Консультация для родителей "Эксперименты и игры с природным материалом (песком и водой) в домашних условиях"
консультация

Герман Вера Сергеевна

Лето это такое  замечательное время года, когда дети большую часть времени проводят на улице. Именно в это время года они свободно могут играть и экспериментировать с природным материалом:песком и водой. Во время таких игр и экспериментов дети получают массу приятных  и полезных впечатлений, переживаний и знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Эксперименты и игры с природным материалом (песком и водой) в домашних условиях»

Цель: расширить представления родителей о детском экспериментировании, познакомить с разнообразными приемами работы с водой и песком.

          Лето это такое замечательное время года, когда дети большую часть времени проводят на улице: во дворе, на даче, или  на пляже. Именно в это время года они могут свободно играть и экспериментировать с  природным материалом: песком, водой. Во время таких игр и экспериментов дети получают массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний.

Дома с ребёнком можно организовать не сложные эксперименты и опыты. Для  этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и некоторые научные знания. Например:

Эксперименты с песком.  Познакомьте детей со свойствами песка. Рассмотрите вместе с детьми, с помощью увеличительного стекла, что песок состоит из песчинок. Уточните у детей как выглядят песчинки, какого размера, цвета? Что они маленькие, полупрозрачные (в зависимости от песка бывают белые или желтые), не похожие друг на друга.

Покажите детям песочные часы. Понаблюдайте вместе, как пересыпается песок. Наберите в ладошки как можно больше песка, сжав в кулачок, посмотрите, как бежит струйка песка.

Предложите детям поразмышлять, как сделать, чтобы с песком можно было играть и при сильном ветре (смочить водой). Из сырого песка можно лепить, строить, а сухой – рассыпается. Предложите детям рассказать, что можно построить из песка.

Сравните с детьми цвет сухого и сырого песка. Научите определять по внешнему виду, проверить с помощью осязания, на ощупь. Предложите детям определить в ладошках сырой и сухой по весу, делая вывод, что сырой песок тяжелее сухого.

Эксперименты с водой. Обратите внимание детей на свойства воды: жидкая, льется, может иметь разную температуру (на солнышке нагревается, в тени - холодная). Предлагаем перелить воду из одного сосуда в другой, например, в формочки, делая с детьми вывод, что вода принимает форму сосуда, куда ее наливают.

Вода прозрачная, в ней все видно. Дети ошибочно считают, что вода белого цвета и чтобы переубедить детей надо взять лист белого цвета и поставить рядом прозрачную баночку с водой, делая с детьми вывод, что вода бесцветная.

Предлагаем закрепить знания детей о свойствах предметов, их весе в игре «Тонут - плавают», побросав в таз с водой кубики, камешки, палочки деревянные и другие, вы сможете сравнить свойства воды и твердых предметов. А вылив воду из таза (вода разольётся), а твёрдые предметы сохранят свою форму, уточняя с детьми представления о текучести воды.

В жаркий день вода быстро нагревается в тазике. Нагревается вода в пруду, реке, озере, поэтому летом люди с удовольствием купаются. Понаблюдайте с детьми, как быстро высыхает разбрызганная по асфальту вода, делая с детьми вывод, что вода испаряется при нагревании.

Расскажите детям о способности поверхности воды отражать окружающие предметы, заглянув с детьми в лужицу и увидев, кто или что отражается в воде.

Чистая вода ничем не пахнет – делают вывод дети, когда пьют воду во время прогулки. Выпив воду, дети говорят, что вода вкусная. Предлагаем уточнить смысл слов «вкус», «вкусная» (сладкая, солёная, кислая), добавляя в воду сахар, соль или сок лимона. Таким образом, сформируете с детьми вывод, что вода безвкусная.  

Для игр с песком и водой вам потребуются различные игрушки: лейка, ведерко, совок, грабли, сито, формочки; набор мелких игрушек: персонажи сказок, различные человечки, животные, растения, дома, машинки. А также  деревянные дощечки,  палочки, резиновые и заводные игрушки и т.д. Эта коллекция должна постоянно пополняться. Надо сказать, что с такими игрушками дети играют с большим удовольствием.

Играя с ребенком, проявляйте больше фантазии и выдумки, тем самым вы стимулируете развитие творческих способностей ребенка.

Предлагаем  вашему вниманию вот  такие игры

Игра «Собиратели морских сокровищ».

Ход игры:

Цель: развивать тактильно - кинестетическую чувствительность

Взрослый раскидывает по дну бассейна различные предметы и сообщает ребёнку, что он должен достать со дна бассейна морские сокровища, и положим их в коробочку- это наши морские сокровища.

Игра «Найди игрушку»

Цель: Развитие тактильных ощущений

- Взрослый показывает игрушки ребенку, прячет их, а затем просит найти определенную игрушку, ощупывая игрушки под песком. В этой игре можно использовать игрушки – геометрические фигуры.

- Взрослый и ребенок меняются ролями.

Игра «Я рисую на песке»

Цель: Развитие крупной и мелкой моторики, развитие речи.

Ход игры:

Ребенок рисует пальчиками или палочкой солнышко, тучку, домик, человечка. Все рисунки можно объединить в один сюжет и придумать маленький рассказ.

Игра «Напои песочек»

Цель: Развитие интереса к работе с песком, опытам.

Ход игры:

Предложите детям отсыпать из сухого песка большую горку, сделать кулачком углубление в верхней части горки и аккуратненько вливать туда воду тонкой струйкой. В горке образуется еще одно углубление, вода в нем похожа на озерко, которое постепенно впитывается в берега.

Игра «Маленький повар»

Цель: Развитие тактильно-кинестетических ощущений, мелкой и крупной моторики.

Ход игры:

Увлажните песок при помощи лейки. Предложите ребенку вылепить из мокрого песка разную «выпечку»: пирожки, рогалики, пирожные, тортики. Выпечку можно украсить. Пусть дети угостят кукол, игрушечных зверей. Для этой игры можно использовать формочки.

Игра «Детские секретики»

Цель: Научить детей рисовать карты-схемы, развивать мышление, воображение.

Ход игры:

Дети вместе со взрослым чертят карту-схему с условными изображениями дерева, реки, гор, леса, домов. Ребенок по данной схеме строит песочную картину.

Ребенка просят отвернуться, а в это время взрослый прячет секретики на различных участках картины. На карте-схеме в том месте, где спрятаны секретики, ставится точка.

Ребенок поворачивается и отыскивает секретики, следуя карте-схеме.

Игру можно усложнить. Ребенок прячет секретики сам и отмечает их местонахождение на карте-схеме. Взрослый отыскивает.

Игра «Кораблики»

Цель: Развитие дыхания

Ход игры:

1. Нужен таз с водой. В качестве корабликов могут выступать скорлупки от орехов, можно даже сделать парус этому кораблю. Ребёнку предлагается запустить свой кораблик и дуть на него, чтобы он плыл как по морю, заодно поработаете над дыханием.

2. Пускать кораблики из разного материала: кусочки пенопласта, щепки, травинки, перышки. Можно в процессе игры дуть и делать водоворот руками.

Игра «Рыболов»

Цель: Развитие цветовосприятия, умения действовать по просьбе взрослого.

Ход игры:

1. Предложите детям тазик с водой, набор для ловли рыбок (удочку и рыбок) и дайте им попробовать поймать свою золотую рыбку. Можно даже на улов загадать желание.

2. Положите в таз разные легкие игрушки, чтобы они плавали на поверхности, и дайте их выловить сачком или ситечком.

3. Бросьте в воду шарики разного цвета и попросите вылавливать шарики по Вашей команде, например«Поймай красный шарик; красный и желтый шарик; поймай 2 шарика» и т. д.

Игры на поверхности сухого песка.

Цель: снижение психофизического напряжения.

Ход игры:

Педагог просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка.

Ребенок:

• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;

• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;

• перетирает песок между пальцами, ладонями.

В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка — ...»

Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.

Игра Необыкновенные следы.

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

Ход игры:

«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).

Игра Секретные задания кротов.

Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.

Ход игры:

Взрослый сообщает ребёнку, что сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Вот так. (Взрослый взмахивает руками и складывает их «уточкой», показывая ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба.) Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землей. (По желанию ребенка взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках его пальцев). Ну, что погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот.

Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).

Совместное время с детьми, теперь будет приносить не только радость, но и

знания, которые пригодятся им в дальнейшем развитии. Главное каждый взрослый должен помнить, что организуя различные игры,  ребенок будет активен и получит удовольствие лишь в том случае, если игра ему будет интересна. Желаем приятных совместных экспериментов и  игр с песком, водой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "ИГРЫ С ПЕСКОМ И ВОДОЙ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ"

Данный материал сможет помочь родителям организовать игры с природным материалом в домашних условиях....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ИГРЫ С ПЕСКОМ И ВОДОЙ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ"

Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ИГРЫ С ПЕСКОМ И ВОДОЙ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ"

Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний. Эти игры с водой можно организовывать дома с д...

Консультация для родителей «Игры с песком и водой в домашних условиях».

1.Способствовать физическому развитию ребёнка (развиваеммелкую моторику рук, а так же зрительную и двигательнуюкоординацию).2. Знакомство ребёнка с окружающим миром (знакомство с оновнымисвойств...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ИГРЫ С ПЕСКОМ И ВОДОЙ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний....

Консультация для родителей «Игры с песком и водой в домашних условиях».

Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний....