Консультация для родителей «Формирование графических навыков у дошкольников»
консультация по логопедии на тему

Кирсанова Елена Игоревна

Наиболее важным в дошкольном возрасте является формирование графических навыков как основной части работы по подготовке руки ребенка к письму. Под графическими навыками подразумеваются владение карандашом, умение рисовать, штриховать, обводить, соединять по точкам и т. д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_graficheskih_navykov_u_doshkolnikov.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Формирование графических навыков у дошкольников»

Важным показателем функциональной готовности ребенка к школе, обеспечивающим освоение им основ современного правописания, является развитие координированных движений, в том числе мелкой моторики руки. Основными двигательными компонентами письма являются исполнительный орган, кинестетические ощущения, координированные движения руки определенного уровня и направленности, специальные двигательные и графические умения. Недостаточный уровень сформированности перечисленных компонентов создает ребенку, поступающему в школу, трудности в освоении навыков письма: небрежный неразборчивый почерк, описки, пропуски и «зеркальное» написание букв, быстрая утомляемость руки, слабая фиксация рабочей строки. У ребенка развивается тревожное состояние в школе. Отмеченные трудности в овладении письмом требуют пристального внимания к организации подготовительной работы с детьми до школы с целью формирования двигательных предпосылок письма.

Многие родители настаивают на раннем обучении ребенка письму, ошибочно считая это умение высоким уровнем готовности к школе. Между тем гораздо нужнее развивать у дошкольника графические навыки (владение карандашом, умение рисовать, штриховать, обводить, соединять по точкам и т. д.). Процесс этот следует осуществлять под присмотром педагога и с учетом уровня подготовленности ребенка.

На практике педагоги часто сталкиваются с позицией родителей, что главным в подготовке к школе является обучение детей чтению, счету, письму. Отсюда стремление как можно раньше дать в руки ребенку ручку. Ошибочно считая эти умения показателем высокого уровня готовности к школе, родители оставляют без должного внимания другие стороны развития.

Между тем наиболее важным в дошкольном возрасте является формирование графических навыков как основной части работы по подготовке руки ребенка к письму. Под графическими навыками подразумеваются владение карандашом, умение рисовать, штриховать, обводить, соединять по точкам и т. д.

Графические навыки — одни из ключевых навыков, которые необходимы ребенку при выполнении заданий практически во всех образовательных областях (например, графические задания предлагаются в ходе формирования элементарных математических представлений: соединение точек по цифрам, рисование узоров по клеточкам, дорисовывание нужного количества предметов и т. п.).

Одни дошкольники легко обучаются держать в руках карандаш и быстро переходят к выполнению все более сложных заданий. Другие — с трудом справляются с самыми простыми заданиями. Дети слишком сильно или слишком слабо нажимают на карандаш, их движения неточны, в результате чего линия получается дрожащая, угловатая. У них отсутствует чувство формы и композиции. И это практически не зависит от возраста. Можно увидеть дошкольников трех и шести лет, которые примерно одинаково владеют карандашом. Это происходит из-за того, что в основе формирования графических навыков лежат сложные, многокомпонентные нейрофизиологические механизмы. Незрелость одного или нескольких компонентов приводит к трудностям овладения графическими навыками. Детям с такой проблемой нужна специальная помощь в подготовке руки к письму, иначе в школе она станет еще более очевидной.

Для того чтобы ребенок успешно осваивал рисование, штриховку и т. д., у него должны быть сформированы предпосылки графической деятельности.

Предпосылки графической деятельности:

  • развитая мелкая моторика  способность брать мелкие предметы и оперировать с ними, достаточная сила, подвижность, точность и дифференцированность движений кисти и пальцев;
  • развитая  зрительно-моторная координация  способность согласовывать движение руки и взгляда, например, ловить летящие предметы, дотягиваться до предметов точным движением, тянуться за движущимся предметом;
  • сформированное чувство ритма  ритмичное движение под музыку, счет, способность подражать чужому ритму и поддерживать свой собственный ритм;
  • общая моторная зрелость  необходима для формирования усидчивости, способности поддерживать статичную позу;
  • развитые зрительное восприятие и зрительное внимание  умение воспринимать изображение в целом, зрительно анализировать изображение, выделяя значимые детали, распределять и переключать внимание;
  • сформированные зрительно-пространственные представления  чувство композиции, формы, умение располагать рисунок на листе, отражать пространственное расположение,        ориентацию и взаимосвязь отдельных        его        элементов,        а также их размер и пропорции.

Работа по подготовке детей к письму включает в себя ряд взаимосвязанных моментов:

  • развитие «ручной умелости» (выполнение разнообразных практических дел, создание поделок с помощью различных инструментов, в процессе чего развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание сосредоточенность); мелкой моторики руки. Для развития кистей рук организуются лепка из глины или пластилина. Замечено: чем больше дети занимаются лепкой, тем увереннее и координированные становятся движения их пальцев;
  • развитие пространственной ориентации детей, в частности на листе бумаги, а также в общих направлениях движения. Специально проводятся упражнения для ознакомления детей с тетрадью (со страницей в тетради, расположением строк, с тетрадным листом в линейку и в клетку). Такие выражения, как «верхняя строка», «нижняя строка», «верхний (правый или левый) угол», «нижний (правый или левый) угол», «середина страницы», «первая, вторая строка» и т. д., должны быть хорошо знакомы будущим школьникам.);
  • развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать темп и ритм движений, слово и жест. Ритмических упражнениях и играх (пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, элементарное музицирование на шумовых инструментах, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма (выкладывание моделей, схем, рисование повторяющихся элементов и т. п.). Значительная роль в работе по осознанию ритмического строя речи принадлежит играм, созданным на основе стихотворного текста;
  • развитие изобразительных и графических умений детей (в процессе изобразительной деятельности, а также с помощью графических упражнений). Положительное влияние на подготовку руки ребенка к письму оказывает и раскрашивание. С этой целью используются готовые альбомы для раскрашивания. Необходимо обращать внимание детей на то, чтобы изображение было закрашено достаточно тщательно, ровно, аккуратно. Большую роль играют в развитии графических умений различные задания, связанные со штриховкой. Штриховка выполняется под руководством воспитателя. Он показывает, как она выполняется, контролирует параллельность линий, их направление, позу ребенка и то, как он держит карандаш. Должны выполняться и правила штриховки: не выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Формирование графических навыков у дошкольников"

Эта консультация нацеливает родителей на необходимость формирования графических навыков у детей 5-7 лет.  Недостаточный уровень сформированности графических умений приводит к трудностям в освоени...

Памятка для воспитателей и родителей "Гигиенические правила при формировании графических навыков у дошкольников"

Данная статья полезна как для воспитателей ,так и для родителей. В ней рассказывается о том как должна лежать тетрадь, как правильно держать карандаш, как правильно сидеть при формировании графических...

Консультация для родителей: Формирование графомоторных навыков у дошкольников

Консультация для родителей: Формирование графомоторных навыков у дошкольников....

Консультация для родителей "Формирование графомоторных навыков у дошкольников"

Правильно обвести линию, заштриховать рисунок, нарисовать зигзагоподобную дорожку – для взрослых эти действия не вызывают трудностей, чего нельзя сказать о детях. Если у ребенка плохо развита гр...

Информация для родителей "Формирование графических навыков у старших дошкольников"

Наглядный материал для родительского уголка, показывающий важность правльной осанки при рисовании и письме, обращает внимание родителей на правильную организацию занятий старших дошкольников  дом...

Консультация для родителей "Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста"

Консультация предназначена для родителей детей старшего дошкольного возраста и направлена на повышение их компетентности в вопросах формирования и развития графических навыков дошкольников....

Консультация для родителей "Формирование графических навыков у дошкольников"

Консультация предназначена для родителей детей старшего дошкольного возраста....