доступного образования для всех участников образовательного процесса. Модель является инструментом управления развитием инклюзивного образования на уровне МБДОУ № 46.

        Нормативным основанием разработки модели являются:

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 N 30038).

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».                                                                       - Концепция развития инклюзивного образования в Красноярском крае на 2017–2025 годы, утвержденная указом Губернатора края от 13.10.2017 г.          № 258-уг. 

- Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нём услуг в сфере образования МБДОУ № 46.

- Устав МБДОУ № 46.

- Положение о психолого-педагогическом консилиуме МБДОУ № 46.

- Положение о группе комбинированной направленности.

- Приказ об открытии групп комбинированной направленности.

- Договор о взаимодействии ПМПК и ППк МБДОУ № 46.

        Актуальность осуществления инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы не вызывает сомнений. Общеизвестно, что современная система специального образования претерпевает изменения. Эти изменения ориентируют на работу с детьми с особыми образовательными потребностями в разных направлениях. Некоторые из этих направлений уже достаточно детально проработаны и используются на продолжении многих десятилетий, так, например, система специального обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в различных коррекционных учреждениях.

        Разработка модели инклюзивного дошкольного образования показывает, что главным направлением в деятельности дошкольного учреждения становится ориентир на включение детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив обычно развивающихся сверстников на правах «равных партнёров». В этом случае педагогический поиск заключается в том, чтобы найти те виды коммуникации, обучения и творчества, которые будут интересны и доступны каждому из участников группы. Педагог лишь создаёт условия, в которых каждый ребёнок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми.

        Данная модель включает следующие компоненты: целевой, структурно-функциональный, содержательно-технологический, управленческий, рефлексивно-оценочный.

        1. Сущность инклюзивного образования в МБДОУ № 46

        Инклюзивное обучение предполагает совместное образование детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам. Инклюзивное образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит каждому ребёнку. Это гибкая, открытая, динамичная система, где учитываются потребности всех детей. Дети с ОВЗ находятся в группе полное время, обучаясь по основной и адаптированной образовательной программе с учетом индивидуального учебного плана.

        1.1. Характеристика детей (количество детей с ОВЗ и инвалидов)

        МБДОУ № 46 посещают дети в возрасте от 2 до 7 лет. Функционирует 6 возрастных групп, общей численностью 143 воспитанника. Общее количество групп комбинированной направленности: 2 группы, которые посещают 11  детей. Категория детей с ОВЗ: 11 детей с тяжелыми нарушениями речевого развития; 1 ребенок - инвалид (глазное протезирование).

Алгоритм выявления детей с ОВЗ

Мероприятие

Цель

Ответственный

Психолого-педагогическое обследование,

анализ результатов

Выявление детей с особыми образовательными потреб-ностями (дети, испытываю-щие трудности в освоении основной образовательной программы дошкольного образования,  трудности в общении и т.д.)

Воспитатели, специалисты

Заседание психолого-педагогического консилиума

Определение актуального состояния и потенциала развития детей.

Принимается решение о необходимости прохожде-ния психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) в целях проведения

комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.

Обсуждение и разработка плана индивидуального сопровождения для каждого ребенка.

ППк

Реализация плана индиви-дуального сопровождения (индивидуальные, групповые занятия)

Обеспечение условий и организация образователь-ной среды для данной категории детей.

Воспитатели, специалисты

Психолого-педагогическое обследование, выявление динамики развития

Определение динамики развития детей

Воспитатели, специалисты

Заседание психолого-педагогического консилиума

Определение успешности реализации плана, внесение необходимых корректировок (при необходимости)

ППк

Направления работы

Работа с детьми

Работа  с родителями

Работа с педагогами

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие, групповое коррекционно-развивающее занятие, игры и упражнения, беседа, тестирование

Индивидуальная консульта-ция, деловая игра, наглядно-печатная информация с рекомендациями, участие в реализации плана сопрово-дительной работы

Консультация, работа в составе консилиума, разработка и реализация плана

        1.2. Развитие системы ранней помощи

        На базе МБДОУ № 5 (в рамках сетевого взаимодействия) организован консультационный центр, целью которого является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет. Родители микрорайона на безвозмездной основе имеют возможность обратиться за получением консультационной помощи к специалистам центра (учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог), заранее договорившись о месте и времени по телефону дошкольного учреждения.

        1.3. Количество групп, реализующих АООП и их типология

        В течение года в дошкольной организации в группах комбинированной направленности осуществляется коррекционно-развивающая работа. На данный период две комбинированные группы посещают 11 детей (ОНР II уровня  - 1 ребенок, ОНР III уровня  - 8 детей, ОНР IV уровня  - 2 ребенка). Для организации коррекционной работы с данной категорией детей разработана адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (АООП). На каждого ребёнка разработаны и реализуются адаптированные образовательные программы (АОП).                                                                                         С детьми ОВЗ проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия по коррекции звукопроизношения, развитию связной речи и лексико-грамматического строя. По результатам реализации АОП проводится первичная, промежуточная и заключительная диагностика, позволяющая установить положительную динамику речевых возможностей ребёнка.

        Кроме индивидуальных занятий со специалистами (учитель-логопед, педагог-психолог) предусмотренных адаптированной программой, все дети ОВЗ включены в жизнедеятельность группы наравне с остальными детьми, участвуют в проектной деятельности, в развлечениях, праздниках, очных и заочных конкурсах и фестивалях. Данные мероприятия способствуют позитивной социализации и повышению самооценки детей.

        1.4. Вовлеченность детей с ОВЗ и инвалидов в дополнительное образование

        В дошкольной образовательной организации реализуются 3 программы дополнительного образования, из них 1 программа – на платной основе, 2 – бесплатные. 11 детей с ОВЗ (100%) включены в дополнительное образование.

        1. Дополнительная образовательная программа «Умники и умницы» определяет содержание дополнительной образовательной услуги - подготовка детей к обучению в школе. Данная услуга организуется на платной основе.

        Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Срок реализации программы – 1 год. Цель программы – развитие познавательных и коммуникативных способностей ребенка, подготовка его к школьной жизни и снятие трудностей адаптации в новой для него социальной среде.  

        Количество детей ОВЗ, включенных в реализацию программы – 3 ребенка.

        2. Дополнительная общеразвивающая программа «Умелые ручки». Данная программа реализуется бесплатно. Цель программы: развитие творческих способностей детей посредством декоративно-прикладного искусства, создание условий для их самовыражения.

        Количество детей ОВЗ, включенных в реализацию программы – 4 ребенка.

        3. Дополнительная общеразвивающая программа «Шахматы дошкольникам». Данная программа реализуется бесплатно. Цель программы: развитие личности ребёнка, способной к логическому и аналитическому мышлению, а также обладающей такими качествами как целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, через овладение навыками шахматной игры.

        Количество детей ОВЗ, включенных в реализацию программы – 4 ребенка.

        Педагоги, реализующие дополнительные программы, имеют курсовую переподготовку по программе инклюзивного образования.

        Наряду с дополнительным образованием все воспитанники (в том числе дети с ОВЗ) являются активными участниками конкурсов, фестивалей, акций на разных уровнях.

        1.5. Характеристика педагогических кадров

        Одним из условий успешности реализации инклюзивного образования является наличие профессиональных кадров, имеющих специальные знания по работе с детьми с ОВЗ, готовность педагогов и специалистов к работе с такими детьми.                                                                                                Согласно штатному расписанию в МБДОУ № 46 организуют деятельность воспитатели - 12 человек, педагог-психолог – 1 специалист, учитель-логопед – 1 специалист, учитель-дефектолог – 1 специалист, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. В настоящее время укомплектованность специалистами составляет 100%. Все педагоги имеют высшее или среднее профессиональное образование.                                В 2019 году – 14 педагогов (84%) прошли курсовую переподготовку по программам инклюзивного образования, из них: 7 педагогов (42%) – по программе «Специальное дефектологическое образование», 7 педагогов (42%) – по программе «Специальная дошкольная педагогика и психология».  

        1.6. Деятельность ППк

        Обеспечение индивидуального образовательного маршрута детей с ОВЗ осуществляется в соответствии с заключением городской психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и обеспечивается работой психолого-педагогического консилиума (ППк) дошкольной образовательной организации, результатами работы специалистов и взаимодействия с родителями воспитанников с ОВЗ.

        Психолого-педагогический консилиум работает на постоянной основе в течение всего учебного года, полностью укомплектован специалистами, есть председатель и секретарь консилиума. Работая одной «командой», каждый её специалист выполняет чётко определённые цели и задачи в области своей предметной деятельности.

        Заседания ППк могут проходить, как в соответствии с планом, так и внепланово (по запросу педагогов и родителей). При проведении ППк учитываются результаты освоения содержания основной образовательной программы, комплексного обследования специалистами ППк, степень социализации и адаптации воспитанников.

        На основании полученных данных принимается решение о необходимости прохождения психолого-медико-педагогической комиссии в целях проведения комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям необходимой помощи и созданию специальных образовательных условий для дальнейшего обучения и воспитания. 

На основании рекомендаций ПМПК специалисты ППк дошкольной организации разрабатывают адаптированную основную образовательную программу и адаптированную образовательную программу (индивидуальный образовательный маршрут). Основой для разработки АООП послужила «Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет»                  Н.В. Нищевой.

        На каждого ребенка с ОВЗ разработана и реализуется индивидуальная адаптированная образовательная программа (далее АОП). Реализация АОП осуществляется как в образовательном процессе (НОД, индивидуальные и групповые занятия с учителем-логопедом, педагогом-психологом), так и в ходе режимных моментов (совместная деятельность и игры в специально организованной среде, свободные игры в групповом помещении, прогулки, прием пищи, праздники, конкурсы, экскурсии).

Обязательным условием развития детей с ОВЗ является взаимодействие с другими детьми в группе, что способствует формированию социальных навыков общения и взаимодействия. Педагоги способствуют взаимодействию детей через организацию образовательной, игровой, проектной деятельности, а также в режимные моменты в течение всего дня.

        1.7. Материально-техническое обеспечение

Финансирование инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется в соответствии с действующим законодательством. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ, ФГОС дошкольного образования и ряда других
нормативных актов можно отметить, что государственная политика в сфере образования ориентирована на обеспечение права каждому человеку на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.

В целях реализации данного права необходимо создать ряд условий, в том числе:                                                                                                               - для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для детей с ОВЗ методов и способов общения;
- для социального развития детей с ОВЗ, в том числе посредством организации инклюзивного образования.

        Образовательное пространство для осуществления коррекционной работы включает следующие помещения – методический кабинет, музыкально-физкультурный зал и кабинет специалистов (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог). В кабинетах для работы имеются необходимые материалы и пособия, методическая литература, технические средства обучения.                                                                                                 Одним из условий эффективности коррекционно-педагогической деятельности является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды. Поскольку в условиях комбинированной группы осуществляется совместное образование детей нормы с детьми ОВЗ, предметно-развивающая среда в группе создается педагогами для всех детей, основываясь на требованиях ФГОС. Вместе с тем, в группе имеется достаточное количество методических пособий, наглядного и игрового материала, подобранного специально для детей с ОВЗ (дидактические игры для развития речи детей, пособия, тренажеры для развития речевого дыхания, игры на развития памяти, внимания, мышления, неоформленный материал для развития творческих способностей, фантазии).

В дошкольной образовательной организации разработан Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нём услуг в сфере образования, в котором указано состояние доступности объекта. Объект признан условно-доступным для отдельных категорий инвалидов.

        1.8. Взаимодействие с родительской общественностью по вопросам реализации инклюзивного образования

        С целью создания комплекса психолого-педагогических условий, способствующих успешной социализации детей с ОВЗ в обществе, дошкольная организация взаимодействует с родителями (законными представителями). Практика взаимодействия педагога и семьи сегодня заключается в том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а педагог призван помочь, поддержать и направить их воспитательную деятельность. Согласно ФГОС ДО, педагоги должны профессионально оказывать психолого-педагогическую поддержку семье и повышать компетентность родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Особенно актуально это в отношении семей, воспитывающих детей с ОВЗ.                                                На сегодняшний момент в дошкольной организации сложилась своя система работы с родителями, которую можно разделить на 3 блока:

1. Информационно-аналитический  -  направлен на сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, опыта воспитания, а также трудностей и запросов родителей. Инструментарий: «Социальный паспорт семьи».

2. Практический - предусматривает конкретное включение родителей в педагогический процесс и актуализацию полученных знаний (социальные акции, открытые просмотры образовательной деятельности и день самоуправления, «маршрутные игры» и тематические квесты, совместные выставки творческих работ, образовательные и воспитательные проекты).

3. Контрольно-оценочный - предполагает анализ эффективности проводимых мероприятий педагогами дошкольного учреждения (опросы, анкетирование, оценочные листы, экспресс-диагностика, «Родительская почта», «обратная связь» на официальном сайте).                                                        Привлекая родителей к более активному и равноправному участию в воспитании и обучении детей (в том числе с ОВЗ и инвалидов), педагоги реализуют систему взаимодействия, включающую разные формы:

- ознакомление родителей с результатами работы и анализом участия родительской общественности в жизни дошкольного учреждения на общих (групповых) родительских собраниях;

- ознакомление родителей с содержанием работы, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;

- работа Родительского комитета;                                                                        

- обучение родителей конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях, мастер-классах и открытых мероприятиях.

        Эффективность работы с родителями воспитанников (в том числе с ОВЗ и инвалидов) подтверждается ростом их заинтересованности в сотрудничестве с дошкольной организацией, повышении уровня психолого-педагогической компетентности, умении правильно взглянуть на ситуацию, оценить ее, находить приемлемые пути решения.

        

        2. Целевой компонент модели инклюзивного образования

Цель – создание целостной, эффективно действующей системы, обеспечивающей оптимальные условия для полноценного развития и воспитания детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в условиях дошкольной организации.

Задачи:

- создавать единую психологически комфортную, адаптивную образовательную среду для детей, имеющих разные стартовые возможности;

- обеспечивать эффективное психолого-педагогическое сопровождение процесса образования детей с ограниченными возможностями здоровья через взаимодействие диагностического, коррекционно-развивающего, социально-личностного направлений деятельности;                                                             - совершенствовать систему взаимодействия специалистов разного профиля и родителей (законных представителей), вовлеченных в процесс инклюзивного образования;

- повышать профессиональную компетентность педагогов в области инклюзивного образования;

- формировать у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей с особыми образовательными потребностями.

  Инклюзивное образование строится на следующих принципах:

- принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее изучение воспитанников и разработка соответствующих мер с учетом выявленных особенностей (выбор форм, методов, средств обучения и воспитания с учетом образовательных потребностей каждого ребенка);

        - принцип поддержки самостоятельной активности ребенка, реализация которого обеспечивает формирование личности. Когда активность целиком находится на стороне взрослых, заботящихся о ребенке, считающих, что его особенности не разрешают ему осуществлять свои возможности, сформировывается «выученная беспомощность» – такой феномен, когда ребенок ждет внешнюю инициативу, сам при этом оставаясь пассивным. Это же может случиться с родителями детей с ограниченными потенциалами здоровья. Родители, возможно, будут ожидать помощь или энергично добиваться льгот от страны, пренебрегая собственными возможностями участия в социальной жизни;

        - принцип социального взаимодействия предполагает активное включение в образовательный процесс всех участников – плодотворное взаимодействие родителей, детей и специалистов в совместной деятельности, как учебной, так и социальной;

- принцип междисциплинарного подхода (специалисты, работающие в группе регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и группы в целом);                                                                        - принцип вариативности предполагает наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды;

- принцип партнерского взаимодействия с семьей предполагает установление доверительных партнерских отношений с родителями, внимательное отношение к их запросам, договоренность о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.

3. Структурно-функциональный компонент модели развития инклюзивного образования

        Взаимодействие дошкольного учреждения с социальными партнерами предполагает максимальное использование собственных ресурсов и ресурсов организаций для поддержки всех участников образовательного процесса в вопросах инклюзивного образования. Социальное партнерство предполагает более конструктивное оказание помощи детям, родителям и педагогам МБДОУ.

        Каждый участник инклюзивного образовательного процесса в дошкольной организации выполняет определенные функции в реализации модели.

Участники (специалисты)

Функции взаимодействия

Заведующий

Организует работу по реализации модели, осуществляет подбор специалистов, контролирует работу педагогических кадров

Старший воспитатель

Координирует работу специалистов, осуществляет сбор и анализ информации об организации образовательного процесса в рамках реализации модели, координирует деятельность ППк, разработку АООП, АОП

Учитель-логопед

Определяет уровень нарушения речевого развития, оформляет заключения.

Участвует в разработке АООП, АОП в направлении коррекционно-логопедического сопровождения.

Проводит индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми по коррекции речевых нарушений.

Организует работу по повышению компетентности родителей, педагогов в форме консультаций, семинаров, мастер-классов, презентаций по теме инклюзивного образования.

Педагог-психолог

Осуществляет психолого-педагоги-ческое сопровождение образователь-ного процесса с детьми ОВЗ, консультирует родителей и педагогов, участвует в разработке АООП, АОП в направлении коррекционно-психологического сопровождения.

Учитель-дефектолог

Ведет коррекционно-развивающую работу с детьми, консультирует родителей и педагогов, участвует в разработке АООП, АОП в направлении коррекционного сопро-вождения.

Воспитатель

Участвует в разработке АООП, АОП.

Организует развивающую предметно-пространственную, образовательную среду в соответствии с потребностями детей ОВЗ и требованиями ФГОС ДО.

Применяет современные образова-тельные технологии, способствующие решению актуальных задач развития детей, в том числе с ОВЗ.

Проводит открытые занятия, меро-приятия, мастер-классы, презентации, консультации для педагогов и родителей.

Организует индивидуальную консультационную работу с родителями детей с ОВЗ.

Музыкальный руководитель

Осуществляет музыкальное развитие дошкольников в рамках реализации целей и задач АОП, организует работу по реализации образователь-ной области «Художественно-эстетическое развитие».

Инструктор по физической культуре

Осуществляет физическое развитие дошкольников в рамках реализации целей и задач АОП, организует физкультурно-оздоровительную работу.

        

        В дошкольной организации осуществляется взаимодействие с организациями и учреждениями других ведомств на договорной основе.

 

№ п/п

Наименование организации                

Содержание работы

Детская поликлиника

Медицинские осмотры детей специалистами,  вакцинация, консультационная медицинская помощь

МКУ РМЦ г. Канска

Оказание методической помощи (консультации, рекомендации), участие в методических мероприятиях, конкурсах, семинарах, вебинарах

МБОУ СОШ № 11

Реализация совместного плана взаимодействия, анализ адаптации детей к школе и актуального обучения.

МКУ ЦДиК г. Канска

Семинары, методическое сопровождение специалистов по вопросам выявления и сопровождения воспитанников, разработка рекомендаций по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ

МБУДО СЮН

Оказание методической помощи (консультации, рекомендации) в озеленении территории, семинары-практикумы, совместные мероприятия

Краеведческий музей

Экскурсии, презентация тематических программ «Музей в чемодане», совместные мероприятия

ЦБС г. Канска

Совместные мероприятия: выставки, литературные викторины, театрализованные представления, экскурсии

ФОК «Текстильщик»,  

ФОК «Дельфин»

Совместные спортивные мероприятия, организа-ция дополнительных услуг для воспитанников

КГА ПОУ «Канский педагогический колледж»,

ККИПК и ПП РО

г. Красноярск

Курсы повышения квалификации, мастер-классы, экспертные сессии, семинары, участие в работе стажерских площадок

4-ый военный городок

Целевые экскурсии, совместные мероприятия

4. Содержательно-технологический компонент модели развития
инклюзивного образования

         Для обеспечения реализации модели инклюзивного образования дошкольная организация придерживается двух составляющих образовательной деятельности: содержательную и технологическую.

Содержательная часть отражает реализацию основной образовательной программы дошкольного образования (далее - ООП) и адаптированной основной образовательной программы (далее - АООП). В дошкольной организации функционируют группы комбинированной направленности, в которых осуществляется совместное образование детей с нормативным развитием и детей с ОВЗ в соответствии с основной образовательной программой, а также адаптированной программой для детей с ОВЗ:

        - в дошкольной организации разработана адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи. Основой для разработки АООП послужила «Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой;                                                - для каждого ребенка с ОВЗ разработана адаптированная образовательная программа (далее – АОП), в которой отражена вся информация по индивидуальному сопровождению в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Решение о переводе ребенка с ОВЗ на АОП принимается на основании заключения ПМПК и заявления родителей (или лиц их заменяющих). В АОП для каждого ребенка с ОВЗ составлен индивидуальный график коррекционно-развивающих занятий с учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом. Организовано взаимодействие воспитателей с узкими специалистами по коррекции выявленных проблем конкретных воспитанников, после чего обсуждение данных вопросов по динамике достижений выносятся на ППк.

Для решения задач инклюзивного образования в дошкольной организации выстроено эффективное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса. Педагоги, дети, родители:

1. Регулярно работают в сотрудничестве друг с другом.

2. Открыто оказывают друг другу помощь и получают ее, предоставляют обратную связь, дают советы, делают критические замечания и прислушиваются к ним.

3. Уважительно относятся друг к другу за индивидуальный вклад, вносимый ими в общее дело.

4. Эффективно работают как единая профессиональная команда для достижения общей цели, такой, например, как составление согласованного представления об актуальном уровне развития детей и группы в целом, планирование согласованных действий, способствующих развитию детей и группы через разработку тематических проектов или разработку индивидуального образовательного плана развития ребенка.                 Эффективным условием реализации инклюзивного образовательного процесса является организация развивающей предметно-пространственной среды, стимулирующей развитие самостоятельности, инициативы и активности ребенка, обеспечивающей развитие возможностей всех детей. Среда организуется в каждой группе (в том числе комбинированной) на основе представлений о возрастных закономерностях развития детей в соответствии с их интересами таким образом, чтобы у каждого ребенка были оптимальные возможности проявлять активность, работать как в сотрудничестве со взрослым, и с другими детьми, так и самостоятельно.

Технологическая часть образовательной деятельности определяет технологии, методы, приёмы, формы обучения, используемые для работы с конкретным детьми. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образовательной деятельности: индивидуальная образовательная деятельность; индивидуальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия со специалистами; активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка);  совместная деятельность и игра в микро-группах с другими детьми; фронтальная непосредственно образовательная деятельность; праздники, конкурсы.

Педагоги и специалисты групп комбинированной направленности используют весь комплекс методов и приёмов, которые могут рассматриваться как психолого-педагогические способы помощи в становлении и развитии личности ребенка с ОВЗ.

Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Содержание занятий, планируется согласно составленному индивидуальному плану. По результатам занятий специалист составляет запись в индивидуальной карте развития ребенка, с которой знакомятся другие специалисты. Воспитателям группы и родителям выдаются рекомендации по отработке навыков и включению их в игровую и бытовую деятельность.

Фронтальные формы организации активности детей решают познавательные и социальные задачи. Организуется такая форма по-разному. Для инклюзивного процесса больше всего подходит занятие в микро-группах, что способствует формированию социальных навыков общения и взаимодействия. Педагоги организуют взаимодействие детей в микро-группах через игровую, проектную, исследовательскую и продуктивную деятельности. Для этого используют авторские программы и технологии Н.П. Гришаевой,     Л.В. Свирской, А.И. Савенкова.

При организации коррекционной деятельности с детьми с тяжелым нарушением речи применяются эффективные технологии по развитию всех компонентов речи дошкольников и коррекции речевых дефектов Н.В. Нищевой, для развития эмоционально-волевой сферы и навыков сотрудничества используются программы Н.Ю. Куражевой,  Н.В. Вараевой, Н.П. Слободняк «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь, радуюсь»,  Л.М. Шипициной, О.В. Защиринской, А.П. Вороновой, Т.А. Ниловой «Азбука общения», Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии». Систематически используют приемы дыхательной гимнастики,  динамические паузы, физкультурные минутки, пальчиковые и артикуляционные игры.

        

5. Компонент управления развитием инклюзивного образования

Организация инклюзивной практики – это процесс творческий, в котором у каждого, кто будет ее реализовывать, появляется возможность сделать свой вклад. Уже в самом инклюзивном подходе заложена необходимость изменять образовательную ситуацию, создавать новые формы и способы организации образовательного процесса с учетом индивидуальных различий детей. Поэтому и система организации инклюзивной практики должна быть гибкой, способной включать необходимые для поддержания самой системы изменения.

        Для управления инклюзивными процессами необходимо вводить командные формы работы, проектные формы организации деятельности, диагностику и мониторинг инклюзивных процессов, формы согласования интересов разных участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов, администрации).

        Основной принцип управления инклюзивным образованием – принцип включения в принятие решений и их выполнение всех участников образовательного процесса.

        В дошкольной организации существует структура управления инклюзивным процессом, в которую входит:

1. Педагогический совет.

2. Общее собрание коллектива.

3. Родительский комитет.

4. Рабочие группы по разработке и внедрению программ инклюзивной практики.

        Командная работа сотрудников – один из важных принципов организации инклюзивного процесса. Управленческая команда – группа специалистов, объединенная пониманием перспективы развития образовательного учреждения и проводящая в коллективе единую политику по достижению поставленных целей. Функционирование и развитие инклюзивного образовательного процесса зависит от обмена информацией и способности людей совместно решать проблемы и задачи.

        Командная работа способствует:

- более успешной работе образовательного учреждения;

- быстрой адаптации образовательной системы к изменениям во внешней среде, быстрому реагированию на изменение образовательного запроса;

- модернизации организационной системы управления, когда осуществляется переход от функционально-линейной организационной структуры к структуре матричной, в которой сочетается вертикальная и горизонтальная системы управления.                                                                        Администрация дошкольной организации выстраивает работу по развитию инклюзивного образования согласованно, ведя коллектив к достижению поставленных целей, своевременно обмениваясь информацией, совместно решая проблемы и необходимые задачи, выполняя при этом ряд функций и управленческих действий, принимая необходимые управленческие решения.

Функции управления

Управленческие действия

Анализ, целеполагание и планирование деятельности

Системный анализ состояния проблемы на
уровне дошкольного учреждения.

Разработка и реализация модели.

Создание алгоритма взаимодействия различных
учреждений, осуществляющих психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение и ресурсное обеспечение образования ребенка с особыми образовательными потребностями

Организация, координация деятельности

Разработка и совершенствование нормативно-правовых документов на уровне дошкольного учреждения.
Совершенствование образовательной среды в дошкольном учреждении в соответствии с требованиями инклюзивного образования.

Внедрение командных форм работы, проведение совещаний, семинаров для педагогов и родителей (законных представителей).

Проведение мероприятий с педагогами (в том числе, с участием других ведомств).

Работа по установлению и укреплению  межведемствен-ных связей дошкольного учреждения  с медицинскими учреждениями, учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры.

Создание консультационных пунктов, других форм работы с семьями, имеющими детей с ОВЗ, на основе межведомственного и сетевого взаимодействия.

Методическое сопровождение, мотивация, руководство кадрами

Анализ потребностей в педагогических работниках и специалистах для работы детьми с ОВЗ и инвалидностью.
Методическая поддержка специалистов
сопровождения.
Выявление образовательных дефицитов
воспитателей и специалистов и оформление персонифицированного заказа на их обучение и повышение квалификации.

Мотивация педагогических работников через денежную компенсацию за работу в условиях инклюзивного образования.                                                                                Оснащение кабинетов специалистов и развивающей предметно-пространственной среды групп комбинирован-ной направленности, помещений и территории необходимым игровым оборудованием, направленным на компенсацию дефицитов в психофизическом развитии дошкольников.                                                                                Выявление успешных педагогических инициатив с последующим тиражированием опыта в форме публикаций в научно-методических изданиях, докладах на конференциях, мастер-классах для педагогической общественности на разных уровнях.

Мониторинг и контроль

Проведение рефлексивно-аналитических, диагностичес-ких и мониторинговых процедур, индикаторы измерения результативности которых отражены в рефлексивно- оценочном компоненте.

6. Рефлексивно-оценочный компонент модели развития инклюзивного образования

Рефлексивно-оценочный компонент модели развития инклюзивного образования обеспечивает комплексную оценку инклюзивного образования в дошкольной организации и включает проведение рефлексивно-аналитических, диагностических и мониторинговых процедур.

К индикаторам измерения результативности реализации модели инклюзивного образования относятся:

- наличие  и успешное внедрение модели инклюзивного образования детей с ОВЗ;

- эффективная реализация АООП ТНР, АОП;

- комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ;

- наличие универсальной безбарьерной среды;

- своевременное повышение квалификации и совершенствование профессиональной компетентности педагогов в условиях инклюзивного образования;

- наличие межведомственного взаимодействия;

- качественное консультирование всех участников образовательных отношений по вопросам инклюзивного образования;

- наличие мониторинга образовательных достижений и динамики развития детей с ОВЗ;

- наличие обратной связи с родителями, в том числе с родителями  детей с ОВЗ, педагогическими работниками по вопросам инклюзивного образования и удовлетворенности созданными условиями;

- результативное участие педагогов в методических мероприятиях, обмен опытом по развитию инклюзивного образования на разном уровне.

Критерии (индикаторы) оценки результативности модели

В качестве приоритетных критериев для оценки результативности деятельности по созданию инклюзивной образовательной среды в учреждении необходимо выделить следующие:

- привлечение  дополнительных  средств,  для  создания  доступной  безбарьерной среды (проекты, гранты, конкурсы);

- готовность и способность педагогов работать в условиях инклюзивного образования, развитие и совершенствование необходимых профессиональных компетенций;

- своевременность прохождения педагогами курсов по повышению квалификации, профессиональной переподготовки по программам инклюзивной направленности;

- увеличение численности детей с ОВЗ, участвующих в мероприятиях творческой и спортивной направленности;

- участие родителей в реализации инклюзивной образовательной деятельности; увеличение количества мероприятий воспитательной направленности, с участием родителей (законных представителей); увеличение количества таких родителей.

Планируемые результаты

1. Разработана и реализуется модель инклюзивного образования.

2. Разработана система программно-методического, нормативного и информационного обеспечения инклюзивного образовательного процесса.

3.  Коррекционная работа для детей с ОВЗ осуществляется посредством организации подгрупповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с учителями-логопедом, педагогом-психологом, учителем-дефектологом в соответствии с заключением ПМПК, АОП, образовательными потребностями семьи.                                                                                    4. Дети с ОВЗ включены в мероприятия дополнительного образования и культурно-досуговые мероприятия совместно с детьми нормы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в дошкольном учреждении

В статье рассматриваются основные принципы сопровождения инклюзивного образования в ДОУ, а также роль педагога-психолога ДОУ, реализующего инклюзивное образование.Также рассмотрены проблемы интеграции...

Возможности инклюзивного образования в дошкольном учреждении

Основная задача состоит в том,чтобы педагоги в таких группах научили детей видеть в других людях равных себе независимо от их особенностей....

Роль учителя-логопеда в реализации инклюзивного образования в дошкольном учреждении.

Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей,...

«Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в дошкольном учреждении»

В данном материале содержится следующая информация:Основные понятия из Федерального закона «Об образовании»Организация психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Варианты комплекто...

Возможности инклюзивного образования в дошкольных учреждениях

Предлагаю вам теоретический обзор подходов отечественных и зарубежных авторов к проблеме социально-психологической взаимоадаптации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и д...

Возможности инклюзивного образования в дошкольном учреждении

Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к о...

Взаимодействие узких специалистов с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования в дошкольном учреждении

Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ. Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое в...