Консультация для педагогов: «Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста»
консультация
В старшем дошкольном возрасте следует уделять особое внимание формированию именно графических навыков. Использование описанных рекомендаций при организации данной работы позволит детям сделать значительные успехи в овладении навыком письма в школе, даже если изначально уровень их графических навыков был низким.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 21.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов:
«Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста»
Многие родители настаивают на раннем обучении ребенка письму, ошибочно считая это умение высоким уровнем готовности к школе. Между тем гораздо нужнее развивать у дошкольника графические навыки.
Что подразумевается под графическими навыками?
Владение карандашом, умение рисовать, штриховать, обводить, соединять по точкам и т.д. Графические навыки – одни из ключевых навыков, которые необходимы ребёнку при выполнении заданий практически во всех образовательных областях (например, графические задания предлагаются в ходе формирования элементарных математических представлений: соединение точек по цифрам, рисование узоров по клеточкам, дорисовывание нужного количества предметов и т. п.).
Как показывает опыт, овладение графическими навыками в группе детей происходит неравномерно. Одни дошкольники легко обучаются держать в руках карандаш и быстро переходят к выполнению все более сложных заданий. Другие — с трудом справляются с самыми простыми заданиями. Дети слишком сильно или слишком слабо нажимают на карандаш, их движения неточны, в результате чего линия получается дрожащая, угловатая. У них отсутствует чувство формы и композиции. И это практически не зависит от возраста.
Для того чтобы ребенок успешно осваивал рисование, штриховку и т. д., у него должны быть сформированы предпосылки графической деятельности.
Предпосылки графической деятельности:
- Развитая мелкая моторика; — способность брать мелкие предметы и оперировать с ними, достаточная сила, подвижность, точность и дифференцированность движений кисти и пальцев;
- развитая зрительно-моторная координация— способность согласовывать движение руки и взгляда, например, ловить летящие предметы, дотягиваться до предметов точным движением, тянуться за движущимся предметом;
- сформированное чувство ритма— ритмичное движение под музыку, счет, способность подражать чужому ритму и поддерживать свой собственный ритм;
- общая моторная зрелость— необходима для формирования усидчивости, способности поддерживать статичную позу;
- развитые зрительное восприятие и зрительное внимание- умение воспринимать изображение в целом, зрительно анализировать изображение, выделяя значимые детали, распределять и переключать внимание;
- сформированные зрительно-пространственные представления— чувство композиции, формы, умение располагать рисунок на листе, отражать пространственное расположение, ориентацию и взаимосвязь отдельных его элементов, а также их размер и пропорции.
Где и когда формируются предпосылки графической деятельности? Во время занятий физкультурой; на музыкальных занятиях; в ходе подвижных игр и повседневной двигательной активности; в процессе предметной деятельности, конструирования, собирания пазлов и разрезанных картинок, работы с мозаикой, геометрическим материалом; в ходе самой графической деятельности.
Основные принципы организации работы по развитию графических навыков:
«От простого к сложному». Например, почти бесполезно учить ребенка аккуратно закрашивать рисунок или выполнять штриховку в контуре, если он до этого не научился обращать внимания на контуры, не может обвести контур нарисованного предмета пальцем или карандашом.
«Под лупой» (работа с крупными изображениями). Точно так же, как ребенок учится нанизывать сначала кольца пирамидки, потом крупные бусины, а потом уже мелкие бусины и бисер, каждый моторный навык осваивается легче, если сначала ему предлагают выполнить требуемое действие в «увеличенном виде». В этом случае дошкольник хорошо видит и понимает, что нужно сделать, ему легче скоординировать свою руку на крупном изображении, в результате он более качественно и осознанно выполняет задание. У него формируется правильное движение руки и моторная память, на которую он сможет опираться в дальнейшем, когда задания станут более сложными (более мелкое изображение, больше деталей, условий). Такой способ подачи материала поможет предупредить перенапряжение руки, которое неизбежно при работе с мелкими изображениями
Существенной задачей при формировании графических навыков также является развитие свободных, плавных, ритмичных движений кисти руки ребенка. Для того чтобы дошкольник легко справлялся практически с любым графическим заданием, нужно, чтобы он обладал репертуаром «наработанных» автоматизированных движений. А плавность и ритм — это важные условия автоматизации любого движения. Кроме того, письмо само по себе — это серия плавных ритмичных движений с одновременным продвижением кисти вперед по строке и вверх-вниз в пределах строки.
Поэтому освоение ребенком плавных, ритмичных линий, узоров, автоматизация движений, способность рисовать одной и другой рукой, с открытыми и закрытыми глазами являются показателями высокой подготовленности к обучению письму.
Этапы формирования графических навыков
1 этап
Прежде всего, ребенок должен знать, где у него правая (левая) сторона туловища. Во время физкультминуток можно отработать знания детей по ориентировке как в своих частях тела, так и ориентировке относительно себя.
Полученные знания по ориентировке в пространстве дети должны «перенести» на лист бумаги. Анализ и синтез графических, условных изображений предметов (круг, квадрат, овал…), который поможет ребенку вспомнить и назвать части, из которых состоит рисунок.
2 этап.
Специальные задания и увлекательные упражнения помогут ребенку 5-6 лет освоить графические навыки и развить мелкую моторику и координацию движений руки. Работая в тетрадке, ребенок будет упражняться в проведении линий в хорошем исполнении с помощью образца, тренироваться самостоятельно проводить различные линии, обводить по контуру и внутри него, раскрашивать картинки, рисовать кружочки, дуги, бордюры и другие сочетания линий, которые в будущем помогут ему в освоении письма.
3 этап
Подобранные и систематизированные задания помогут ребенку 6-7 лет освоить работу в тетради в тонкую линию. Ребенок будет упражняться в написании элементов прописных и строчных букв, их чередовании и сочетании, слитном написании. Данные упражнения развивают внимание, глазомер и умение свободно передвигать руку по строке.
Последовательность действий:
-Рассматривание элемента (из каких линий состоит, на что похож, его расположение).
-Повторение названий линий, проговаривание
-Определение направления движения карандаша
-Проговаривание направления движения
-Воображаемое письмо (в воздухе) и обводка (на карточке)
-Выполнение работы (4-6 минут для детей 5-6 лет, 5-8 минут = 1-2 строки для детей 6-7 лет.
Содержание образовательной деятельности по развитию графических навыков зависит от возраста, степени подготовленности, а также психофизиологических особенностей детей. Овладение детьми графическими навыками требует многократных постепенно усложняющихся упражнений.
2 - 4 года
• Игры с крупой, песком, бусинками, пуговицами.
• Занятия с пластилином.
• Занятие с конструкторами
• Игры с мозаикой. Составление картин по образцу и самостоятельное придумывание сюжетов.
• Рисование различными материалами – фломастерами, цветными карандашами.
• Шнуровка.
• Складывание пазлов.
• Графические упражнения
5-7 лет.
Для формирования у детей старшего дошкольного возраста графических умений, можно использовать в работе следующие приёмы:
• Штриховку;
• Обведение;
• Дорисовывание;
• Рисование орнаментов и узоров;
• Раскрашивание картинок;
• Графические задания;
• Работа с клеточкой.
Работая со старшими детьми, можно переходить к более условным сюжетам, делая акцент на качестве выполнения заданий. Можно также опираться на интерес дошкольников к письменности и «взрослым видам работы: «писать письма», «чертить схемы», рисовать планы местности, зашифровывать послания, во время графического диктанта «искать сокровища» т.д.
В старшем дошкольном возрасте следует уделять особое внимание формированию именно графических навыков. Использование описанных рекомендаций при организации данной работы позволит детям сделать значительные успехи в овладении навыком письма в школе, даже если изначально уровень их графических навыков был низким.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста"
Наиболее важным в дошкольном возрасте является формирование графических навыков как основной части работы по подготовке руки ребёнка к письму....
Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста
значимость формирования графических навыков детей дошкольного возраста...
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
На практике педагоги часто сталкиваются с позицией родителей, что главным в подготовке к школе является обучение детей чтению, счету, письму. Отсюда стремление как можно раньше дать в руки ребенку руч...
Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста
Многие родители настаивают на раннем обучении ребенка письму, ошибочно считая это умение высоким уровнем готовности к школе. Между тем гораздо нужнее развивать у дошкольник...
Консультация для педагогов: "Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста"
Формирование графических навыков в дошкольном возрасте – одна из важных задач подготовки к школе....
Консультация для педагогов по теме самообразования " Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста"
Консультация для педагогов Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Консультация для родителей "Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста"
Консультация предназначена для родителей детей старшего дошкольного возраста и направлена на повышение их компетентности в вопросах формирования и развития графических навыков дошкольников....