«Проектная деятельность в развитии познавательной активности дошкольников»
проект (младшая группа)

Выступление из опыта работы «Проектная деятельность в развитии познавательной активности дошкольников»

на районном методическом объединении воспитателей младших и

средних групп 

«Развитие познавательной деятельности детей младшего, среднего дошкольного возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4 «Ромашка»

Бавлинского муниципального района Республики Татарстан

Выступление из опыта работы «Проектная деятельность в развитии познавательной активности дошкольников»

на районном методическом объединении воспитателей младших и

средних групп Бавлинского муниципального района РТ

«Развитие познавательной деятельности детей младшего, среднего дошкольного возраста» 

                     

     

                                                   

                                                   Подготовила:

                                                                            воспитатель Нигъматуллина

                                                                                     Гулюза Венировна

 

2019 г.

                                                                              Познание начинается с удивления,

                                                                            а продолжается через деятельность.

                                                                                                                  Аристотель

        Развитие познавательной активности дошкольников - одно из самых значимых направлений на современном этапе педагогики. Для развития поисковой деятельности детей большую роль играет знакомство с окружающим его миром и социальной действительностью. Ребенок с рождения задается вопросами: зачем и почему происходит то или иное явление, и здесь большая роль отводится педагогам и родителям.

        Проблема развития у детей познавательного интереса, способствующего

познавательной активности, определяется тем, что дошкольный возраст - важный период в жизни каждого человека. В этом возрасте формируется личность ребенка, создаются предпосылки для его физического, умственного, нравственного развития. Плохо, если познавательная активность не развивается, если родители ребенка не прививают интерес к книгам, к своей истории, традициям, миру окружающих его людей.

        Для дошкольника не характерна наблюдательность, но он стремится к взаимодействию с окружающей его средой, а педагоги и родители должны ему в этом помочь. Мы должны создать такие условия, при которых ребенок станет субъектом познавательной активности. Очень важно поддерживать стремление детей самостоятельно думать, искать ответы на поставленные вопросы, чувствовать, и тогда многие свои проблемы он постарается решить самостоятельно, а это очень важно при дальнейшем обучении в школе.

    Как помочь ребенку развить интерес к окружающему миру, к культуре и традициям своего народа? Что поможет придать процессу познания окружающего мира и социальной действительности яркую эмоциональную окраску? С помощью чего воздействовать на чувства детей, их воображение

и фантазию? Ведь только при условии гармоничного развития двух основных сфер - интеллектуальной и эмоциональной возможна гармония личности.

        Для этого необходимо внести в работу педагога что-то новое, ранее не изученное и необычное, то, что не соответствовало прежним представлениям об образовании. При таком обучении включаются процессы, которые заставляют интересоваться предметом изучения, наблюдать, запоминать, сравнивать, искать объяснения и, в конечном итоге, гордиться своими успехами.

        Так какие формы взаимодействия с ребенком выбрать? Одна из привлекательных и результативных форм совместной деятельности детей дошкольного возраста и взрослых - это проектная деятельность.

        Проектную деятельность как новый подход к образованию педагоги нашего детского сада рассматривали как «вид культурной практики ребенка, которая направлена на развитие у него универсальных культурных способов действий (умений), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности».

        Иными словами, педагог создает такие условия, при которых дети самостоятельно или со взрослым ищут информацию, анализируют ее, приобретая тем самым опыт для будущей взрослой жизни.

Проектная деятельность - это такое средство стимулирования познавательного развития ребенка, которое формирует его личностные качества. Здесь ребенок чувствует себя инициатором процесса, получает возможность быть самостоятельным, ответственным за свои поступки и решения.

        Актуальность метода проектов состоит в том, он дает стимул ребенку стремиться погрузиться в поставленную перед ним проблему, а одна из главных задач педагога - поддержание интереса детей к решению этих проблем и нахождению способов ее решения.

В основе проектной деятельности лежит:

- развитие познавательных интересов детей;

- восполнение недостающих знаний, приобретение умений;

- умение ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического мышления;

- умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях;

- воспитание чувства ответственности, сопричастности, сотрудничества, бережного отношения к результатам общего труда.

        Деятельность, которую исполняют дети, должна вызывать в них энтузиазм, увлекать их, идти от сердца. Для этого педагогу нужно обозначить и сформулировать проблему для детей таким образом, чтобы они захотели ее решить, чтобы у них возник интерес к исследовательскому и творческом) поиску. Любое действие, выполняемое детьми индивидуально или по группам при поддержке педагога, должно быть спланировано, выполнено, проанализировано и оценено.

        Работая по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы для повышения уровня познавательной активности детей мы используем метод проектов. Рассмотрим этапы реализации метода на примере проекта.

Тема проекта: "Чудо-огород"

Вид проекта: педагогический.

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Участники проекта: дети (3-4 лет)-19 человек, педагоги, родители.

Актуальность проекта

   Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях - овощах, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.

  Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

  Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Этот проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно - исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.

Цель: формирование экологической культуры младших дошкольников, создание условий для познавательного развития детей.

Задачи:

  - Расширять представления детей о жизни растений.

- Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.

- Воспитывать бережное отношение к растениям, трудолюбие.

- Расширять, обогащать, активизировать словарь детей.

- Способствовать взаимодействию семьи и ДОУ. 

Обеспечение проекта: презентации по теме проекта, мультфильмы, наглядно-дидактические пособия, книги, оборудование для ухода за растениями, семена, рассада, фотоаппарат, компьютер, магнитофон.

Предполагаемый результат:

- Расширение знаний детей о жизни растений.

- Создание необходимых условий в группе для наблюдений за жизнью растений, и возможностью ухаживать за ними.

-Развить познавательный интерес у детей, любознательность, коммуникативные навыки.

- Развить умение правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями.

- Вовлечение родителей в жизнь ДОУ.

Продукты проекта: огород на подоконнике в группе, выставки творческих работ детей.

Риски:

1. Несоблюдение сроков реализации проекта.

2. Проблема привлечения родителей к участию в проекте.

3. Низкое познавательное развитие детей.

Рабочий план реализации проекта:

1 этап - подготовительный

- Изучение проблемы.

- Определение цели, задач проекта, сроков реализации, предполагаемого результата.

- Составление плана работы над проектом.

- Подбор методической, научно-популярной литературы, художественной литературы для детей: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах, иллюстративного и дидактического материала по данной теме, оборудования для проведения экспериментальной деятельности.

- Изготовление таблиц-указателей с названиями растений, атрибутов (маски) для театрализованной деятельности, алгоритмов ухода за растениями, героев - дед, бабка

- Привлечение родителей к участию в проекте.

2 этап - практический

- Просмотр сказки - мультфильма «Чипполино» (сокращенный вариант)

- Рассматривание иллюстраций овощей.

- НОД «Огород на окне», « Вот какой мой лучок! », «Овощи большие и маленькие»,"Загадки с грядки"

- Экспериментальная деятельность на закрепление свойств земли, воды.

- Посадка семян различных растений, уход за посаженными растениями (полив, рыхление почвы) .

- Проведение наблюдений за ростом лука с зарисовкой изменений в росте, "Какие разные семена", проращивание семян кабачка.

- Чтение художественной литературы: русские народные сказки «Репка», «Вершки и корешки», «Пых»,  стихи А. Максакова «Посадила в огороде», О. Емельянова «Что растёт на огороде»

- Отгадывание загадок по теме «Овощи».

- Разучивание стихов по теме «Овощи»

- Составление рассказа «Как я помогаю на огороде»

- Инсценировка песни «Огородная -хороводная»

- Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Что сажают в огороде», «Угадай по описанию», «Сложи картинку», «Угадай на вкус», «Угадай по запаху», «Четвертый - лишний», лото «Найди пару»

-Подвижные игры: «Овощи в корзину», «Кто быстрее»

-Физкультминутки: «Огород», «Горох», «Мы овощи сажаем»

-Оформить совместно с родителями и детьми огород в группе.

3 этап - заключительный

- Презентация проекта

- Сбор урожая.

По  реализации проекта «Чудо-огород» были получены следующие результаты:

- У детей формируется интерес к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

- Дети увидели многообразие посевного материала.

- Дети стали бережнее относиться к растительному миру.

- В группе был создан огород на окне.

- Дети стали более уважительно относиться к труду.

- Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений.

- Родители приняли активное участие в проекте «Чудо-огород».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основной смысл и предназначение проектной деятельности: поддержка интересов ребёнка, реализация его собственных замыслов, развитие познавательной активности и креативности детского мышления, приобретение опыта самостоятельной деятельности ребёнка, его талантов, интересов и предпочтений. Всегда нужно помнить, что образовательный процесс в ДОУ - это не учебная деятельность, а увлекательное и интересное взаимодействие детей и взрослых.



1с. Название.        

2с.Познание начинается с удивления,

 а продолжается через деятельность.

                                           Аристотель

. Развитие познавательной активности дошкольников - одно из самых значимых направлений на современном этапе педагогики. Для развития поисковой деятельности детей большую роль играет знакомство с окружающим его миром и социальной действительностью. Ребенок с рождения задается вопросами: зачем и почему происходит то или иное явление, и здесь большая роль отводится педагогам и родителям.

        Проблема развития у детей познавательного интереса, способствующего

познавательной активности, определяется тем, что дошкольный возраст - важный период в жизни каждого человека. В этом возрасте формируется личность ребенка, создаются предпосылки для его физического, умственного, нравственного развития. Плохо, если познавательная активность не развивается, если родители ребенка не прививают интерес к книгам, к своей истории, традициям, миру окружающих его людей.

        Для дошкольника не характерна наблюдательность, но он стремится к взаимодействию с окружающей его средой, а педагоги и родители должны ему в этом помочь. Мы должны создать такие условия, при которых ребенок станет субъектом познавательной активности. Очень важно поддерживать стремление детей самостоятельно думать, искать ответы на поставленные вопросы, чувствовать, и тогда многие свои проблемы он постарается решить самостоятельно, а это очень важно при дальнейшем обучении в школе.

    Как помочь ребенку развить интерес к окружающему миру, к культуре и традициям своего народа? Что поможет придать процессу познания окружающего мира и социальной действительности яркую эмоциональную окраску? С помощью чего воздействовать на чувства детей, их воображение

и фантазию? Ведь только при условии гармоничного развития двух основных сфер - интеллектуальной и эмоциональной возможна гармония личности.

        Для этого необходимо внести в работу педагога что-то новое, ранее не изученное и необычное, то, что не соответствовало прежним представлениям об образовании. При таком обучении включаются процессы, которые заставляют интересоваться предметом изучения, наблюдать, запоминать, сравнивать, искать объяснения и, в конечном итоге, гордиться своими успехами.

        Так какие формы взаимодействия с ребенком выбрать? Одна из привлекательных и результативных форм совместной деятельности детей дошкольного возраста и взрослых - это проектная деятельность.

. Проектную деятельность как новый подход к образованию педагоги нашего детского сада рассматривали как «вид культурной практики ребенка, которая направлена на развитие у него универсальных культурных способов действий (умений), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности».

        Иными словами, педагог создает такие условия, при которых дети самостоятельно или со взрослым ищут информацию, анализируют ее, приобретая тем самым опыт для будущей взрослой жизни.

Проектная деятельность - это такое средство стимулирования познавательного развития ребенка, которое формирует его личностные качества. Здесь ребенок чувствует себя инициатором процесса, получает возможность быть самостоятельным, ответственным за свои поступки и решения.

5с. Актуальность метода проектов состоит в том, он дает стимул ребенку стремиться погрузиться в поставленную перед ним проблему, а одна из главных задач педагога - поддержание интереса детей к решению этих проблем и нахождению способов ее решения.

.В основе проектной деятельности лежит:

- развитие познавательных интересов детей;

- восполнение недостающих знаний, приобретение умений;

- умение ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического мышления;

- умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях;

- воспитание чувства ответственности, сопричастности, сотрудничества, бережного отношения к результатам общего труда.

        Деятельность, которую исполняют дети, должна вызывать в них энтузиазм, увлекать их, идти от сердца. Для этого педагогу нужно обозначить и сформулировать проблему для детей таким образом, чтобы они захотели ее решить, чтобы у них возник интерес к исследовательскому и творческом) поиску. Любое действие, выполняемое детьми индивидуально или по группам при поддержке педагога, должно быть спланировано, выполнено, проанализировано и оценено.

.Работая по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы для повышения уровня познавательной активности детей мы используем метод проектов. Рассмотрим этапы реализации проекта на примере проекта.

Тема проекта: "Чудо-огород"

Вид проекта: педагогический.

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Участники проекта: дети (3-4 лет)-19 человек, педагоги, родители.

8с.Актуальность проекта

   Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют. представления о растениях - овощах, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.

  Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

  Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Этот проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно - исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.

9с.

Цель: формирование экологической культуры младших дошкольников, создание условий для познавательного развития детей.

Задачи:

  - Расширять представления детей о жизни растений.

- Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.

- Воспитывать бережное отношение к растениям, трудолюбие.

- Расширять, обогащать, активизировать словарь детей.

- Способствовать взаимодействию семьи и ДОУ. 

Обеспечение проекта: презентации по теме проекта, мультфильмы, наглядно-дидактические пособия, книги, оборудование для ухода за растениями, семена, рассада, фотоаппарат, компьютер, магнитофон.

Предполагаемый результат:

- Расширение знаний детей о жизни растений.

- Создание необходимых условий в группе для наблюдений за жизнью растений, и возможностью ухаживать за ними.

-Развить познавательный интерес у детей, любознательность, коммуникативные навыки.

- Развить умение правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями.

- Вовлечение родителей в жизнь ДОУ.

Продукты проекта: огород на подоконнике в группе, выставки творческих работ детей.

Риски:

1. Несоблюдение сроков реализации проекта.

2. Проблема привлечения родителей к участию в проекте.

3. Низкое познавательное развитие детей.

Рабочий план реализации проекта:

10с.1 этап - подготовительный

- Изучение проблемы.

- Определение цели, задач проекта, сроков реализации, предполагаемого результата.

- Составление плана работы над проектом.

- Подбор методической, научно-популярной литературы, художественной литературы для детей: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах, иллюстративного и дидактического материала по данной теме, оборудования для проведения экспериментальной деятельности.

- Изготовление таблиц-указателей с названиями растений, атрибутов (маски) для театрализованной деятельности, алгоритмов ухода за растениями, героев - дед, бабка

- Привлечение родителей к участию в проекте.

11с.2 этап - практический

- Просмотр сказки - мультфильма «Чипполино» (сокращенный вариант)

- Рассматривание иллюстраций овощей.

- НОД «Огород на окне», « Вот какой мой лучок! », «Овощи большие и маленькие»,"Загадки с грядки"

- Экспериментальная деятельность на закрепление свойств земли, воды.

12с.- Посадка семян различных растений, уход за посаженными растениями (полив, рыхление почвы) .

- Проведение наблюдений за ростом лука с зарисовкой изменений в росте, "Какие разные семена", проращивание семян кабачка.

- Чтение художественной литературы: русские народные сказки «Репка», «Вершки и корешки», «Пых»,  стихи А. Максакова «Посадила в огороде», О. Емельянова «Что растёт на огороде»

- Отгадывание загадок по теме «Овощи».

- Разучивание стихов по теме «Овощи»

- Составление рассказа «Как я помогаю на огороде»

- Инсценировка песни «Огородная -хороводная»

- Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Что сажают в огороде», «Угадай по описанию», «Сложи картинку», «Угадай на вкус», «Угадай по запаху», «Четвертый - лишний», лото «Найди пару»

-Подвижные игры: «Овощи в корзину», «Кто быстрее»

-Физкультминутки: «Огород», «Горох», «Мы овощи сажаем»

-Оформить совместно с родителями и детьми огород в группе.

12с.3 этап - заключительный

- Презентация проекта

- Сбор урожая.

По  реализации проекта «Чудо-огород» были получены следующие результаты:

- У детей формируется интерес к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

- Дети увидели многообразие посевного материала.

- Дети стали бережнее относиться к растительному миру.

- В группе был создан огород на окне.

- Дети стали более уважительно относиться к труду.

- Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений.

- Родители приняли активное участие в проекте «Чудо-огород».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основной смысл и предназначение проектной деятельности: поддержка интересов ребёнка, реализация его собственных замыслов, развитие познавательной активности и креативности детского мышления, приобретение опыта самостоятельной деятельности ребёнка, его талантов, интересов и предпочтений. Всегда нужно помнить, что образовательный процесс в ДОУ - это не учебная деятельность, а увлекательное и интересное взаимодействие детей и взрослых.



        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Использование технологии проектной деятельность в развитии познавательной активности дошкольника»

выступление в рамках Круглого стола «Современные технологии в дошкольном образовании»в рамках  конференции «XIVЛомоносовские чтения»...

Роль проектного метода в развитии познавательной активности дошкольников

Статья раскрывает значимость проектного метода в работе с дошкольниками...

Роль проектной деятельности в развитии познавательной активности дошкольников

Статья освещает значимость проектной деятельности в работе с дошкольниками...

Консультация для воспитателей " Проектная деятельность, как средство познавательной активности дошкольников"

В настоящее время большое значение приобретает экологическое воспитание, которое является важнейшим условием гармонично развитой личности.Как мы можем познакомить детей с окружающим нас миром природы,...

Доклад "Проектная деятельность, как форма познавательной активности дошкольника"

Доклад содержит информацию о реализации проектов в старшей разновозрастной группе ДОУ...