Лэпбук, как средство подготовки детей раннего дошкольного возраста с нарушением зрения к аппаратному лечению.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (младшая группа)
Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новое средство из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта.
В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка
или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками,которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков,
небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему.
Это книга, которую собирают, склеивают ее отдельные части в единое целое,креативно оформляют, используя всевозможные цвета,
материалы и формы.Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной среде:
1.информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а в нашем случае определенному этапу лечения),
2.полифункционален (способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально);
3.обладает дидактическими свойствами, является средством художественно — эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
4. вариативный (существует несколько вариантов использования каждой его части);
5.его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Именно поэтому для подготовки детей к аппаратному лечению в первой младшей группе я выбрала такую форму работы, как работа с лэпбуком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_mustafina_r.a.ppt | 2.74 МБ |
statya_mustafina_r.a.docx | 21.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Адаптация – сложный и постепенный процесс привыкания к новым условиям, требованиям, нормам, правилам. Ребёнок с нарушением зрения находится в более тяжёлых условиях, чем другие дети, поскольку нарушение зрения накладывает свой специфический отпечаток на период адаптации ребенка с нарушением зрения к детскому саду.
На первый план в коррекционной работе выходит специальный вид занятий, которые проводит тифлопедагог – предаппаратная подготовка. Предаппаратная подготовка включает в себя проведение специальных игр и упражнений, которые знакомят детей с картинками таблицы Орловой.
Для подготовки детей к аппаратному лечению в первой младшей группе мы выбрали такую форму работы, как работа с лэпбуком. В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. 21.9.16
21.9.16 Лэпбук наполняется играми в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Данный метод позволяет вызвать интерес и доверие у ребенка с нарушением зрения, который проходит адаптацию в детском учреждении. Все материалы и дидактические игры, содержащиеся в лэпбуке, соответствуют тифлоэргономическим требованиям.
Таким образом лэпбук, является замечательным современным доступным средством обучения, способствующим взаимодействию всех участников образовательного процесса, а так же может применяться во время адаптации детей в детском саду.
Благодарю за внимание!
Предварительный просмотр:
Лэпбук, как средство подготовки детей раннего дошкольного возраста с нарушением зрения к аппаратному лечению.
Адаптация – сложный и постепенный процесс привыкания к новым условиям, требованиям, нормам, правилам.
Для всех детей, в том числе и детей с нарушением зрения приход в детский сад – это первый сильный стресс в их жизни; привыкание проходит бурно и более или менее продолжительно. Поступление в детский сад — первая ступень в формировании у ребёнка самостоятельных отношений вне дома.
Ребёнок с нарушением зрения находится в более тяжёлых условиях, чем другие дети, поскольку нарушение зрения накладывает свой специфический отпечаток на период адаптации ребенка с нарушением зрения к детскому саду.
С поступлением в дошкольное учреждение в жизни ребенка с нарушением зрения происходит множество изменений: определенный режим дня, отсутствие родителей в течение продолжительного времени, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения. Для начального этапа адаптационного периода ребенка с нарушением зрения характерны: эмоциональная напряженность, беспокойство различной степени выраженности или напротив заторможенность .
Важнейшая задача тифлопедагога – это формирование у детей навыков социально-адаптивного поведения, которое позволяет дошкольнику со зрительной патологией быть адекватным и самостоятельным в различных бытовых и социальных ситуациях, а также в общении со сверстниками и взрослыми.
Коррекционное обучение начинается сразу же, как только ребёнок приходит в детский сад. Здесь малыш знакомится с воспитателями, со мной, тифлопедагогом, с медсестрой-ортоптисткой. Этот период является сложным не только для ребёнка, но и для педагогов. Процесс адаптации маленьких воспитанников осложняется ношением очков и привыканием к окклюдору.
Поэтому, в этот период основной целью коррекционной деятельности является целенаправленное воспитание у детей с нарушением зрения желания вступать в тесный контакт с детьми и взрослыми, т. е. с ближайшим окружением, чтобы у ребёнка был интерес к происходящему вокруг. Это является одним из условий успешности коррекционной работы.
На первый план в коррекционной работе выходит специальный вид занятий, которые проводит тифлопедагог – предаппаратная подготовка. Предаппаратная подготовка включает в себя проведение специальных игр и упражнений, которые знакомят детей с картинками таблицы Орловой .
Детей с нарушением зрения уже с 2-х лет обучают различным упражнениям для глаз, превратив их в игру, используем игрушки, мячи, всевозможные яркие атрибуты и пособия (дети следят за движением игрушки в руках педагога или показывают Мишке, Ёжику, как умеют быстро моргать, закрывать глаза, широко открывать и т. д.). На первых порах малыши даже моргать по указанию не умеют, но, играя, быстро осваивают простейшие комплексы зрительных гимнастик. Обязательно в содержание занятия включаются комплексы зрительной гимнастики. Роль её велика для развития и активизации зрительных мышц, стимуляции различных зрительных функций и для снятия утомления, и напряжения глаз. Эффективно использовать сочетание физкультминутки со зрительной гимнастикой .
Учителя – дефектологи (тифлопедагоги) на индивидуальных занятиях подготавливают детей к проверке остроты зрения в младшей группе, к лечению на медицинских аппаратах во всех возрастных группах, занимаются с детьми по развитию: зрительного восприятия, навыков ориентировки в макро и микропространстве, социально – бытовой ориентировки и мелкой моторики.
Все занятия планируются с опорой на рекомендации врача-офтальмолога. На каждом этапе лечения ребенка на коррекционных занятиях используется соответствующий дидактический материал, проводятся специальные игры и упражнения, способствующие закреплению результатов аппаратного лечения зрения.
В период плеоптического лечения учителя – дефектологи включают в занятия игры и упражнения, способствующие активизации деятельности амблиопичного глаза. Предлагают детям задания, направленные на обучение и совершенствование умений выделять с помощью зрения цвет, форму, величину предметов и узнавать изображения; выполняют задания на обводку по контуру через кальку, игровые упражнения с мелкой мозаикой, конструктором и многое другое .
В период ортоптического лечения с детьми проводят специальные упражнения по подготовке к лечению на синоптофоре, учат детей накладывать одно изображение на другое, подбирать цветное изображение к контурному или силуэтному, точно совмещая их, чтобы получилось целостное изображение, закрепляют пространственные понятия .
На этапе стереоскопического лечения тифлопедагоги проводят с детьми игры и игровые упражнения на зрительное соизмерение величины предметов, определение их удаленности, расстояния между ними и так далее. Включают такие игры, как «Распредели игрушки по величине». «Разложи по величине геометрические фигуры». «Прокати мяч в воротики», «Набрось кольцо», «Поймай рыбку». «Попади в мишень», «Загони шарик в ячейку» и многие другие.
Работа тифлопедагогов проводится в тесном взаимодействии с воспитателями и педагогами предметниками. Осуществляя опережающее обучение, предварительное знакомство детей с тем, что будет преподнесено на общеобразовательных занятиях учителя – дефектологи готовят детей к овладению трудными видами деятельности, формируют алгоритмы действий, показываю и обрабатывают способы зрительного, осязательного, слухового, бисенсорного и полисенсорного восприятия окружающего мира.
Для подготовки детей к аппаратному лечению в первой младшей группе мы выбрали такую форму работы, как работа с лэпбуком.
Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новое средство из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта.
В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую собирают, склеивают ее отдельные части в единое целое, креативно оформляют, используя всевозможные цвета, материалы и формы. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон, главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях .Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной среде:
- информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а в нашем случае определенному этапу лечения),
- полифункционален (способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально);
- обладает дидактическими свойствами, является средством художественно — эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
- вариативный (существует несколько вариантов использования каждой его части);
- его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми:
- включенность взрослого в деятельность наравне с детьми;
- добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе) .
Данный лэпбук «Лечимся, играя», содержащий в себе множество кармашков, окошечек, книжек раскладушек, по-разному раскрывающихся, помимо подготовки детей к аппаратному лечению, способствует развитию мелкой моторики детей, развитию целостного восприятия предмета, развитию внимания и мышления. Лэпбук наполняется играми в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Данный метод позволяет вызвать интерес и доверие у ребенка с нарушением зрения, который проходит адаптацию в детском учреждении. Все материалы и дидактические игры, содержащиеся в лэпбуке, соответствуют тифлоэргономическим требованиям в зависимости от зрительных диагнозов детей ( размер и цвет изображений, обводка).
Таким образом лэпбук, помимо информационно-коммуникативных технологий, которые активно внедряются в образовательный процесс и замещают живое эмоциональное общение детей со взрослыми, детей друг с другом, является замечательным современным доступным средством обучения, способствующим взаимодействию всех участников образовательного процесса, а так же может применяться во время адаптации детей в детском саду.
Список используемой литературы:
1. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. – Воронеж: «Учитель», 2013. – 56 с.
2. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 2014. – 209 с.
3. Галанов А.С. Игры, которые лечат. М.,Творческий центр Сфера, 2001.
4. Григорян Л.А., Жохов В.П., Плаксина Л.И. Технологии подготовки детей к аппаратному лечению. М., 1990.
5. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. 2е изд. — М.: Издательство «ЛИНКАПРЕСС», 2012. — 208 с.
6. Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к плеопто-ортоптическому лечению /З.П. Малева. -М.: Издательство ПАРАДИГМА, 2009. - 127 с. — (Специальная коррекционная педагогика).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специфика речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
Материал для логопедов специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения, воспитателей и родителей...
Организация занятий по формированию коммуникативно-речевых способностей детей раннего дошкольного возраста с нарушениями зрения
В статье представлен опыт работы и методические рекомендации организации занятий (игровых сенсов) по формированию коммуникативно-речевых способностей детей раннего возраста с нарушениями зрения....
Проект «Мир, в котором я живу» как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения».
Проблема социализации, адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья к современному миру, постоянно меняющимся условиям жизни является одной из актуальнейших на сегодняшний день....
Проект «Здравствуй, Пушкин!» как средство развития детской познавательной инициативы у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.) рассматривается в Стандарте в качестве...
Проблема развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе подготовки руки к письму.
Дети с нарушением зрения получают ограниченную, а иногда и искажённую информацию об окружающем их мире. У них снижена познавательная и двигательная активность. Это сдерживает развитие чувствительности...
Тематическая выставка для родителей "Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к аппаратному лечению"
Выставка знакомит родителей детей с нарушением зрения с медицинскими аппаратами для плеопто – ортоптическому лечению детей....
Театрализованная деятельность как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Театрализованная деятельность как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения....