«Проектная деятельность в развитии познавательной активности дошкольников»
проект (младшая группа)
Выступление из опыта работы «Проектная деятельность в развитии познавательной активности дошкольников»
на районном методическом объединении воспитателей младших и
средних групп
«Развитие познавательной деятельности детей младшего, среднего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4 «Ромашка»
Бавлинского муниципального района Республики Татарстан
Выступление из опыта работы «Проектная деятельность в развитии познавательной активности дошкольников»
на районном методическом объединении воспитателей младших и
средних групп Бавлинского муниципального района РТ
«Развитие познавательной деятельности детей младшего, среднего дошкольного возраста»
Подготовила:
воспитатель Нигъматуллина
Гулюза Венировна
2019 г.
Познание начинается с удивления,
а продолжается через деятельность.
Аристотель
Развитие познавательной активности дошкольников - одно из самых значимых направлений на современном этапе педагогики. Для развития поисковой деятельности детей большую роль играет знакомство с окружающим его миром и социальной действительностью. Ребенок с рождения задается вопросами: зачем и почему происходит то или иное явление, и здесь большая роль отводится педагогам и родителям.
Проблема развития у детей познавательного интереса, способствующего
познавательной активности, определяется тем, что дошкольный возраст - важный период в жизни каждого человека. В этом возрасте формируется личность ребенка, создаются предпосылки для его физического, умственного, нравственного развития. Плохо, если познавательная активность не развивается, если родители ребенка не прививают интерес к книгам, к своей истории, традициям, миру окружающих его людей.
Для дошкольника не характерна наблюдательность, но он стремится к взаимодействию с окружающей его средой, а педагоги и родители должны ему в этом помочь. Мы должны создать такие условия, при которых ребенок станет субъектом познавательной активности. Очень важно поддерживать стремление детей самостоятельно думать, искать ответы на поставленные вопросы, чувствовать, и тогда многие свои проблемы он постарается решить самостоятельно, а это очень важно при дальнейшем обучении в школе.
Как помочь ребенку развить интерес к окружающему миру, к культуре и традициям своего народа? Что поможет придать процессу познания окружающего мира и социальной действительности яркую эмоциональную окраску? С помощью чего воздействовать на чувства детей, их воображение
и фантазию? Ведь только при условии гармоничного развития двух основных сфер - интеллектуальной и эмоциональной возможна гармония личности.
Для этого необходимо внести в работу педагога что-то новое, ранее не изученное и необычное, то, что не соответствовало прежним представлениям об образовании. При таком обучении включаются процессы, которые заставляют интересоваться предметом изучения, наблюдать, запоминать, сравнивать, искать объяснения и, в конечном итоге, гордиться своими успехами.
Так какие формы взаимодействия с ребенком выбрать? Одна из привлекательных и результативных форм совместной деятельности детей дошкольного возраста и взрослых - это проектная деятельность.
Проектную деятельность как новый подход к образованию педагоги нашего детского сада рассматривали как «вид культурной практики ребенка, которая направлена на развитие у него универсальных культурных способов действий (умений), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности».
Иными словами, педагог создает такие условия, при которых дети самостоятельно или со взрослым ищут информацию, анализируют ее, приобретая тем самым опыт для будущей взрослой жизни.
Проектная деятельность - это такое средство стимулирования познавательного развития ребенка, которое формирует его личностные качества. Здесь ребенок чувствует себя инициатором процесса, получает возможность быть самостоятельным, ответственным за свои поступки и решения.
Актуальность метода проектов состоит в том, он дает стимул ребенку стремиться погрузиться в поставленную перед ним проблему, а одна из главных задач педагога - поддержание интереса детей к решению этих проблем и нахождению способов ее решения.
В основе проектной деятельности лежит:
- развитие познавательных интересов детей;
- восполнение недостающих знаний, приобретение умений;
- умение ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического мышления;
- умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях;
- воспитание чувства ответственности, сопричастности, сотрудничества, бережного отношения к результатам общего труда.
Деятельность, которую исполняют дети, должна вызывать в них энтузиазм, увлекать их, идти от сердца. Для этого педагогу нужно обозначить и сформулировать проблему для детей таким образом, чтобы они захотели ее решить, чтобы у них возник интерес к исследовательскому и творческом) поиску. Любое действие, выполняемое детьми индивидуально или по группам при поддержке педагога, должно быть спланировано, выполнено, проанализировано и оценено.
Работая по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы для повышения уровня познавательной активности детей мы используем метод проектов. Рассмотрим этапы реализации метода на примере проекта.
Тема проекта: "Чудо-огород"
Вид проекта: педагогический.
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Участники проекта: дети (3-4 лет)-19 человек, педагоги, родители.
Актуальность проекта
Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях - овощах, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Этот проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно - исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.
Цель: формирование экологической культуры младших дошкольников, создание условий для познавательного развития детей.
Задачи:
- Расширять представления детей о жизни растений.
- Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.
- Воспитывать бережное отношение к растениям, трудолюбие.
- Расширять, обогащать, активизировать словарь детей.
- Способствовать взаимодействию семьи и ДОУ.
Обеспечение проекта: презентации по теме проекта, мультфильмы, наглядно-дидактические пособия, книги, оборудование для ухода за растениями, семена, рассада, фотоаппарат, компьютер, магнитофон.
Предполагаемый результат:
- Расширение знаний детей о жизни растений.
- Создание необходимых условий в группе для наблюдений за жизнью растений, и возможностью ухаживать за ними.
-Развить познавательный интерес у детей, любознательность, коммуникативные навыки.
- Развить умение правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями.
- Вовлечение родителей в жизнь ДОУ.
Продукты проекта: огород на подоконнике в группе, выставки творческих работ детей.
Риски:
1. Несоблюдение сроков реализации проекта.
2. Проблема привлечения родителей к участию в проекте.
3. Низкое познавательное развитие детей.
Рабочий план реализации проекта:
1 этап - подготовительный
- Изучение проблемы.
- Определение цели, задач проекта, сроков реализации, предполагаемого результата.
- Составление плана работы над проектом.
- Подбор методической, научно-популярной литературы, художественной литературы для детей: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах, иллюстративного и дидактического материала по данной теме, оборудования для проведения экспериментальной деятельности.
- Изготовление таблиц-указателей с названиями растений, атрибутов (маски) для театрализованной деятельности, алгоритмов ухода за растениями, героев - дед, бабка
- Привлечение родителей к участию в проекте.
2 этап - практический
- Просмотр сказки - мультфильма «Чипполино» (сокращенный вариант)
- Рассматривание иллюстраций овощей.
- НОД «Огород на окне», « Вот какой мой лучок! », «Овощи большие и маленькие»,"Загадки с грядки"
- Экспериментальная деятельность на закрепление свойств земли, воды.
- Посадка семян различных растений, уход за посаженными растениями (полив, рыхление почвы) .
- Проведение наблюдений за ростом лука с зарисовкой изменений в росте, "Какие разные семена", проращивание семян кабачка.
- Чтение художественной литературы: русские народные сказки «Репка», «Вершки и корешки», «Пых», стихи А. Максакова «Посадила в огороде», О. Емельянова «Что растёт на огороде»
- Отгадывание загадок по теме «Овощи».
- Разучивание стихов по теме «Овощи»
- Составление рассказа «Как я помогаю на огороде»
- Инсценировка песни «Огородная -хороводная»
- Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Что сажают в огороде», «Угадай по описанию», «Сложи картинку», «Угадай на вкус», «Угадай по запаху», «Четвертый - лишний», лото «Найди пару»
-Подвижные игры: «Овощи в корзину», «Кто быстрее»
-Физкультминутки: «Огород», «Горох», «Мы овощи сажаем»
-Оформить совместно с родителями и детьми огород в группе.
3 этап - заключительный
- Презентация проекта
- Сбор урожая.
По реализации проекта «Чудо-огород» были получены следующие результаты:
- У детей формируется интерес к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
- Дети увидели многообразие посевного материала.
- Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
- В группе был создан огород на окне.
- Дети стали более уважительно относиться к труду.
- Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений.
- Родители приняли активное участие в проекте «Чудо-огород».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что основной смысл и предназначение проектной деятельности: поддержка интересов ребёнка, реализация его собственных замыслов, развитие познавательной активности и креативности детского мышления, приобретение опыта самостоятельной деятельности ребёнка, его талантов, интересов и предпочтений. Всегда нужно помнить, что образовательный процесс в ДОУ - это не учебная деятельность, а увлекательное и интересное взаимодействие детей и взрослых.
1с. Название.
2с.Познание начинается с удивления,
а продолжается через деятельность.
Аристотель
3с. Развитие познавательной активности дошкольников - одно из самых значимых направлений на современном этапе педагогики. Для развития поисковой деятельности детей большую роль играет знакомство с окружающим его миром и социальной действительностью. Ребенок с рождения задается вопросами: зачем и почему происходит то или иное явление, и здесь большая роль отводится педагогам и родителям.
Проблема развития у детей познавательного интереса, способствующего
познавательной активности, определяется тем, что дошкольный возраст - важный период в жизни каждого человека. В этом возрасте формируется личность ребенка, создаются предпосылки для его физического, умственного, нравственного развития. Плохо, если познавательная активность не развивается, если родители ребенка не прививают интерес к книгам, к своей истории, традициям, миру окружающих его людей.
Для дошкольника не характерна наблюдательность, но он стремится к взаимодействию с окружающей его средой, а педагоги и родители должны ему в этом помочь. Мы должны создать такие условия, при которых ребенок станет субъектом познавательной активности. Очень важно поддерживать стремление детей самостоятельно думать, искать ответы на поставленные вопросы, чувствовать, и тогда многие свои проблемы он постарается решить самостоятельно, а это очень важно при дальнейшем обучении в школе.
Как помочь ребенку развить интерес к окружающему миру, к культуре и традициям своего народа? Что поможет придать процессу познания окружающего мира и социальной действительности яркую эмоциональную окраску? С помощью чего воздействовать на чувства детей, их воображение
и фантазию? Ведь только при условии гармоничного развития двух основных сфер - интеллектуальной и эмоциональной возможна гармония личности.
Для этого необходимо внести в работу педагога что-то новое, ранее не изученное и необычное, то, что не соответствовало прежним представлениям об образовании. При таком обучении включаются процессы, которые заставляют интересоваться предметом изучения, наблюдать, запоминать, сравнивать, искать объяснения и, в конечном итоге, гордиться своими успехами.
Так какие формы взаимодействия с ребенком выбрать? Одна из привлекательных и результативных форм совместной деятельности детей дошкольного возраста и взрослых - это проектная деятельность.
4с. Проектную деятельность как новый подход к образованию педагоги нашего детского сада рассматривали как «вид культурной практики ребенка, которая направлена на развитие у него универсальных культурных способов действий (умений), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности».
Иными словами, педагог создает такие условия, при которых дети самостоятельно или со взрослым ищут информацию, анализируют ее, приобретая тем самым опыт для будущей взрослой жизни.
Проектная деятельность - это такое средство стимулирования познавательного развития ребенка, которое формирует его личностные качества. Здесь ребенок чувствует себя инициатором процесса, получает возможность быть самостоятельным, ответственным за свои поступки и решения.
5с. Актуальность метода проектов состоит в том, он дает стимул ребенку стремиться погрузиться в поставленную перед ним проблему, а одна из главных задач педагога - поддержание интереса детей к решению этих проблем и нахождению способов ее решения.
6с.В основе проектной деятельности лежит:
- развитие познавательных интересов детей;
- восполнение недостающих знаний, приобретение умений;
- умение ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического мышления;
- умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях;
- воспитание чувства ответственности, сопричастности, сотрудничества, бережного отношения к результатам общего труда.
Деятельность, которую исполняют дети, должна вызывать в них энтузиазм, увлекать их, идти от сердца. Для этого педагогу нужно обозначить и сформулировать проблему для детей таким образом, чтобы они захотели ее решить, чтобы у них возник интерес к исследовательскому и творческом) поиску. Любое действие, выполняемое детьми индивидуально или по группам при поддержке педагога, должно быть спланировано, выполнено, проанализировано и оценено.
7с.Работая по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы для повышения уровня познавательной активности детей мы используем метод проектов. Рассмотрим этапы реализации проекта на примере проекта.
Тема проекта: "Чудо-огород"
Вид проекта: педагогический.
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Участники проекта: дети (3-4 лет)-19 человек, педагоги, родители.
8с.Актуальность проекта
Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют. представления о растениях - овощах, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Этот проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно - исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.
9с.
Цель: формирование экологической культуры младших дошкольников, создание условий для познавательного развития детей.
Задачи:
- Расширять представления детей о жизни растений.
- Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.
- Воспитывать бережное отношение к растениям, трудолюбие.
- Расширять, обогащать, активизировать словарь детей.
- Способствовать взаимодействию семьи и ДОУ.
Обеспечение проекта: презентации по теме проекта, мультфильмы, наглядно-дидактические пособия, книги, оборудование для ухода за растениями, семена, рассада, фотоаппарат, компьютер, магнитофон.
Предполагаемый результат:
- Расширение знаний детей о жизни растений.
- Создание необходимых условий в группе для наблюдений за жизнью растений, и возможностью ухаживать за ними.
-Развить познавательный интерес у детей, любознательность, коммуникативные навыки.
- Развить умение правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями.
- Вовлечение родителей в жизнь ДОУ.
Продукты проекта: огород на подоконнике в группе, выставки творческих работ детей.
Риски:
1. Несоблюдение сроков реализации проекта.
2. Проблема привлечения родителей к участию в проекте.
3. Низкое познавательное развитие детей.
Рабочий план реализации проекта:
10с.1 этап - подготовительный
- Изучение проблемы.
- Определение цели, задач проекта, сроков реализации, предполагаемого результата.
- Составление плана работы над проектом.
- Подбор методической, научно-популярной литературы, художественной литературы для детей: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах, иллюстративного и дидактического материала по данной теме, оборудования для проведения экспериментальной деятельности.
- Изготовление таблиц-указателей с названиями растений, атрибутов (маски) для театрализованной деятельности, алгоритмов ухода за растениями, героев - дед, бабка
- Привлечение родителей к участию в проекте.
11с.2 этап - практический
- Просмотр сказки - мультфильма «Чипполино» (сокращенный вариант)
- Рассматривание иллюстраций овощей.
- НОД «Огород на окне», « Вот какой мой лучок! », «Овощи большие и маленькие»,"Загадки с грядки"
- Экспериментальная деятельность на закрепление свойств земли, воды.
12с.- Посадка семян различных растений, уход за посаженными растениями (полив, рыхление почвы) .
- Проведение наблюдений за ростом лука с зарисовкой изменений в росте, "Какие разные семена", проращивание семян кабачка.
- Чтение художественной литературы: русские народные сказки «Репка», «Вершки и корешки», «Пых», стихи А. Максакова «Посадила в огороде», О. Емельянова «Что растёт на огороде»
- Отгадывание загадок по теме «Овощи».
- Разучивание стихов по теме «Овощи»
- Составление рассказа «Как я помогаю на огороде»
- Инсценировка песни «Огородная -хороводная»
- Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Что сажают в огороде», «Угадай по описанию», «Сложи картинку», «Угадай на вкус», «Угадай по запаху», «Четвертый - лишний», лото «Найди пару»
-Подвижные игры: «Овощи в корзину», «Кто быстрее»
-Физкультминутки: «Огород», «Горох», «Мы овощи сажаем»
-Оформить совместно с родителями и детьми огород в группе.
12с.3 этап - заключительный
- Презентация проекта
- Сбор урожая.
По реализации проекта «Чудо-огород» были получены следующие результаты:
- У детей формируется интерес к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
- Дети увидели многообразие посевного материала.
- Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
- В группе был создан огород на окне.
- Дети стали более уважительно относиться к труду.
- Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений.
- Родители приняли активное участие в проекте «Чудо-огород».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что основной смысл и предназначение проектной деятельности: поддержка интересов ребёнка, реализация его собственных замыслов, развитие познавательной активности и креативности детского мышления, приобретение опыта самостоятельной деятельности ребёнка, его талантов, интересов и предпочтений. Всегда нужно помнить, что образовательный процесс в ДОУ - это не учебная деятельность, а увлекательное и интересное взаимодействие детей и взрослых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Использование технологии проектной деятельность в развитии познавательной активности дошкольника»
выступление в рамках Круглого стола «Современные технологии в дошкольном образовании»в рамках конференции «XIVЛомоносовские чтения»...
Презентация к выступлению «Использование технологии проектной деятельность в развитии познавательной активности дошкольника»
Презентация...
Роль проектного метода в развитии познавательной активности дошкольников
Статья раскрывает значимость проектного метода в работе с дошкольниками...
Роль проектной деятельности в развитии познавательной активности дошкольников
Статья освещает значимость проектной деятельности в работе с дошкольниками...
Консультация для воспитателей " Проектная деятельность, как средство познавательной активности дошкольников"
В настоящее время большое значение приобретает экологическое воспитание, которое является важнейшим условием гармонично развитой личности.Как мы можем познакомить детей с окружающим нас миром природы,...

Доклад "Проектная деятельность, как форма познавательной активности дошкольника"
Доклад содержит информацию о реализации проектов в старшей разновозрастной группе ДОУ...