Семинар для воспитателей "Особенности работы воспитателя с гиперактивными детьми"
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Особенности работы воспитателя с гиперактивными детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
giperaktivnye_deti.docx | 23.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар для воспитателей
"Особенности работы воспитателя с гиперактивными детьми »
Бытует ошибочное мнение, что гиперактивность – следствие родительских ошибок. На самом деле, это особенность нервной системы ребенка, которая на медицинском языке называется «синдром дефицита внимания с гиперактивностью». Это не заболевание, не ярлык, который навешивается на ребенка. Это сигнал к тому, что такой малыш – особенный и требует особого подхода.
Первые проявления гиперактивности наблюдаются у детей в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.
Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания и т. д.
Гиперактивность у ребёнка становится заметной уже в дошкольном возрасте.
Всё более отчётливо проявляется неспособность сосредоточиться на каком-нибудь предмете или явлении: ребёнок разбрасывает игрушки, не может спокойно дослушать сказку, досмотреть мультфильм. Но наиболее заметными проблемы с вниманием становятся к моменту, когда дошкольник приходит в детский сад. Появление такого ребенка в группе детского сада с первых же минут осложняет жизнь всего коллектива. Он попадает в коллектив, живущий по определённому распорядку, где от каждого требуется достаточная степень самоконтроля.
Гиперактивный ребёнок мешает организованной деятельности в детском саду, вскакивает с места, отвечает невпопад, перебивает воспитателя. Педагоги, как правило, не в силах справиться с такими детьми, а родители не понимают активного поведения своих малышей. Вместе с тем, проблема остается. Удастся ли установить контакт с таким ребенком, во многом зависит от стратегии и тактики воспитателя, умения применять в своей работе рекомендации по работе с подобными детьми.
Если ребёнок живой, подвижный и непоседливый – это не всегда свидетельствует о его гиперактивности. Вполне нормально, если он не может усидеть долго за столом, неугомонен перед сном, непослушен в магазине игрушек и бегает, не останавливаясь, после длительного переезда.
Главное отличие активного ребёнка от гиперактивного заключается именно в том, что последний будет бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете, независимо от ситуации, будь то дома, в гостях или кабинете врача. На него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. У него не работает механизм самоконтроля, в отличие от его сверстников, даже самых избалованных.
Гиперактивные дети суетливы, никогда не сидят спокойно. Нередко бывают болтливы. Часто беспричинно двигают кистями рук, стопами, елозят на стуле, постоянно оборачиваются. Они не в состоянии долго усидеть на месте, вскакивают без разрешения, ходят по группе и т.п. Двигательная активность такого ребёнка, как правило, не имеет определённой цели. Он просто так бегает, крутится, карабкается, пытается куда-то залезть, хотя порой это бывает далеко не безопасно.
Гиперактивные дети не могут играть в тихие игры, отдыхать, сидеть тихо и спокойно, заниматься чем-то определённым. Они всегда нацелены на движение. Такой ребёнок чувствует себя неуютно в коллективе, ведь попав в разряд «неуспевающих», он ощущает негативное отношение со стороны педагогов и сверстников, что ещё больше усиливает неадекватное активное поведение. Дошкольника часто ругают взрослые, над ним смеются и «не берут в игру» дети. Из-за этого неуравновешенность, вспыльчивость, заниженная самооценка. Вспышки гнева и раздражения случаются довольно часто и порой даже без видимой причины. Важно помнить, что такие дети, как правило, лишены чувства страха. Они, не задумываясь могут выскочить на дорогу перед движущимся автомобилем, могут прыгнуть с любой высоты, и т.п. Здесь нужен особый контроль со стороны взрослых, тем более что обычно у таких детей снижена реакция на болевые стимулы.
Подобное поведение чревато возникновением трудностей в обучении, восприятии окружающего мира, общении со сверстниками и взрослыми. Поэтому к таким детям нужен особый, индивидуальный подход.
У таких детей очень высокий порог чувствительности к отрицательным стимулам, а потому слова «нет», «нельзя», «не трогай» для них, по сути дела, пустой звук. Для них система запретов должна сопровождаться альтернативными предложениями. Например, если ребёнок начинает рвать обои – можно предложить ему порвать ненужный лист бумаги, а затем собрать все клочки в пакетик. Они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но зато очень хорошо реагируют на похвалу, одобрение.
Особенности работы педагога с гиперактивным ребенком:
1. Гиперактивному ребёнку легче работать в начале дня, чем вечером, а также в начале занятия, а не в конце.
2. Ребёнок, работая один на один с взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой.
3.Нагрузка должна соответствовать возможностям ребёнка.
Например, если дети в группе детского сада могут заниматься какой-либо деятельностью 20 минут, а гиперактивный ребёнок работает продуктивно лишь 10 минут, не надо заставлять его продолжать занятие дольше, необходимо переключить его на другой вид деятельности: попросить полить цветы, накрыть на стол и т.д.
Если ребёнок в состоянии продолжить занятие, можно разрешить вернуться к нему.
В процессе обучения, особенно на первых порах, гиперактивному ребёнку очень трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью. Поэтому в начале работы педагог может снизить требовательность к аккуратности.
Это позволит сформировать у ребёнка чувство успеха.
Дети получат удовольствие от выполнения задания, и как следствие - у них повысится самооценка.
4.Занятия с гиперактивными детьми должны способствовать:
-снятию напряжения,
-излишней двигательной активности,
-снижению агрессивности,
-развитию умения концентрировать внимание,
- следовать инструкциям педагога.
Многие дети с гиперактивностью с трудом выдерживают тихий час в дошкольном учреждении. В таком случае необходимо сесть с ребёнком рядом, погладить по головке, приговаривая ласковые, добрые слова. Благодаря этому мышечное беспокойство и эмоциональная напряжённость дошкольника будут снижаться. Постепенно он привыкнет отдыхать в это время дня, будет вставать отдохнувшим, менее импульсивным, а порой и выспавшимся. Эмоциональный и тактильный контакт очень эффективен при взаимодействии с такими детьми.
5.Гиперактивный ребёнок очень импульсивен, его неожиданное действие, которое иногда носит даже провокационный характер, может вызвать слишком эмоциональную реакцию взрослого.
В любой ситуации оставайтесь спокойными помните: нет хладнокровия – нет преимущества.
Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до 10). И тогда, избежав эмоциональной вспышки, сможете лучше понять ребёнка, который так нуждается в вашей поддержке.
6.Правила поведения педагога с гиперактивным ребёнком:
* «не замечать» мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребёнка, так как от шума возбуждение усиливается;
* применять при необходимости позитивный физический контакт: взять за руку, погладить по голове, прижать к себе;
* сажать за первый стол, чтобы уменьшить отвлекающие моменты во время занятий;
* давать возможность в середине организованной деятельности подвигаться (попросить что-нибудь поднять, принести, предложить протереть доску и т.п.);
* хвалить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто проявлять свою радость, если ребёнок довёл какое-то дело до конца.
7.Как сформировать произвольную регуляцию деятельности у гиперактивного ребенка?
1. Не опекать чрезмерно такого ребенка.
2. Учить устанавливать договоренности относительно требований режима дня.
3. Ребенку необходимо самому принимать активное участие в решении вопросов о том, когда, что и в каком объеме ему необходимо делать.
4. Ребенок должен иметь возможность высказывать собственные пожелания.
5. Повторять обговоренный режим изо дня в день.
6.Включить в обиход функцию контроля времени – таймер, который необходимо установить заблаговременно до какого-либо задания (ребенок привыкает работать, планируя свои действия).
7.Повышение социальной компетентности, развитие общения (учить анализировать действия, находить причинно-следственные связи, проигрывать житейские ситуации, составлять рассказы по картинкам, оценивать поведения героев).
8.При проведении игр с гиперактивным ребенком надо учитывать особенности таких детей, а именно:
-их неумение длительное время подчиняться групповым правилам,
-быструю утомляемость,
-неумение выслушивать и выполнять инструкции (концентрировать своё внимание на деталях),
- трудности в ожидании своей очереди и неумение считаться с интересами окружающих.
-поэтому играть нужно сначала индивидуально, постепенно подключая их к маленьким подгруппам, и лишь после этого выводя на коллективные игры.
Примеры игр с гиперактивными детьми:
- «Черепаха» - для контроля за своими движениями: движение ребёнок начинает от противоположной стены к взрослому, как черепаха – медленно, не останавливаясь и не спеша. Через 2 – 3 минуты дается новая команда – остановиться, «замереть». Если игра проходит в группе, то побеждает тот, кто оказался дальше всех от взрослого. Можно повторить игру несколько раз, и обсудить её (что мешало двигаться медленно, и что помогло выполнять команды);
- «Клубочек» - для обучения саморегуляции: расшалившемуся ребенку надо смотать в клубок яркую пряжу (веревку), причем размер клубка с каждым разом увеличивается, сообщая при этом, что пряжа (веревка) волшебная – она поможет ему успокоиться, не огорчаться, не уставать и не «заводиться», как только он начнет её сматывать;
- «Птичка» - на развитие мышечного контроля: дать ребенку в ладошки маленькую, хрупкую пушистую птичку (иную игрушку), он должен подержать её в ладошках, защитить от коршуна, погладить, поговорить с ней, сказать добрые слова и успокоить ее. В дальнейшем игрушку можно не класть, а напомнить ребенку о ней и предложить успокоить ее снова, просто сложив ладошки и сев на стул;
- «Что нового» - игра для обучения концентрировать внимание на деталях: взрослый рисует геометрическую фигуру, по очереди (если в группе, то дети) к фигуре дорисовываются детали, создается тем самым картинка. Когда кто- то пририсовывает детали, остальные глаза закрывают, и после их открытия находят новое в рисунке. Чем дольше игра, тем сложнее;
- «Ласковые лапки» - игра для снятия напряжения мышечных зажимов, снижения агрессивности: взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Всё это выкладывается на стол. Ребёнку предлагается оголить руку по локоть.
Воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверёк» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверёк» прикасается к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Вариант игры: «зверёк» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребёнком местами.
- «Кричалки—шепталки—молчалки» - игра на развитие наблюдательности, умения действовать по правилу: из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы.
Когда взрослый поднимает красную ладонь — “кричалку” можно бегать, кричать, сильно шуметь;
желтая ладонь — “шепталка” — можно тихо передвигаться и шептаться,
на сигнал “молчалка” — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует “молчанками”.
Гиперактивным детям надо развивать привычку осмысливать происходящее, задумываться о причинах, прогнозировать последствия, правильно интерпретировать свои чувства и чувства других людей. Для этого идеально подходит кукольный театр, ролевая игра с игрушками. Она дает возможность ребенку оценить и свое поведение, и поведение окружающих, отрепетировать правильные модели поведения. В кукольных сценках можно проиграть самые разные ситуации, вызывающие у ребенка психологические трудности. Сценки должны быть очень простыми и строиться по принципу: «Плохой вариант — хороший вариант».
Например, разыгрывается, как ребенок мешает старшему брату готовить уроки, и дело заканчивается потасовкой.
А потом — положительный вариант, идеальная модель поведения, уход от конфликта (даже если в жизни ребенка этого практически не бывает).
По мере продвижения вперед сценки должны усложняться, разнообразиться, обрастать сказочными или приключенческими подробностями.
Необходимо с самого начала строить взаимоотношения с ребёнком на принципах согласия и взаимопонимания:
*Не следует разрешать делать всё, что вздумается. Нужно объяснить, почему это вредно или опасно.
*Если не получается – отвлечь, переключить внимание на другой объект. Говорить нужно спокойно, без лишних эмоций, лучше всего используя шутку, юмор, какие-нибудь забавные сравнения.
*Выражая недовольство, не следует манипулировать чувствами ребёнка и уж тем более его унижать.
*Следует эмоционально поддерживать дошкольника во всех попытках конструктивного, положительного поведения, какими бы незначительными они ни были.
*Не ждите быстрых результатов, важна ваша планомерность, терпение, вера в этого ребенка и постепенно ситуация начнет меняться в лучшую сторону.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа педагога с гиперактивными детьми
Работа педагога с гиперактивными детьми...
Приёмы и методы для работы с агрессивными,гиперактивными детьми.
в каждой группе встречается хотя бы один такой ребенок…- он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки;-намеренно употребляет грубые выражения,- “гроза&rdq...
Приёмы и методы для работы с агрессивными,гиперактивными детьми.
в каждой группе встречается хотя бы один такой ребенок…- он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает иг-рушки;-намеренно употребляет грубые выражения,- “гроза&rd...
Консультация для педагогов "Правила работы педагога с гиперактивными детьми".
Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребенком, знает, сколько хлопот и неприятностей доставляет тот окружающим. Однако это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страд...
Тренинговое занятие «Особенности работы воспитателей с гиперактивными детьми в ДОУ»
Тренинговое занятие «Особенности работы воспитателей с гиперактивными детьми в ДОУ»...