Театрализованная деятельность как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
занимательные факты (старшая группа)

Канаштарова Ирина Константиновна

Театрализованная деятельность как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

Канаштарова Ирина Константиновна

воспитатель ГБДОУ детского сада №123

комбинированного вида

Невского района Санкт-Петербурга

Дошкольный возраст – это период формирования личности, который характеризуется становлением основ сознания и творческой индивидуальности ребенка в разных видах деятельности.

Особая роль в этом периоде принадлежит речи и ее выразительным возможностям. Ведь уже на ранних этапах развития речь становится основным средством общения, мышления, а в дальнейшем, планирования деятельности, произвольного управления поведением. Выразительность речи обеспечивает эффективность коммуникации, способствует донесению смысла высказывания до слушателей. Старший дошкольник с выразительной речью чувствует себя более уверенно, потому что может выразить свои мысли и чувства. Использование средств речевой выразительности делает старшего дошкольника интересным собеседником, активным участником разных видов деятельности, способствует дальнейшей успешности.

Нормально видящий человек при общении имеет возможность выразить свое эмоциональное состояние большим количеством средств и признаков, особенно неречевых – экспрессивно-мимических (например, прищурить глаза, опустить веки и другое). Закономерно, что дети с нарушением зрения во многих сферах неречевого общения существенно ограничены. Дошкольник с нарушением зрения по сравнению с нормально видящими сверстниками в меньшей степени владеет невербальными средствами общения. Дети практически не используют в общении со взрослым и сверстником выразительные движения, жесты, мимику, редко улавливают изменение настроения партнера. Сомнения в правильности принятого решения, как правило, разрешаются с помощью речевых форм – вопросов, утверждений, уточнений. Таким образом, общение детей с нарушениями зрения опирается, прежде всего, на речевые возможности. Для ребенка с нарушенным зрением общение при помощи речи приобретает дополнительное значение, так как оно является эффективным средством коррекции и компенсации вторичных отклонений в психическом развитии, возникающих на фоне зрительного дефекта.

В исследованиях Л.С. Волковой, Л.С.Выготского, А.Г. Литвака, Л.И. Плаксиной, Л.И. Солнцевой, и других показаны особенности психического развития детей со зрительными нарушениями и своеобразие их речи, которое характеризуется недостаточной опорой вербальных средств на конкретные представления о признаках, свойствах и действиях объектов окружающего мира. Обедненность чувственной стороны речи сказывается на развитии речевой системы в целом: в особенностях накопления словаря, понимании смысловой стороны речи и функционального назначения слова, в овладении грамматическим строем речи, развитии связной речи, в усвоении выразительных средств [2].

Развитие выразительности речи проходит двумя путями: естественная выразительность детской речи (когда ребенок эмоционально что-то рассказывает) и произвольная осознанная выразительность при передаче заранее обдуманного текста [4].

Поиск эффективных средств коррекции выразительности речи старших дошкольников с нарушением зрения представляет актуальную проблему, требующую решения. Речевое развитие дошкольников с нарушениями зрения требует внедрения в образовательную практику различных видов детской деятельности, повышающих речевую активность ребенка.

Развивая выразительность речи, необходимо соблюдать определенные условия, в которых каждый дошкольник имел бы возможность проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды не только в повседневной жизни, но и выступая публично, не стесняться присутствия посторонних слушателей. И в этом, как никакая другая деятельность, поможет театрализованная.
Из всех видов художественной деятельности именно театрализованная ближе всего ребенку, поскольку в ее основе лежит игра, неиссякаемый источник детского творчества [6] и ведущий вид деятельности дошкольника.

Театрализованная деятельность влияет на речевое развитие дошкольника, а именно: стимулирует активную речь за счет активизации словарного запаса, совершенствует звуки речи, ее грамматический строй, артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. В театрализованной деятельности ребенку дается возможность выбрать самостоятельно выразительные средства для передачи того или иного образа. Театрализованная деятельность является эффективным средством формирования выразительности речи, так как использование художественного слова, образов способствует раскрытию перед детьми красоты и меткости русского языка, обогащая тем самым детскую речь.

Театрализованная деятельность в дошкольном учреждении включена в общий образовательный процесс, осуществляясь во время организации разных видов детской деятельности, режимных моментов, свободной деятельности детей. Она может быть запланирована как самостоятельно, так и интегрирована с другими видами деятельности. Но театрализованная деятельность – это и творческая деятельность ребёнка, связанная с моделированием образов, отношений, с использованием различных выразительных средств: мимики, жестов, пантомимики. То есть это деятельность с активным использованием неречевых средств, которые не используются или мало используются дошкольниками с нарушениями зрения.

Ученые-тифтологи обращают внимание на значимую роль театрализованной деятельности в развитии детей с нарушениями зрения. Она способствуют творческому развитию личности ребенка с ограниченными зрительными возможностями, навыкам общения, интеллекта, речи, формированию его вкуса, становлению различных видов деятельности дошкольников данной категории и их социальной адаптации [5].

Как уже говорилось выше, общение детей с нарушениями зрения опирается, прежде всего, на речевые возможности, но речь более бедна, чем у нормально развивающихся детей. Таким образом, необходимо строить театрализованную деятельность, в первую очередь, на речевом факторе. Вербальность в этюдах, спектаклях способствует развитию диалогической речи, звуковой культуре языка, так как дети не только слушают, читают вместе с педагогом, но и обыгрывают, ритмически оформляют свою речь.

В дошкольной образовательной организации театрализованная деятельность используется как приём в развитии речи, особенно диалогической, что очень актуально для детей с нарушениями зрения; и определяется как приём театрализации. Приёмы театрализации художественных произведений - сказок, рассказов, стихотворений - это разнообразные приёмы пересказа детьми в лицах тех произведений, которые им прочитал воспитатель [3]. Для пересказа в лицах лучше использовать произведения, которые включают разговорную диалогическую речь. Пересказ их даёт возможность совершенствовать разговорную речь детей, в частности интонации обращения, перечисления; речь детей становится и более богатой в эмоциональном отношении - она звучит то радостно, то печально, то жалобно в зависимости от ситуаций, в которых находятся персонажи.

Участие в инсценировке знакомых сказок развивает умение выражать свои чувства и настроение в соответствии с заданной сказочной ситуацией; формирует основы нравственного поведения. Знакомство с художественной литературой так же упрощается при их театральной постановке, нежели просто сидеть и слушать книги. Изучая художественную литературу театральным способом, дети учатся правильному обороту родной речи, расширяют словарный запас и учатся правильному применению лексикона в общении между сверстниками. А действуя с игрушкой, произнося за нее слова, ребенок начинает иначе относиться к собственной речи: прислушивается к сказанному, изменяет средства выразительности речи.

В связи с необходимостью снабжения детей навыками образной выразительности дошкольники принимают участие в различных обучающих этюдах, коротких играх (пробах) и традиционных играх-драматизациях с ясным и простым содержанием. Так, используются игры-упражнения для эмоционального развития речи детей, направленные на развитие ритма, высоты, силы голоса, темпа речи. Например, использование стихотворения К.И.Чуковского «Телефон» подойдет для формирования темпа речи. Газели – галдели (речь быстрая, торопливая), слон - говорит медленно, степенно. Или игра-упражнение «Эхо», позволяющая учиться управлять силой голоса. Игра «Магазин игрушек» направлена на овладение ритмическим рисунком фразы. В этой игре педагог произносит знакомый детям текст без слов, с помощью слогов «та-та» (используются знакомые стихи из цикла «Игрушки» А.Л.Барто). Задача ребенка узнать, какую же игрушку ему хотят продать.

Необходимо обратить внимание на одно важное условие – нельзя долго описывать ситуацию, импровизировать без действий. Любое вербальное сопровождение идет параллельно с действиями детей. Особенно это важно для детей с проблемами в развитии [1].

Фланелеграф является одним из основных атрибутов оборудования кабинета тифлопедагога и группового помещения. Выкладывание на фланелеграфе различных сюжетов вызывает большой эмоциональный интерес у детей. Для этого используется двухцветный (темная и светлая сторона) фланелеграф и цветные или силуэтные фигурки, наклеенные на фланель.

Использование атрибутов театрализованной деятельности дает ребенку большую возможность избавиться от имеющихся трудностей в общении. Умения и навыки, полученные в театрализованных играх, дети используют в повседневной жизни, и через театр закрепляют знания поведения в обществе.

Но при этом нужно учитывать зрительные возможности дошкольников с функциональными нарушениями зрения, особенности зрительного восприятия. Большое значение играет цветовое решение атрибутов и декораций. Так, использование красного, желтого, зеленого, оранжевого цветов стимулирует работу рецепторов сетчатки, активизирует зрительные возможности детей.

Дошкольники с нарушениями зрения испытывают трудности в создании и реализации игрового замысла, нуждаются в помощи и стимуляции их игровой (театрализованной) деятельности взрослыми. Для таких детей необходимы вербальные и наглядные подкрепления, опоры. Для дошкольников с нарушениями зрения сценарий проведения традиционной театрализованной игры следует усовершенствовать. В него включается предварительный этап, на котором проводится ознакомление детей со специфическим видом кукол, атрибутов и апробация небольших индивидуальных и групповых этюдов, направленных на овладение механизмом кукловождения и синхронного эмоционального голосового оформления действий. Каждый персонаж обыгрывается детьми по очереди. Дошкольники, несколько раз сыгравшие определенную роль, легче ее запоминают. Специальное обучение связано с низкими подражательными возможностями детей с нарушенным зрением, которым требуется больше времени и усилий для восприятия, усвоения, запоминания и воспроизведения полученных знаний, чем их нормально видящим сверстникам.

При обустройстве игрового пространства для детей с нарушениями зрения необходимо обязательное выполнение санитарно-гигиенических требований: оптимальные условия освещённости, безопасность игровой площадки и инвентаря; выбор игровых атрибутов: ярких, цветных, но не перегруженных лишними деталями, то есть лаконичных и выразительных.

Для детей с нарушениями зрения в игре-драматизации уделяется большое внимание правильности мимического, голосового и тому подобного оформления действий персонажа, использование речи и движения согласованно.

Для организации такой работы в первую очередь целесообразно оптимально наполнить предметно-развивающую среду в группе необходимыми дидактическими и наглядными пособиями:дидактическими играми, плакатами, музыкальным материалом, атрибутами и масками, схематические изображения мимики, позы, жестов (особое внимание следует уделить точной передаче формы изображенных предметов, как одной из информативных характеристик; форма предметов выделяется с помощью четкого контура).

Создание условий для самостоятельной театрализованной деятельности в пространстве дошкольной организации наряду с организацией совместной деятельности детей и взрослых является одним из важных условий развития выразительности речи.

Зрительный дефект значительно обедняет способность детей к подражанию, образному взаимодействию, поэтому перед взрослым стоит серьезная, актуальная задача довести до ребенка необходимую коммуникативную информацию, определенные чувства и эмоции, нравственные и этические понятия на должном дошкольном уровне. Обращение к внутреннему миру ребенка с помощью театрализованной деятельности, сказочных историй, специальных этюдов, упражнений игр и т.д. способствует усвоению детьми новых образцов творческого поведения и перенесению их в естественные жизненные ситуации, что в конечном счете благотворно повлияет на развитие выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Комплексная и систематическая работа по подготовке детей к театрализованной деятельности, использование различных форм этой деятельности по развитию неречевых и речевых средств общения, использование различных игр, средств наглядности, с учетом своеобразия зрительного восприятия имеет большое значение для развития выразительной речи старших дошкольников с нарушениями зрения.

Литература:

1. Алябьева Е.А. «Развитие воображения и речи детей 4-7 лет».Игровые технологии. ООО «ТЦ Сфера», 2005.

2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: Владос, 1998.

3. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаевича, М.:1984.

4. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. Программа «Театр-творчество-дети». —М.: МИОО, 1995.

5. Феоктистова В. А. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушением зрения / В. А. Феоктистова - С – Петербург.: Изд - во "Образование", 1995

6. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста Творческая разработка

В своем исследовании мы будем освещать проблему формирования выразительности речи, так как данный аспект изучен не достаточно, фактического материала по данной проблеме почти нет.Формирование выразите...

Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

В данной статье раскрыла понятие "выразительность речи", перечислила  характеристики ( просодика, мелодика, темп, ритм речи и пр.). А также акцентировала внимание на театрализованной де...

«Театрализованные игры как средство формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста»

В процессе театрализованной деятельности у ребенка развивается речь, ее выразительность, творческие способности, память. Дети становятся более раскрепощенными, открытыми. А сколько радости и вос...

Театрализованные игры как средство формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста

К сожалению в последнее время становится все больше и больше воспитанников, имеющих речевые нарушения. Кроме речевых нарушений появилась и проблема неумения детей выразительно читать стихи, играть рол...

Проект на тему: «Театрализованная деятельность – как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

АктуальностьРазвитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи.(Л. С. Выготский)...

Театрализованная деятельность как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста

Театрализованная деятельность как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста...

Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста

Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста...