Использование методов арт-терапии с детьми дошкольного возраста
консультация

Бельтоева Айна Асланбековна

Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Консультация для воспитателей

«Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»

Подготовил воспитатель

Бельтоева А.А.

г.о.Нальчик-2017г. 

Всем известно, что дошкольный возраст – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. В детском саду он получает первый опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми, первые элементарные знания. Задача специалистов дошкольного образования заключается в том, чтобы создать комфортные психологические условия для него.

Именно от нас, педагогов, зависит, сможем ли мы помочь детям высвободить скрытые возможности организма и сохранить неповторимость каждого из них. Но чаще всего раскрыться ребенку мешают застенчивость, тревожность, агрессивность, конфликтность. Это состояние возникает от внутренних переживаний.

Как известно, одним из основных заданий дошкольного образования, является обеспечение надлежащих условий для полноценного, своевременного и разностороннего развития ребенка с целью воспитания инициативной, творческой личности. Это задание требует от воспитателя переориентироваться в выборе методов организации занятий по разным видам деятельности детей: перейти от репродуктивных методов к творческим, исследовательским.

Именно поэтому я поставила перед собой задачу – развивать эмоциональную сферу детей, улучшать их психическое развитие.

Я думаю, что основным критерием здоровья ребенка является гармония его с самим собой и окружающей средой, а так же способность понимать чужие чувства и свои.

В современном обществе родители хотят дать детям больше знаний. Но чрезмерное интеллектуальное развитие связано с большой нагрузкой на ребенка и является одной из причин ухудшения состояния физического и психического здоровья детей. В результате, современные дети умеют читать, писать, считать, но реже восхищаются и удивляются, сопереживают.

Большинство дошкольников не умеют общаться со сверстниками и взрослыми.

Столкнувшись с этой проблемой я решила развивать эмоциональную сферу детей с помощью нового эффективного метода арт-терапии.

Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.

Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.

Детская арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – лечение творчеством.

Арт-терапия –  это одна из технологий, основанная на изобразительном искусстве. Буквально слово «арт-терапия» переводится как лечение искусством. Но для целей арт-терапии совсем не обязательно быть гениальным художником, музыкантом или поэтом с «профильным» образованием. Достаточно просто взять в руки необходимые для того или иного вида творчества инструменты, расслабиться, отпустить внешнюю суету и переживания, и погрузиться в процесс.

Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка.

В исследованиях психологов было давно замечено: рисунки детей не только отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, но и являются своеобразной проекцией личности. Рисунок выступает как средство усиления чувства идентичности ребенка, помогает детям узнать себя и свои способности.

Направления арт-терапии: песочная, сказкотерапия, изотерапия, глинотерапия, танцевально-двигательная и музыкальная терапия

Изотерапия –терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием.

Изотерапия дает возможность:

  • выход внутренним конфликтам;
  • помогает понять собственные чувства и переживания;
  • способствует повышению самооценки;
  • помогает в развитии творческих способностей.

Виды и методы арт-терапии в работе с детьми

Существует достаточно много отдельных видов и направлений в арт-терапии. Более того, все время появляется что-то новое. Но к основным видам «лечения творчеством» можно отнести:

Изотерапию –при помощи средств рисования, изобразительного искусства. Материалы– бумага, кисти, краски, реже – карандаши, ручки, мелки.

Песочную терапию – занятия с использованием специально организованной песочницы, используются маленькие фигурки, природные материалы и прочее.

Сказкотерапию –изучают готовые сказки, проигрывают их, меняют начало или окончание, пишут свои сказки.

Музыкотерапию – занятия с помощью прослушивания музыки, создания собственных ритмов, игры на музыкальных инструментах.

Тканевую терапию – при помощи работы с тканями.

Цветотерапию – использование разных цветовых сочетаний и образов.

Куклотерапию – она подразумевает создание кукол из различных материалов, и дальнейшее взаимодействие с ними: проигрывание историй, сочинение сюжетов ит.д.

Мандалотерапию – занятия с детьми с помощью создания мандал. Их можно рисовать на бумаге или на песке, создавать из разных материалов.

Фототерапию – создание фотографий и дальнейшей терапевтической работы с ними;

Тестопластику – с помощью воздействия на пластилин, тесто, глину, другие пластичные материалы.

Коллажирование –с помощью создания коллажей.

Кинотерапию – терапия при помощи кинофильмов и роликов.

Танцевально-двигательная терапия – лечение с помощью танца.

 Такие занятия с использованием технологии арт-терапии в детском саду могут и должны стать встречей с прекрасным: природой, человеком, миром искусства. Для того чтобы дети почувствовали красоту, необходимо превратить занятие в любование и привлечь к этому все органы чувств. Чем больше органов чувств участвуют в восприятии окружающего мира, тем полнее будут представления, более глубоким познание. Включение в работу с детьми нетрадиционные методы рисования и творческого конструирования позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательных интересов ребенка (использования предметов, которые окружают ребенка каждый день в новом ракурсе, - можно рисовать своей собственной ладонью, пальцами, использовать вместо кистей колосок или листок березки). Происходит развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, активизация речевой деятельности детей. (Чем я еще смогу нарисовать? Что я смогу нарисовать этим материалом?) За счет использования разнообразных изображающих материалов, новых технических приемов, нуждающихся точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держание карандаша), создаются условия для преодоления общего неудобства, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционной кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладони, разнообразные печати, трафареты, техники "кляксография", "монотипия" и т.п.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать: рисование пальчиками; оттиск печатками из картофеля; рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью. печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники: рисование песком; рисование мыльными пузырями; рисование мятой бумагой; кляксография с трубочкой; монотипия пейзажная; печать по трафарету; монотипия предметная; кляксография обычная; пластилинография.

ОПИСАНИЕ НЕКОТОРЫХ ТЕХНИК НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ

 Рисование пальчиками.

Этот способ рисования можно применять с детьми, начиная с двухлетнего возраста. Для проведения занятия понадобятся пальчиковые краски или гуашь, салфетки и плотная бумага небольшого размера с нанесённым на неё рисунком или аппликацией, т. к. дети младшего возраста могут лишь дополнить работу недостающими деталями. Это может быть мухомор безпятнышек на шляпке, ветка рябины без ягод или Новогодняя ёлка без праздничных шаров и т. д. Ребёнку предлагается опустить пальчик в краску и нанести точки, пятнышки на бумагу для завершения рисунка. Рисовать можно как одним цветом, так и несколькими, причём краски разного цвета можно набирать на разные пальчики. После работы пальчики вытирают салфеткой, а затем легко смывают краску. Рисование пальчиками доставляет большую радость детям, раскрепощает и повышает их самооценку.

Оттиск печатками из картофеля.

 Эта техника рисования может применяться с детьми, начиная с трёх лет. Потребуются следующие материалы: коробочка с тонкой поролоновой штемпельной подушкой, пропитанной гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля. Это могут быть овощи, листья деревьев, цветы, прямоугольники или квадраты для рисования окон и дверей в доме и др. Для получения изображения ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка. Дети младшего возраста дополняют готовый рисунок недостающими деталями, например, овощами на нарисованных грядках, цветами на стеблях букета, окнами в доме и т. д., а дети старшего возраста могут использовать эту технику в сочетании с традиционным рисованием. Оттиск печатками позволяет подготовить малышей к последующему изображению предметов окружающего мира с натуры, обучению композиционному рисованию, учит координировать движения рук.

Тычок жёсткой полусухой кистью.

Жёсткой кистью можно рисовать с детьми любого возраста. Этот способ рисования используется для получения необходимой фактуры рисунка: пушистой или колючей поверхности. Для работы потребуется гуашь, жёсткая большая кисть, бумага любого цвета и размера. Ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Такой способ рисования позволяет придать рисунку нужную выразительность, реалистичность, а ребёнку получить удовольствие от своей работы.

Восковые мелки и акварель.

С четырёхлетнего возраста можно начать освоение приёмом рисования восковыми мелками. Ребёнок рисует ими на белой бумаге, а затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остаётся не закрашенным. Эту технику рисования используют для созданиянужного общего тона или заднего плана рисунка, например: небо, песок, вода и др.

Монотипия.

Предметную монотипию используют для рисования симметричных предметов с детьми старше пяти лет. Ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета. После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений. Также этот способ используют для рисования пейзажа – пейзажная монотипия. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке. Рисунок выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок после отпечатка оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.

Кляксография.

Начиная с пятилетнего возраста с детьми можно пробовать способ рисования пятнами, кляксами, которые ребёнок получает, выливая жидкую гуашь пластиковой ложкой на лист бумаги. Затем лист накрывают другим листом, прижимают и снимают. Полученное изображение рассматривают, определяют, на что оно похоже и дорисовывают недостающие детали. Также используют кляксографию с трубочкой, когда на небольшое пятно, капельку краски, вылитую на лист бумаги дуют из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При этом лист бумаги можно поворачивать в разные стороны или дуть в трубочку с разных сторон. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются. Таким образом можно рисовать деревья, водоросли, салют и др.

Набрызг.

Этот способ хорошо использовать для рисования падающего снега, звездного неба, для тонирования листа и др. с детьми старше пяти лет. Краски нужного цвета разводят в блюдечке с водой, обмакивают в краску зубную щетку или жёсткую кисть. Направляют щётку на лист бумаги, резко проводят по ней карандашом (палочкой) по направлению к себе, в этом случае краска будет брызгать на бумагу, а не на одежду.

 Граттаж.

 Граттаж – способ выполнения рисунка путем процарапывания острым предметом. Плотный лист бумаги натирается свечой, по восковому слою наносится тушь или гуашь, в которую добавлено несколько капель жидкого мыла. Предварительно поверхность листа можно покрыть гуашью одногоцвета или нанести пятна краски ярких цветов без просвета, тогда изображение будет цветным. Когда основа высохнет, заострённой палочкой рисунок процарапывается до слоя краски. Основу под граттаж выполняют заранее , так как процесс трудоёмкий, требует терпения и затраты времени. Но работа на необычной поверхности вызывает у детей интерес к такому нетрадиционному способу изображения.

 Батик.

Батик – это рисование по ткани. Можно использовать старые простыни. Ткань предварительно крахмалится, проглаживается, натягивается на рамку, коробку из-под конфет или др. Рисование производится гуашевыми или акварельными красками по намеченному карандашному контуру или спонтанно, без предварительной подготовки.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторимая. Это зарождает у детей новое желание, стремление к новому более творческому отражению ощущений, настроения собственных мнений; способствует всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию поистине творческой личности. Творческие способности развиваются тогда, когда для этого созданы условия, которые используются в полном объеме.

В настоящее время арт-терапия приобретает всё большую популярность. Творя и созидая, человек в используемых для творчества материалах высказывает свои опасения, страхи, проблемы.

Таким образом, основываясь на научно исследовательском материале и собственном практическом опыте, можно констатировать следующее. Арт-терапия - технология, позволяющая при относительно небольших временных и финансовых затратах создать условия для выявления потенциальных возможностей и стимулирования личностного роста ребёнка, коррекции и развития (самореализации, самовыражения, повышение адаптивных способностей личности, изменение стереотипов её поведения, проявление социальной и творческой активности).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Использование Су-Джок терапии с детьми дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Использование Су-Джок терапии с детьми дошкольного возраста»САРАТОКИНА ВНАСТАСИЯКонсультация для родителей «Использование Су-Джок терапии с детьми дошкольного возраста»Испо...

Консультация «Практика использования методов песочной терапии с детьми дошкольного возраста»

Консультация  для родителей «Практика использования методов песочной терапии с детьми дошкольного возраста»...

Консультация «Практика использования методов песочной терапии с детьми дошкольного возраста»

Песочная терапия один из видов новых образвоательных технологий....

Использование су- джок терапии с детьми дошкольного возраста

Использование су-джок терапии с детьми дошкольного возраста...

индивидуальный план по самообразованию «Использование элементов арт-терапии с детьми дошкольного возраста» на 2018-2019 уч.г

laquo;…Художественное творчество обогащает субъективный опыт, являясь его эквивалентом. …В процессе творческого акта внутренние конфликты переживаютсявновь, осознаются и, в конечно...

Статья "Использование метода арт-терапии с детьми дошкольного возраста".

Творческие способности понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность чело...