журнал "Методический вестник"
консультация по коррекционной педагогике

Колмакова Елена Сергеевна

              … Ну-ка, просто и без затей,
              Улыбнемся и ветру, и солнышку,

              Будем счастливы – сверху до донышка-

              Ради наших « особых»  детей!...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhurnal_metodicheskiy_vestnik.docx526.79 КБ

Предварительный просмотр:

               

       

         


           

              … Ну-ка, просто и без затей,
             Улыбнемся и ветру, и солнышку,

              Будем счастливы – сверху до донышка-

              Ради наших « особых»  детей!... 

                                                                                           

     Над созданием методического продукта трудились:

  • Гижко Елена Викторовна, инструктор по ФК   МБДОУ №113
  • Дегтярева Ольга Павловна, инструктор по ФК   МБДОУ №109
  • Колмакова Елена Сергеевна, инструктор по ФК   МБДОУ №135
  • Светимская Ольга Анатольевна, инструктор по ФК   МБДОУ №98
  • Дорощук Татьяна Николаевна, инструктор по ФК   МБДОУ №45
  • Сачук Наталья Федоровна, инструктор по ФК   МБДОУ №46
  • Даллакян Анастасия Владимировна, инструктор по ФК   МБДОУ №15
  • Хилова Анастасия Владимировна, инструктор по ФК   МБДОУ №116
  • Муминова Анастасия Геннадьевна, инструктор по ФК   МБДОУ №111

Особенности физического развития

ребёнка с ОВЗ

В физическом развитии ребенка с ОВЗ, так же, как и в психическом, имеются общие тенденции с развитием нормально развивающихся детей. Наряду с этим наблюдается и множество отклонений, в основе которых лежит диффузное поражение коры головного мозга. Эти отклонения находят свое выражение в ослабленности организма, в нарушениях соматики, большей подверженности простудным и инфекционным заболеваниям, в общем физическом недоразвитии (вес, рост), в нарушении развития статики и локомоции, основных движений, мелкой моторики, осанки, координации элементарных двигательных актов, в нарушениях равновесия и др. У детей с органическим поражением центральной нервной системы нарушена нервная регуляция мышечной деятельности. В результате своевременно не формируется контроль за двигательными актами, возникают трудности в формировании произвольных движений, в становлении их целенаправленности, координированности, пространственной ориентировки. У многих детей с нарушениями интеллекта возникают сопутствующие движения — синкенезии. При этом нарушаются и моторные компоненты речи, тесно связанные с общим развитием моторики (крупной и мелкой). Однако у разных детей изучаемой категории нарушения в физическом развитии могут иметь разный характер, разную степень выраженности, выступать в разных сочетаниях. Некоторые дети производят впечатление физически здоровых и двигательно сохранных, но это кажущееся благополучие. У этих детей отклонения в физическом развитии проявляются при выполнении заданий, требующих включения целенаправленных двигательных актов. У большинства же детей, поступающих в специальные дошкольные учреждения, отклонения в физическом развитии оказываются явно выраженными. Корпус у них наклонен вперед, голова опущена вниз, они часто смотрят под ноги. При ходьбе они шаркают ногами, движения рук и ног не согласованы между собой, стопы ног развернуты носком внутрь. У некоторых детей при ходьбе отмечается семенящий, неритмичный, неравномерный шаг, темп ходьбы неустойчив, ноги слегка согнуты в тазобедренном суставе. При беге у дошкольников с ОВЗ также наблюдается мелкий семенящий шаг, полусогнутые ноги опускаются всей стопой на землю, движения рук и ног не согласованны, движения неритмичны. При этом у некоторых детей отмечаются боковые раскачивания корпуса. Большинство детей с нарушениями интеллекта совсем не могут прыгать — ни на двух, ни на одной ноге. Имеются большие затруднения при ползании, лазании и в метании. Многие дети не могут бросать мяч не только в цель, но и в стоящую непосредственно перед ними корзину, так как любой бросок нарушает равновесие тела.

В коррекции физического развития детей важную роль играет создание режима двигательной активности. Сюда входит проведение утренней гимнастики, подвижных игр на прогулках в утреннее и вечернее время, использование подвижных видов работы на всех занятиях.

 

Особенности занятий физической культурой с детьми с ОВЗ в детском саду.

Для воспитанников с ОВЗ, характерны различные нарушения в развитии: нарушение речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.  Это дети с ослабленным здоровьем, они быстро утомляются, устают, они раздражительны или наоборот апатичны. При выполнении заданий у них возникают непроизвольные лишние движения, наблюдается поверхностное и неритмичное дыхание; проявляются нарушения общей моторики особенно во время выполнения основных видов движения: лазания, прыжков, метания. Таким детям свойственно неумение слушать, низкий уровень восприятия, слабая концентрация внимания.

 Таким образом, на занятиях необходимо учитывать специфику психики и здоровья каждого ребёнка. 

От инструктора по физической культуре   требуются знания основных дефектов, их проявлений, сопутствующих заболеваний, медицинских показаний и противопоказаний к тем или иным видам физических упражнений. Также необходимо учитывать возрастные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, так как они развиваются медленнее. Данные знания необходимы педагогу для того, чтобы не навредить здоровью, а также выявить потенциальные возможности ребенка, определить оптимальный путь развития и коррекции. Для более эффективной работы в данном направлении педагогу физической культуры необходимо постоянно взаимодействовать с другими специалистами образовательного учреждения, а именно с логопедом, психологом, воспитателями.

Специфика занятий физкультурой с детьми с ограниченными возможностями здоровья заключается в том, что педагогические воздействия должны быть направлены не только на коррекцию физического, но и психического здоровья. Основными задачами на каждом занятии являются коррекция и профилактика осанки, плоскостопия, ходьбы, бега и других естественных движений, активизация вегетативных функций и укрепление мышечного корсета. Именно поэтому занятия с данными детьми должны носить коррекционно-развивающую направленность.

На своих занятиях инструктор по физической культуре должен проводить диагностику степени физического развития в начале и конце учебного года. Благодаря результатам входной диагностики выявляются основные проблемы развития, и создается образовательный маршрут. Таким образом, в работе используется компенсаторный принцип воздействия, заключающийся в возмещении недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет активного использования сохранных функций.

Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают дефицит двигательной и эмоциональной активности, поэтому на занятиях физкультурой необходимо большое разнообразие двигательной деятельности.

Занятия физкультурой для детей с ограниченными возможностями здоровья являются одной из эффективных форм их социализации, а также коррекции нарушений их развития.

На занятиях по физической культуре  дети с ОВЗ (кроме нарушений ОДА) выполняют те же упражнения, что и здоровые дошкольники, но без нормативных требований.

В занятия включаются физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений, и общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног, координацию движений, формированию правильной осанки, развитию равновесия. Кроме того, проводятся подвижные игры, которые способствуют совершенствованию движений, а также тренированности различных систем организма. Обязательным компонентом каждого занятия является вводная и заключительная ходьба.

На начальных этапах обучения целесообразно проводить с детьми бессюжетные подвижные игры, так как у них еще не сформированы основные движения, малый двигательный опыт, не умеют ориентироваться в пространстве помещения и не могут понять правила и условия сюжетной игры. Бессюжетные подвижные игры способствуют повышению эмоционального тонуса и учат детей ориентироваться в условиях подвижных игр. В старшем дошкольном возрасте дети могут овладеть подвижными играми с правилами, но с элементами соревнования, так как многие дети начинают осознавать моторную неловкость и это вызывает отрицательное эмоциональное отношение к подвижным играм.

Основные принципы:

1. Индивидуализация: опора на индивидуальные способности и возможности ребенка для создания оптимальных условий его развития.

2. Компенсаторная направленность: возмещение недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет перестройки или усиления сохраненных, создание «обходных путей».

3. Учет возрастных особенностей: осознание, что ребенок с ОВЗ проходит те же стадии развития, что и здоровый, только медленнее и с другим конечным результатом .

4. Адекватность: соответствие всего комплекса компенсаторных, лечебно-восстановительных средств и методов реальным функциональным возможностям, потребностям и интересам ребенка.

5. Оптимальность: разумная сбалансированность величины психофизической нагрузки и целесообразные адаптационные приемы.

6. Вариативность: многообразие упражнений и условий их выполнения, разные способы регулирования эмоционального состояния: релаксация, нетрадиционные психотехники, разные формы воздействия на сенсорные каналы: зрение, слух, кинестетику, обоняние,  развитие речи (подвижные игры с речетативами), развитие мелкой моторики («пальчиковые» игры),  развитие интеллекта (игры со счетом, выстраиванием слов)

 7. Приоритетная роль микросоциума: одновременная коррекция ребенка и его родителей на  спортивных мероприятиях.

Специфика работы  с детьми  ОВЗ :

 уменьшение физической нагрузки в процессе НОД;

 адаптирование сложных для выполнения упражнений, на более легкие;

 исключение некоторых видов упражнений по медицинским показаниям;

 формирование правильного отношения к физической культуре, к себе и к своему здоровью;

 наблюдение за состоянием ребенка во время НОД физинструктором, медицинской сестрой, воспитателем группы;

 мотивация на улучшение результатов (похвала, близость с ребенком во время объяснения задания);

 дополнительная релаксация во время НОД;

 дифференцированный подход к участию в соревнованиях;

 оказание помощи ребенку при выполнении упражнений;

 предоставление дополнительного времени для выполнения заданий.

У большинства детей с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе инструктора по физической культуре

.

В последнее время в силу ряда объективных причин увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья.

Работа по организации здоровьесберегающей среды в детском саду осуществляется по следующим направлениям:

– создание психологического комфорта детей в период пребывания в доу;

– создание безопасной предметно-развивающей среды;

– реализация комплекса оздоровительно-профилактических мероприятий в доу;

– учет индивидуальных особенностей детей.

Создание условий для физического развития детей с ОВЗD:\лена\физо фото\пррс\IMG_20181120_103728.jpg

Физическое развитие очень важно для здоровья детей, потому что позволяет реализовать их врожденное стремление к движению. Становление детской идентичности, образа Я тесно связано с физическим развитием ребенка, с его ловкостью, подвижностью, активностью. Для того чтобы стимулировать физическое развитие детей, важно:

• ежедневно предоставлять детям возможность активно двигаться;

• обучать детей правилам безопасности;

• создавать доброжелательную атмосферу эмоционального принятия, способствующую проявлениям активности всех детей (в том числе и менее активных) в двигательной сфере; • использовать различные методы обучения, помогающие детям с разным уровнем физического развития с удовольствием бегать, лазать, прыгать.

Среда должна стимулировать физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм. В ходе подвижных игр, в том числе спонтанных, дети должны иметь возможность использовать игровое и спортивное оборудование. Игровая площадка должна предоставлять условия для развития крупной моторики. Игровое пространство (как на площадке, так и в помещениях) должно быть трансформируемым (меняться в зависимости от игры и предоставлять достаточно места для двигательной активности).

Для ребенка с особенностью физического развития необходим гибкий оздоровительный режим дня, который предполагает систематическую работу по использованию здоровьесберегающих технологий. Он предусматривает вариативность всех режимных моментов, сохраняет общую продолжительность основных компонентов и носит в целом динамичный характер, включает стереотипно повторяющиеся оздоровительные и профилактические мероприятия, которые объединены игровым содержанием и названы «минутками» (минутки здоровья, минутки социально-эмоциональной направленности и т. д.) . При организации «минутки здоровья» проводятся: пальчиковая гимнастика; дыхательно-звуковая гимнастика; аурикулярный массаж; гимнастика мозга П. Деннисона (проводится перед началом занятия) ; восстановительная гимнастика. 


Таким образом, реализуемые в комплексе оздоровительно-профилактические мероприятия способствуют снижению уровня заболеваемости детей, укреплению физического здоровья и повышению психоэмоционального состояния детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вестник весны" тематическое занятие

Тематическое занятие с элементами логоритмики проводится по плану взаимодействия музыкального руководителя и логопеда. Игровой сюжет занятия помогает детям справиться с поставленными задачами и добить...

Экологический вестник

Журнал "Экологический вестник" данный журнал преднозначен для работы с родителями. В нём пропагандируются начало экологической культуры для детей....

Статья в "Вестник ИМО"

Статья о важности о необходимости патриотического воспитания...

Конспект совместной деятельности "Вестники Весны" с детьми подготовительной к школе группы.

Цель: Закрепить знания детей о перелетных птицах.Задачи: Воспитывать любовь к природе, к птицам.Воспитывать бережное отношение к природе.Способствовать развитию интереса детей к жизни птиц.Закреп...

Конспект занятия по развитию речи в старшей коррекционной дошкольной группе по теме "Вестники весны"

Закрепить знания признаков весны, представления о перелетных птицах. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (практическое употреб...

Итоговое мероприятие по теме недели "Птицы" Игра - викторина "Вестники весны"

Работая по ФГТ  всю неделю дети изучали тему птицы: знакомили с птицами, читали литературные произведения, пели песни, разучивали закличкирисовали, делали аппликации. В итоговом занятии, дети обо...