Интересные игры и эксперименты с песком для детей 3-6 лет
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Савченко Татьяна Ивановна

Интересные игры и эксперименты с песком для детей 3–6 лет.


Интересные игры и эксперименты с песком для детей 3–6 лет.

Интересные игры и эксперименты с песком для детей 3–6 лет.

Интересные игры и эксперименты с песком

Игры для детей от 3 до 6 лет.

«Следы»

Цель: сформировать умение считать движения, звуки, предметы и обозначать количества сосчитанных объектов последним произнесенным числом.

Материал и оборудование: музыкальный инструмент (треугольник, бубен, металлофон или колокольчик, поднос с песком.

Ход игры. Вы просите ребенка послушать и сказать, сколько раз вы ударите по треугольнику, а затем показать это количество на пальцах. Потом вы просите оставить на песке следы кончиков тех пальцев, с помощью которых он показывал количество услышанных ударов. После этого вы вновь ударяете по треугольнику (столько же раз, а ребенок одновременно с ударами считает количество следов от пальчиков. Задание дается полностью, но при необходимости оно может предлагаться поэтапно. Отдельные части игрового задания повторяются два-три раза.

Взрослый говорит ребенку: «Посмотри, какой у меня музыкальный инструмент. Это треугольник (бубен, колокольчик или др.). С его помощью можно извлекать разные звуки. Я буду ударять по нему, а ты считай, сколько звуков ты услышишь. Назови, сколько ты услышал звуков, покажи на пальчиках. Держи пальчики, не опускай! А теперь окуни их в песок кончиками вниз. Я снова столько же раз ударю по треугольнику, а ты считай «следы» от пальчиков. Правильно ли ты показал?».

Мокрый песок позволяет лепить грандиозные фигуры без мелких деталей, но очень выразительные по силуэту. Из песка можно делать не только дворцы, но и машины, корабли, различные фигурки- скульптурки, украшая их камешками, ракушками, цветными бусинками. Родителям при этом важно не оставлять без внимания работу малыша.

Сказка «Три медведя»

Цель: учить ребенка моделировать ситуацию сказки с использованием различного природного материала; развивать воображение; учить располагать различные материалы по всей плоскости песочного ящика; рассказывать сказку, перемещая игровые материалы по плоскости песочного ящика.

Материал и оборудование: иллюстрации к сказке, аудиозапись сказки и магнитофон, песочный ящик, пластмассовые фигурки к сказке (набор для сказки «Три медведя», веточки деревьев, шишки, раскрашенные в зеленый цвет, камешки, набор детской мебели.

Ход игры. Взрослый говорит ребенку: «Сегодня мы с тобой откроем настоящий театр, но он будет не обычный, а на песке. (Если вы были с малышом в театре, то вспомните, какое представление вы смотрели, какие были декорации, что понравилось). Сейчас мы с тобой послушаем сказку «Три медведя», а затем начнём наше представление». После прослушивания или прочтения сказки просим ребенка выложить на песке декорации леса, в котором заблудилась Машенька. «Давай вспомним, какие деревья растут в лесу (березы, елки, дубы и т. п.). Выбери из этих предметов то, что похоже на разные деревья». Если ребенок затрудняются в выборе, то вы показываете образцы различных материалов, и говорите о том, что шишки раскрашены в зеленый цвет, чтобы были похожи на елки и т. п. «Почему Машенька заблудилась в лесу? Потому что он был густым, значит, деревьев в нём должно быть очень много. Вставь веточки и шишки (основанием вниз) в мокрый песок, так у нас получится настоящий лес. А как же Машенька добралась от дома до леса? (Она шла по тропинке) Из чего же нам выложить тропинку?». Если ребенок затрудняется в выборе материала, то вы помогаете ему, выбираете для этого камешки и прокладываете дорожку.

Далее из деталей плоскостного пластмассового театра выкладываются дом медведей, мебель, фигурки персонажей, на стол ставится посуда и т. д. Взрослый берет на себя роль рассказчика, а малыш воспроизводит монологи от имени героев сказки.

В театрализованную постановку можно играть всей семьёй. И это будет способствовать не только развитию речи, пространственной ориентировки и других навыков ребенка, но и семейному единению.

Помогайте ребенку учиться

Если ваш ребенок учится читать и писать, осваивает грамоту, или ему плохо даются некоторые звуки, вам может помочь песок. Все это в форме сказки, легко и ненавязчиво, через игру, поэтому и результаты намного ощутимее, чем когда мы пытаемся нудно учить чему-то малышей.

Вы можете закапывать и откапывать буквы, цифры, геометрические фигуры и многое другое, так ребенку будет проще их запомнить.

Сгребая песок ребрами ладоней, на поверхности песка можно формировать, лепить буквы, цифры. Можно писать их палочкой или пальцем на песке. Можно построить целый Город букв и придумать про них сказку. Не страшно, если не все получается, на песке можно совершать исправления бесконечно, песок дает нам право на ошибку и ее исправление. Причем, исправление ошибки приносит чувство радости, а не досады.

Фантазируйте. Можно также закреплять навыки рисования. Создавать различные картины, с лёгкость менять и добавлять сюжет.

Сделайте из песка холм или замок на холме, а вокруг него выройте ров и напустите туда воды. Ещё интереснее, если вы сделаете откидной мост из небольшой дощечки и пары кусочков верёвки. Можете заодно рассказать, что так в старину люди защищали себя от вражеских набегов.

«Норки для мышки»

Цель: вызвать интерес к игре с природным материалом – песком, формировать представление о песке как строительном материале, развивать мелкую моторику рук, мышление, внимание, речь.

Материал и оборудование: песок, лопатки или совочки, резиновые игрушки – зверята.

Ход игры: Ребёнок вместе со взрослым копает небольшие ямки — норки руками или совочком. Затем взрослый вместе с малышом обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, взрослый берет игрушечную мышку в руки, имитируя её писк. Затем ее «мышка-норушка» пробирается в каждую норку и хвалит ребёнка за то, что он сделал для неё замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек — зайчиков, лисят, медвежат и пр.

“Следы на песке”

Цель: сформировать представление о свойствах песка (сухой, сыпучий, мокрый, сырой, на песке остаются следы — отпечатки, развивать тактильные ощущения, активизировать словарь.

Материал: поднос с речным песком, формочки, мелкие предметы и игрушки.

Ход игры: Покажите малышу, что его пальчик оставляет след на песке. На сухом песке дырочка от пальца исчезает, на мокром – остается надолго.

Оставляйте следы и другими предметами. Оставьте на мокром песке след от ладошки. Сравните следы от взрослой и детской ладоней, от внутренней и внешней сторон, от кулачков, костяшек кистей рук и т. д.

Учите ребенка прислушиваться к своим ощущениям и рассказывать о них. Подайте пример: “Я чувствую тепло (или прохладу) песка, если я двигаю руками, то ощущаю песчинки. А ты что чувствуешь?” Скорее всего, маленький ребенок все повторит за вами, не беда, со временем он научится.

Переверните руки ладонями вверх, опишите, как изменились ваши ощущения.

“Пройдитесь” по поверхности песка отдельно каждым пальцем сначала одной, потом другой руки, потом одновременно указательными, большими, средними, безымянными, мизинцами обеих рук.

“Поскользите” ладонями по поверхности песка, делая зигзагообразные и круговые движения (как машинки, санки, змейки и т. д.).

“Поиграйте” на поверхности песка, как на клавиатуре пианино, сравните с ощущениями от тех же движений по твердой поверхности.

Порисуйте палочками.

Пофантазируйте. Поищите сходство узоров с объектами окружающего мира.

“Кто там?”

Цель: Способствовать снижению психофизического напряжения, регуляции мышечного напряжения, расслабления, возникновению дружеских взаимоотношений, речевому общению, эмоциональной отзывчивости.

Материал и оборудование: емкость глубокая и широкая с речным песком.

Ход игры: Погрузите руки в песок, пошевелите пальцами, наблюдая, как изменяется рельеф, попробуйте освободить руки, только шевеля пальцами и сдувая песок.

Закопайте игрушку (ребенок не знает какую, закрывает глаза, в процессе раскопок, по открывающимся частям ребенок должен догадаться, что там спрятано.

Закопайте два-три предмета, пусть раскопает что-то одно, пусть на ощупь попробует узнать, что это.

“Дорожки из песка”

Цель: Способствовать снижению психофизического напряжения, регуляции мышечного напряжения, расслабления, формировать представления о свойствах песка (сыпучий, состоит из отдельных песчинок, развивать тактильные ощущения, внимание, мышление.

Материал и оборудование: поднос с песком, резиновые игрушки – зверята.

Ход игры: Покажите ребенку, как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая разные формы, например, дорожки (к домику зайчика или медвежонка). Маленькому ребенку все это сделать достаточно сложно. Не забывайте хвалить его и восхищаться.

«Я пеку, пеку, пеку»

Цель: познакомить ребенка с особенностями сухого и мокрого песка; сформировать представление об изменчивости формы песка в зависимости от формочки; учить «лепить» куличики, тщательно заполняя всю емкость формочки, уплотняя песок; развивать мелкую моторику рук.

Материал и оборудование: песок, пластмассовые формочки разной формы

Ход игры. Ребёнок «выпекает» из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребёнок «угощает» пирожками маму, папу, кукол.

«Заборчики»

Цель: дать представлении о том, что песок является строительным материалом, из него можно построить несложные постройки (башню, забор, дом и др.); развивать тактильные ощущения и мелкую моторику рук, воспитывать заботливое отношение к животным.

Материал и оборудование: песок, вода, игрушки.

Ход игры: Ребёнок руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка.

Опыты с песком

Цель:

1. Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы;

2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.

3. Через игры и опыты научить детей определять физические свойства песка.

4. Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.

5. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.

Опыты и эксперименты с песком:

№1 «Откуда берётся песок»

Материал: камни, листы белой бумаги, лупа.

Ход эксперимента:

Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге.

• Как вы думаете, что это сыплется?

• Возьмите лупы, рассмотрите это.

• Как мы получили песок?

• Как в природе появляется песок?

Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.

№2 «Из чего состоит песок»

Материал: стаканчики с песком, листы белой бумаги, лупы.

Ход эксперимента:

Насыпьте песок на листок бумаге, с помощью лупы рассмотрите его.

• Из чего состоит песок? (зёрнышек – песчинок)

• Как выглядят песчинки?

• Похожи ли песчинки одна на другую?

Чтобы получилось большая горка песка нужно очень много песка.

Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.

№3 «Легко ли сыпется песок»

Материал: подносы с песком.

Ход эксперимента:

Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой.

• Легко ли он сыпется?

Вывод: сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки.

№4 «Почему при сильном ветре неудобно играть с песком»

Материал: «песочница» - банка с насыпанным тонким слоем песка.

Ход эксперимента:

Рассматривание заготовленной «песочницы». Создаём «ураган» - резко с силой сжимаем банку.

• Что происходит и почему?

Вывод: Песчинки маленькие, лёгкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха.

№5 «Куда исчезла вода»

Материал: стаканчики с песком и водой.

Ход эксперимента:

В стаканчик с песком нальём воды. Потрогаем песок.

• Каким он стал?

• Куда исчезла вода?

Вывод: вода быстро впитывается в песок.

№6 «Лепим из песка»

Материал: подносы с мокрым песком.

Ход эксперимента:

Попробуем слепить из мокрого песка шарики, колбаски. Оставить до высыхания

• Что происходит с поделками из песка после высыхания?

Вывод: Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.

№7 «Мокрый песок принимает любую нужную форму»

Материал: поднос с мокрым песком, различные формочки.

Ход эксперимента:

Насыплем мокрый песок в формочки, сделаем фигурки.

• Какие фигурки получились?

• Из какого песка удалось сделать фигурки?

Вывод: Мокрый песок принимает любую форму.

№8 «На мокром песке остаются следы, отпечатки»

Материал: подносы с мокрым и сухим песком.

Ход эксперимента:

Предложить на сухом песке оставить отпечатки ладошек.

• Хорошо видны отпечатки?

Педагог смачивает песок, перемешивает его, ровняет, предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек.

• Теперь получается? (Посмотрите, виден каждый пальчик)

Вывод: На мокром песке остаются следы, отпечатки, а на сухом нет.

Итоговое мероприятие: «Песочная страна» (рисование сухим песком)

Материал: сухой песок, листы бумаги с нарисованными картинками, клеящие карандаши.

Ход: Предложить клеящим карандашом обвести весь рисунок, а потом на клей насыпать сухой песок.

• Стряхнув лишний песок посмотреть, что получилось.

Вывод: Сухим песком можно рисовать.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx21.67 КБ

Предварительный просмотр:

Интересные игры и эксперименты с песком для детей 3–6 лет.

Татьяна Савченко 
Интересные игры и эксперименты с песком для детей 3–6 лет.

Интересные игры и эксперименты с песком для детей 3–6 лет.

Интересные игры и эксперименты с песком

Игры для детей от 3 до 6 лет.

«Следы»

Цель: сформировать умение считать движения, звуки, предметы и обозначать количества сосчитанных объектов последним произнесенным числом.

Материал и оборудование: музыкальный инструмент (треугольник, бубен, металлофон или колокольчик, поднос с песком.

Ход игры. Вы просите ребенка послушать и сказать, сколько раз вы ударите по треугольнику, а затем показать это количество на пальцах. Потом вы просите оставить на песке следы кончиков тех пальцев, с помощью которых он показывал количество услышанных ударов. После этого вы вновь ударяете по треугольнику (столько же раз, а ребенок одновременно с ударами считает количество следов от пальчиков. Задание дается полностью, но при необходимости оно может предлагаться поэтапно. Отдельные части игрового задания повторяются два-три раза.

Взрослый говорит ребенку: «Посмотри, какой у меня музыкальный инструмент. Это треугольник (бубен, колокольчик или др.). С его помощью можно извлекать разные звуки. Я буду ударять по нему, а ты считай, сколько звуков ты услышишь. Назови, сколько ты услышал звуков, покажи на пальчиках. Держи пальчики, не опускай! А теперь окуни их в песок кончиками вниз. Я снова столько же раз ударю по треугольнику, а ты считай «следы» от пальчиков. Правильно ли ты показал?».

Мокрый песок позволяет лепить грандиозные фигуры без мелких деталей, но очень выразительные по силуэту. Из песка можно делать не только дворцы, но и машины, корабли, различные фигурки- скульптурки, украшая их камешками, ракушками, цветными бусинками. Родителям при этом важно не оставлять без внимания работу малыша.

Сказка «Три медведя»

Цель: учить ребенка моделировать ситуацию сказки с использованием различного природного материала; развивать воображение; учить располагать различные материалы по всей плоскости песочного ящика; рассказывать сказку, перемещая игровые материалы по плоскости песочного ящика.

Материал и оборудование: иллюстрации к сказке, аудиозапись сказки и магнитофон, песочный ящик, пластмассовые фигурки к сказке (набор для сказки «Три медведя», веточки деревьев, шишки, раскрашенные в зеленый цвет, камешки, набор детской мебели.

Ход игры. Взрослый говорит ребенку: «Сегодня мы с тобой откроем настоящий театр, но он будет не обычный, а на песке. (Если вы были с малышом в театре, то вспомните, какое представление вы смотрели, какие были декорации, что понравилось). Сейчас мы с тобой послушаем сказку «Три медведя», а затем начнём наше представление». После прослушивания или прочтения сказки просим ребенка выложить на песке декорации леса, в котором заблудилась Машенька. «Давай вспомним, какие деревья растут в лесу (березы, елки, дубы и т. п.). Выбери из этих предметов то, что похоже на разные деревья». Если ребенок затрудняются в выборе, то вы показываете образцы различных материалов, и говорите о том, что шишки раскрашены в зеленый цвет, чтобы были похожи на елки и т. п. «Почему Машенька заблудилась в лесу? Потому что он был густым, значит, деревьев в нём должно быть очень много. Вставь веточки и шишки (основанием вниз) в мокрый песок, так у нас получится настоящий лес. А как же Машенька добралась от дома до леса? (Она шла по тропинке) Из чего же нам выложить тропинку?». Если ребенок затрудняется в выборе материала, то вы помогаете ему, выбираете для этого камешки и прокладываете дорожку.

Далее из деталей плоскостного пластмассового театра выкладываются дом медведей, мебель, фигурки персонажей, на стол ставится посуда и т. д. Взрослый берет на себя роль рассказчика, а малыш воспроизводит монологи от имени героев сказки.

В театрализованную постановку можно играть всей семьёй. И это будет способствовать не только развитию речи, пространственной ориентировки и других навыков ребенка, но и семейному единению.

Помогайте ребенку учиться

Если ваш ребенок учится читать и писать, осваивает грамоту, или ему плохо даются некоторые звуки, вам может помочь песок. Все это в форме сказки, легко и ненавязчиво, через игру, поэтому и результаты намного ощутимее, чем когда мы пытаемся нудно учить чему-то малышей.

Вы можете закапывать и откапывать буквы, цифры, геометрические фигуры и многое другое, так ребенку будет проще их запомнить.

Сгребая песок ребрами ладоней, на поверхности песка можно формировать, лепить буквы, цифры. Можно писать их палочкой или пальцем на песке. Можно построить целый Город букв и придумать про них сказку. Не страшно, если не все получается, на песке можно совершать исправления бесконечно, песок дает нам право на ошибку и ее исправление. Причем, исправление ошибки приносит чувство радости, а не досады.

Фантазируйте. Можно также закреплять навыки рисования. Создавать различные картины, с лёгкость менять и добавлять сюжет.

Сделайте из песка холм или замок на холме, а вокруг него выройте ров и напустите туда воды. Ещё интереснее, если вы сделаете откидной мост из небольшой дощечки и пары кусочков верёвки. Можете заодно рассказать, что так в старину люди защищали себя от вражеских набегов.

«Норки для мышки»

Цель: вызвать интерес к игре с природным материалом – песком, формировать представление о песке как строительном материале, развивать мелкую моторику рук, мышление, внимание, речь.

Материал и оборудование: песок, лопатки или совочки, резиновые игрушки – зверята.

Ход игры: Ребёнок вместе со взрослым копает небольшие ямки — норки руками или совочком. Затем взрослый вместе с малышом обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, взрослый берет игрушечную мышку в руки, имитируя её писк. Затем ее «мышка-норушка» пробирается в каждую норку и хвалит ребёнка за то, что он сделал для неё замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек — зайчиков, лисят, медвежат и пр.

“Следы на песке”

Цель: сформировать представление о свойствах песка (сухой, сыпучий, мокрый, сырой, на песке остаются следы — отпечатки, развивать тактильные ощущения, активизировать словарь.

Материал: поднос с речным песком, формочки, мелкие предметы и игрушки.

Ход игры: Покажите малышу, что его пальчик оставляет след на песке. На сухом песке дырочка от пальца исчезает, на мокром – остается надолго.

Оставляйте следы и другими предметами. Оставьте на мокром песке след от ладошки. Сравните следы от взрослой и детской ладоней, от внутренней и внешней сторон, от кулачков, костяшек кистей рук и т. д.

Учите ребенка прислушиваться к своим ощущениям и рассказывать о них. Подайте пример: “Я чувствую тепло (или прохладу) песка, если я двигаю руками, то ощущаю песчинки. А ты что чувствуешь?” Скорее всего, маленький ребенок все повторит за вами, не беда, со временем он научится.

Переверните руки ладонями вверх, опишите, как изменились ваши ощущения.

“Пройдитесь” по поверхности песка отдельно каждым пальцем сначала одной, потом другой руки, потом одновременно указательными, большими, средними, безымянными, мизинцами обеих рук.

“Поскользите” ладонями по поверхности песка, делая зигзагообразные и круговые движения (как машинки, санки, змейки и т. д.).

“Поиграйте” на поверхности песка, как на клавиатуре пианино, сравните с ощущениями от тех же движений по твердой поверхности.

Порисуйте палочками.

Пофантазируйте. Поищите сходство узоров с объектами окружающего мира.

“Кто там?”

Цель: Способствовать снижению психофизического напряжения, регуляции мышечного напряжения, расслабления, возникновению дружеских взаимоотношений, речевому общению, эмоциональной отзывчивости.

Материал и оборудование: емкость глубокая и широкая с речным песком.

Ход игры: Погрузите руки в песок, пошевелите пальцами, наблюдая, как изменяется рельеф, попробуйте освободить руки, только шевеля пальцами и сдувая песок.

Закопайте игрушку (ребенок не знает какую, закрывает глаза, в процессе раскопок, по открывающимся частям ребенок должен догадаться, что там спрятано.

Закопайте два-три предмета, пусть раскопает что-то одно, пусть на ощупь попробует узнать, что это.

“Дорожки из песка”

Цель: Способствовать снижению психофизического напряжения, регуляции мышечного напряжения, расслабления, формировать представления о свойствах песка (сыпучий, состоит из отдельных песчинок, развивать тактильные ощущения, внимание, мышление.

Материал и оборудование: поднос с песком, резиновые игрушки – зверята.

Ход игры: Покажите ребенку, как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая разные формы, например, дорожки (к домику зайчика или медвежонка). Маленькому ребенку все это сделать достаточно сложно. Не забывайте хвалить его и восхищаться.

«Я пеку, пеку, пеку»

Цель: познакомить ребенка с особенностями сухого и мокрого песка; сформировать представление об изменчивости формы песка в зависимости от формочки; учить «лепить» куличики, тщательно заполняя всю емкость формочки, уплотняя песок; развивать мелкую моторику рук.

Материал и оборудование: песок, пластмассовые формочки разной формы

Ход игры. Ребёнок «выпекает» из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребёнок «угощает» пирожками маму, папу, кукол.

«Заборчики»

Цель: дать представлении о том, что песок является строительным материалом, из него можно построить несложные постройки (башню, забор, дом и др.); развивать тактильные ощущения и мелкую моторику рук, воспитывать заботливое отношение к животным.

Материал и оборудование: песок, вода, игрушки.

Ход игры: Ребёнок руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка.

Опыты с песком

Цель:

1. Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы;

2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.

3. Через игры и опыты научить детей определять физические свойства песка.

4. Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.

5. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.

Опыты и эксперименты с песком:

№1 «Откуда берётся песок»

Материал: камни, листы белой бумаги, лупа.

Ход эксперимента:

Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге.

• Как вы думаете, что это сыплется?

• Возьмите лупы, рассмотрите это.

• Как мы получили песок?

• Как в природе появляется песок?

Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.

№2 «Из чего состоит песок»

Материал: стаканчики с песком, листы белой бумаги, лупы.

Ход эксперимента:

Насыпьте песок на листок бумаге, с помощью лупы рассмотрите его.

• Из чего состоит песок? (зёрнышек – песчинок)

• Как выглядят песчинки?

• Похожи ли песчинки одна на другую?

Чтобы получилось большая горка песка нужно очень много песка.

Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.

№3 «Легко ли сыпется песок»

Материал: подносы с песком.

Ход эксперимента:

Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой.

• Легко ли он сыпется?

Вывод: сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки.

№4 «Почему при сильном ветре неудобно играть с песком»

Материал: «песочница» - банка с насыпанным тонким слоем песка.

Ход эксперимента:

Рассматривание заготовленной «песочницы». Создаём «ураган» - резко с силой сжимаем банку.

• Что происходит и почему?

Вывод: Песчинки маленькие, лёгкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха.

№5 «Куда исчезла вода»

Материал: стаканчики с песком и водой.

Ход эксперимента:

В стаканчик с песком нальём воды. Потрогаем песок.

• Каким он стал?

• Куда исчезла вода?

Вывод: вода быстро впитывается в песок.

№6 «Лепим из песка»

Материал: подносы с мокрым песком.

Ход эксперимента:

Попробуем слепить из мокрого песка шарики, колбаски. Оставить до высыхания

• Что происходит с поделками из песка после высыхания?

Вывод: Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.

№7 «Мокрый песок принимает любую нужную форму»

Материал: поднос с мокрым песком, различные формочки.

Ход эксперимента:

Насыплем мокрый песок в формочки, сделаем фигурки.

• Какие фигурки получились?

• Из какого песка удалось сделать фигурки?

Вывод: Мокрый песок принимает любую форму.

№8 «На мокром песке остаются следы, отпечатки»

Материал: подносы с мокрым и сухим песком.

Ход эксперимента:

Предложить на сухом песке оставить отпечатки ладошек.

• Хорошо видны отпечатки?

Педагог смачивает песок, перемешивает его, ровняет, предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек.

• Теперь получается? (Посмотрите, виден каждый пальчик)

Вывод: На мокром песке остаются следы, отпечатки, а на сухом нет.

Итоговое мероприятие: «Песочная страна» (рисование сухим песком)

Материал: сухой песок, листы бумаги с нарисованными картинками, клеящие карандаши.

Ход: Предложить клеящим карандашом обвести весь рисунок, а потом на клей насыпать сухой песок.

• Стряхнув лишний песок посмотреть, что получилось.

Вывод: Сухим песком можно рисовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с водой и песком для детей с задержкой психического развития

игры с водой и песком для детей с задержкой психического развития...

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная  группа. ИГРЫ  И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...

Игры и эксперименты с песком

игры и эксперименты...

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная  группа. ИГРЫ  И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...

Педагогический проект "Интересные игры" создание условий для развития самостоятельности детей раннего возраста в предметно-игровой деятельности с детьми раннего возраста 1,6-2 лет

В проекте раскрыта тема создания условий для развития самостоятельности детей раннего возраста в предметно-игровой деятельности  с детьми раннего возраста 1,6-2 лет...

игры и эксперименты с песком в условиях ДОУ

общая информация + конспект занятия...

ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ....