Дифференциальная диагностика детей с нарушениями речи и с ЗПР
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
В презентации представлены речевые и неречевые критерии разграничения ОНР и ЗПР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsialnaya_diagnostika_detey_s_narusheniyami_rechi_i_detey_s_zpr.pptx | 197.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задержка психического развития (ЗПР) – это замедление темпа развития психики, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в нехватке общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов и неспособности заниматься интеллектуальной деятельностью .
Причины ЗПР
К лассификация детей с ЗПР по К. С. Лебединской. Выделяется 4 основные формы ЗПР: 1) задержка психического развития конституционального происхождения; 2) задержка психического развития соматогенного происхождения; 3) задержка психического развития психогенного происхождения; 4) задержка психического развития церебрально-органического происхождения.
Задержка психического развития конституционального происхождения Замедлено созревание ЦНС . Речь идет о так называемом гармоническом инфантилизме , при котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста. Характерны: преобладание эмоциональной мотивации поведения; повышенный фон настроения ; непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости, легкая внушаемость. Затруднения в обучении, нередко наблюдаемые у этих детей в младших классах, М.С. Певзнер и Т.А. Власова связывают с незрелостью мотивационной сферы и личности в целом , преобладанием игровых интересов.
Задержка психического развития соматогенного происхождения Этот тип аномалии развития обусловлен тяжелыми и длительными соматическими заболеваниями ребенка в раннем возрасте , неизбежно задерживающими созревание и развитие ЦНС. В анамнезе детей часто встречаются: бронхиальная астма ; хроническая диспепсия; сердечно-сосудистая и почечная недостаточность ; пневмонии и др. Обычно такие дети долгое время лечатся в больницах, что вдобавок обусловливает еще и сенсорную депривацию. Также характерна низкая работоспособность ребенка, меньший объем памяти, поверхностное внимание, плохая сформированность навыков деятельности, гиперактивность или заторможенность при переутомлении.
Задержка психического развития психогенного происхождения Этот тип ЗПР связан с неблагоприятными условиями воспитания , препятствующими правильному формированию личности ребенка. ЗПР психогенного происхождения наблюдается чаще всего при гипоопеки - условиями безнадзорности, при которых у ребенка не воспитываются чувства долга и ответственности, формы поведения, связанные с активным торможением аффекта . Вариант аномального развития личности по типу кумира семьи обусловлен, наоборот, гиперопекой - неправильным изнеживающим воспитанием, при котором ребенку не прививаются черты самостоятельности, инициативности, ответственности . Вариант патологического развития личности по невротическому типу чаще наблюдается у детей, в семьях которых имеют место грубость, жестокость, деспотичность, агрессия к ребенку, другим членам семьи. В такой обстановке нередко формируется личность робкая, боязливая, эмоциональная незрелость которой проявляется в недостаточной самостоятельности, нерешительности, малой активности и инициативы.
Задержка психического развития церебрально-органического происхождения Встречается наиболее часто Обусловлено первичным негрубым органическим поражением головного мозга . В этом случае нарушения могут затрагивать отдельные сферы психики либо мозаично проявляться в различных психических сферах. Характеризуется несформированностью эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности : отсутствием живости и яркости эмоций; низким уровнем притязаний ; выраженной внушаемостью ; бедностью воображения ; двигательной расторможенностью и т. п.
ЗПР к онституционального происхождения ЗПР соматогенного происхождения ЗПР психогенного генеза ЗПР церебрально-органического генеза Незрелость мотивационно- потребностной сферы и личности в целом Низкая работоспособность, тревожность, снижение коммуникативности Нет саморегуляции поведения,импульсивность , неустойчивость интереса Нарушения интеллектуальной деятельности, низкая мотивация игровая мотивация деятельности, общительность, открытость, любопытство развита мотивация, познавательный интерес, сохранен интеллект, исполнительность активность, общительность, контактность исполнительность, контактность, готовность принять помощь взрослого Тип ЗПР Ресурсы Трудности в обучении
Логопедическое заключение при ЗПР П ри задержке психического развития используется следующая формулировка логопедического заключения : « Недоразвитие речи системного характера I (II, III) уровня ». Такое заключение подразумевает полную характеристику патологических изменений речи у детей данной категории, во всех ее структурных компонентах: звукопроизношении, фонематических процессах, словарном запасе и грамматическом строе.
Критерии ОНР ЗПР Этиология Поражение центрального речевого аппарата Недостаточнось межанализаторного взаимодействия Звукопроизношение и фонематичесое восприятие Выраженые нарушения звукопроизношения, низкая способность к звуковому анализу. В 5-6 лет более характерны дефекты искажения, смешения, замены звуков Различный характер нарушений от выраженой степени до нормы. При нарушении звукопроизношения харпктерны пропуски, непостоянные замены, нечёткость проговаривания при относительно сохранном звукопроизношении Словарный запас Резко ограничен, пассивный словарь значительно превышает активный. Беден. Недостаточно понимают, неточно употребляют близкие по значению слова. Ограниченность словаря определяется недостаточностью представлений об окружающем мире и низкой познавательной активностью. Речевые критерии разграничения ОНР и ЗПР
Критерии ОНР ЗПР Лексико-грамматический строй Трудности в формировании фразы, построении распространённых, сложносочинённых и сложноподчинённых предложений., множественные нарушения согласования слов. Вы раженые нарушения отсутствуют, характеризуются бедностью использования грамматических средств выражения. Активный обиходный словарь у детей с ЗПР шире, чем у детей с ОНР. По уровню накопления пассивного словаря дети с ОНР опережают своих сверстников с ЗПР. Уровень владения обобщающими понятиями достаточно низок в обеих группах, лексических ошибок семантического характера значительно больше встречается у детей с ЗПР. В объяснении значения слова дети с ЗПР чаще используют ситуативные признаки, дети с ОНР – функциональные признаки слова. В понимании сложных грамматических конструкций дети с ЗПР испытывают затруднения, также как и их сверстники с ОНР. А продуцирование простых грамматических конструкций более доступно детям с ЗПР. При построении несложных высказываний они допускают меньше аграмматизмов, чем дети с ОНР.
Критерии ОНР ЗПР Связная речь Ограничена. Не формируется в условиях отсутствия коррекционной помощи. Дети с ОНР при первичном обследовании чаще отказываются от выполнения заданий, связанных с пересказом, но способны определить последовательность событий с помощью наглядной опоры В условиях отсутствия помощи миеет недостаточность в уровне сформированности. Им доступны простые пересказы, рассказывание небольших по объему стихотворений с лёгкой рифмой. При пересказе дети с ЗПР используют простые двусоставные или незаконченные предложения, наблюдаются повторы, паузы, может быть нарушена последовательность событий. Познавательная активность Сохранна. Часто снижена, неустойчива.
Критерии ОНР ЗПР Слоговая структура Наблюдаются все типы нарушения слоговой структуры. Нарушен ритмический рисунок слова, редуцируется количество слогов, иногда до одного ударного слога. Больше трудностей возникает при произношении слов со стечением согласных, йотированных звуков. При относительно сохранном ритмическом рисунке слова наблюдается нечёткость, смазанность или редуцирование окончаний в словах сложной слоговой структуры.
Критерии ОНР ЗПР Память Низкая активность припоминания характерна и для детей с ОНР, у них также отмечаются снижение продуктивности запоминания и недостаточность вербальной памяти. Но отличительной особенностью детей с ОНР является лучшее, чем у детей с ЗПР, развитие смысловой, логической памяти, что может служить ещё одним важным диагностическим критерием. Возможности памяти детей с ЗПР ограничены: низкий объём запоминаемого материала, увеличение времени, необходимого для запоминания. Дошкольники с ЗПР склонны к механическому неосознанному заучиванию материала. Но и этот способ для них труден, т.к. сами механизмы памяти ослаблены: уменьшены скорость, полнота, прочность и точность запоминания. Неречевые критерии разграничения ОНР и ЗПР
Критерии ОНР ЗПР Мышление У детей с ОНР более сохранными являются наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Они успешнее, чем их сверстники с ЗПР, осваивают счёт и счётные операции, геометрические формы, величину, сенсорные эталоны, быстрее справляются с заданиями на сравнение, соотнесение, группировку, классификацию, анализ и синтез в тех случаях, когда решение не требует вербального оформления. Дети не располагают необходимым фондом действенных знаний (общих представлений и элементарных житейских понятий, а также способов решения интеллектуальных задач) для решения задач, доступных основной массе нормально развивающихся детей этого возраста. Они, как правило, абстрагируют внешние, несущественные признаки, делают ситуативные обобщения. Детям с ЗПР характерна несформированность, разорванность мыслительного акта в процессе решения задач, Самокритичность Дети с ОНР более чувствительны к собственным речевым недостаткам, у них чаще встречаются явления речевого негативизма, чем у детей с ЗПР. Не критичны к своему дефекту.
Дифференциальная диагностика детей с нарушениями речи и детей с задержкой психического развития Подготовила: Монич О.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциальная диагностика детей с сенсорной и моторной алалией.
Дифференциальная диагностика детей с сенсорной и моторной алалией и направления коррекционной работы при сенсорной и моторной алалии....
Диагностика и коррекция нарушения речи у детей дошкольного возраста
диагностика и коррекция нарушения речи у детей дошкольного возраста...
Дифференциальная диагностика детей с моторной алалией и стертой дизартрией
Учитывая достоинства и недостатки предложенных ими методик мы составили дифференциальную диагностическую программу для диагностики моторной алалии и стертой дизартрии. Она составлена с уче...
психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи
Психолого-педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса.Психолого-педагогическая диагностика – это оценочная практика, направлен...
Дифференциальная диагностика детей с сенсорной и моторной алалией
Дифференциальная диагностика детей с сенсорной и моторной алалией и направления коррекционной работы при сенсорной и моторной алалии....
Дифференциальная диагностика дислалии и нарушения звукопроизношения при дизартрическом компоненте у детей дошкольного возраста.
Дифференциальная диагностика дислалии и нарушения звукопроизношения при дизартрическом компоненте у детей дошкольного возраста...
Дифференциальная диагностика алалии и нарушений речи при тугоухости и слухонемоте
Дифференциальная диагностика алалии и нарушений речи при тугоухости и слухонемоте...