«Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в дошкольном учреждении»
консультация на тему
В данном материале содержится следующая информация:
Основные понятия из Федерального закона «Об образовании»
Организация психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
Варианты комплектования групп при инклюзивной форме обучения
Принципы организации инклюзивной практики в ДОУ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 11 «Журавушка»
города Ставрополя
«Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в дошкольном учреждении»
Педагог-психолог:
Белозерова Л.П.
г. Ставрополь
Закон об инклюзивном образовании принят 01.09.2013года
Основные понятия из Федерального закона «Об образовании»:
- инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей
- адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Статьи Федерального закона «Об образовании»:
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
Обучающимся предоставляются академические права на:
- предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции
Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации…психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются.
Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:
1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическая помощь обучающимся;
3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;
Возможные варианты комплектования групп при инклюзивной форме обучения:
- до 3 лет - 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья;
- старше 3 лет - 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой, или детей со сложным дефектом;
- 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени;
- 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития.
Переход к системе инклюзивного образования должен осуществляться через:
- разработку инклюзивной политики;
- развитие инклюзивной практики;
- создание инклюзивной культуры.
Способы интеграции:
- Интернальный способ интеграции - объединение детей с различными нарушениями психофизического развития внутри системы специального (коррекционного) образования.
- Экстернальный способ интеграции - слияние систем общего и специального образования, включения детей с ограниченными возможностями здоровья в группы, классы образовательных учреждений общего типа.
Модели интеграции (Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д.):
- Постоянная полная интеграция.
- Постоянная неполная интеграция.
- Постоянная частичная интеграция
- Систематическая временная интеграция.
- Эпизодическая интеграция.
Принципы организации инклюзивной практики в ДОУ:
- принцип индивидуального подхода.
- принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации).
- принцип социального взаимодействия.
- принцип междисциплинарного подхода.
- принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.
- принцип партнерского взаимодействия с семьей.
- принцип динамического развития образовательной модели детского сада.
Цель психолого-педагогического сопровождения состоит в создании «в рамках объективно данной ребенку среды условий для максимального в данной ситуации личностного развития и обучения» и заключается в активном направленном воздействии педагога-психолога на социальные условия, в которых живет ребенок.
Показатели результативности деятельности образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику:
- успешность реализации индивидуальных образовательных маршрутов и индивидуальных образовательных программ для детей с ОВЗ;
- удовлетворенность инклюзивным процессом у его участников;
- повышение числа выпускников с ОВЗ, продолживших индивидуальный образовательный маршрут в общеобразовательной или специальной (коррекционной) школе;
- повышение квалификации сотрудников ДОУ по программам, содержание которых отражает методы, приемы, формы работы с детьми в условиях инклюзивной практики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение семьи в условиях дошкольного учреждения
Условие возникновения, становления опыта При выборе детск...
Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в дошкольном учреждении
В статье рассматриваются основные принципы сопровождения инклюзивного образования в ДОУ, а также роль педагога-психолога ДОУ, реализующего инклюзивное образование.Также рассмотрены проблемы интеграции...
Значимость психолого-педагогического сопровождения в инновационной деятельности дошкольного учреждения.
Для инновации характерно возникновение и накопление разнообразных новшеств и инициатив, которые в совокупности приводят к существенному изменению в сфере образования и трансформации его содержания и к...
Психолого-педагогическое сопровождение неполных семей в дошкольном учреждении
В данной статье раскрывается опыт организации клубной деятельности в МБДОУ «Детский сад № 12 «Золотой ключик» города Новочебоксарск Чувашской Республики с целью поддержки одиноких матерей ...
Программа психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации в дошкольном учреждении
Программа направлена на работу с детьми, включает тренинги с родителями, работу с воспитателями в период процесса адаптации к дошкольному учреждению...
«Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении»
Современный мир переживает коренную смену подходов к образованию и к социокультурной политике в целом. Это обусловлено переориентацией общества н...
«Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в дошкольном учреждении»
Психолого-педагогическое сопровождение сегодня выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализаци...