Лэпбук, как средство подготовки детей раннего дошкольного возраста с нарушением зрения к аппаратному лечению.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (младшая группа)

Мустафина Регина Альфредовна

Лэпбук  (lapbook) – это сравнительно новое средство  из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта.

 В дословном переводе с английского языка лэпбук  означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка

или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками,которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков,

небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему.

Это книга, которую собирают, склеивают ее отдельные части в единое целое,креативно оформляют, используя всевозможные цвета,

материалы  и формы.Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной  среде:

1.информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а в нашем случае определенному этапу лечения),

2.полифункционален (способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально);

3.обладает дидактическими свойствами, является средством художественно — эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

4. вариативный (существует несколько вариантов использования каждой его части);

5.его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Именно поэтому для подготовки детей к аппаратному лечению в первой младшей группе  я выбрала такую форму работы, как работа с лэпбуком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_mustafina_r.a.ppt2.74 МБ
Файл statya_mustafina_r.a.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лэпбук, как средство подготовки детей раннего дошкольного возраста с нарушением зрения к аппаратному лечению.

Слайд 2

Адаптация – сложный и постепенный процесс привыкания к новым условиям, требованиям, нормам, правилам. Ребёнок с нарушением зрения находится в более тяжёлых условиях, чем другие дети, поскольку нарушение зрения накладывает свой специфический отпечаток на период адаптации ребенка с нарушением зрения к детскому саду.

Слайд 3

На первый план в коррекционной работе выходит специальный вид занятий, которые проводит тифлопедагог – предаппаратная подготовка. Предаппаратная подготовка включает в себя проведение специальных игр и упражнений, которые знакомят детей с картинками таблицы Орловой.

Слайд 4

Для подготовки детей к аппаратному лечению в первой младшей группе мы выбрали такую форму работы, как работа с лэпбуком. В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. 21.9.16

Слайд 5

21.9.16 Лэпбук наполняется играми в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Данный метод позволяет вызвать интерес и доверие у ребенка с нарушением зрения, который проходит адаптацию в детском учреждении. Все материалы и дидактические игры, содержащиеся в лэпбуке, соответствуют тифлоэргономическим требованиям.

Слайд 6

Таким образом лэпбук, является замечательным современным доступным средством обучения, способствующим взаимодействию всех участников образовательного процесса, а так же может применяться во время адаптации детей в детском саду.

Слайд 7

Благодарю за внимание!



Предварительный просмотр:

Лэпбук, как средство подготовки детей раннего дошкольного возраста с нарушением зрения к аппаратному лечению.

Адаптация – сложный и постепенный процесс привыкания к новым условиям, требованиям, нормам, правилам.

Для всех детей, в том числе и детей с нарушением зрения приход в детский сад – это первый сильный стресс в их жизни; привыкание проходит бурно и более или менее продолжительно. Поступление в детский сад — первая ступень в формировании у ребёнка самостоятельных отношений вне дома.

Ребёнок с нарушением зрения находится в более тяжёлых условиях, чем другие дети, поскольку нарушение зрения накладывает свой специфический отпечаток на период адаптации ребенка с нарушением зрения к детскому саду.

С поступлением в дошкольное учреждение в жизни ребенка с нарушением зрения происходит множество изменений: определенный режим дня, отсутствие родителей в течение продолжительного времени, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения. Для начального этапа адаптационного периода ребенка с нарушением зрения характерны: эмоциональная напряженность, беспокойство различной степени выраженности или напротив заторможенность .

Важнейшая задача тифлопедагога – это формирование у детей навыков социально-адаптивного поведения, которое позволяет дошкольнику со зрительной патологией быть адекватным и самостоятельным в различных бытовых и социальных ситуациях, а также в общении со сверстниками и взрослыми.

Коррекционное обучение начинается сразу же, как только ребёнок приходит в детский сад. Здесь малыш знакомится с воспитателями, со мной, тифлопедагогом, с медсестрой-ортоптисткой. Этот период является сложным не только для ребёнка, но и для педагогов. Процесс адаптации маленьких воспитанников осложняется ношением очков и привыканием к окклюдору.

Поэтому, в этот период основной целью коррекционной деятельности является целенаправленное воспитание у детей с нарушением зрения желания вступать в тесный контакт с детьми и взрослыми, т. е. с ближайшим окружением, чтобы у ребёнка был интерес к происходящему вокруг. Это является одним из условий успешности коррекционной работы.

На первый план в коррекционной работе выходит специальный вид занятий, которые проводит тифлопедагог – предаппаратная подготовка. Предаппаратная подготовка включает в себя проведение специальных игр и упражнений, которые знакомят детей с картинками таблицы Орловой .

Детей с нарушением зрения уже с 2-х лет обучают различным упражнениям для глаз, превратив их в игру, используем игрушки, мячи, всевозможные яркие атрибуты и пособия (дети следят за движением игрушки в руках педагога или показывают Мишке, Ёжику, как умеют быстро моргать, закрывать глаза, широко открывать и т. д.). На первых порах малыши даже моргать по указанию не умеют, но, играя, быстро осваивают простейшие комплексы зрительных гимнастик. Обязательно в содержание занятия включаются комплексы зрительной гимнастики. Роль её велика для развития и активизации зрительных мышц, стимуляции различных зрительных функций и для снятия утомления, и напряжения глаз. Эффективно использовать сочетание физкультминутки со зрительной гимнастикой .

Учителя – дефектологи (тифлопедагоги) на индивидуальных занятиях подготавливают детей к проверке остроты зрения в младшей группе, к лечению на медицинских аппаратах во всех возрастных группах, занимаются с детьми по развитию: зрительного восприятия, навыков ориентировки в макро и микропространстве, социально – бытовой ориентировки и мелкой моторики.

Все занятия планируются с опорой на рекомендации врача-офтальмолога. На каждом этапе лечения ребенка на коррекционных занятиях используется соответствующий дидактический материал, проводятся специальные игры и упражнения, способствующие закреплению результатов аппаратного лечения зрения.

В период плеоптического лечения учителя – дефектологи включают в занятия игры и упражнения, способствующие активизации деятельности амблиопичного глаза. Предлагают детям задания, направленные на обучение и совершенствование умений выделять с помощью зрения цвет, форму, величину предметов и узнавать изображения; выполняют задания на обводку по контуру через кальку, игровые упражнения с мелкой мозаикой, конструктором и многое другое .

В период ортоптического лечения с детьми проводят специальные упражнения по подготовке к лечению на синоптофоре, учат детей накладывать одно изображение на другое, подбирать цветное изображение к контурному или силуэтному, точно совмещая их, чтобы получилось целостное изображение, закрепляют пространственные понятия .

На этапе стереоскопического лечения тифлопедагоги проводят с детьми игры и игровые упражнения на зрительное соизмерение величины предметов, определение их удаленности, расстояния между ними и так далее. Включают такие игры, как «Распредели игрушки по величине». «Разложи по величине геометрические фигуры». «Прокати мяч в воротики», «Набрось кольцо», «Поймай рыбку». «Попади в мишень», «Загони шарик в ячейку» и многие другие.

Работа тифлопедагогов проводится в тесном взаимодействии с воспитателями и педагогами предметниками. Осуществляя опережающее обучение, предварительное знакомство детей с тем, что будет преподнесено на общеобразовательных занятиях учителя – дефектологи готовят детей к овладению трудными видами деятельности, формируют алгоритмы действий, показываю и обрабатывают способы зрительного, осязательного, слухового, бисенсорного и полисенсорного восприятия окружающего мира.

Для подготовки детей к аппаратному лечению в первой младшей группе мы выбрали такую форму работы, как работа с лэпбуком.

Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новое средство из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта.

В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую собирают, склеивают ее отдельные части в единое целое, креативно оформляют, используя всевозможные цвета, материалы и формы. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон, главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях .Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной среде:

  • информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а в нашем случае определенному этапу лечения),
  • полифункционален (способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально);
  • обладает дидактическими свойствами, является средством художественно — эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
  • вариативный (существует несколько вариантов использования каждой его части);
  • его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми:

  • включенность взрослого в деятельность наравне с детьми;
  • добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
  • свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
  • открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе) .

Данный лэпбук «Лечимся, играя», содержащий в себе множество кармашков, окошечек, книжек раскладушек, по-разному раскрывающихся, помимо подготовки детей к аппаратному лечению, способствует развитию мелкой моторики детей, развитию целостного восприятия предмета, развитию внимания и мышления. Лэпбук наполняется играми в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Данный метод позволяет вызвать интерес и доверие у ребенка с нарушением зрения, который проходит адаптацию в детском учреждении. Все материалы и дидактические игры, содержащиеся в лэпбуке, соответствуют тифлоэргономическим требованиям в зависимости от зрительных диагнозов детей ( размер и цвет изображений, обводка).

Таким образом лэпбук, помимо информационно-коммуникативных технологий, которые активно внедряются в образовательный процесс и замещают живое эмоциональное общение детей со взрослыми, детей друг с другом, является замечательным современным доступным средством обучения, способствующим взаимодействию всех участников образовательного процесса, а так же может применяться во время адаптации детей в детском саду.

Список используемой литературы:

1. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. – Воронеж: «Учитель», 2013. – 56 с.

2. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 2014. – 209 с.

3. Галанов А.С. Игры, которые лечат. М.,Творческий центр Сфера, 2001.

4. Григорян Л.А., Жохов В.П., Плаксина Л.И. Технологии подготовки детей к аппаратному лечению. М., 1990.

5. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. 2е изд. — М.: Издательство «ЛИНКАПРЕСС», 2012. — 208 с.

6. Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к плеопто-ортоптическому лечению /З.П. Малева. -М.: Издательство ПАРАДИГМА, 2009. - 127 с. — (Специальная коррекционная педагогика).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

Материал для логопедов специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения, воспитателей и родителей...

Организация занятий по формированию коммуникативно-речевых способностей детей раннего дошкольного возраста с нарушениями зрения

В статье представлен опыт работы и методические рекомендации организации занятий (игровых сенсов) по формированию коммуникативно-речевых способностей детей раннего возраста с нарушениями зрения....

Проект «Мир, в котором я живу» как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения».

Проблема социализации, адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья к современному миру, постоянно меняющимся условиям жизни является одной из актуальнейших  на сегодняшний день....

Проект «Здравствуй, Пушкин!» как средство развития детской познавательной инициативы у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

    Поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.) рассматривается в Стандарте в качестве...

Проблема развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе подготовки руки к письму.

Дети с нарушением зрения получают ограниченную, а иногда и искажённую информацию об окружающем их мире. У них снижена познавательная и двигательная активность. Это сдерживает развитие чувствительности...

Тематическая выставка для родителей "Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к аппаратному лечению"

Выставка знакомит родителей    детей с нарушением зрения с медицинскими  аппаратами для  плеопто – ортоптическому лечению детей....

Театрализованная деятельность как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Театрализованная деятельность как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения....