Арт-терапевтический проект «Волшебное дерево» для детей старшей, подготовительной групп комбинированной направленности
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)
Арт-терапевтический проект «Волшебное дерево» для детей старшей, подготовительной групп комбинированной направленности
Описание проекта
Для реализации проекта в МБДОУ ПГО «Детский сад № 69»
- организована творческая мастерская в кабинете педагога-психолога, для непосредственной образовательной деятельности, досугов с детьми;
- составлено тематическое планирование работы с детьми старшей и подготовительной группы;
- имеется необходимое оборудование, проведена предварительная работа, подобрана методическая и детская литература, составлены презентации для работы с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_volshebnoe_derevo.docx | 507.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Арт-терапевтический проект «Волшебное дерево» для детей старшей, подготовительной групп комбинированной направленности
Описание проекта
Для реализации проекта в МБДОУ ПГО «Детский сад № 69»
- организована творческая мастерская в кабинете педагога-психолога, для непосредственной образовательной деятельности, досугов с детьми;
- составлено тематическое планирование работы с детьми старшей и подготовительной группы;
- имеется необходимое оборудование, проведена предварительная работа, подобрана методическая и детская литература, составлены презентации для работы с детьми.
Актуальность проекта
В образовательной организации МБДОУ ПГО «Детский сад № 69» осуществляется сопровождение детей имеющих особенности в развитии и поведении. В детском саду функционируют группы комбинированной направленности, которые посещают дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), дети инвалиды (ребенок с нарушением слуха после кохлеарной имплантации, ребенок, имеющий эндокринное заболевание, воспитанники с нарушением опорно-двигательного аппарата), дети с задержкой психического развития и нормотипичные дети.
Основной задачей коррекционно-образовательной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является создание оптимальных условий для реабилитации и развития тех качеств и навыков, которые необходимы для социальной адаптации детей.
Педагогом – психологом в начале 2019-2020 учебного года была выявлена проблема социализации и адаптации детей с ОВЗ:
- высокий уровень тревоги, страхов;
- снижение познавательной деятельности;
- низкий уровень коммуникативных и творческих способностей;
- неконструктивные формы поведения (агрессивное, конформное, протестное, демонстративное).
Одним из эффективных способов социализации детей с ОВЗ в детском коллективе является использование арт-терапевтических методов.
Арт-терапия (от английского «art-therapy») – означает «лечение искусством», т.е. используется комплекс методов оздоровления и психологической коррекции при помощи разных видов искусства и творчества.
По мнению профессора Лондонского Университета и почетного президента Британской ассоциации арт-терапевтов Д. Уоллера, арт-терапия основана на представлениях о том, что создание и восприятие визуальных образов является важным аспектом познавательной деятельности человека.
Для решения проблем адаптации и социализации детей с особыми возможностями здоровья, специалистами ДОО был организован долгосрочный арт-терапевтический проект «Волшебное дерево», который рассчитан на 2 года.
Цель проекта: создание условий для гармонизации внутреннего состояния, активизации творческих способностей детей с ОВЗ и ООП дошкольного возраста и успешной социализации посредством арт-терапии.
Задачи:
- подготовить совместными усилиями детей и родителей развивающую среду (дерево из ракушек, временных зон (центров) релаксации в каждой группе образовательной организации)
- создание ситуации успеха для детей с ОВЗ и ООП
- развитие воображения, творческих способностей детей;
- развитие самоконтроля, произвольности в поведении;
- активизация взаимодействия со сверстниками и взрослыми в социуме (развитие коммуникативных способностей);
- обучение концентрации на чувствах и ощущениях, формирование умений выражать свои чувства словами;
- снижение психоэмоционального напряжения и страхов;
- развитие познавательной инициативы и активности;
- организовать заключительное мероприятие – Детскую Конференцию где осуществить защиту исследовательских проектов «Мое родовое дерево», «Мои исследования», «Я - экспериментатор».
Предполагаемые результаты реализации арт-терапевтического проекта «Волшебное дерево»:
- дети проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
- дети проявляют любознательность, способны задавать вопросы, экспериментировать
- дети умеют просить о помощи, говорить о собственных чувствах, понимать чувства других;
- дети обладают установкой положительного отношения к окружающему миру, к другим людям и самому себе;
- дети проявляют волевые усилия, могут следовать правилам поведения;
- родители (законные представители) проявляют инициативу, активно участвуют в образовательной деятельности в вопросах развития и укрепления психического здоровья детей;
- родители детей с ОВЗ и ООП активно способствуют реализации интересов и увлечений своего ребенка.
Уникальность проекта заключается в том, что методы арт-терапии активизируют зоны головного мозга, которые дают возможность двум полушариям плодотворно трудиться и взаимодействовать. Активность с одного полушария головного мозга «переключается» на другое. Левое полушарие «включает» сознание, разум, который не всегда дает волю искренним чувствам. Правое же полушарие оживляет процессы бессознательного, и мы видим настоящие эмоции. Ученые выяснили, что современные дети рождаются с дефицитарностью структур, которые отвечают за письмо, чтение, память, произвольную саморегуляцию и т.п., поэтому применение арт-терапевтических методов в работе с детьми дошкольного возраста с целью коррекции дифицитарных зон актуально в практике специалистов образовательной организации.
Участники проекта: дети, воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, родители.
Необходимые материалы: ракушки, кора сосны, шишки и др. природный материал для изготовления дерева, клей ПВА, материал для изготовления песочных, солнечных часов, компьютер, проектор для демонстрации презентаций.
Предполагаемый продукт проекта:
- «Волшебное дерево» на стене в кабинете педагога-психолога и в группах детской организации.
- Мероприятие: защита детских проектов - «Мое родовое дерево» и т.п.; выставка творческих работ детей «Моё волшебное дерево»; презентация «Мое родовое дерево» (составленная совместными усилиями детей и их родителей).
- активизация совместной деятельности детей и родителей в области экспериментальной деятельности и ознакомления с окружающим миром (опыты с водой, песком и др. материалами).
- Листовки и плакаты проведенных акций «Спаси дерево», «Мы за чистый город!», «Открытые сердца», «Спасем ёжика».
Содержание проекта
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап.
Проведена предварительная работа в рамках подготовительного этапа, сформулированы цели работы, определены актуальность и значимость проекта – подобрана методическая литература и наглядно-дидактический материал.
Основной этап: 1.«Создание Волшебного Дерева, дружба с ним, установление доверительных отношений».
С целью коррекции выявленных нарушений у детей был запланирован ряд мероприятий:
- чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций, дидактические, театрализованные и подвижные игры, направленные на снижение психоэмоционального напряжения;
- перед детьми была поставлена задача - проблемная ситуация: создать, что-то, что вырастет из семян и будет помогать детям, жить, радовать их (предъявлено семя дуба – жёлудь), это способствовало «рождению Волшебного дерева» и дальнейшему его преобразованию,
- проведена работа с родителями (активизация совместной деятельности по созданию дерева, разработка рекомендаций для родителей по созданию временных зон для релаксации, презентация рекомендаций);
- по инициативе детей организована выставка рисунков детей около дерева;
- создание творческих работ детей: составление сказок, рассказов детей, проведение экспериментов на природе т.д.);
- участие а акциях: «Спаси дерево», «Мы за чистый город!», «Открытые сердца», «Спасем ёжика»
Заключительный этап:
- защита проектов детей – «Мое родовое древо»; «Мои эксперименты» и др.
- Анализ результатов проекта
Тематическое планирование
Этапы, сроки | Тема | Содержание работы | Участники, ответственные |
Подготовительный этап (сентябрь-октябрь 2019 г.) | «Проектная деятельность, её значение для развития детей» | Заседание рабочей группы: сбор всех идей, материалов – «Мозговой штурм»; определение целей и задач работы; мотивационных механизмов способствующих созданию проекта и его продвижению | Воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, родители. |
«Такие разные деревья» | Экскурсия в городской парк, с целью наблюдения и определения видов деревьев. Сбор природного материала воспитанниками для изготовления поделок. | Воспитатели, воспитанники, родители старших, подготовительных групп и специалистов МБДОО | |
Дидактические и подвижные игры | «С какого дерева листок?», «Назови дерево», «Определи дерево», «Чей плод?», «Раз, два, три к дереву беги…» и др. | Воспитатели, воспитанники старших и подготовительных групп | |
Основной этап (декабрь 2019-май 2020 г.) | «Чудо-Дерево». | После прочтения произведения К. И. Чуковского «Чудо-дерево» детям предоставляется возможность выбрать разные материалы (карандаши, краски, мелки, пластилин, глину) для создания своего дерева. | Активное участие родителей воспитанников, детей старшей и подготовительной группы и специалистов МБДОО |
«Авторские рассказы о деревьях» | В результате проделанной работы по созданию коллективного рисунка «Осенний лес», детям совместно с родителями было предложено составить авторский рассказ о дереве и представить его детскому сообществу своей группы. | Воспитатели, воспитанники и родители старших и подготовительных групп. | |
Творческие работы детей из природного материала | Создание творческих работ: - Кто живёт в лесу? - Райские птицы. - Елочка зеленая! - Деревья зимой. - Коллективная работа «Зимний лес!» | Воспитатели, воспитанники старших, подготовительных групп. | |
«Волшебное дерево» | Детьми было предложено создать «Волшебное дерево» из собранных ими природных материалов, которое могло бы слышать, видеть и исполнять детские желания. | Воспитатели, воспитанники старших, подготовительных групп и педагог-психолог. | |
Социальные акции | - «Спаси дерево» (сбор макулатуры), - «Покорми птиц зимой» (изготовление кормушек и заготовка корма для птиц), - «Мы за чистый город!», - «Открытые сердца», - «Спасем ёжика» (сбор электрических элементов питания). | Воспитатели, воспитанники старших, подготовительных групп и специалисты МБДОО. | |
Опытно-экспериментальная деятельность с водой и предметами | - «Легкий-тяжелый» - «Тонет-плавает» - «Посадка семян» | Воспитатели, воспитанники старших, подготовительных групп | |
2. «Путешествие к живому дереву» | Создание развивающей среды на территории детского сада (фототерапия, исследовательская деятельность – создание экологической зоны «Царство Царевны- лягушки) | Активное участие родителей воспитанников, детей старшей и подготовительной группы и специалистов МБДОО | |
Заключительный этап (февраль -апрель 2020) | Защита творческих проектов детей на уровне МБДОО | В результате проделанной работы дети показали сформированные навыки и умения, посредством презентации своих творческих проектов на Детской научно-практической конференции. | Воспитатели, родители и воспитанники старших, подготовительных групп, специалисты, администрация МБДОО. |
Приложение № 1
Анализ результатов проекта
- Результаты совместной работы оказались достаточно высокими: прослеживалась стойкая, положительная динамика в развитии творческих способностей детей, в их взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми (расширялся позитивный поведенческий репертуар);
- дети стремились проявлять инициативу в выборе материалов для создания творческих работ;
- самостоятельно выбирали пути решения проблемных ситуаций не только в рамках проекта, но и повседневной жизни (со слов родителей и наблюдения педагогов);
- дети чаще стали объединятся в группы во время игр, совместно принимали решения в сложных ситуациях, научились учитывать особенности детей с ОВЗ (предлагали помощь, опекали, защищали друг друга);
- родители стали активными участниками образовательного процесса (интересовались успехами детей, помогали в создании предметно-пространственной развивающей среды), создавали вместе с ребятами исследовательские проекты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности в старше-подготовительной группе комбинированной направленности по развитию речи
Беседа о книжных иллюстрациях . Чтение рассказа В.В.Бианки "Май"...
Конспект ОД по речевому развитию в старше – подготовительной группе комбинированной направленности Тема: Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте.
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старше - подготовительной группе комбинированной направленности....
Конспект образовательной деятельности в старше – подготовительной группе комбинированной направленности по развитию речи. «Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива»
Конспект образовательной деятельности в старше – подготовительной группе комбинированной направленности по развитию речи. «Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива»...
План самообразования воспитателя старше - подготовительной группы комбинированной направленности на тему: «Развитие творческих способностей детей в процессе изобразительной деятельности средствами декоративно - прикладного искусства».
План самообразованиявоспитателя старше - подготовительной группы комбинированной направленности на тему:«Развитие творческих способностей детей в процессе изобразительной деятельности средствами...
Проект в старше - подготовительной группе комбинированной направленности «Там, где всегда мороз…»
Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и способствует формированию коммуникативных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, развитию познавательной активности, зарожд...
Рабочая программа учителя-логопеда в старшей (подготовительной) группе комбинированной направленности для детей с ТНР
Опубликовано 15.08.2021 - 12:58 - Дяговец Инна ИвановнаНастоящая рабочая программа учителя-логопеда разработана в целях осуществления коррекционно - образовательной работы с детьми с тяжелы...
Педагогическая диагностика индивидуального развития детей в разновозрастной (старше-подготовительной) группе комбинированной направленности «А» «Солнышко» на средний, старший и подготовительный возраст детей.
Педагогическая диагностика индивидуального развития детей по Верещагиной Н.В....