«Коммуникативные игры для детей с расстройствами аутистического спектра».
консультация по коррекционной педагогике
Формированию коммуникативных навыков в системе психолого-педагогической коррекции расстройств аутистического спектра придается большое значение. Развитие коммуникативных способностей целесообразно начинать с простых игр и упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kommunikativnye_igry_dlya_detey_s_ras.docx | 22.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Коммуникативные игры для детей
с расстройствами аутистического спектра
Детей с аутизмом необходимо научить общаться и взаимодействовать с другими людьми. Это непростая задача решается только при непосредственном взаимодействии семьи со специалистами.
Развитие коммуникативных способностей целесообразно начинать с простых игр и упражнений.
Цель - побуждать ребенка к речевому высказыванию.
Игра «Паровозик ту-ту-ту».
Взрослый выполняет игровые действия с игрушечным паровозиком, возит его по столу и произносит: «ТУ-ТУ». Как только ребенок обратит внимание, надо предложить ему самому поиграть с паровозиком. Если он от игрушки отказывается, предложите только говорить «ту-ту» или «у-у».
Упражнение «Мишка топает» («Зайка прыгает»).
Цель: формирование умения составлять фразу из двух слов. Вместе с ребенком взрослый рассматривает игрушку-медведя (зайца) и говорит: «Посмотри, какой медведь большой, мягкий. Потрогай». Взрослый берет игрушку и выполняет с ним игровые действия, озвучивая: «Мишка топает. (Зайка прыгает)». Можно предложить ребенку поиграть с игрушкой. Также можно предложить ребенку потопать, как медведь (попрыгать как заяц). Взрослый говорит: «Мишка топает, топ-топ. Саша топает, топ-топ». Поддержите ребенка в его начинании: «Ты молодец. Вот как топаешь».
Игра «Кулачками тук-тук».
Взрослый сжимает кулаки, показывая их ребенку и говорит:
«Вот какие кулачки. А у Саши есть кулачки?» Ребенок постукивает (или вы кулачками ребенка) и произносит: «Тук-тук».
«Сова-большая голова».
Читаем потешку «Совушка-сова» и выполняем круговые движения головой по часовой стрелке и против часовой стрелки. Повороты влево - вправо. Предложите ребенку повторить за вами.
«Подметаем пол».
Ходить, слегка наклонившись и делать руками движения имитирующие подметание пола. Для убедительности можно взять метлу или веник, а на полу разложить конструктор или смятую бумагу.
«Здравствуй, солнышко!».
Ноги вместе в стороны, руки в стороны, ладони зажаты в кулачки. Поднять руки вверх и хорошо потянуться на носочках к солнышку «Здравствуй, солнышко!» кулачки разжать и помахать (разогнать тучки).
«Твоя ладошка, моя ладошка».
Взрослый берет ребенка за руки и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя: «Твоя ладошка, моя ладошка».
«Ладушки».
Взрослый садится напротив ребенка, выставляет руки ладонями навстречу друг другу. Взрослый приговаривает: «Ладушки, ладушки».
«Мы на лодочке плывем».
Взрослый берет ребенка за руки и, покачиваясь, напевает
Мы на лодочке плывем,
Тихо песенку поем:
«Ля-ля-ля, ля-ля-ля»-
Покачнулись ты да я
«Покатаем мячик».
Взрослый катит мяч ребенку на полу или столе. Необходимо добиваться, чтобы ребенок вернул мяч. Если ребенок сопротивляется, взрослый присоединяется к рассматриванию, манипулированию с мячом вместе с ребёнком.
«На пузырь я посмотрю и потом его словлю!».
Цель: развитие зрительного внимания, формирование способности к подражанию, «заражение» положительными эмоциями.
Взрослый пускает мыльные пузыри и побуждает ребенка рассматривать их и ловить.
«Бумажный листопад (снегопад)».
Цель: формирование контакта через присоединение к аутостимуляции и придание ему сюжетного смысла.
В этой игре вместе с ребенком можно рвать на кусочки листы бумаги (отщипывать кусочки ваты), затем подбрасывать их вверх (либо раздувать) со словами: «Листики (снежинки) кружатся и падают». В конце игры обязательно следует организовать «уборку листьев (снега)».
«Мой кубик, твой кубик...».
Цель: формирование эмоционального контакта со взрослым, обучение соблюдению очередности и аккуратности при выполнении задания.
Взрослый первым ставит кубик, затем побуждает ребенка ставить кубик сверху и т. д.
«Кто сильнее подует?».
Цель: развитие контакта, формирование способности к подражанию, «заражение» положительными эмоциями, активизация дыхания.
Взрослый привлекает (побуждает) ребенка (детей) к построению башни из кубиков-мякишей, затем предлагает с силой подуть на постройку так, чтобы кубики рассыпались.
«Снежки».
Цель: формирование положительных эмоций, активизация психической деятельности, развитие ручной координации.
Взрослый побуждает ребенка подбрасывать вверх изготовленные из ваты снежки, или кидать снежки друг в друга. Затем необходимо побуждать ребенка складывать «снежки» в коробку.
«Молоточек».
Цель: формирование положительных эмоций, формирование способности к подражанию, развитие ручной координации.
Взрослый побуждает ребенка отстукивать определенный ритм или стучать рука в руке, проговаривая стихотворение:
Тук-тук-тук, Тук-тук-тук,
Раздается громкий стук.
Молоточки стучат,
Строим домик для ребят.
«Занавесочка».
Цель: формировать произвольный выдох.
Ребенок дует на бахрому, выполненную из бумаги. Предлагаемая инструкция «Подуй на занавесочку, за ней сюрприз» (маленькая игрушка).
«Колокольчик».
Цель: привлекать внимание ребенка к звучащему предмету (колокольчику).
На столе перед ребенком 2 коробки, в одной из которых находится колокольчик. Взрослый достает его из коробки, демонстрирует звучание, затем убирает инструмент и, переставив коробочки местами, предлагает малышу найти колокольчик (выбрать нужную коробочку).
Варианты:
- использование погремушки, коробочки с мелкими предметами;
- увеличение количества пустых коробочек, участвующих в игре (ребенок выбирает из трех-четырех коробочек, в одной из которых находится колокольчик или погремушка).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра с использованием системы альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS
В материале представлен опыт работы по теме "Развития коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра с использованием системы альтернативной коммуникации с помощью карточе...
Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра.
Источник: Касаткин В.Н., Хаустов А.В. Опыт организации работы специализированного центра для детей с расстройствами аутистического спектра // Детский аутизм: исследования и практика....
Картотека игр-занятий по формированию и развитию коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра
Картотека подготовлена по учебно-методическому пособию Хаустова А.В. «Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра». Учебно-методическое пособи...
Игры для детей с расстройствами аутистического спектра
В статье предстален материал по использованию разных видов игр в работе с детьми с аутистческим спектром....
Консультация для родителей: "Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)"
Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) является важным аспектом их развития. Эти навыки необходимы для полноценного взаимодействия с окружающими и у...
Коммуникативные игры для детей с расстройством аутистического спектра (часть 2)
Коммуникативные игры для детей с расстройством аутистического спектра (часть 2)...
Коммуникативные игры для детей с расстройством аутистического спектра (часть 3)
Коммуникативные игры для детей с расстройством аутистического спектра (часть 3)...