журнал "Методический вестник"
консультация по коррекционной педагогике
… Ну-ка, просто и без затей,
Улыбнемся и ветру, и солнышку,
Будем счастливы – сверху до донышка-
Ради наших « особых» детей!...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhurnal_metodicheskiy_vestnik.docx | 526.79 КБ |
Предварительный просмотр:
… Ну-ка, просто и без затей,
Улыбнемся и ветру, и солнышку,
Будем счастливы – сверху до донышка-
Ради наших « особых» детей!...
Над созданием методического продукта трудились:
- Гижко Елена Викторовна, инструктор по ФК МБДОУ №113
- Дегтярева Ольга Павловна, инструктор по ФК МБДОУ №109
- Колмакова Елена Сергеевна, инструктор по ФК МБДОУ №135
- Светимская Ольга Анатольевна, инструктор по ФК МБДОУ №98
- Дорощук Татьяна Николаевна, инструктор по ФК МБДОУ №45
- Сачук Наталья Федоровна, инструктор по ФК МБДОУ №46
- Даллакян Анастасия Владимировна, инструктор по ФК МБДОУ №15
- Хилова Анастасия Владимировна, инструктор по ФК МБДОУ №116
- Муминова Анастасия Геннадьевна, инструктор по ФК МБДОУ №111
Особенности физического развития
ребёнка с ОВЗ
В физическом развитии ребенка с ОВЗ, так же, как и в психическом, имеются общие тенденции с развитием нормально развивающихся детей. Наряду с этим наблюдается и множество отклонений, в основе которых лежит диффузное поражение коры головного мозга. Эти отклонения находят свое выражение в ослабленности организма, в нарушениях соматики, большей подверженности простудным и инфекционным заболеваниям, в общем физическом недоразвитии (вес, рост), в нарушении развития статики и локомоции, основных движений, мелкой моторики, осанки, координации элементарных двигательных актов, в нарушениях равновесия и др. У детей с органическим поражением центральной нервной системы нарушена нервная регуляция мышечной деятельности. В результате своевременно не формируется контроль за двигательными актами, возникают трудности в формировании произвольных движений, в становлении их целенаправленности, координированности, пространственной ориентировки. У многих детей с нарушениями интеллекта возникают сопутствующие движения — синкенезии. При этом нарушаются и моторные компоненты речи, тесно связанные с общим развитием моторики (крупной и мелкой). Однако у разных детей изучаемой категории нарушения в физическом развитии могут иметь разный характер, разную степень выраженности, выступать в разных сочетаниях. Некоторые дети производят впечатление физически здоровых и двигательно сохранных, но это кажущееся благополучие. У этих детей отклонения в физическом развитии проявляются при выполнении заданий, требующих включения целенаправленных двигательных актов. У большинства же детей, поступающих в специальные дошкольные учреждения, отклонения в физическом развитии оказываются явно выраженными. Корпус у них наклонен вперед, голова опущена вниз, они часто смотрят под ноги. При ходьбе они шаркают ногами, движения рук и ног не согласованы между собой, стопы ног развернуты носком внутрь. У некоторых детей при ходьбе отмечается семенящий, неритмичный, неравномерный шаг, темп ходьбы неустойчив, ноги слегка согнуты в тазобедренном суставе. При беге у дошкольников с ОВЗ также наблюдается мелкий семенящий шаг, полусогнутые ноги опускаются всей стопой на землю, движения рук и ног не согласованны, движения неритмичны. При этом у некоторых детей отмечаются боковые раскачивания корпуса. Большинство детей с нарушениями интеллекта совсем не могут прыгать — ни на двух, ни на одной ноге. Имеются большие затруднения при ползании, лазании и в метании. Многие дети не могут бросать мяч не только в цель, но и в стоящую непосредственно перед ними корзину, так как любой бросок нарушает равновесие тела.
В коррекции физического развития детей важную роль играет создание режима двигательной активности. Сюда входит проведение утренней гимнастики, подвижных игр на прогулках в утреннее и вечернее время, использование подвижных видов работы на всех занятиях.
Особенности занятий физической культурой с детьми с ОВЗ в детском саду.
Для воспитанников с ОВЗ, характерны различные нарушения в развитии: нарушение речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Это дети с ослабленным здоровьем, они быстро утомляются, устают, они раздражительны или наоборот апатичны. При выполнении заданий у них возникают непроизвольные лишние движения, наблюдается поверхностное и неритмичное дыхание; проявляются нарушения общей моторики особенно во время выполнения основных видов движения: лазания, прыжков, метания. Таким детям свойственно неумение слушать, низкий уровень восприятия, слабая концентрация внимания.
Таким образом, на занятиях необходимо учитывать специфику психики и здоровья каждого ребёнка.
От инструктора по физической культуре требуются знания основных дефектов, их проявлений, сопутствующих заболеваний, медицинских показаний и противопоказаний к тем или иным видам физических упражнений. Также необходимо учитывать возрастные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, так как они развиваются медленнее. Данные знания необходимы педагогу для того, чтобы не навредить здоровью, а также выявить потенциальные возможности ребенка, определить оптимальный путь развития и коррекции. Для более эффективной работы в данном направлении педагогу физической культуры необходимо постоянно взаимодействовать с другими специалистами образовательного учреждения, а именно с логопедом, психологом, воспитателями.
Специфика занятий физкультурой с детьми с ограниченными возможностями здоровья заключается в том, что педагогические воздействия должны быть направлены не только на коррекцию физического, но и психического здоровья. Основными задачами на каждом занятии являются коррекция и профилактика осанки, плоскостопия, ходьбы, бега и других естественных движений, активизация вегетативных функций и укрепление мышечного корсета. Именно поэтому занятия с данными детьми должны носить коррекционно-развивающую направленность.
На своих занятиях инструктор по физической культуре должен проводить диагностику степени физического развития в начале и конце учебного года. Благодаря результатам входной диагностики выявляются основные проблемы развития, и создается образовательный маршрут. Таким образом, в работе используется компенсаторный принцип воздействия, заключающийся в возмещении недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет активного использования сохранных функций.
Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают дефицит двигательной и эмоциональной активности, поэтому на занятиях физкультурой необходимо большое разнообразие двигательной деятельности.
Занятия физкультурой для детей с ограниченными возможностями здоровья являются одной из эффективных форм их социализации, а также коррекции нарушений их развития.
На занятиях по физической культуре дети с ОВЗ (кроме нарушений ОДА) выполняют те же упражнения, что и здоровые дошкольники, но без нормативных требований.
В занятия включаются физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений, и общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног, координацию движений, формированию правильной осанки, развитию равновесия. Кроме того, проводятся подвижные игры, которые способствуют совершенствованию движений, а также тренированности различных систем организма. Обязательным компонентом каждого занятия является вводная и заключительная ходьба.
На начальных этапах обучения целесообразно проводить с детьми бессюжетные подвижные игры, так как у них еще не сформированы основные движения, малый двигательный опыт, не умеют ориентироваться в пространстве помещения и не могут понять правила и условия сюжетной игры. Бессюжетные подвижные игры способствуют повышению эмоционального тонуса и учат детей ориентироваться в условиях подвижных игр. В старшем дошкольном возрасте дети могут овладеть подвижными играми с правилами, но с элементами соревнования, так как многие дети начинают осознавать моторную неловкость и это вызывает отрицательное эмоциональное отношение к подвижным играм.
Основные принципы:
1. Индивидуализация: опора на индивидуальные способности и возможности ребенка для создания оптимальных условий его развития.
2. Компенсаторная направленность: возмещение недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет перестройки или усиления сохраненных, создание «обходных путей».
3. Учет возрастных особенностей: осознание, что ребенок с ОВЗ проходит те же стадии развития, что и здоровый, только медленнее и с другим конечным результатом .
4. Адекватность: соответствие всего комплекса компенсаторных, лечебно-восстановительных средств и методов реальным функциональным возможностям, потребностям и интересам ребенка.
5. Оптимальность: разумная сбалансированность величины психофизической нагрузки и целесообразные адаптационные приемы.
6. Вариативность: многообразие упражнений и условий их выполнения, разные способы регулирования эмоционального состояния: релаксация, нетрадиционные психотехники, разные формы воздействия на сенсорные каналы: зрение, слух, кинестетику, обоняние, развитие речи (подвижные игры с речетативами), развитие мелкой моторики («пальчиковые» игры), развитие интеллекта (игры со счетом, выстраиванием слов)
7. Приоритетная роль микросоциума: одновременная коррекция ребенка и его родителей на спортивных мероприятиях.
Специфика работы с детьми ОВЗ :
∙ уменьшение физической нагрузки в процессе НОД;
∙ адаптирование сложных для выполнения упражнений, на более легкие;
∙ исключение некоторых видов упражнений по медицинским показаниям;
∙ формирование правильного отношения к физической культуре, к себе и к своему здоровью;
∙ наблюдение за состоянием ребенка во время НОД физинструктором, медицинской сестрой, воспитателем группы;
∙ мотивация на улучшение результатов (похвала, близость с ребенком во время объяснения задания);
∙ дополнительная релаксация во время НОД;
∙ дифференцированный подход к участию в соревнованиях;
∙ оказание помощи ребенку при выполнении упражнений;
∙ предоставление дополнительного времени для выполнения заданий.
У большинства детей с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе инструктора по физической культуре
.
В последнее время в силу ряда объективных причин увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья.
Работа по организации здоровьесберегающей среды в детском саду осуществляется по следующим направлениям:
– создание психологического комфорта детей в период пребывания в доу;
– создание безопасной предметно-развивающей среды;
– реализация комплекса оздоровительно-профилактических мероприятий в доу;
– учет индивидуальных особенностей детей.
Создание условий для физического развития детей с ОВЗ
Физическое развитие очень важно для здоровья детей, потому что позволяет реализовать их врожденное стремление к движению. Становление детской идентичности, образа Я тесно связано с физическим развитием ребенка, с его ловкостью, подвижностью, активностью. Для того чтобы стимулировать физическое развитие детей, важно:
• ежедневно предоставлять детям возможность активно двигаться;
• обучать детей правилам безопасности;
• создавать доброжелательную атмосферу эмоционального принятия, способствующую проявлениям активности всех детей (в том числе и менее активных) в двигательной сфере; • использовать различные методы обучения, помогающие детям с разным уровнем физического развития с удовольствием бегать, лазать, прыгать.
Среда должна стимулировать физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм. В ходе подвижных игр, в том числе спонтанных, дети должны иметь возможность использовать игровое и спортивное оборудование. Игровая площадка должна предоставлять условия для развития крупной моторики. Игровое пространство (как на площадке, так и в помещениях) должно быть трансформируемым (меняться в зависимости от игры и предоставлять достаточно места для двигательной активности).
Для ребенка с особенностью физического развития необходим гибкий оздоровительный режим дня, который предполагает систематическую работу по использованию здоровьесберегающих технологий. Он предусматривает вариативность всех режимных моментов, сохраняет общую продолжительность основных компонентов и носит в целом динамичный характер, включает стереотипно повторяющиеся оздоровительные и профилактические мероприятия, которые объединены игровым содержанием и названы «минутками» (минутки здоровья, минутки социально-эмоциональной направленности и т. д.) . При организации «минутки здоровья» проводятся: пальчиковая гимнастика; дыхательно-звуковая гимнастика; аурикулярный массаж; гимнастика мозга П. Деннисона (проводится перед началом занятия) ; восстановительная гимнастика.
Таким образом, реализуемые в комплексе оздоровительно-профилактические мероприятия способствуют снижению уровня заболеваемости детей, укреплению физического здоровья и повышению психоэмоционального состояния детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Вестник весны" тематическое занятие
Тематическое занятие с элементами логоритмики проводится по плану взаимодействия музыкального руководителя и логопеда. Игровой сюжет занятия помогает детям справиться с поставленными задачами и добить...
Экологический вестник
Журнал "Экологический вестник" данный журнал преднозначен для работы с родителями. В нём пропагандируются начало экологической культуры для детей....
Статья в "Вестник ИМО"
Статья о важности о необходимости патриотического воспитания...
Конспект совместной деятельности "Вестники Весны" с детьми подготовительной к школе группы.
Цель: Закрепить знания детей о перелетных птицах.Задачи: Воспитывать любовь к природе, к птицам.Воспитывать бережное отношение к природе.Способствовать развитию интереса детей к жизни птиц.Закреп...
Конспект занятия по развитию речи в старшей коррекционной дошкольной группе по теме "Вестники весны"
Закрепить знания признаков весны, представления о перелетных птицах. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (практическое употреб...
конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим в рамках конкурса "Эколидер" на тему: "Первоцветы-вестники весны"
экологическое воспитание...
Итоговое мероприятие по теме недели "Птицы" Игра - викторина "Вестники весны"
Работая по ФГТ всю неделю дети изучали тему птицы: знакомили с птицами, читали литературные произведения, пели песни, разучивали закличкирисовали, делали аппликации. В итоговом занятии, дети обо...