«Роль исследовательской деятельности в развитии детей дошкольного возраста». КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
консультация по теме
Всестороннее развитие познавательныо- исследовательских способностей ребенка начинается с объектов окружающего мира, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни. В свою очередь экологическое содержание способствует повышению эффективности процесса экологического воспитания дошкольников, что приведет к качественно новому отношению детей к природе, окажет позитивное влияние на развитие личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль исследовательской деятельности в развитии детей дошкольного возраста». КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Неутолимая любознательность детей своими бесконечно разнообразными проявлениями радует, умиляет, восхищяет, а также раздражает, шокирует и возмущает. Такое поведение своих детей ставит родителей в тупик. Ребенок задает вопросы, потрясающие как своими бестактностью и непониманием, так и глубоким интуитивным схватыванием сложных оригинальных проблем. Он боится дотронуться до новой привлекательной игрушки и бесстрашно, с изобретательностью, достойной лучшего применения, находит способы добраться и обследовать недоступные и опасные предметы. Одна из принципиальных особенностей любознательности стоит в стремлении ребенка, сломав или обойдя все рамки, выйти в новые неизвестные области, используя новые и разнообразные способы. Новизна и разнообразие способов обследования является необходимым условием открытия нового, а следовательно – условия познавательного развития. С другой стороны, новизна объектов, к которым стремится ребенок, и нестандартность, «неопробованность» изобретаемых им способов действия таят в себе неизбежную опасность ошибок, в том числе фатальных.
Необходимо понять, какая мотивация движет детьми, что именно они хотят и способны исследовать, каковы особенности познавательной деятельности и, какие результаты достигаются детьми?
Познавательно исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу, как бы экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает категоризация по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.
Они познают в игре, труде, на прогулках, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками. Задача взрослого – не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как». Поисковая активность – естественное состояние ребенка, это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Дети дошкольного возраста – пытливые исследователи окружающего мира. К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность переходит в особую деятельность со своими познавательными – мотивами, осознанными намерениями понять, как устроен окружающий мир.
Главная цель исследовательского обучения – формирование у ребенка способностей самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере, т.е. путь ребенка к знаниям лежит через собственный творческий, исследовательский поиск. У ребенка появляется интерес узнать больше, он учится делать выводы и умозаключения, вырабатывается наблюдательность, внимание, сосредоточенность, доводить дело до конца. В будущем ребенок не будет бояться новшеств и трудностей, стоящих у него на пути, а наоборот будет желание испытать себя и самоутвердиться.
Само понятие исследовательского поведения находится на одном уровне с такими понятиями, как научение, интеллект, творчество. Это поведение заставляет ребенка думать, размышлять (Почему льдинка тает на ладошке? Почему одни предметы тонут в воде, а другие нет? и т.д.). Т.е. проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования – вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?)
Что дети стремятся исследовать? Объекты живой и неживой природы, людей, искусственные объекты.
При организации занятий познавательного цикла необходимо учесть общие задачи развития, охватить множество сведений, касающихся устройства окружающего мира, и преподнести это так, чтобы привлекало ребенка, стимулировало его активность.
Предлагаем типы исследования, доступные дошкольникам:
1. Опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами;
2. коллекционирование
3. путешествие по карте;
4. путешествие по «реке времени».
Каким образом следует выстраивать занятие? Воспитатель может придерживаться следующей последовательности этапов:
1. актуализация контекста, наводящего детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определенной темы.
2. обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем;
3. опытная проверка или фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями;
4. предложение детям предметного материала, обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности в группе или дома с родителями.
Для каждого конкретного занятия нужен привлекательный отправной момент – какое-либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования. Вопрос, поставленный исследователем вне актуального и привлекательного смыслового текста, может оставить детей равнодушными и не вызвать у них никакой исследовательской активности.
Отправным моментом могут быть реальное события, происходящие в данный период: яркие природные явления (н-р: листопад) и общественные события (н-р: предстоящий Новый год). Также это события, «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям (н-р: магнит, коллекция минералов, иллюстрации не определенную тему).
Много вопросов для исследования вызывают воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напротив напоминает детям (н-р: полет на воздушном шаре персонажей книги Н.Носова «Приключения незнайки и его друзей» или путешествие Чука и Гека из одноименной повести А.Гайдара и т.п.)
И наконец, стимулом к исследованию могут стать события, происходящие в жизни группы, «зарождающие» детей и приводящие к интересам (н-р: коллекцию динозавров, марок, сбор красивых камней)
Отталкиваясь от события, можно ставить вопросы для исследования (Почему дует ветер? Как получается радуга? Как добраться до Австралии?)
Каждый вопрос, обращая детей к определенному факту, условиям возникновения какого-тот явления, заставляет их сравнивать – различать и соединять эти факты и явления, устанавливать возможные связи и отношения между ними. Обсуждение проходит за «круглым столом», с использованием реального предмета, причем для каждого ребенка.
Занятие можно проводить подгруппами, в разных уголках группового помещения, один-два раза в неделю в целом 30-35 минут
Литература:
- Журнал «Дошкольная педагогика». Под ред. С.Д.Ермолаевой. № 4 (8), 2002 год.
- Журнал «Обруч». Под ред. Е.Куликовой № 4 - 2000 год, № 6 - 1997 год.
- «Детский сад от А до Я». Раздел: «Исследовательская активность ребенка». № 2 – 2004 г. гл. ред. С.Максимова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста
Рисование - насущная потребность ребенка дошкольного возраста. Большинство детей любят не только рисовать, но и лепить из пластилина, изготавливать поделки. Ребёнок воспринимает литературное произведе...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/03/picture-853464-1646337119.jpg)
статья на тему: " Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
В этой статье раскрывается значение театрализованной деятельности в жизни дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/16/picture-457684-1402928306.jpg)
Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста
В статье раскрыто значение театрализованной деятельности в развитии дошкольников в соответствии с образовательными областями ФГОС ДО....
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/05/picture-66483-1644074178.jpg)
Консультация для родителей «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»
В данной публикации вы найдете материал о значении театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста. Как и для чего необходимо использовать именно театрализованную деятельност...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/15/picture-725841-1450182398.jpg)
Консультация для педагогов по теме:«Роль проектной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»
Представлена консультация для педагогов об актуальности применения проектной деятельности в рамках действующего законодательства в сфере образования....
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/19/picture-1517004-1710818918.jpg)
Консультация для родителей "Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей "Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"...