Использование метода символдрамы в работе с детьми
статья по коррекционной педагогике

Подосичная Анна Валерьевна

Краткое описание метода символдрамы, который эффетивно применяется не только в работе со взрослыми,но и детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_metoda_simvoldramy_v_rabote_s_detmi.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:

Название метода происходит от греческих слов «ката» - «соответствующий», «зависящий» и «тимос» - одно из обозначений «души» (в данном случае имеется ввиду «эмоциональность»), «имаго» - «образ». В качестве метафоры можно охарактеризовать символдраму как «психоанализ при помощи образов».

Метод разработан известным немецким психотерапевтом профессором Ханскарлом Лёйнером (1919-1996).

Сегодня символдрама широко распространена в большинстве стран Европы (Германия, Австрия, Швейцария, Швеция и др.), в странах СНГ, а также в Северной и Южной Америке и некоторых странах Азии. Метод официально признан системой медицинского страхования ряда европейских стран. Применительно к работе с детьми и подростками символдрама развивалась известным немецким детским психоаналитиком и социальным педагогом Гюнтером Хорном.

Основу символдрамы составляет фантазирование в форме образов на свободную или заданную психотерапевтом тему (мотив). Мотивы, используемые в символдраме, были выработаны в ходе долгой экспериментальной работы. В настоящее применяется более 150 символдраматических мотивов.

Все мотивы имеют как правило, широкий диапазон диагностического и терапевтического применения.

Важная роль в работе по методу символдрамы отводится работе с рисунком, который рисуется после сеанса представления образов. В основе работы с рисунком лежит специальная техника диагностической и психокоррекционной работы с наполненными эмоциями образами.

Ханскарл Лёйнер выделяет следующие показания для применения символдрамы, когда данный метод может оказаться эффективным средством терапии, психокоррекции:

Нейровегетативные нарушения и психосоматические симптомы.
            Тревожно-фобические расстройства.
            Депрессии непсихотического уровня.
            Коммуникативные нарушения и расстройства адаптации.
            Сексуальные нарушения психогенного характера.
            Детская гиперактивность
            Депрессии у детей.
            Школьные фобии, предэкзаменационная тревога.
            Кожные заболевания.
            Панические атаки.
            Психологические травмы, ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство).
            Снижение иммунитета.
            Анорексии.
            Ситуации трудного выбора.
            Ситуации профессионального определения.
            Отношения между супругами, с престарелыми родителями, при разводах, рождении ребёнка.
             Проблемы идентичности и т.д.
             Многие выше перечисленные показания и симптомы, встречающиеся у детей заслуживают внимания специалистов психолого-медико-педагогической – службы.

Кататимно-имагинативная психотерапия (символдрама) - является методом краткосрочной терапии (8-15 сеансов).

Строгих противопоказаний для применения символдрамы в случае эмоционально обусловленных нарушений поведения детей и подростков нет. Психика ребенка находится еще в постоянном развитии. Поэтому возможные нарушения еще не окончательно закрепились и поддаются коррекции. Следует, однако, быть осторожным при ярко выраженных приступах страха и тяжелых депрессивных состояниях.

 Противопоказанием  для применения символдрамы в целом является:

  1. Недостаточное интеллектуальное развитие с IQ ниже 85.
  2. Острые или хронические психозы или близкие к психозу состояния.
  3. Церебрально-органические синдромы.
  4. Недостаточная мотивация, даже в случае простой, глубоко не проникающей психотерапии.

Как и при работе со взрослыми пациентами, сложности применения символдрамы возникают, если у ребенка наблюдаются яркие шизоидные или ярко выраженные навязчивые особенности личности. В случае работы с запущенными или делинквентными (с криминальным поведением) детьми вопрос о применении символдрамы должен решаться в каждом конкретном случае индивидуально. В целом можно сказать, что символдрама в данном случае тем более показана, чем сильнее выражены невротические составляющие в структуре личности. 

Проведение символдрамы должно основываться на наличии готовности ребенка и его способности к представлению образов. Как показывает опыт, способность ребенка к представлению образов проявляется тем сильнее, чем в большей степени он был способен с самого раннего детства играть с куклами, а также участвовать в ролевых играх.

Мотивы, исполуемые в работе с детьми:

Диагностические мотивы: "Цветок", "Три дерева"

  • "Мяч"
  • "Вещь из дома"
  • Мотивы основной ступени: "Луг", "Гора", Дом", "Строительство дома", "Опушка леса"
  • "Автомобиль, который будет у меня через 15 лет" - для мальчиков
  • "Комната моей мечты" - для девочек
  • "Лодка"
  • "Пещера"

В случаях ПТСР (при утрате близких, ребенок свидетель или участник автокатастрофы) эффективно в режиме работы школьного психолога работают такие мотивы как «Смена времён года» (например игрушки)

В случаях ПТСР (при утрате близких, ребенок свидетель или участник автокатастрофы) эффективно в режиме работы школьного психолога работают такие мотивы как «, «Надёжное защищённое место».

В рамках индивидуальной работы с детьми хорошо зарекомендовал себя мотив-тест детско-родительских отношений «Три дерева», по результатам которого можно глубинно изучить внутрисемейные отношения, качественно составить психокоррекционную программу и провести продуктивные консультации родителей по детско-родительским отношениям.
Мотивы «Мяч», «Корова», «Слон», также «Наблюдение и установление контакта с семьей животных» - также важны как на этапе диагностики, так и в процессе основной психокоррекционной работы по взаимоотношениям в семье, по проблемам сепарации. В плане психодиагностики эмоционально-личностной сферы учащихся стали эффективно использоваться такие мотивы, как «Цветок», «Дерево» (личностные характеристики, индивидуальные особенности), «Луг» (актуальное эмоциональное состояние, общий фон настроения).

В определённых случаях психокоррекции эмоциональной сферы ребёнка (тревожность, страхи, сложные взаимоотношения) такие мотивы как: «Опушка леса», «Представление реальной ситуации в школе или дома», «Воспоминания из прошлого опыта», «Представление определенных предметов, имеющих особое эмоциональное значение» (например игрушки) - позволяют достигать в коррекционной работе эффективных решений проблемы и конструктивных изменений в моделях поведения ребёнка.

В работе с педагогами в основном символдрама апробируется в тренинговом режиме как профилактика профессионального выгорания и активизация личностных ресурсов, например: молчаливые исцеляющие образы, символдраматическая работа с мандалами.
             Благодаря особой пластичности метода символдрамы, удается хорошо варьировать его применение в работе  психолога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических компонентов речи с использованием метода наглядного моделирования с детьми с ОНР "Проделки Снежной Королевы"

Уважаемые коллеги!Вашему вниманию   представлена  коррекционно-образовательная деятельность  по формированию лексико-грамматических компонентов речи по лексической теме «Врем...

Использование методов арт-терапии с детьми возраста 5-6 лет в условиях ДОУ.

Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом.Именно поэтому арт-терапия мет...

Консультация «Практика использования методов песочной терапии с детьми дошкольного возраста»

Консультация  для родителей «Практика использования методов песочной терапии с детьми дошкольного возраста»...

Консультация «Практика использования методов песочной терапии с детьми дошкольного возраста»

Песочная терапия один из видов новых образвоательных технологий....

Использование методов арт-терапии с детьми дошкольного возраста

Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества....