Особенности формирования активной жизненной позиции учащихся с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике
Коррецицонная работа с родителями
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности формирования активной жизненной позиции
учащихся с ограниченными возможностями здоровья
В связи с возросшим научным и практическим интересом к вопросу социальной интеграции учащихся с интеллектуальной недостаточностью проблема формирования их активной жизненной позиции становится особенно актуальной. Еще Л.С. Выготский полагал, что задачей воспитания ребенка с нарушением развития является его интеграция в жизнь и создание условий компенсации его недостатка с учетом не только биологических, но и социальных факторов.
Современная общественная жизнь, постоянно изменяющиеся условия внешней среды предъявляют к личности ребёнка со сниженным интеллектом определённые требования. В ходе постепенного овладения навыками и умениями, необходимыми для выполнения этих социальных требований формируется социальная компетентность, складывается продуктивное взаимодействие с окружающим миром.
В стенах коррекционного учреждения, где дети находятся в специально организованной педагогической среде, они чувствуют себя довольно спокойно и уверенно. Но когда школьникам с интеллектуальной недостаточностью приходится сталкиваться с многообразием социальных связей, существующих в реальной действительности, на их жизненном пути складываются серьёзные трудности.
Психолого-педагогическая работа с умственно отсталыми учащимися показывает, что у значительного их числа возникают специфические проблемы, связанные с такими особенностями, как инфантильность, отсутствие учебной мотивации, чувства ответственности за свои действия, поступки и в целом за жизнь, неумение предвидеть последствия своих поступков, подверженность влиянию других людей.
Анализируя проблему формирования активной жизненной позиции учащихся с нарушением интеллекта, следует, прежде всего, остановиться на определении тесно связанных между собой понятий «социализация», «социально-психологическая адаптация» и «интеграция». Каждый человек, живущий в обществе, неминуемо проходит путь социализации.
Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путём вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства им системы социальных связей за счёт его активной деятельности, активного включения в социальную среду.
Социально-психологическая адаптация – это процесс приспособления человека к условиям социальной среды, в ходе которого он имеет возможность удовлетворить свои социальные потребности, реализовать свой личностный, интеллектуальный и другие потенциалы в соответствии с ожиданиями, предъявляемыми к нему социумом.
Интеграция в общество детей со сниженным интеллектом - это целенаправленный процесс передачи обществом социального опыта с учетом особенностей и потребностей таких детей, включения их во все социальные связи и социумы, активного участия в жизни и деятельности общества, подготовки их к полноценной жизни.
Но процессы социализации, социально-психологической адаптации и интеграции затруднены психофизическими особенностями школьников с нарушением интеллекта.
В первую очередь на социальное взаимодействие влияют особенности речевой коммуникации. Сужение и замедление зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений и восприятий затрудняют создание адекватной ориентировки в окружающей среде. Произвольное внимание нецеленаправленное, характеризуется повышенной отвлекаемостью. Мышление конкретное, слаба регулирующая роль мышления в поведении, способность к отвлеченным процессам снижена. У школьников с интеллектуальной недостаточностью затруднено формирование абстрактных понятий о морали и нравственности, что ярко проявляется в сфере межличностных отношений: им сложно придерживаться существующих норм поведения.
Особенности эмоционально-волевой сферы также в значительной степени влияют на поведение и общение. Эмоции учащихся с интеллектуальным дефектом недостаточно дифференцированы, неадекватны. Произвольная активность учащихся с умственной отсталостью отличается слабостью побуждений, недостаточностью инициативы, безудержностью побуждений, внушаемостью и упрямством, слабостью социальных, личностных мотивов.
Установлению оптимальной тактики психолого-педагогического воздействия на школьников способствует внеурочная деятельность, включающая в себя занятия в кружках по интересам, разнообразную внеклассную работу: осенние ярмарки, фестивали детского творчества, конкурсы инсценированной сказки, песни, декады милосердия, школьные вечера, праздники, соревнования и т.д. Особое внимание нужно уделять воспитанию бережного отношения к истории, языку, культуре своего края, гордости за свою малую родину, любви к ней.
Педагогам необходимо привлекать родителей учащихся к активному участию в различные сферы школьной жизни, чтобы они стали помощниками в проведении утренников, праздников, часов общения, спортивных соревнований. Участвуя в общих делах, родители больше общаются со своими детьми, что в конечном итоге способствует социальной адаптации детей с нарушением интеллекта. Наряду с вовлечением родителей во все сферы школьной жизни нужно использовать такие виды деятельности, как индивидуальное консультирование, групповая работа, просвещение родителей, взаимодействие специалистов и матерей.
Систематическая коррекционная работа с родителями способствует уменьшению их эмоционального напряжения и изменению отношения к ребенку, а также повышению их компетентности в вопросах воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование активной жизненной позиции ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в условиях семьи
Консультация для родителей имеющих детей с ограниченными возможностями в развитии...
Активная жизненная позиция родителей.
В данной стаье я попыталась отразить важность участия родителей в жизни детского сада....
Формирование активной жизненной позиции детей с ОВЗ
Статья.Тема Формирование активной жизненной позиции детей с ОВЗ.В воспитании детей с ограниченными возможностями важную роль играет правильное отношение родителей к больному ребенку Часто одни из роди...
Благодарность МБУ «ЦСПСиД» за активную жизненную позицию и личный вклад в развитие детского творчества воспитанников
Благодарность...
Мастер-класс "Толерантность - активная жизненная позиция"
Текст мастер-класса...
Активная жизненная позиция
Активная жизненная позиция воспитателя Гацко Анастасии Семёновны...