Статья "ОБ ОПЫТЕ ПОЛЬСКОГО ПЕДАГОГА МАЛГОЖАТЫ КВЯТКОВСКА"
статья по коррекционной педагогике

В статье приводится анализ книги Малгожата Квятковска «Глубоко непонятые дети. Поддержка развития детей с тяжёлыми и глубокими нарушениями интеллекта» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kulikova_i._nevakshenova_i.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

ОБ ОПЫТЕ ПОЛЬСКОГО ПЕДАГОГА МАЛГОЖАТЫ КВЯТКОВСКА

Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии № 4», Россия

Невакшенова И.А., Куликова И.В.

Аннотация: В статье приводится анализ книги Малгожата Квятковска «Глубоко непонятые дети. Поддержка развития детей с тяжёлыми и глубокими нарушениями интеллекта.»

Ключевые слова: Малгожата Квятковска, дети с нарушениями в развитии, развитие детей с тяжёлыми и глубокими нарушениями интеллекта, «Детский дом – «Как дома».

Работая с детьми с нарушениями в развитии не обойтись без специальных знаний и изучения опыта профессионалов своего дела. С одним из таких опытов мы познакомились, прочитав книгу Малгожаты Квятковска - польского педагога, специалиста по социальной работе, методиста, общественного деятеля - «Глубоко непонятые дети». Что побудило нас познакомиться с описанием практического опыта Малгожаты К. - счастливый случай. По стечению обстоятельств Малгожата К. посетила наш дом-интернат для детей с нарушениями в умственном развитии в котором мы работаем. Встреча была яркой и незабываемой, нам понравился подход Малгожаты К. к работе с детьми, и к тому времени у нас в доме-интернате уже начались изменения по программе «Детский дом – «Как дома», идеи которого совпадали с методикой обучения детей с тяжёлыми нарушениями в умственном развитии описанными автором.

Автор описывает главные направления - как помочь ребёнку достичь максимального уровня самостоятельности и как научить оптимальной коммуникации. Про среду, которую мы, педагоги, привыкли организовывать. Автор пишет: «Зачем придумывать что-то особенное, если вокруг уже есть самая развивающая из всех сред – жизнь, нужно позволить максимально участвовать в ней по мере возможности…Главное учебное пособие – жизнь.».

Для развития коммуникативных навыков у детей используются все каналы общения: дыхание, сигналы тела, выражение глаз, мимика, жестикуляция, поза, положение тела, нечленораздельные звуки, речь. Автор предлагает следующие этапы работы: Чтение сигналов; формирование ощущения созидательной силы в коммуникации; оптимальная коммуникация; введение индивидуального словаря; расширение словаря новыми понятиями (каждое новое понятие сразу вводить в словарь; каждое новое понятие должны знать все окружающие; опирайся на интересы ребёнка).

Для развития самостоятельности и знаний детей о мире предлагается учить ориентироваться в собственном теле, окружающем мире, обучиться навыкам, которые позволят обрести максимальную самостоятельность и получать удовольствие от жизни. Этапы работы: Я – ориентировка в теле, ощущение созидательной силы; Я и ближайшее окружение - этап направленной познавательной активности; Я и мир - этап расширения знаний о мире и возможностях его использования.

На занятиях по выражению чувств необходимо убедить ребёнка, что он может выражать свои чувства разными способами и в дальнейшем постепенно развивать эти навыки. Если ребёнок любит бегать при правильном подходе и регулярных занятиях по развитию навыка от сможет танцевать, всем телом иллюстрировать музыку. Любит стучать – играть на барабане; любит пластичные материалы – лепить; любит воду – рисовать; рвёт бумагу – делать аппликацию. Малгожата К. отмечает, что на развитие навыка уходят годы, но зато это не идёт в разрез с имеющимися у ребёнка первичными навыками и желаниями.

В поисках истинных причин поведения, вызывающего опасение и с целью его постепенной нормализации автор рекомендует индивидуальную и групповую терапию. Терапия – длительная, требует огромного терпения и тесного взаимодействия всех значимых для ребёнка людей. Нельзя игнорировать нежелательное поведение – нужно относится с пониманием и определённой дистанцией. Убедите ребёнка что у него есть достоинства. Находясь рядом с другим человеком несколько часов, мы становимся частью его жизни, влияем на её качество, поэтому главное правило – не навреди. Автор предлагает брать на себя ответственность за проблемы ребёнка, искать причины в себе, работать над собой, так как чаще всего: стереотипии, агрессия, аутоагрессия – психологическая изоляция от окружения - это сигнал о помощи, желание обратить на себя внимание. В результате командной работы заполняется карточка терапевтической работы для чёткого понимания, что предшествует деструктивному поведению, как оно проявляется, что в это время делают окружающие, к чему оно приводит. Как правило нежелательное поведение проявляется в определённые часы или в конкретных ситуациях.  Проанализировав этот промежуток дня становится понятным, что у ребёнка в этот момент нет чёткой модели поведения, он не знает, что делать, чувствует себя ненужным, потерянным, отсюда возникает чувство неуверенности, небезопасности, непредсказуемости и как следствие нежелательное поведение. Следует сообщать ребёнку о предстоящих событиях, готовить его к определённой роли, независимо от уровня развития ребёнка нужно найти осмысленное для него занятие. Не обманывай ребёнка включая ему телевизор, зачастую там детей привлекает только мелькание картинок. «А ведь даже ребёнок в инвалидной коляске может вытирать пыль, «лежачий» следить за порядком – наблюдать за тем, всё ли ты делаешь правильно…, гиперактивный - приносить различные предметы…, расставлять стулья…».

Чёткую позицию высказывает автор по поводу агрессии детей с которой не редко сталкиваются сотрудники. «Агрессия - не является «нарушением», сопутствующим умственной отсталости. В жизни ребят накоплены все возможные причины агрессии. Каждое проявление агрессии имеет свою причину, и каждый случай надо рассматривать как сигнал, призыв о помощи. Чем больше заглушаешь агрессию, тем меньше шансов найти причины и решить проблему».

Целью групповой терапии является социальное развитие, формирование правильных установок и принятие социальных ролей, сохранение психологического комфорта. Нельзя допускать никакого соперничества - не сравнивай, не оценивай детей. Заботься об удовлетворение потребности в физической и психологической безопасности. Высвобождение естественного, спонтанного социального поведения лучше всего рассмотреть на примере игры детей. Дети лучше всего играют, когда взрослые не вмешиваются каждую минуту.

Малгожата К. предлагает педагогам изучать широкую гамму техник и методов на основе мастер-классов, тренингов, изучения первоисточников. Применять знания гибко. Контролировать эффективность применения.

В книге представлены некоторые практики с комментариями автора: полисенсорная стимуляция, авторский метод дружелюбного местечка, созданный Малгожатой К. на основе наблюдений. Это охраняемая тайной территория, например, камень под деревом, где с ребятами хорошо наблюдать изменения в природе в разные времена года, не перенося эти знания на весь мир. Автором представлен взгляд на проведение праздников.  Представленные советы: «Не пытайтесь организовывать праздники каждый день», «Праздникам всегда предшествуют приготовления», «Праздник воздействует на все органы чувств», «Связаны с определённым ритуалом, установленными обычаями и традициями» - действительно актуальны для организаций где проживают дети.  Праздник связан с положительными эмоциями, а положительные эмоции с доброжелательной атмосферой и этим надо пользоваться.

О проблемном методе вообще часто забывают в работе с детьми с умственной отсталостью, а между тем этот метод позволяет развивать способности детей. Чаще задавайте ребятам вопросы, пусть они ищут ответы. Подкрепляйте каждый ответ. Задавать вопросы – хороший способ поддерживать внимание и интерес ребёнка.

Принципы всестороннего, гармоничного развития от Малгожаты Квятковска можно кратко описать так: ищи потенциал каждого ребёнка; открывай в ребёнке сильные стороны; наблюдай за спонтанной активностью в естественных условиях и ситуациях затруднений; следи за сигналами: развивай через постижение и понимание реального мира.

Литература: Квятковска М. Глубоко непонятые дети. Поддержка развития детей с тяжёлыми и глубокими нарушениями интеллекта. – СПб.: Издательско-Торговый Дом «Скифия», 2016. – 368 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

из опыта с педагогами детского сада

данная методическая разработка раскрывает вопрос по работе воспитателя по профилактике жестокого обращения с ребенком....

Духовно-нравственное развитие педагога, детей и родителей в реализации программы «Социокультурные Истоки в дошкольном образовании» (Из опыта работы педагога)

Публикация материала из опыта работы старшего воспитателя по реализации программы "Социокультурные истоки"....

Из опыта работы педагога-психолога: Психологический тренинг с педагогами ДОУ «Я — педагог!»

- Создать благоприятные условия для работы тренинговой группы;- Сформировать мотивацию для анализа собственных педагогических взглядов и установок, подчёркивания своих индивидуальных черт как личности...

Из опыта работы педагога-психолога Советы педагога психолога в ДОУ для родителей. Когда можно требовать послушания?

Окружающий мир часто предъявляет нам требования. Какие–то требования выполнять легко, какие-то очень трудно, а какие-то и вовсе остаются нами незамеченными. Почему так происходит?...

Автор : Саввина Наталья Геннадьевна , педагог дополнительного образования , ГБУ ДО ДООЦ "ЦГПВиБЖ"Программа "Мир прекрасного" Из опыта работы педагога дополнительного образования

Статья "Нравственно- патриотическое воспитание юного петербуржца"Методическая разработка "Площадь Александра Невского- небесного покровителя Санкт- Петербурга"...

Обмен опытом среди педагогов "Интерактивные игры, кроссворды, плакат для работы педагога"

Образование — одна из самых мобильных, динамичных и креативных сфер жизнедеятельности, поскольку имеет дело каждый раз с новым поколением. Каждый педагог понимает: для того чтобы быть высококвал...

Из опыта работы педагогов-психологов с педагогами дошкольных образовательных учреждений.

Статья посвящена опыту работы педагогов-психологов по профилактике эмоционального выгорания педагогов дошкольных образовательных учреждений посредством формирования позитивных межличностных отношений ...