Дифференциальная диагностика детей с сенсорной и моторной алалией
статья по коррекционной педагогике
Дифференциальная диагностика детей с сенсорной и моторной алалией и направления коррекционной работы при сенсорной и моторной алалии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_4_2.docx | 27.6 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: Дифференциальная диагностика детей с сенсорной и моторной алалией и направления коррекционной работы при сенсорной и моторной алалии.
СОДЕРЖАНИЕ:
- Алалия. Причины возникновения алалии.
- Симптоматика, дифференциальная диагностика детей с сенсорной и моторной алалией.
- Направления коррекционной работы при сенсорной и моторной алалии.
- Библиографический список.
- Алалия. Причины возникновения алалии.
АЛАЛИЯ - отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.
Речь при алалии не развивается совсем или развивается с грубыми отклонениями, несмотря на то, что ребёнок:
- Находится в речевой среде.
- Имеет нормальный физический слух.
- Обладает речевым аппаратом без аномалий в анатомическом строении.
- Имеет потребность в общении с окружающими.
- Активно использует коммуникативные жестово-мимические средства.
- Доречевой период проходил без существенных отклонений в развитии.
ПРИЧИНЫ.
ПРЕНАТАЛЬНЫЕ | НАТАЛЬНЫЕ | ПОСТНАТАЛЬНЫЕ |
|
|
|
Принятому клиническому разделению алалии на моторную и сенсорную в МКБ-10 соответствуют расстройства экспрессивной (F80.1) и рецептивной речи (F80.2).
- Симптоматика, дифференциальная диагностика детей с сенсорной и моторной алалией.
СИМПТОМАТИКА.
Картина речевого расстройства при алалии сводится к общему недоразвитию речи, страдают все стороны речи. Но это не просто временная задержка развития речи. При алалии весь процесс становления речи происходит в условиях патологического состояния ЦНС. При алалии наблюдаются речевые и неречевые симптомы, которые взаимосвязаны между собой. Отмечается сенсорная, психическая и неврологическая симптоматика.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ДЕТИ С МОТРНОЙ АЛАЛИЕЙ | ДЕТИ С СЕНСОРНОЙ АЛАЛИЕЙ | ||
О Б Щ И Е | Нарушения речи:
- Недостаточность операций отбора и программирования на всех этапах порождения речевого высказывания (лингвистическая формулировка). 2. Отсутствие общеупотребительной речи. 3. Система средств языка не формируется, страдает мотивационно-побудительный уровень порождения речи. 4. Бедность логических 4. В некоторых случаях операций, пониженные отмечается вторичная способности к общению и умственная отсталость. абстракции. Интеллектуальная пассивность. Интеллектуальная недостаточность вторична. | |||
О Т Л И Ч И Я О О
| ЦНС | Поражение премоторной и постцентральной зон. | Поражение височной доли доминантного полушария коры головного мозга. | |
Р Е Ч Ь |
|
| ||
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ |
|
| ||
ГОЛОС | В норме. | Звонкий, интонационно выразителен, модулирован. | ||
ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЛИЧНОСТИ | Пассивность, утомляемость, истощаемость. Недостаточная ритмичность. Нарушено динамическое и статическое равновесие, мелкая моторика. Замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, раздражительность, обидчивость. 2 группы:
| Двигательное беспокойство, импульсивность,двигательная расторможенность,хаотичность, неуверенность. Может быть стеснительность. | ||
ПОМОЩЬ ВЗРОСЛОГО | Помощь принимают. | Ищут поддержку взрослого. | ||
КРИТИЧНОСТЬ К СВОИМ НЕДОСТАТКАМ | Достаточно критичны к себе. | Не критичны к себе. | ||
СЛУХ | Физический слух в норме. | Физический слух в норме. Аудиограмма в норме, или непостоянство показателей. | ||
СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ | Понимание речи других людей относительно сохранно. 70% - понимают чужую речь, 20 % -понимание речи незначительно снижено, 10% - понимают плохо. | Нетчёткого порога восприятия, качество восприятия зависит от соматического и нервного состояния ситуации общения. Лучше воспринимается тихая спокойная речь. Наблюдается гиперакузия. Различают неречевые звуки. Наблюдается эхолалия. Часто не понимают даже простых инструкций. | ||
ВНИМАНИЕ | Долгое включение в деятельность, быстрая истощаемость, утомляемость. | Понижено. Замедленность, неустойчивость. Нарушено произвольное слуховое внимание. Быстрая истощаемость, утомляемость. Отвлекаемость. Быстрая потеря интереса к звучанию. |
- Направления коррекционной работы при сенсорной и моторной алалии.
СЕНСОРНАЯ АЛАЛИЯ | МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ |
Н А П Р А В Л Е Н И Я Н А | Здесь медикаментозное лечение имеет важную роль. Цель медикаментозного лечения, назначенного врачом, - нормализация деятельности ЦНС, стимулирование созревания клеток коры головного мозга. До начала коррекционной работы необходимо: А) Познакомиться с условиями жизни, быта ребёнка, его окружением. Б) Выявить круг интересов ребёнка. В) Уточнить объём и характер обращений к ребёнку. Г) Уточнить степень восприимчивости звуков неречевого характера в условиях полной тишины и при наличии шумового фона. После этого составляется список точно сформулированных, стандартизированных инструкций – побуждений обиходно-бытового характера, которые употребляются в неизменном виде на первых этапах коррекционной работы, как в повседневной жизни, так и на занятиях. Работа по коррекции речи при сенсорной алалии начинается с организации звукового и речевого режима ребёнка. Ограничивается поступление речевых и неречевых сигналов. В часы отдыха и спокойствия детей ограждают от шумных обращений к ним окружающих, исключаются радио, телевизор, звонки и пр., чтобы вызвать у ребёнка «звуковой голод», что способствует увеличению восприимчивости ребёнка к звукам. Логопедическое воздействие при сенсорной алалии направлено на: 1.Формирование психофизических основ речи.
| Коррекционная работа направлена на всю систему речи и делится на три этапа. 1 этап:
2 этап:
3 этап: Формирование связной речи на основе дальнейшего расширения словаря, практического овладения формами словоизменения и способами словообразования, различными типами словосочетаний и предложений. Развитие связной монологической речи осуществляется в следующей последовательности:
|
4.Библиографический список.
- Логопедия: Учебное пособие/ под общ. ред. Н.М. Борозинец. – Ч.2. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009.
- Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. – М., 1994.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.
- Каше Г.А. Формирование произношения у детей с общим недоразвитием речи. – М., 1982.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб., 1999.
- Логопедия. Методическое наследие / Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи / Под ред. Л.С. Волковой, - М., 2003.
- Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей, студентов / Под общей ред. Г.В. Чиркиной. – М., 2002.
- Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 2004.
- Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи. – М., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциальная диагностика детей с сенсорной и моторной алалией.
Дифференциальная диагностика детей с сенсорной и моторной алалией и направления коррекционной работы при сенсорной и моторной алалии....
Дифференциальная диагностика детей с моторной алалией и стертой дизартрией
Учитывая достоинства и недостатки предложенных ими методик мы составили дифференциальную диагностическую программу для диагностики моторной алалии и стертой дизартрии. Она составлена с уче...
Курсовой проект. по профессиональному модулю ПМ 03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования Кинезиологические упражнения, как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с моторной алалией.
Дошкольный возраст — один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического разв...
Роль семьи на начальных этапах формирования речи у детей дошкольного возраста с моторной алалией.
Раскрывается важность взаимодействия специалистов и семьи при работе с детьми с моторной алалией....
Использование стимульного материала по развитию и формированию лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста с моторной алалией.
В данном материале содержатся рекомендации по примененеию стимульного материала в работе с детьми с ОНР....
Дифференциальная диагностика детей с нарушениями речи и с ЗПР
В презентации представлены речевые и неречевые критерии разграничения ОНР и ЗПР....
Курсовая работа на тему: «ХАРАКТЕРИСТИКА ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ»
Актуальность проблемы. В последнее время возрастает число детей дошкольного возраста с различной речевой патологией. Полноценное развитие детей дошкольного возраста невозможно без развития правильной ...