О необходимости раннего выявления детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Опыт работы с данной категорией воспитанников в МАДОУ детский сад №40 г. Белебея».
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
В нашем дошкольном учреждении с момента открытия созданы специальные условия для детей с особыми образовательными потребностями. В учреждении функционирует одна разновозрастная группа компенсирующей направленности для детей со сложной структурой дефекта, которую посещают восемь детей с различными дефектами развития. Из них с подтвержденным диагнозом РАС три ребенка и два ребенка с проявлениями аутистических черт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moe_vystuplenie_na_soveshchanii_ras_-_okonchatelnyy_variant.docx | 37.97 КБ |
Предварительный просмотр:
«О необходимости раннего выявления детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Опыт работы с данной категорией воспитанников в МАДОУ детский сад №40 г. Белебея».
В нашем дошкольном учреждении с момента открытия созданы специальные условия для детей с особыми образовательными потребностями. В учреждении функционирует одна разновозрастная группа компенсирующей направленности для детей со сложной структурой дефекта, которую посещают восемь детей с различными дефектами развития. Из них с подтвержденным диагнозом РАС три ребенка и два ребенка с проявлениями аутистических черт. Все наши дети с РАС имеют сопутствующие интеллектуальные нарушения, задержку психического развития, расстройства моторики и координации, нарушения сна, также характерны особенности восприятия информации, трудности с концентрацией внимания и раздражительность, поэтому содержание образовательного процесса строится индивидуально на основе углубленной психолого-педагогической диагностики, рекомендаций зональной психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации и абилитации.
Штатным расписанием предусмотрено наличие учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, двух воспитателей и младшего воспитателя.
Приём детей с РАС в детский сад осуществлялся постепенно, по мере адаптации ранее пришедших к условиям детского сада. Адаптация аутичных детей - процесс длительный, постепенный, требующий согласованных действий родителей и всех специалистов. Взаимодействие педагогов с детьми выстраивалось индивидуально, в зависимости от реальных возможностей каждого ребёнка.
При оформлении детей в данную группу родители детей с РАС заполнили опросники о предпочтениях в еде, любимых игрушках и других особенностях детей.
После анализа полученной от родителей информации педагоги подбирали игры, пособия, сенсорные стимулы, которые нравятся конкретному ребенку, старались исключить из речи слова, выражения, которые вызывают у ребенка нежелательное поведение, убирали из окружающей среды лишние предметы, тем самым обеспечивая необходимый «сенсорный голод» для снижения зрительной нагрузки.
Чтобы ребенку с РАС было легче понять смысл происходящего в группе, необходимо постоянно комментировать для него все, что происходит вокруг в течение дня. Педагоги помогают аутичным детям наладить контакт с другими детьми, стараются вовлечь их в общие игры, тем самым предотвратить возможные агрессивные и неадекватные действия.
Воспитатели, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, младший воспитатель и другие сотрудники учреждения работают в тесном взаимодействии, они стремятся к тому, чтобы выработать единый подход к воспитанию каждого ребёнка и единый стиль работы. С данными детьми эффективность проведения фронтальных занятий очень низкая, вся работа проводится в индивидуальной и подгрупповой формах по индивидуальным планам развития, которые составляются по итогам диагностического обследования и наблюдения.
Работа специалистов выстроена следующим образом.
Педагог-психолог является основным носителем представлений об особых образовательных и социальных потребностях каждого ребенка, он консультирует и сопровождает деятельность других специалистов.
Работа психолога с родителями строится с учетом понимания тех трудностей, с которыми сталкивается семья и на понимании специфики конкретного варианта аутистического расстройства. Психолог обсуждает с родителями возможности как основной (в детском саду), так и дополнительной (вне его стен) помощи, в том числе и медицинской.
Учитель-дефектолог создает адекватно организованную среду, которая становится основным способом коррекционного воздействия при работе с каждым ребенком.
Организует и визуализирует время. Для детей с РАС очень важна «разметка» времени. Регулярность чередования событий дня, их предсказуемость и планирование предстоящего помогают лучше понимать начало и окончание какой-либо деятельности. Отсюда им легче переживать то, что было в прошлом, и дождаться того, что будет в будущем. Здесь широко используются различного вида расписания, инструкции, календари и прочие атрибуты.
Дефектолог структурирует все виды деятельности. Основное внимание при этом уделяется формированию у детей в дошкольном возрасте продуктивной деятельности и навыков взаимодействия и формирования стереотипа учебного поведения.
Каждому ребенку аутисту необходимо овладеть многими социальными компетенциями, которыми обычные его сверстники овладевают практически самостоятельно.
Все описанное выше решается и другими специалистами, в первую очередь воспитателями группы, но именно дефектолог организует эту работу в качестве коррекционной и переносит приемы работы в образовательную деятельность ребенка.
Учитель - дефектолог также ведет коррекционную работу по преодолению неравномерности в развитии.
При построении работы учитывается следующее:
- преобладание наглядных средств преподнесения материала;
- рациональное дозирование информации;
- адекватный возможностям восприятия темп подачи материала;
- использование адаптированных текстов;
- вариативность уровня сложности заданий.
Дефектолог организует режим коммуникативного общения. Особое внимание при этом уделяется работе над расширением словарного запаса и развитием понятийной стороны речи. Детям необходимо подробно объяснять смысл заданий, а также то, что от них ожидается. Следует проговаривать с ребенком с РАС все события дня, важные моменты жизни.
Коммуникацию необходимо сделать как можно более конкретной и неотъемлемой частью жизни. Если у ребенка при выполнении задания возникают большие трудности, используем визуальную поддержку (фотографии, пиктограммы).
Учитель-дефектолог занимается составлением индивидуальных учебных планов, проводит мониторинг прогресса каждого ребенка с РАС. Это дает возможность регулярно отслеживать динамику достижений ребенка в образовательной и социальной областях и своевременно вносить коррективы в намеченную деятельность.
Дефектолог заботится о том, чтобы рекомендации, разработанные консилиумом детского сада, соблюдались всеми участниками образовательного процесса.
На индивидуальных коррекционных занятиях оказывает помощь ребенку в освоении программного материала и ликвидации имеющихся пробелов.
Постепенно организует процесс включения воспитанника в групповую форму работы.
Все полученные детьми умения и навыки закрепляются и переносятся в различные жизненные ситуации. Работа по улучшению социальной адаптации ведется в тесном взаимодействии с воспитателями и родителями детей.
Помощь ребенку с РАС учителем-дефектологом оказывается до тех пор, пока ребенок в ней нуждается. Положительным результатом работы может считаться тот момент, при котором ребенок все меньше нуждается в развернутой помощи. С ростом его самостоятельности сопровождение дефектолога сводится к минимуму помощи и поддержки. Результат всегда индивидуален и в каждом конкретном случае зависит от потенциальных возможностей ребенка, которые развиваются в процессе воспитания и обучения.
Задачи деятельности учителя-логопеда как специалиста сопровождения также чрезвычайно разнообразны.
Наши воспитанники с РАС имеют и признаки фонетико-фонематического недоразвития, и особенности звукопроизношения, что требует специальной коррекционной работы.
Речь таких детей чрезвычайно специфична. Это касается всех ее аспектов.
Работа над просодической стороной речи, ее мелодическими и ритмическими компонентами неотрывно связана с пониманием речи.
Другим направлением деятельности логопеда является специально организованная работа над пониманием сложноорганизованной устной речи и над пониманием прочитанного взрослым материала.
Учитель-логопед формирует у этих детей коммуникативную сторону речи, умение работать в режиме диалога, отвечать на поставленные вопросы по существу, развивает умение поддерживать диалог и даже инициировать его. Понятно, что над коммуникативной стороной речи работает не только логопед. Но по началу именно он на своих занятиях способствует созданию определенных коммуникативных стереотипов, которые в последующем ребенок с помощью психолога и воспитателя сможет переносить в более широкие коммуникативные ситуации.
Коррекция звукопроизносительной стороны речи не является задачей первой необходимости, часто именно эта работа логопеда вызывает негативные реакции ребенка, особенно если она требует с ним тактильного взаимодействия.
Основная деятельность младшего воспитателя – это помощь детям в организации учебного поведения. Именно этот сотрудник помогает сориентироваться и в пространстве, и в последовательности необходимых действий, он повторяет инструкции педагогического работника, снимая тем самым трудности восприятия заданий.
На первых этапах младший воспитатель становится для ребенка своеобразным проводником и переводчиком. Для того чтобы аутичный ребенок постепенно мог приспособиться или адаптироваться к ситуации обучения, она должна быть максимально структурирована. Эта структурированность необходима не только на занятии, но и в свободной от занятий деятельности и на прогулке.
Для организации образовательного процесса с детьми аутистами наши педагоги учитывали следующие моменты:
• организация пространства;
• организация времени;
• организация социального окружения.
Пространство, организованное для работы с детьми аутистами, характеризуется:
- привлекательностью;
- упорядоченностью и постоянством;
- функциональностью;
- немногочисленностью.
Групповое помещение, кабинеты специалистов, условно разделены на зоны. Зоны оборудованы в соответствии с их функциональным назначением. Определенные виды деятельности выполняются в соответствующих зонах.
Пространство, организованное в ДОУ, учитывает интересы и потребности детей с РАС. Среди оборудования и материалов, доступных для ребенка с РАС, находятся его любимые игрушки и предметы.
При организации пространства в ДОУ используются дополнительные визуальные средства, в т. ч. фотографии, информационные таблички, пиктограммы, иллюстрации правил поведения, визуальные сценарии и прочее.
Визуальные средства, подсказки условно подразделяются на три вида:
• ориентировочные;
• коммуникативные;
• социально-поведенческие.
Используемые в работе ориентировочные подсказки:
• маленькие фотографии ребенка для обозначения вещей, которыми он пользуется в группе (стула, стола, шкафчика, крючка для полотенца и т. д.).
• на стене перед входом в группу стенд с фотографиями воспитателей и детей, посещающих группу;
• на дверях кабинетов для индивидуальных занятий фотографии педагогов (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога), работающих в этих кабинетах.
• информационные таблички для обозначения определенных помещений. Например, на двери раздевалки повешена пиктограмма с изображением одевающегося / раздевающегося человека и др.
Такие пиктограммы дают нашим детям возможность ориентироваться в окружающем мире, также напоминают, какие социальные действия можно осуществлять в конкретном помещении / зоне. Они являются сигналом для выполнения определенных социальных действий.
В качестве коммуникативных подсказок используем таблички с печатным текстом, которые размещаются в соответствующих местах. Доказано, и мы своим опытом работы можем подтвердить, что многие дети с РАС очень быстро обучаются чтению, причем делают это самостоятельно. Это может быть связано с особенностями мозговых структур, особенностями восприятия информации. Примеры коммуникативных табличек: «ПОМОГИ», «ДАЙ ПИТЬ», «ОТКРОЙ ДВЕРЬ» — на входной двери.
В качестве социально-поведенческих подсказок используем:
• Иллюстрированные списки правил поведения.
• Серии картинок, иллюстрирующие алгоритм социальных действий. (раздевание-одевание, прием пищи и др.)
Есть средство коммуникации - коммуникативная доска, которая позволяет ребенку и окружающим его людям общаться. Коммуникативная доска включает в себя:
• фотографии близких людей;
• фотографии и пиктограммы с изображением любимых видов деятельности ребенка;
• фотографии, пиктограммы, связанные с удовлетворением физиологических потребностей ребенка (вода, еда, туалет);
• фотографии, пиктограммы с изображением эмоций ребенка;
• пиктограммы, иллюстрирующие базовые коммуникативные функции (в т. ч.
просьбу о помощи, приветствие, отказ, согласие и т. д.).
Для того чтобы игровое пространство было привлекательным, педагоги подобрали интересные для ребенка, красочные (но не пестрые), легко узнаваемые и удобные в использовании игровые материалы. В ходе обучения используют разнообразные игрушки и игры, которые обеспечивают возможность обучения различным игровым действиям (игрушки для конструирования, механические заводные, музыкальные кнопочные игрушки; игровые материалы для подвижных игр; настольные и дидактические игры и др.).
Специфика организации учебного пространства для детей с РАС при проведении подгрупповых занятий, заключается в использовании наглядного расписания, иллюстрирующего последовательность выполняемых заданий, и использовании наглядных дидактических материалов. Дидактические материалы, использующиеся на групповых занятиях, наглядно и понятно иллюстрируют конкретные действия с ними.
Большое значение имеет организация времени. Это связано с тем, что в их сознании с трудом формируются временные представления, структура времени, последовательность временных событий.
Организация времени включает упорядочивание режима дня и составление расписания занятий. Упорядочивание режима дня осуществляется путем его визуализации, наглядной демонстрации. Визуализация осуществляется при помощи фотографий или карточек, иллюстрирующих последовательность событий, происходящих в течение дня. Благодаря таким визуальным подсказкам ребенок понимает, что нужно делать в определенный момент времени.
В качестве символов для обозначения определенных событий педагоги используют:
— различные предметы, символизирующие определенное событие (например, мячик может обозначать время игры, кепка —прогулку, глубокая тарелка — обед и т. д.);
— фотографии (самого ребенка, выполняющего определенный вид деятельности; изображение предмета, вызывающего ассоциацию с определённым видом деятельности или режимным моментом);
— рисунки, пиктограммы;
— карточки с надписями (письменная речь). Таким образом, для организации деятельности ребенка в течение дня используется наглядное расписание.
Работа по организации режима дня, использование расписания помогает ребенку осознать закономерности повседневной социальной жизни, увидеть взаимосвязь между различными событиями и их последовательность.
Выполнение всех заданий, включенных в расписание, — обязательно. Занятие заканчивается только после завершения последнего задания.
Подводя итоги сказанному, хочется отметить, что при организации работы с данной категорией воспитанников мы столкнулись со следующими проблемами.
Комплектование компенсирующей группы детьми с различными диагнозами. Одновременно данную группу посещают пятеро детей с РАС, двое детей с задержкой психо-речевого развития, один ребенок с интеллектуальными нарушениями и нарушениями опорно-двигательного аппарата. Для успешной коррекции проблем развития воспитанников было бы эффективнее комплектовать группу детьми со схожими диагнозами.
Поздняя постановка диагноза детям. Многие родители долгое время не хотят принять наличие серьезных проблем у детей. Практически у всех попавших к нам воспитанников диагноз РАС был поставлен ближе к четырем-пяти годам. Коррекционная работа приносит больший результат лишь в том случае, когда интенсивно начинается в раннем возрасте.
Отсутствие индивидуальных тьюторов для самых сложных детей. Несмотря на рекомендации зональной ПМПК в штат учреждения не вводятся (по причине экономии фонда заработной платы) индивидуальные тьюторы. Один младший воспитатель не в состоянии вести всех сложных по диагнозам воспитанников.
Сложности в подборе технического персонала для работы в данной группе. Заработная плата технического персонала данной группы не отличается от заработной платы идентичного персонала в группах общеразвивающей направленности. Проработав недолгое время в данной группе, постоянно сталкиваясь с неадекватным, порой агрессивным, поведением воспитанников, технический персонал увольняется либо переводится в общеразвивающие группы. Привыкание детей к новому персоналу происходит довольно долго со всеми вытекающими из этого последствиями.
Несмотря на все сказанное, на данный момент совместными усилиями узких специалистов, воспитателей и технического персонала удалось добиться следующих результатов:
двое детей с подтвержденным диагнозом РАС на сегодняшний день научились:
- реагировать на собственное имя, узнавать себя в зеркале, на фотографии;
– уходить, подходить и садиться по речевой инструкции взрослого;
– фиксировать взгляд на понравившемся предмете; показывать понравившийся предмет;
– выражать доступным для себя способом свои основные потребности и желания;
– принимать помощь взрослого; допускать физический контакт во время игры со взрослым; удерживать зрительный контакт в течение короткого времени;
– положительно реагировать на взрослого во время простой контактной игры;
– проявлять попытки подражать простым движениям взрослого, вызывающим стук, хлопкам в ладоши;
– имитировать некоторые звуки, звукокомплексы, соединять звуки в простые восклицания и слова;
– брать в руки небольшие предметы (игрушки, шнурки, тряпочки), целенаправленно складывать предметы один на другой (коробки, кубики), опускать один в другой (шарики в коробки), садиться без помощи взрослого;
– находить спрятанную под платком игрушку, поднять упавший предмет, реагировать на сигнальный шум (колокольчик).
трое детей с проявлениями аутистических черт на сегодняшний день:
- здороваются и прощаются, называют собственное имя, говорят о себе «я», знают и называют имена (показывают) членов семьи, индивидуальное визуальное расписание;
– адекватно ведут себя в привычных и знакомых ситуациях;
– используют доступные способы общения (в том числе жесты, знаки или другие средства альтернативной коммуникации), сообщают о своем желании (доступным способом);
– выполняют элементарные поручения взрослого (при необходимости с визуальной опорой на последовательность карточек с изображением действий), подражают некоторым действиям взрослого с предметами обихода, проявляют симпатию к посторонним;
– ждут, пока подойдет его очередь (при необходимости с визуальной поддержкой карточкой с изображением символа сигнала ожидания);
– проявляют интерес к другим детям, могут находиться (и иногда играть) рядом с ними;
– подражают движениям артикуляционного аппарата взрослого, выполняют упражнения для пальцев рук (нанизывают бусы, прикрепляют прищепки, повторяет игры на сопровождение речи движением), подражают некоторым голосам животных, шумам окружающего мира (машина, самолет и др.).
Таким образом, грамотное построение и организация пространства и времени, единство требований всех специалистов, учет индивидуальных возможностей детей и тесное сотрудничество с родителями воспитанников помогает добиться положительных результатов в коррекционно-развивающем процессе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации работы по развитию речевых навыков у детей с расстройством аутистического спектра в условиях детского сада.
Педагоги-дефектологи,учителя логопеды в ходе своей работы нередко встречаются с детьми, которые не используют активную речь как средством общения....
ОПЫТ РАБОТЫ «Развитие навыков общения у детей с расстройствами аутистического спектра средствами альтернативной коммуникации»
Актуальность внедрения средств альтернативной коммуникации в работе с детьми, которые не способны овладеть устной речью, обусловлена в первую очередь важным ...
Комплексная модульная коррекционно-развивающая программа помощи детям с расстройствами аутистического спектра, нарушениями коммуникации и поведения, тяжелыми и множественными нарушениями раннего и дошкольного возраста
В последние несколько лет детский аутизм довольно стремительно перешел из статуса редкого расстройства, в одно из наиболее часто встречающихся. На данный момент принято говорить, что 1 ребенок из 100 ...
Опыт применения специалистами МБДОУ «ДС № 46 «Надежда» диагностической методики «Протокол педагогического обследования детей с расстройствами аутистического спектра» для определения конкретных целей психологопедагогической коррекции дошкольников с РАС.
В настоящее время особую актуальность имеет проблема социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра. За последнее десятилетие количество детей с аутизмом выросло в десятки ра...
Гипотезы. Педагогика в числах или данные исследований. Башмакова С. Б., Петушкова О. А.Специфические особенности мотивации речевой коммуникации детей с расстройствами аутистического спектра
https://elibrary.ru/download/elibrary_43171432_51679055.pdf...
Экспертиза фрагмента адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с расстройствами аутистического спектра, учитель-логопед, воспитатель первой категории Башарова Светлана Явдатовна
ТЕМА «Экспертиза фрагмента адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с расстройствами аутистического спектра»ЭКСПЕРТИЗА ПРОГРАММЫ Программа коррекционной работы ...
"Необходимость соблюдения режима дня при воспитании детей с расстройствами аутистического спектра"
Консультация для родителей: "Необходимость соблюдения режима дня при воспитании детей с расстройствами аутистического спектра" Режим дня - это чёткий распорядок жизни в течение суток, предус...
- Мне нравится (1)