игры и эксперименты с песком в условиях ДОУ
опыты и эксперименты по коррекционной педагогике (старшая группа)

Заикина Ирина Николаевна

общая информация + конспект занятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и эксперименты с песком в условиях ДОУ

        Игры с песком это любимый атрибут детства, он пользуется популярностью у детей разного возраста: от годовалых крошек до младших школьников.

        Песок – это материал энергетический, т.к. является природным материалом. Песок очень хорошо впитывает негативную энергию человека. Частички песка благотворно влияют на состояние нервной системы, т.к. активизируют нервные окончания на пальчиках и ладонях. Песок – это удивительно богатый своими возможностями материал, податливый, способный принимать любые формы. Недаром он выбран психологами для такой замечательной техники, как песочная психотерапия. Это значит, что общение с песком полезно не только детям, но и взрослым.

        Игры с песком – это не только развлечение, но и еще прекрасные развивающие занятия. Они оказывают положительное влияние на развитие моторики рук и пальцев, на развитие речи, коммуникативных и социальных навыков, развитие творческого начала и фантазии.

        Сухой или влажный песок обладает разными свойствами, и познавая их малыш открывает для себя новые горизонты развития.

        Например, сухой песок дети любят пересыпать из емкости в емкость или на землю, наблюдая при этом за нехитрым, но завораживающим процессом. Из влажного песка можно делать куличики, строить замки, мосты, города, играя в них небольшими фигурками.

        Ребенок учится различать пользоваться двумя состояниями песка. Для этого необходимы песочные наборы, формочки, лопатки, ведерки, машинки – грузовички, так же песочные мельницы.

        Но период игры в песочнице заканчивается поздней осенью. И теперь для ребенка необходимо создать игровой уголок в группе. Для этого подойдут : емкости для песка и песочные наборы. А мы еще предлагаем добавить в этот  уголок,  материал для развития творческого начала и фантазии  - это разноцветный песок, трафареты, рамки, ручки без стержней, лампы-подсветки, дополнительный декоративный материал. Несколько занятий помогут ребенку самостоятельно выбрать материал для творчества, создать песочные шедевры.

Конспект занятия - эксперимента с песком для старшей группы

Задачи:

Обучающие задачи:

- помочь детям узнать лучше окружающий мир неживой природы;

- учить детей делать самостоятельные выводы;

- познакомить детей со свойствами песка, обучить навыкам проведения лабораторных опытов;

- закрепить умение работать со специальной посудой;

-  соблюдать меры безопасности.

Развивающие задачи:

- развивать наблюдательность детей, умение сравнивать , анализировать, устанавливать причинно- следственные зависимости и делать выводы;

- развивать мышление , речь, любознательность, творческое воображение;

-активизировать и обогащать словарный запас существительными и глаголами по теме эксперимента;

-развивать социальные навыки;

-помочь детям укрепить мышцы рук, развить ловкость и координацию движений рук.

Воспитательные задачи:

- воспитывать нравственные качества ребенка;

- продолжать воспитывать умение работать самостоятельно;

- воспитывать умение работать с песком;

- воспитывать культурно-гигиенические качества ребенка (опрятность, аккуратность);

- воспитывать культуру познания, чувство уверенности в себе.

Оборудование: два стаканчика , лейка, ложка, палочка, формочка, бутылка с водой, лупа, трубочка, весы, салфетка. Все предметы по количеству детей.

Ход занятия

Воспитатель: дети, сегодня я вас приглашаю в нашу лабораторию, где вы будете настоящими учеными, и  мы с вами будем проводить опыты и эксперименты. А с чем, я вам загадаю загадку, а вы отгадаете.

        Из камней он появился

        Зернами на свет родился

        Желтый, красный, белый

        И немного серый..

Я люблю из него лепить, а еще по нему ножками ходить. Он речной и морской. Как вы думаете, что это такое?

Ответ детей: песок.

Воспитатель: конечно, мы с вами будем сегодня разговаривать о песке. Ребята, а зачем нам нужно знать все о песке?

Ответ детей: чтобы пользоваться свойствами песка.

Я вас приглашаю в нашу песочную лабораторию.

Дети надевают фартуки и нарукавники.        

Воспитатель: ребята, теперь вы как настоящие ученые. Но мы должны знать правила безопасного поведения.

Ответы детей:

  1. Класть предметы на свои места;
  2. Делать все аккуратно;
  3. По мере необходимости пользоваться салфеткой;
  4. Грязными руками нельзя дотрагиваться до глаз, лица, рта.
  5. Каждый работает  за своим рабочим местом, никого не толкая, не мешая другому человеку.

Воспитатель: посмотрите на свои столы, перед вами лежит материал в тарелочках, который нам пригодится в работе.

Два стаканчика , лейка, ложка, палочка, формочка, бутылка с водой, лупа, трубочка, весы, салфетка.

Воспитатель: одной рукой прикоснитесь к песку, который лежит на желтой тарелочке. Скажите, пожалуйста, какой это песок?

Ответ детей: это сухой песок.

На магнитную доску №1  воспитатель вешает карточку с солнышком.

Воспитатель: затем приложите ладошку на другую тарелочку с песком. Скажите, пожалуйста, какой это песок?

Ответ детей: это мокрый песок.

На другую магнитную доску воспитатель вешает карточку с изображением капельки воды. Она означает мокрый песок.

Воспитатель: посмотрите через лупу на сырой, а затем на сухой песок. Из чего состоит песок?

Ответ детей: из маленьких камушков.

Воспитатель:  какого цвета мокрый песок?

Ответ детей: темного цвета.

Воспитатель:  какого цвета сухой песок?

Ответ детей: светлого, почти желтого цвета.

На магнитную доску №1 вешаем кляксу желтого цвета. На доску №2 кляксу красного цвета.

Воспитатель: возьмем стакан и воронку, положим сухой песок в леечку и посмотрим, что произойдет.

Ответ детей: весь песок легко ссыплется в стаканчик. Он сыпучий.

Воспитатель: возьмем мокрый песок и посмотрим, что произойдет.

Ответ детей: песок остался в воронке, он не сыпучий.

Воспитатель: теперь мы знаем, сухой песок сыпучий, а мокрый несыпучий. Возьмем воду и нальем в стаканчики с сухим и затем с мокрым песком. Какое новое свойство мы обнаружили?

Ответ детей: сухой сырой песок в воде не растворяются.

Воспитатель предлагает детям взять формочки и сделать из песка фигурки.

Ответ детей: на мокром песке остаются формы, а на сухом нет.

Воспитатель: возьмем трубочки и подуем сначала на сухой, а затем на мокрый песок. Какие выводы можно сделать?

Ответ детей: сухой песок разлетается, т.к. он легкий. А мокрый песок не разлетается, он тяжелый и склеен водой.

Вывод: сухой песок легкий, мокрый песок тяжелый.

Воспитатель: в это мы убедимся, взяв весы. По одной ложечке кладем на весы сухой песок, на другую сторону кладем мокрый песок.

Ответ детей: мокрый песок тяжелее сухого.

Воспитатель: а еще, какими свойствами обладает песок?

Ответ детей: мокрый песок имеет запах, а сухой нет.

Итог – ответы детей.

Показ слайдов о применении песка в жизни людей.

Создание картин из песка.

Картины из песка – это простор для творчества, который давно полюбился детям и их родителям. Ребенок своими руками сможет сделать необычную картину с помощью уникальной технологии, разработанной, специально нами, согласно возрасту ребенка. При этом ничего сложного нет. Картины из песка - это не только необычно, но и очень полезно. Мелкая структура материала, россыпью позволяет отлично развивать мелкую моторику детей.

 Изготавливая картины из песка, дети будут сосредотачиваться на том, чтобы взять в  щепотку этот материал, аккуратно распределив его по поверхности, в соответствии с узором. В процессе рисования песком развивается усидчивость, аккуратность, чувство цвета и гармонии. Получившийся шедевр обязательно выставляем. Для детей очень важно, что их труд оценивался и тогда в будущем не пропадет желание творить снова и снова.

 По мере совершенствования техники, рисунки будут дополняться новыми материалами, а картины станут красивее и оригинальнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры, опыты и эксперименты с песком, которые можно провести дома с детьми 3-4 года.

      Дети трех-четырех лет любят задавать вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Отчего?».А мы, родители, порой не знаем, как ответить.Их интересует все: предметы, их свойства, качества...

Интересные игры и эксперименты с песком для детей 3-6 лет

Интересные игры и эксперименты с песком для детей 3–6 лет.Интересные игры и эксперименты с песком для детей 3–6 лет.Интересные игры и эксперименты с песком для детей 3–6 лет.Интересные игры и эксперим...

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная  группа. ИГРЫ  И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...

Игры и эксперименты с песком

игры и эксперименты...

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная  группа. ИГРЫ  И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...

Рабочая программа кружка «Чудеса на песке» игры-эксперименты с песком Программа рассчитана для детей раннего возраста (2-3 года)

Рабочая программа кружка«Чудеса на песке»игры-эксперименты с пескомПрограмма рассчитана для детей раннего возраста(2-3 года)...

ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ....