«Проектная деятельность в развитии познавательной активности дошкольников»
проект (младшая группа)

Выступление из опыта работы «Проектная деятельность в развитии познавательной активности дошкольников»

на районном методическом объединении воспитателей младших и

средних групп 

«Развитие познавательной деятельности детей младшего, среднего дошкольного возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4 «Ромашка»

Бавлинского муниципального района Республики Татарстан

Выступление из опыта работы «Проектная деятельность в развитии познавательной активности дошкольников»

на районном методическом объединении воспитателей младших и

средних групп Бавлинского муниципального района РТ

«Развитие познавательной деятельности детей младшего, среднего дошкольного возраста» 

                     

     

                                                   

                                                   Подготовила:

                                                                            воспитатель Нигъматуллина

                                                                                     Гулюза Венировна

 

2019 г.

                                                                              Познание начинается с удивления,

                                                                            а продолжается через деятельность.

                                                                                                                  Аристотель

        Развитие познавательной активности дошкольников - одно из самых значимых направлений на современном этапе педагогики. Для развития поисковой деятельности детей большую роль играет знакомство с окружающим его миром и социальной действительностью. Ребенок с рождения задается вопросами: зачем и почему происходит то или иное явление, и здесь большая роль отводится педагогам и родителям.

        Проблема развития у детей познавательного интереса, способствующего

познавательной активности, определяется тем, что дошкольный возраст - важный период в жизни каждого человека. В этом возрасте формируется личность ребенка, создаются предпосылки для его физического, умственного, нравственного развития. Плохо, если познавательная активность не развивается, если родители ребенка не прививают интерес к книгам, к своей истории, традициям, миру окружающих его людей.

        Для дошкольника не характерна наблюдательность, но он стремится к взаимодействию с окружающей его средой, а педагоги и родители должны ему в этом помочь. Мы должны создать такие условия, при которых ребенок станет субъектом познавательной активности. Очень важно поддерживать стремление детей самостоятельно думать, искать ответы на поставленные вопросы, чувствовать, и тогда многие свои проблемы он постарается решить самостоятельно, а это очень важно при дальнейшем обучении в школе.

    Как помочь ребенку развить интерес к окружающему миру, к культуре и традициям своего народа? Что поможет придать процессу познания окружающего мира и социальной действительности яркую эмоциональную окраску? С помощью чего воздействовать на чувства детей, их воображение

и фантазию? Ведь только при условии гармоничного развития двух основных сфер - интеллектуальной и эмоциональной возможна гармония личности.

        Для этого необходимо внести в работу педагога что-то новое, ранее не изученное и необычное, то, что не соответствовало прежним представлениям об образовании. При таком обучении включаются процессы, которые заставляют интересоваться предметом изучения, наблюдать, запоминать, сравнивать, искать объяснения и, в конечном итоге, гордиться своими успехами.

        Так какие формы взаимодействия с ребенком выбрать? Одна из привлекательных и результативных форм совместной деятельности детей дошкольного возраста и взрослых - это проектная деятельность.

        Проектную деятельность как новый подход к образованию педагоги нашего детского сада рассматривали как «вид культурной практики ребенка, которая направлена на развитие у него универсальных культурных способов действий (умений), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности».

        Иными словами, педагог создает такие условия, при которых дети самостоятельно или со взрослым ищут информацию, анализируют ее, приобретая тем самым опыт для будущей взрослой жизни.

Проектная деятельность - это такое средство стимулирования познавательного развития ребенка, которое формирует его личностные качества. Здесь ребенок чувствует себя инициатором процесса, получает возможность быть самостоятельным, ответственным за свои поступки и решения.

        Актуальность метода проектов состоит в том, он дает стимул ребенку стремиться погрузиться в поставленную перед ним проблему, а одна из главных задач педагога - поддержание интереса детей к решению этих проблем и нахождению способов ее решения.

В основе проектной деятельности лежит:

- развитие познавательных интересов детей;

- восполнение недостающих знаний, приобретение умений;

- умение ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического мышления;

- умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях;

- воспитание чувства ответственности, сопричастности, сотрудничества, бережного отношения к результатам общего труда.

        Деятельность, которую исполняют дети, должна вызывать в них энтузиазм, увлекать их, идти от сердца. Для этого педагогу нужно обозначить и сформулировать проблему для детей таким образом, чтобы они захотели ее решить, чтобы у них возник интерес к исследовательскому и творческом) поиску. Любое действие, выполняемое детьми индивидуально или по группам при поддержке педагога, должно быть спланировано, выполнено, проанализировано и оценено.

        Работая по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы для повышения уровня познавательной активности детей мы используем метод проектов. Рассмотрим этапы реализации метода на примере проекта.

Тема проекта: "Чудо-огород"

Вид проекта: педагогический.

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Участники проекта: дети (3-4 лет)-19 человек, педагоги, родители.

Актуальность проекта

   Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях - овощах, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.

  Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

  Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Этот проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно - исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.

Цель: формирование экологической культуры младших дошкольников, создание условий для познавательного развития детей.

Задачи:

  - Расширять представления детей о жизни растений.

- Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.

- Воспитывать бережное отношение к растениям, трудолюбие.

- Расширять, обогащать, активизировать словарь детей.

- Способствовать взаимодействию семьи и ДОУ. 

Обеспечение проекта: презентации по теме проекта, мультфильмы, наглядно-дидактические пособия, книги, оборудование для ухода за растениями, семена, рассада, фотоаппарат, компьютер, магнитофон.

Предполагаемый результат:

- Расширение знаний детей о жизни растений.

- Создание необходимых условий в группе для наблюдений за жизнью растений, и возможностью ухаживать за ними.

-Развить познавательный интерес у детей, любознательность, коммуникативные навыки.

- Развить умение правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями.

- Вовлечение родителей в жизнь ДОУ.

Продукты проекта: огород на подоконнике в группе, выставки творческих работ детей.

Риски:

1. Несоблюдение сроков реализации проекта.

2. Проблема привлечения родителей к участию в проекте.

3. Низкое познавательное развитие детей.

Рабочий план реализации проекта:

1 этап - подготовительный

- Изучение проблемы.

- Определение цели, задач проекта, сроков реализации, предполагаемого результата.

- Составление плана работы над проектом.

- Подбор методической, научно-популярной литературы, художественной литературы для детей: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах, иллюстративного и дидактического материала по данной теме, оборудования для проведения экспериментальной деятельности.

- Изготовление таблиц-указателей с названиями растений, атрибутов (маски) для театрализованной деятельности, алгоритмов ухода за растениями, героев - дед, бабка

- Привлечение родителей к участию в проекте.

2 этап - практический

- Просмотр сказки - мультфильма «Чипполино» (сокращенный вариант)

- Рассматривание иллюстраций овощей.

- НОД «Огород на окне», « Вот какой мой лучок! », «Овощи большие и маленькие»,"Загадки с грядки"

- Экспериментальная деятельность на закрепление свойств земли, воды.

- Посадка семян различных растений, уход за посаженными растениями (полив, рыхление почвы) .

- Проведение наблюдений за ростом лука с зарисовкой изменений в росте, "Какие разные семена", проращивание семян кабачка.

- Чтение художественной литературы: русские народные сказки «Репка», «Вершки и корешки», «Пых»,  стихи А. Максакова «Посадила в огороде», О. Емельянова «Что растёт на огороде»

- Отгадывание загадок по теме «Овощи».

- Разучивание стихов по теме «Овощи»

- Составление рассказа «Как я помогаю на огороде»

- Инсценировка песни «Огородная -хороводная»

- Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Что сажают в огороде», «Угадай по описанию», «Сложи картинку», «Угадай на вкус», «Угадай по запаху», «Четвертый - лишний», лото «Найди пару»

-Подвижные игры: «Овощи в корзину», «Кто быстрее»

-Физкультминутки: «Огород», «Горох», «Мы овощи сажаем»

-Оформить совместно с родителями и детьми огород в группе.

3 этап - заключительный

- Презентация проекта

- Сбор урожая.

По  реализации проекта «Чудо-огород» были получены следующие результаты:

- У детей формируется интерес к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

- Дети увидели многообразие посевного материала.

- Дети стали бережнее относиться к растительному миру.

- В группе был создан огород на окне.

- Дети стали более уважительно относиться к труду.

- Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений.

- Родители приняли активное участие в проекте «Чудо-огород».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основной смысл и предназначение проектной деятельности: поддержка интересов ребёнка, реализация его собственных замыслов, развитие познавательной активности и креативности детского мышления, приобретение опыта самостоятельной деятельности ребёнка, его талантов, интересов и предпочтений. Всегда нужно помнить, что образовательный процесс в ДОУ - это не учебная деятельность, а увлекательное и интересное взаимодействие детей и взрослых.



1с. Название.        

2с.Познание начинается с удивления,

 а продолжается через деятельность.

                                           Аристотель

. Развитие познавательной активности дошкольников - одно из самых значимых направлений на современном этапе педагогики. Для развития поисковой деятельности детей большую роль играет знакомство с окружающим его миром и социальной действительностью. Ребенок с рождения задается вопросами: зачем и почему происходит то или иное явление, и здесь большая роль отводится педагогам и родителям.

        Проблема развития у детей познавательного интереса, способствующего

познавательной активности, определяется тем, что дошкольный возраст - важный период в жизни каждого человека. В этом возрасте формируется личность ребенка, создаются предпосылки для его физического, умственного, нравственного развития. Плохо, если познавательная активность не развивается, если родители ребенка не прививают интерес к книгам, к своей истории, традициям, миру окружающих его людей.

        Для дошкольника не характерна наблюдательность, но он стремится к взаимодействию с окружающей его средой, а педагоги и родители должны ему в этом помочь. Мы должны создать такие условия, при которых ребенок станет субъектом познавательной активности. Очень важно поддерживать стремление детей самостоятельно думать, искать ответы на поставленные вопросы, чувствовать, и тогда многие свои проблемы он постарается решить самостоятельно, а это очень важно при дальнейшем обучении в школе.

    Как помочь ребенку развить интерес к окружающему миру, к культуре и традициям своего народа? Что поможет придать процессу познания окружающего мира и социальной действительности яркую эмоциональную окраску? С помощью чего воздействовать на чувства детей, их воображение

и фантазию? Ведь только при условии гармоничного развития двух основных сфер - интеллектуальной и эмоциональной возможна гармония личности.

        Для этого необходимо внести в работу педагога что-то новое, ранее не изученное и необычное, то, что не соответствовало прежним представлениям об образовании. При таком обучении включаются процессы, которые заставляют интересоваться предметом изучения, наблюдать, запоминать, сравнивать, искать объяснения и, в конечном итоге, гордиться своими успехами.

        Так какие формы взаимодействия с ребенком выбрать? Одна из привлекательных и результативных форм совместной деятельности детей дошкольного возраста и взрослых - это проектная деятельность.

. Проектную деятельность как новый подход к образованию педагоги нашего детского сада рассматривали как «вид культурной практики ребенка, которая направлена на развитие у него универсальных культурных способов действий (умений), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности».

        Иными словами, педагог создает такие условия, при которых дети самостоятельно или со взрослым ищут информацию, анализируют ее, приобретая тем самым опыт для будущей взрослой жизни.

Проектная деятельность - это такое средство стимулирования познавательного развития ребенка, которое формирует его личностные качества. Здесь ребенок чувствует себя инициатором процесса, получает возможность быть самостоятельным, ответственным за свои поступки и решения.

5с. Актуальность метода проектов состоит в том, он дает стимул ребенку стремиться погрузиться в поставленную перед ним проблему, а одна из главных задач педагога - поддержание интереса детей к решению этих проблем и нахождению способов ее решения.

.В основе проектной деятельности лежит:

- развитие познавательных интересов детей;

- восполнение недостающих знаний, приобретение умений;

- умение ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического мышления;

- умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях;

- воспитание чувства ответственности, сопричастности, сотрудничества, бережного отношения к результатам общего труда.

        Деятельность, которую исполняют дети, должна вызывать в них энтузиазм, увлекать их, идти от сердца. Для этого педагогу нужно обозначить и сформулировать проблему для детей таким образом, чтобы они захотели ее решить, чтобы у них возник интерес к исследовательскому и творческом) поиску. Любое действие, выполняемое детьми индивидуально или по группам при поддержке педагога, должно быть спланировано, выполнено, проанализировано и оценено.

.Работая по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы для повышения уровня познавательной активности детей мы используем метод проектов. Рассмотрим этапы реализации проекта на примере проекта.

Тема проекта: "Чудо-огород"

Вид проекта: педагогический.

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Участники проекта: дети (3-4 лет)-19 человек, педагоги, родители.

8с.Актуальность проекта

   Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют. представления о растениях - овощах, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.

  Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

  Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Этот проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно - исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.

9с.

Цель: формирование экологической культуры младших дошкольников, создание условий для познавательного развития детей.

Задачи:

  - Расширять представления детей о жизни растений.

- Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.

- Воспитывать бережное отношение к растениям, трудолюбие.

- Расширять, обогащать, активизировать словарь детей.

- Способствовать взаимодействию семьи и ДОУ. 

Обеспечение проекта: презентации по теме проекта, мультфильмы, наглядно-дидактические пособия, книги, оборудование для ухода за растениями, семена, рассада, фотоаппарат, компьютер, магнитофон.

Предполагаемый результат:

- Расширение знаний детей о жизни растений.

- Создание необходимых условий в группе для наблюдений за жизнью растений, и возможностью ухаживать за ними.

-Развить познавательный интерес у детей, любознательность, коммуникативные навыки.

- Развить умение правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями.

- Вовлечение родителей в жизнь ДОУ.

Продукты проекта: огород на подоконнике в группе, выставки творческих работ детей.

Риски:

1. Несоблюдение сроков реализации проекта.

2. Проблема привлечения родителей к участию в проекте.

3. Низкое познавательное развитие детей.

Рабочий план реализации проекта:

10с.1 этап - подготовительный

- Изучение проблемы.

- Определение цели, задач проекта, сроков реализации, предполагаемого результата.

- Составление плана работы над проектом.

- Подбор методической, научно-популярной литературы, художественной литературы для детей: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах, иллюстративного и дидактического материала по данной теме, оборудования для проведения экспериментальной деятельности.

- Изготовление таблиц-указателей с названиями растений, атрибутов (маски) для театрализованной деятельности, алгоритмов ухода за растениями, героев - дед, бабка

- Привлечение родителей к участию в проекте.

11с.2 этап - практический

- Просмотр сказки - мультфильма «Чипполино» (сокращенный вариант)

- Рассматривание иллюстраций овощей.

- НОД «Огород на окне», « Вот какой мой лучок! », «Овощи большие и маленькие»,"Загадки с грядки"

- Экспериментальная деятельность на закрепление свойств земли, воды.

12с.- Посадка семян различных растений, уход за посаженными растениями (полив, рыхление почвы) .

- Проведение наблюдений за ростом лука с зарисовкой изменений в росте, "Какие разные семена", проращивание семян кабачка.

- Чтение художественной литературы: русские народные сказки «Репка», «Вершки и корешки», «Пых»,  стихи А. Максакова «Посадила в огороде», О. Емельянова «Что растёт на огороде»

- Отгадывание загадок по теме «Овощи».

- Разучивание стихов по теме «Овощи»

- Составление рассказа «Как я помогаю на огороде»

- Инсценировка песни «Огородная -хороводная»

- Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Что сажают в огороде», «Угадай по описанию», «Сложи картинку», «Угадай на вкус», «Угадай по запаху», «Четвертый - лишний», лото «Найди пару»

-Подвижные игры: «Овощи в корзину», «Кто быстрее»

-Физкультминутки: «Огород», «Горох», «Мы овощи сажаем»

-Оформить совместно с родителями и детьми огород в группе.

12с.3 этап - заключительный

- Презентация проекта

- Сбор урожая.

По  реализации проекта «Чудо-огород» были получены следующие результаты:

- У детей формируется интерес к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

- Дети увидели многообразие посевного материала.

- Дети стали бережнее относиться к растительному миру.

- В группе был создан огород на окне.

- Дети стали более уважительно относиться к труду.

- Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений.

- Родители приняли активное участие в проекте «Чудо-огород».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основной смысл и предназначение проектной деятельности: поддержка интересов ребёнка, реализация его собственных замыслов, развитие познавательной активности и креативности детского мышления, приобретение опыта самостоятельной деятельности ребёнка, его талантов, интересов и предпочтений. Всегда нужно помнить, что образовательный процесс в ДОУ - это не учебная деятельность, а увлекательное и интересное взаимодействие детей и взрослых.



        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Использование технологии проектной деятельность в развитии познавательной активности дошкольника»

выступление в рамках Круглого стола «Современные технологии в дошкольном образовании»в рамках  конференции «XIVЛомоносовские чтения»...

Роль проектного метода в развитии познавательной активности дошкольников

Статья раскрывает значимость проектного метода в работе с дошкольниками...

Роль проектной деятельности в развитии познавательной активности дошкольников

Статья освещает значимость проектной деятельности в работе с дошкольниками...

Консультация для воспитателей " Проектная деятельность, как средство познавательной активности дошкольников"

В настоящее время большое значение приобретает экологическое воспитание, которое является важнейшим условием гармонично развитой личности.Как мы можем познакомить детей с окружающим нас миром природы,...

Доклад "Проектная деятельность, как форма познавательной активности дошкольника"

Доклад содержит информацию о реализации проектов в старшей разновозрастной группе ДОУ...

"Использование проектной деятельности для развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. "Удивительный мир динозавров"

История динозавров очень интересна, так как представляет собой огромную эпоху жизни нашей планеты, по сравнению с которой человеческая история выглядит мгновением. Но никто не может сказать точно, как...