Коррекционная программа "С голубого ручейка..."
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Попова Галина Сергеевна

"Формирование межличностных отношений в старшем дошкольном возрасте в процессе сюжетно - ролевой игры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsionnaya_programma_s_golubogo_rucheyka.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Блок №1.

Предварительная работа.

Задачи: воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, внимательное отношение к неудачам других, желание помочь.

1. Беседа по серии картин, сопровождающих развитие сюжета

Воспитатель демонстрирует картинку номер 1: "Пришла весна. Высохла земля». Воспитатель предлагает детям скакалки, т.к. знает, что все дети обрадуются и будут прыгать. Дети рассматривают картину. Воспитатель обращает внимание на радостное состояние детей, которые хотят видеть скакалки.

Показывает 2 картинку.

Воспитатель: "Девочки прыгают, веселятся и улыбаются, но одна из них "запуталась" в скакалке. Заметят ли это подружки и помогут ли они девочке?"

Показывает 3 картинку.

Воспитатель: "Да, заметили! Одна девочка учит подружку прыгать, а другая предлагает свои скакалки, думая, что у нее не сломанная".

Воспитатель поддерживает высказывания детей, радость их от того, что подружки помогают девочке.

Показывает 4 картинку. Посмотрите, что происходит?

Воспитатель: "Оказывается, не все дети поступили так, как ее подружки! Смотрите, две девочки остались стоять в стороне и смеются над проблемами сверстницы. Дети, вам понравились все подружки? А почему?".

Воспитатель выслушивает детей, подчеркивает, что в поступках проявляется внимание к сверстнику, желание ему помочь. Выражает сожаление по поводу поступка девочек, которые остались в стороне и посмеялись над бедой девочки. Предлагает подумать, в каких ситуациях и как необходимо оказать помощь?

2. Игра - упражнение.

Задачи:

1)  воспитывать отзывчивое отношение к окружающим;

2)  активизировать собственный опыт переживаний детей в конкретной ситуации;

3)  формировать умение находить разные способы решения.

Воспитатель: "Мама пришла с работы поздно, очень устала, она расстроена. В доме не убрано. Ребята, как нам поступить?".

Воспитатель, обращаясь к детям, предлагает им разные роли (папы, мамы, сына,  дочки …), помогает наладить диалог с уставшей мамой, утешить ее.

-  Ребята, а как еще можно обрадовать маму?

-  Кто предложит что-нибудь новое?

Воспитатель поощряет различные предложения детей, выделяя мимику ребенка, интонацию голоса, который смог своими словами передать заботу и ласку.  Выделяет детей, которые придумали разные способы для того, чтобы порадовать маму [41].

  1. Упражнение «Продолжи рассказ».

Задачи:

1)  воспитывать сочувствие к переживаниям сверстника;

2)  желание помочь справиться с огорчениями.

Воспитатель зачитывает рассказ: «Алина любит порядок. Она всегда убирала в кукольном уголке, расставляя игрушки на свои места, протирая пыль с игрушечной мебели. Но однажды, делая уборку, она нечаянно пролила на ковер воду, в растерянности стояла и смотрела на лужицу. К ней подошла Олеся… Продолжите рассказ. О чем говорили девочки? Почему вы так думаете? Чтобы вы сделали?».

Алиса А. предложила такой вариант: «Олеся сказала, что теперь Алину накажут».

Вика Сул. сказала: «Олеся, ты должна за собой убрать».

Воспитатель поощряет продолжения, в которых дети проявляют сочувствие и заботу.

Кирил С. Предложил такой вариант: «Олеся предложила Алине помощь с уборкой».

4.  Чтение художественной литературы. "Вовка добрая душа" Барто А.

Задачи:

1)  учить употреблять слова благодарности;

2)  воспитывать у детей внимательное отношение к состоянию других людей.

После чтения этого произведения, воспитатель разговаривает с детьми и задает им вопросы, которые помогают детям осознать смысл поступков Вовки [44].

Вопросы:

1)  Что кричал из окна прохожим Вовка?

2)  Что сделал Вовка, чтобы успокоить Катю?

3)  Почему плакала Катя, что с ней случилось?

Воспитатель поддерживает ответы детей, объясняет, что Вовка был внимательным к состоянию других людей, придумывал, как позаботиться о них и как можно им помочь. Здесь же нужно обратить внимание на добрые поступки детей в группе.

"Волшебное слово" Осеевой В.  - учит детей использовать слова благодарности в ответ на заботу окружающих, показывает, как изменяется в плохую сторону настроение окружающих из-за грубости "героя" и к лучшему, когда "герой" осознает свои ошибки.

Сюжетно-ролевая игра «Наш детский сад».

Задачи:

1)  воспитывать отзывчивость, доброжелательность к сверстникам;

2)  формировать способы содействия.

В работе с детьми по формированию внимательного отношения к другому человеку, оказанию ему помощи, воспитатель может использовать все средства в комплексе, но начинать следует с накопления знаний, полученных в конкретных ситуациях, в которых ребенок может испытывать эмоциональное неблагополучие и тех способов, которые используют дети с целью изменения этого состояния [42].

Блок №2.

1.  Рассматривание и комментирование картины "Нечаянная оплошность".

Задачи:

1)  учить находить слова утешения для другого человека;

2)  воспитывать чувство взаимовыручки и взаимопомощи;

3)  воспитывать у детей внимательное отношение к состоянию других.

На картинке изображен мальчик, разбивший чашку. Вся его внешность (лицо, фигура) отражает большой испуг. На полу разбитая чашка. К этой картине прилагается еще несколько картинок, которые отражают положительное и отрицательное отношение ребят к оплошности мальчика.

-  Девочка собирает осколки в совок, как бы обращается со словами утешения к мальчику;

-   Мальчик сочувственно смотрит на пострадавшего;

-   Девочка ведет к месту происшествия воспитателя, у обеих на лицах сочувствие к герою;

-   Два мальчика смеются.

Задача воспитателя разобраться в ситуации, добиться того, чтобы дети осознали суть ситуации и эмоциональное состояние "героя". Обязательно следует обратить внимание детей на способы помощи ребенку в трудной ситуации.

2.  Игра - упражнение.

Задачи:

1)  формировать навыки взаимопомощи;

2)  воспитывать сочувствие, сопереживание, отзывчивость.

Воспитатель разыгрывает сценку, поясняя: "Ребята, девочка очень печальная, ее дочка (кукла) заболела, (девочка качает куклу на руках). "Что же мне делать? Как мне быть?" - спрашивает девочка.

Воспитатель обращается к детям, предлагает им разные роли (шофера скорой помощи, медсестры, врача и др.), помогает наладить диалог с больной, обратиться к ней со словами утешения. Воспитатель поощряет инициативу детей [42].

  1. Упражнение «Продолжи рассказ».

Задачи:

1)  воспитывать чувство сострадания, сопереживания к другим людям;

2)  предложить ребенку дать свой вариант ответа в данной ситуации;

3)  учить оказывать помощь другим людям в трудной ситуации.

Дети катаются с горки, им весело и они смеются. Один мальчик упал, он трет ногу и плачет. Воспитатель спрашивает у детей: "Что случилось?". Просит детей описать состояние мальчика. Предлагает ему помочь, но не говорить как. Дети предлагают свои варианты, в том случае, если они затрудняются,  воспитатель помогает: "Мальчику больно, он ушиб ногу, испугался и заплакал. Ему обидно, что над ним смеются. Разве не надо ему помочь? Можно поднять его, посадить на скамейку, улыбнуться ему, сказать ласковые слова. Он очень обрадуется, что у него есть друзья!" Такие рассуждения помогают детям задуматься над поведением "героев", оценить его с позиции проявления сочувствия, дружелюбия к сверстнику.

4.  Чтение рассказов

Задачи:

1)  на примере героев данных рассказов показать детям, что профессия врача  сложная и порой опасная;

2)  воспитывать у детей чувство взаимовыручки и взаимопомощи.

"Человек заболел" Туригин И., "Навестила" Осеева В., "Обвал" Житков Б.

Затем провести беседу о профессии врача, о том, что важно, чтобы у врача было доброе сердце.

Сюжетно-ролевая игра «Больница».

Задачи:

1) помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре,

2) развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей.

Медсестра

Процедурная медсестра

Работник аптечного киоска

Доктор

Выполняет указания врача, помогает вести приём больных

По направлению, выданному доктором, производит соответствующие процедуры

Пациент

Выписывает направления на обследование

Делает уколы, берёт анализы, делает ингаляции

Выкупает лекарства по рецепту

Регистратор

Берёт карту больного, относит её к доктору

Шофёр (скорой помощи)

Выезжает к больным на дом

Даёт указания на доставку медикаментов в аптечный киоск

Блок № 3

1) Рассматривание картин, сопровождающих развертывание сюжета.

Задачи:

воспитывать доброжелательность, умение вместе находить выход из сложной ситуации ориентироваться на состояние сверстников, взаимовыручку, взаимопонимание.

Воспитатель показывает картину: "Ребята, посмотрите на картину, что на ней изображено, чем занимаются дети?"

На картине изображены дети, увлеченно мастерящие из бумаги матросские воротнички и бескозырки. Воспитатель обращает внимание детей на то, что ребята на картине работают дружно. Один мальчик справился с заданием раньше других и помогает остальным.

Показывает 2 картину.

В группе построен морской корабль из стульев, все матросы (дети в матросских воротничках и бескозырках) заняли свои места (сидят на стульях), но оказалось, что одному из мальчиков не хватило бескозырки и он не может отправиться в плавание и стоит очень грустный. Дети в  растерянности.

Воспитатель обращает внимание детей на состояние мальчика, что он огорчен и расстроен и предлагает детям найти выход из ситуации.

Воспитатель выслушивает ответы детей, поощряет тех, кто предложил совместно изготовить для мальчика атрибуты и взять его с собой в "плавание". Воспитатель делает детям намек на то, что если взяться за дело дружно, сообща,  его можно завершить легко и быстро.

Сюжетно – ролевая игра «Путешествие»

       Задачи: помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей.

    Капитан даёт указания об отправлении корабля, объявляет маршрут. 

Радист передаёт сводку погоды, передаёт радиограммы, отправляет  телеграмму домой

Врач лечит заболевших

Пассажиры беседуют, гуляют по палубе, общаются

Боцман даёт указания матросам.

 

Блок №4.

  1. Игра - упражнение

Задачи:

1)  воспитывать отзывчивое отношение, сочувствие, переживание;

2)  формировать у детей адекватные ситуации способы поведения;

3)  активизировать собственный опыт переживаний детей.

Воспитатель разыгрывая с помощью игрушек сцену, объясняет: "На борту корабля чрезвычайное происшествие, паника. Человек за бортом! Что же делать, как быть?".

Воспитатель предлагает детям разные роли (капитана, матроса, врача …). Внимательно выслушивает предложения детей, обращает внимание на то, как они относятся к "потерпевшему", поощряет тех, кто предложил свой выход из ситуации.

  1. Упражнение «Продолжи рассказ».

Задачи:

1)  воспитывать доброжелательные отношения;

2)  формировать умение сдержаться от нареканий и упреков, быть более снисходительными.

Дети строят из крупного конструктора "Лего" пароход. Все увлечены этой постройкой: одни подвозят на машине кубики, другие делают крышу, ставят трубы, натягивают флажки.

Вдруг Дима споткнулся на кубик и упал прямо на построенный корабль. Дима ушиб себе коленку, испугался и заплакал.

Как вы думаете, что было дальше? Воспитатель подводит детей к тому, что Дима сделал это не нарочно и сам пострадал от этого - ушиб коленку, такое может произойти с каждым. Обращает внимание на то, что Диме больно, и он плачет. Воспитатель поощряет инициативные предложения детей, особенно с гуманистической направленностью [41].

3.  Чтение художественной литературы: "Далеко в море" Кассиль Л.

Задачи:

1)  воспитывать внимательное отношение к окружающим;

2)  учить находить выход из сложившейся ситуации;

3)  формировать навыки доброжелательного и заботливого отношения к окружающим.

Беседа о прочитанном, воспитатель беседует о профессии моряка, обращая внимание на то, какими качествами должны обладать моряки (быть выносливыми и сильными, отзывчивыми и справедливыми), прийти на помощь друг другу в трудную минуту.

Сюжетно-ролевая игра «Капитаны»

Предлагаются ситуации, обогащающие сюжетную линию.

Задачи:

1)  Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, взаимовыручку;

2)  Формировать умение действовать сообща.

1)  Ребята, наш капитан получил сообщение о помощи: на одном из кораблей, находящемся в нескольких километрах от нашего корабля, команда заболела, им срочно нужна помощь. Какие действия предпримет капитан и команда нашего корабля? …

2)  Люди за бортом!

3)  Касатка поранилась о винт корабля, ей срочно нужна помощь.

Блок №5.

Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника».

Задачи:

1)  уметь предложить свою помощь другим людям;

2)  воспитывать отзывчивое, внимательное отношение.

Предлагаются следующие ситуации для игры:

1)  Срочно требуется помощь ребенку, у него высокая температура и болит горло…

Воспитатель обращает внимание детей на состояние больного, он нуждается в утешении и ласке, немедленной медицинской помощи.

2)  В поликлинике большая очередь. Входит мама с дочкой, у девочки из раны на голове сочится кровь. Как быть?

Воспитатель дает возможность детям самостоятельно найти выход из ситуации. Обращает внимание на то, как необходимо обращаться с больной. Поощряет и отмечает тех, кто сочувствует на только больной, но и ее маме.

3)  В больнице тихо, все ждут своей очереди к врачу и вдруг входят молодые люди и начинают громко смеяться, нарушают тишину. Ваши действия… [42]

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Задачи:

1)  уметь предложить свою помощь другим;

2)  организовать совместное дело;

3)  найти выход из сложной ситуации;

4)  воспитывать доброжелательное, отзывчивое отношение, внимательное отношение к состоянию другого человека.

Предлагаются ситуации для обогащения сюжета:

1)  Раздается телефонный звонок. Мама сообщает, что сегодня задержится на работе, у нее проверка. Дочка понимает, что мама придет очень усталая, она решает убраться в квартире, чтобы порадовать маму. Ваши действия?

2)  Мама привела сына в детский сад. Мальчик плачет, так как по дороге мама не купила ему Чупа-Чупс. Действия ребят в группе и воспитателя.

3)  У бабушки юбилей. Все родные желают ей счастья, здоровья, улыбок …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

музыкально-экологический проект "С голубого ручейка начинается река"

Проект был создан в 2013г. в рамках года экологии и конкурса "Родничок".Включает в себя планирование на март-апрель и итоговое мероприятие....

Конспект занятия для воспитанников подготовительной группы "С голубого ручейка..."

Конспект данного мероприятия предназначен для воспитанников подготовительной группы, с целью формирования положительного опыта взаимодействия в коллективе сверстников...

"С голубого ручейка начинается река"

Интегрированная НОД по ознакомлению с родным краем в старшей группе...

Конспект по познавательному развитию (экология) в средней группе на тему: «C голубого ручейка начинается река».

Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, предметов, ко...

Разработка детского проекта на тему «С голубого ручейка начинается река» в подготовительной группе»

Целью проекта является формирование у детей представлений о том, как образуются реки.Задачи:- Познакомить детей с понятиями «исток реки», «устье реки», «дельта реки»...

Презентация проекта "Голубые ручейки здоровья"

Проект по здоровье сбережению для детей дошкольного возраста с применением нетрадиционной техники хатха йога....

С голубого ручейка начинается река

Конспект открытого занятия...