Занятие
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Мисько Алевтина Александровна

Автоматизация звука " Ш" в словах

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               

 Коррекционная  система работы над  звуком

        Мисько А.А.

                                                                                                                       Учитель- логопед

                            1.Особенности коррекционной работы по формированию правильного произношения данного звука по этапам:

а   Подготовительный этап.

б.  Этап  постановки звука.

в  Этап  автоматизации звука.

     

г  Этап дифферентации звука.

                       

                               2.    Характеристика звука.

                               3.     Артикуляция звука.

               

                               4.      Нарушения звука.

Этапы логопеди-

ческого

воздействия.

Основные задачи коррекционной работы

на подготовительном этапе.    

Приемы коррекционной работы в формировании  звукопроизношения на подготовительном этапе.

Подгото-вительный

этап.

1.Всесторонняя подготовка ребенка к  коррекционной работе.

2.Сформировать у ребенка интерес к логопедическим занятиям.

3.Развивать слуховое внимание,слуховую память

и фонематическое восприятие.

4.Формировать и развивать артикуляционную

 и мелкую моторку.

        

1.Знакомство с артикуляционным аппаратом

(язык и его части, небо, зубы, губы, бугорки).

2.Артикуляционная гимнастика (подготовка речедвигательного анализатора).

     - Специальные артикуляционные упражнения

        уклад для определенного звука, над которым

          предстоит работать).

  • Общая артикуляционная гимнастика направлена

на развитие моторики всех органов речевого, арти-

куляционного, голосового, дыхательного аппарата.

3.Фонематический слух (подготовка речеслухового анализатора).

     1.На основе речевых процессов.

        А) Развиваем слух (звуки окружающей среды, отстукивание) сопоставление на что похоже.

        Б) На основе музыкальных звуков (балалайка, гармошка, свистулька и т.д.).

   В) На основе звукоподражания

2.На основе сохранных звуков (гласные звуки).

    А) Нахождения звука в ряду других звуков.

    Б) Слоговой ряд.

          В) Выделение звука в середине слова.  

          Г) Выделение звука в предложении.

          Д) Выделение звука в тексте.

          Е)  Параллельно дается понятие: звук, слог, слово, предложение, текст.  

          Ж) Совершенствуется работа над звуковым анализом,

                 анализом предложения, текста, слова, слога, звука.

Этапы логопеди-

ческого

воздействия.

Основные задачи коррекционной работы на этапе постановки звука.

Приемы  коррекционной работы в формировании правильного звукопроизношения на этапе постановки  звука.

Этап  постановки звука.

1. Устранение нарушения звукопроизношения.

2. Формирование условно-рефлекторных связей на данный артикуляционно-аккустический образ звука.

1. Последовательность постановки звуков: С, З, Ц, С, З, Ш, Л, Ж, Р, Р, Ч, Щ.

2. Прием постановки звука по подражанию.

         - Подражание звукам окружающей среды:

Опорой  служат:  зрительный,  аккустический,         тактильный,  вербальный   контроль.

-Анализ работы артикуляционного аппарата.

-Логопед показывает, где была совершена

ошибка.

3. Прием постановки звука по подражанию    произносимые логопедом.

- Анализ работы всех органов артикуляционного аппарата при сохранных: зрительных, слуховых, тактильных, тактильно-вербальных, кинестетических анализаторов.

-Находится ошибка при произношении звука в артикуляционном аппарате.

4. Прием постановки звука от сохранной фонемы.

-Фонема близка по акустическим признакам, по месту и способу образования..

5.  Прием постановки звука  от артикуляционной    гимнастики.

-Главные упражнения для каждого звука.

6. Механический прием в постановке звука.

-Психологическая подготовка ребенка.

Этапы логопедического воздействия.

Основные задачи коррекционной работы на этапе автоматизации звука.

Приемы коррекционной работы в формировании правильного произношения на этапе автоматизации звука.

ЭТАП

АВТОМАТИЗАЦИИ

ЭТАП

АВТОМАТИЗАЦИИ

 

  1. Закрепить артикуляцию звука, акустико-артикуляционный образ звука.

   2. Закрепить знания о механизме образования звукопроизношения.

   

   

3. Автоматизировать слухопроизносимые  навыки.

   

4. Закрепить правильное произношение звука путем постепенного введения поставленного звука в слоги, слова, предложения и самостоятельную речь ребенка.

5. Закрепить понятие: звук, слог, слово, предложение, текст.

1. Артикуляционная гимнастика: специальные артикуляционные упражнения, которые являются  основой для артикуляционного уклада звука, над которым работаешь.

2. Произношение звука в изолированном виде (звукоподражание).

        -уточнение артикуляции звука.

3. Характеристика звука.

4.Связь звука и буквы (разбор буквы, конструктор).

5. Развитие фонематического слуха.

-звуковой ряд.

-слоговой ряд.

6. Закрепление  звука: в слогах (прямых, обратных, со стечение согласных). Только один звук в определенном направлении.

  А) в словах: прямых, обратных со стечением   согласных

   Б) только один звук в определенном направлении. (Слоговая дорожка, слоговая таблица)

 - педагог читает, дети повторяют.

Звукобуквенный анализ в слогах, графическая запись, выкладывание букв.

-В словах: В начале, середине, конце слова.(3вуко-буквенный анализ в словах, графическая запись, выкладывание слова).

  - В предложении (опора предложения картинка, уточнения значения слов, слоговой анализ-ударение, количество        слогов, последующих звуков, деление слова на слоги).

-В чистоговорках, стихах, в  рассказах коротких и длинных,

  в текстах, в разговорной речи.

-Составление предложений, анализ предложения, (количество слов в предложении, графическая запись предложения, разбор по слогам, звукам).

Этапы логопедического воздействия.

Основные задачи коррекционной работы на этапе дифференциации звука.

Приемы коррекционной работы в формировании

Правильного произношения на этапе

дифференциация звука.

 

        ЭТАП


ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ

ЗВУКА.

1. Развивать слуховую дифференциацию.

2.Сформировать навыки различия звука по артикуляционным и акустическим признакам.

3. Закрепить и уточнить знания о механизме образования  звуков и их акустических образований.

4. Формировать фонематический анализ и синтез.

5.Развивать способность различать звуки речи, как в произношении другого лица, так и в собственной речи.

5. Закрепить и уточнить понятие звук, слог, слово, предложение, текст.

1. Специальная артикуляционная гимнастика.

2. Произношение звука в изолированном виде.

3. Анализ артикуляции.

4. Связь звука и буквы.

5. Развитие фонематического слуха (звук, слог, слово,  предложение,   текст).

6.Дифференциация звука в слогах (чтение, проговаривание     в   слоговых  таблицах слогов: ТА - ДА. СА-ША., Звуко - буквенный анализ.)

7.Дифференциация звука в словах ( работа над двумя парами  слов, картинки, звуко-буквенный анализ.)

8. Дифференциация звука в предложении.  

(графический анализ предложения, один звук        в предложении).

9.Дифференциация звука в тексте.

           -составление рассказа по картинке, иллюстрации,  (графическая запись).

           -графическая запись составления рассказа.

10. Дифференциация звука в речи.

 

 Характеристика  звука «С».

Звук «С» - согласный. Струя воздуха встречает преграду  ротовой струи воздухавпереди, идет через рот,

Переднеязычный, глухой, твердый, щелевой.

При произнесении звука «С» губы не напряжены, слегка растянутыв улыбку; перед лабиииииализованными гласными губы округляются. Зубы сближены на 1-2 мм, верхушек зубов. Передняя часть спинки языка широкая, приподнимается к верхним альвиолам и образует верхние и нижние резцы обнажены. Кончик языка широкий, упирается в основание нижних резцов, не задевая с ним щель в форме желобка. Средняя часть спинки  языка опущена, в середине ее образуется продольный желобок. Задняя часть спинки незначительно поднята. Боковые края языка плотно прилегают к внутренней стороне верхни коренных зубов,закрывая проход воздушной струи по бокам.При таком укладе образуется узкий проход (круглая щель) вдоль языка по средней его линии. Проходя через эту щель, сильная, холодная выдыхаемая струя воздуха вызывает свистящий шум. Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость,воздушная струя идет через рот. Чем уже щель - тем шум выше. Голосовые связки разомкнуты производят голоса.  

                                        

                                                                 

                                                           

 Недостатки звука «С»

1.Антропофонический  дефект.

- Сигматизм (искожение звука).

А ) Межзубный-язык находится между зубами С  м/з-смазанный.

Б) Губно-зубной-неправильная работа губ и зубов, нет улыбки, нижние зубы смыкаются с верхними зубами (С-Ф).

В) Призубный – язык упирается в края верхних резцов (С-С)

Г) Боковой-боковые края опущены  слышится хлюпающии звук ( Сбок.-ЛЬ,ХЬ).

Д) Носовой-кончик языка оттянут в глубь ротовой полости и упирается в нижние резцы.Струя воздуха частично  попадает в ротовую и носовую полость. Губы не участвуют в артикуляции ,они напряжены(иногда звук заменяется храпом, С- Схи, Схт).

Е) Шипящий парасигматизм – кончик языка отодвинут назад в ротовую полость (Сшип - СЬ, ШЬ).

2. Фонологический дефект.

А) Когда нет звука, он  отсутствует, слышится свист  С=О      

Б) Звук слышится  но какой? По аккустической  окраске (С=СЬ, З,Ф,Т,Ш,Х,Н).

В) Не различает звук по одному признаку. Не всегда правильно использует артикуляцию С=СЬ, З,Ф,Т,Ш,Х,Н).

                                                         

                                     Подготовительный этап

1. Знакомство с артикуляционным аппаратом.

           Загадка:В домике этом –красные двери,

        Рядом с дверями белые звери,

        Любят зверюшки конфеты и плюшки.

           Рассмотреть схему органов речи.

2. Артикуляционная гимнастика.

А) Упр.для губ. «сирена» (и-у, и-у,-без звука).

 Б) Арт. Упр: «Лягушка», «Хоботок», «Улыбка», «Заборчик», « Трубочка», « Рупор», «Кошка выгнула спинку», «Горочка», «Почистим нижние зубы».

      Чередуется : « Заборчик-Рупор- Трубочка», «Лягушка- Хоботок».    

В) Артикуляция гласных:А-И,О-И,Ы-И,Э-И

Г) Лесенка гласных : (на выдохе) а,о,ы,и.   о,у,ы,и.    а,о,и.

Д) Упр на дыхание: «Султанчик», «Шторм в стакане», «Чайник закипел»,

       (смотри приложение)

       Ж) Упр для губ: 1. Опустить нижнюю губу насколько это возможно и удержать под счет.

                            2. Поднять верхнюю губу  и удержать ее;упражнение выполняется под        счет,позволяет укрепить кинестетическое положение губ в данной позе.

                                      3. Верхняя поднята, нижняя опущена,выполняется под счет,неоднократно возращаясь в исходное положение(кролик грызет морковку,заяц грызет марковь).

      З) Упр для языка: «Лопатка», «Блинчик», «Качели», «Солнышко», «Лепешка», «Иголка», «Змейка»,»Пельмени  та-та », «Наказатьне послушный язычок-па-па-па», «Чистим зубы».

Чередовать упражнения: «Лопотка»- «Иголка»  Упр. для переключения.  

И)Упр для постановки звука: «Горочка», «Кошечка»

             Чередовать упражнения : « Горочка-Кошечка», «Катаемся с горки», «Покусываем кончик языка», «Рубим капусту (покусывание всехчастей языка», «Дуть на язычок».        

2.  Фонематический слух. (смотри приложение).

А) неречевые процессы:1.Звуки окружающей среды.

                                                   2. Домашний двор.

                                                   3. Птицы.

        4. Зимние звуки.

        5.Весенние звуки.

        6.Летние звуки.

         7. Звуки воды.

        8. Деревянные звуки.

        9.Стеклянный звон.

        10.Металические звуки.

        11.Шуршащие звуки.

        12.Звуки ветра.

        13.Звуки грома.

                                                    14.Звуки часов.

2. Музыкальные инструменты:Дудочка,пионино,

3. Ритмический рисунок:Упр. «Морзянка». (смотри приложение ).

4.  Звукоподражание: «Санки», «Водичка»,  «Насос», «Шар спускается», «Ветер».

Б)  На основе сохранных звуков:

                    - Нахождение звука « Т» в ряду гласных:а,о,т,у,и.       т, а,о,у,и.

                    -Слоговой ряд( хлопнуть, поднять руку, выложить палочки и.т.д.)

                                             « Т»    ап-ат-ан.  от-он-оп.  ан-оп-ат.

                                                         Пу-ту-ну-ку.по-то-ко-хо. То-ко-хо-по. Ка-ха- па- та.и т. д.

                         

  • Выделение звука среди слов(согл. «т»).Кот,Стул,Петух,Бант,Танк,Хвост,мост,Тесто, Миска,                            

Паста.

  • Выделение звука в предложении:
  • Выделение звука в тексте
  • Познакомить с понятием «звук-слог-слово_предложение –текст».
  • Звуковой анализ слога, слова.

                                                       

                                                             

                                                                       

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ТВЁРДОГО ЗВУКА  « С»

В ПРЯМЫХ СЛОГАХ

Упражнение.№ 1  Произносить (читать) слоги.

(допускается использование палочки)

         ОБРАЗЕЦ:  Са, С—О, СУ, СЫ 

са—со—су—сы           сы—су—со—са

со—су—са—сы           са—сы—со—су

су—са—сы—со           со—су—са—сы

Упражнение. №2  Произносить (читать) слова.

 С ударением на слоге.

образец: сам, с—оп-ка, пе-с—ок.

                                                са

Сад, сам, сало, сажа, сани, сайка, сахар, оса, коса, лиса, р

са, гусак, досада, писать, кусать, усатый, посадка, краса, пол

са, колбаса.

                                              со

Сок, сом, сон, сор, сорт, Соня, сода, сокол, сопка, сотн

босой, кусок, лесок, носок, песок, поясок, осока, высокий, к<

лесо, фасоль, рассол.

                                             

                                                 су

Суд, сук, суп, сухо, судно, сумка, несу, пасу, посуда, рисук, несут, плясун.

                                                сы

Сын, сыр, сыт, сыч, сыпать, усы, весы, носы, босые, косынка

Упражнение. №3  

 Без ударения на слоге.

образец: с—а-лат, с—уг-роб, воло-с—ы.

                                            са

Сады, садил, салат, салют, сапёр, сапог, сатин, касса, масса,

самовар, самолёт, санитар, сарафан, салфетка, Лариса, колёса.

                                           су

Сукно, суметь, сугроб, сундук, суровый, сувенир, рису, морсу,

вынесу.

                                                    сы

Сырой, сырки, сынок, сыта, осы, бусы, косы, русый, волосы,

полосы, рельсы, выписывать, посылать.

Упражнение. №4  

Слова со стечением согласных.  

образец: с—вой, с—патъ, прис—танъ.

                                                сва, сво

Свая, свалить, сварить, свой, присвоить, небосвод.

                                                 ска, ско

Скала, скалка, скакать, скатерть, скамейка, сколько, скоро,

сковороды.

                                        сла, сло, слу

Слава, слабый, сладкий, слово, слон, словно, слух, случай.

смо, ему, смы, сна, сно, сны

Смог, смотр, смолы, смуглый, смыть, снаряд, сноп, снова,

сны

                                        спа, спо, спу        

Спать, Спартак, проспать, спор, поспорить, спутник, спутать.

                                           ста

Стая, сталь, ставни, ставить, станция, стакан, старик, при-

стань, приставить, достать.

                                         сто

Сто, стол, столько, стойка, постой, настойка.

                                      сту, сты

Стук, стул, стужа, ступка, ступеньки, стынуть.

 Упражнение. №5   Назвать предметы, изображённые на картинках.

( осы, слон, сумка, сыр)

Упражнение. №6   Произносить (читать) предложения.

образец: Ларис—а убирает мус—ор.

У Сони с—умка.

В лесу лиса. На траве роса. На полке посуда. В лесу вы-

сокие сосны. У Бориса русые волосы. Собери сор совком. Со-

бака своих не кусает. Я упал из санок в сугроб. На рисунке

стойкие солдаты. Судно встало на якорь у скалы. Самолёт

летит высоко над лесом.^Собака видит на суку сороку и лает.

Трава сохнет на солнце. Бери для скотины сухую солому. В

     саду сладкие абрикосы. На улице сыро, надевай сапоги. Соня,

     смотри — сом! У сома усы. В буфете сайка, сахар, сыр, сало.

     Лариса, клади в суп фасоль и мясо.

Упражнение. №7  Дополнить предложения по картинкам.

 Произносить (читать) предложения.

( На соломе сидит собака.  Сова сидит на суку.

Самолет летит высоко.

Упражнение. №8Составить предложения по картинкам.

  Упражнение. №9   Произносить (читать) тексты.

 На санках

На санках Саня с Соней

Едут, санки погоняя.

Санки скок, Саню в бок,

Соню бух в сугроб.

 

  Гусаки

Идут леском

Гусак за гусаком.

Смотрит свысока

Гусак на гусака.

Ой, выщиплет бока

Гусак у гусака.

 Упражнение. №10  

                                              В саду

Соня была в саду. В саду стол и скамейка. Соня села на

скамейку. Она стала рисовать. Нарисовала сад, над садом солн-

це. Рисунок был не плох.

 Упражнение. №11    Произносить (читать) и пересказывать текст.

                                 

                                            В лесу

Саня со Славой были в сосновом лесу. С ними была соба-

ка. В лесу сыро, мало солнца. Собака увидела на суку сороку.

Сорока увидела собаку и улетела. Под сосной Саня увидел

ежа. Саня не сумел его поймать!, Слава встал и стал смотреть

вверх. Над лесом летел самолёт. Самолёт напугал лису. Мимо

ребят лиса убегала в нору. Потом Саня и Слава повернули

домой. На опушке леса сохла трава в стогах. Ребята отдох-

нули у стога. Скоро они были дома.

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ТВЁРДОГО ЗВУКА «С»

В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ

  Упражнение. Произносить (читать) слоги.

образец: а—с—, о—с—, у—с—,        

ы—с—, я—с—, ё—с—,

ю—с—, и—с—, е—с—.

ас—ос—ус—ыс           ыс—ус—ос—ас

яс—ёс—юс—ис—ес        ес—ис—юс—ёс—яс

ас—яс—ос—ее           ус—юс—ыс—ис

ас—ее—юс—ус           ес—яс—ис—ос

Упражнение№ 1. Произносить (читать) слова.

 С ударением на слоге.

образец: ро—с—, по-га—с—,

кол-ба—с—-ка.

                                                ас      

Бас, вас, нас, пас, квас, погас, астра, басня, каска, маска, масло,

паста, мастер, опасно, гласный, красный, колбаска, ласточка.        

                                             ос

Нос, рос, воск, мост, рост, хвост, оспа, рослый, остров, острый,

Барбос, покос, вопрос, абрикос, киоск, кросс, космос, полоска.

                                            ус

Ус, вкус, куст, густо, пусто, вкусно, капуста, мускул, вкусный,

грустный, русский.

                                                  ыс

Мыс, кумыс, быстро, выступ, выслать, рыскать, выставка

                                                    яс

Ясно, ясный, ястреб, тряс, пляска, коляска, хлястик.

                                                  ёс

Нёс, пёс, тёс, овёс, унёс, вёсла, пёстрый.

                                                    ес

Лес; леска, кресло, место, тесто, тесно, интерес, интересны

                                                     ис

Рис, диск, лист, писк, риск, миска, повис, Борис, артист, та"

кист, искра, кислый, тенистый, гористый, холмистый.

Упражнение №2

 Без ударения на слоге.

образец: пу—с—-той, а—с—-фалып.

                                                       ус

Парус, глобус, фокус, автобус, троллейбус, куски, кусты, гус-

той, пустой, пустяк, уснул, устал, успел, пускать, брусника.

                                                    Ис

Тиски, листва, искать, испугать, история, Испания, пенистый.

Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.                  

  Упражнение. №3   . Произносить (читать) предложения.

образец: Пё—с— у—с—нул. Арти—сты надели

ма—с—ки.

У нас пёс. На клумбе астры. У дятла острый нос. Кислый

квас. В миске капуста. Арбуз красный. У вас вкусный квас.

Мы ловили пескарей. Редиска растёт быстро. Водитель оста-

новил автобус у моста. В кустах кто-то пискнул. Береги нос

в трескучий мороз. Усталый Ваня быстро уснул. Ястреб унёс

у лесника утёнка. На месте пустыря вырос кустарник. Остатки

доски кинули в костёр. Кто-то поёт грустную песню. Какой

чудесный голос у артиста!

Упражнение

  Упражнение. №9   . Произносить (читать) тексты.

Борис с Настей на посту

Проверяют чистоту.

— Руки чистые у вас?

Если нет — не пустим в класс!

Баба

Борис с ребятишками лепил снежную гору, а мы — бабу

Баба у нас просто чудесная. Вместо глаз вставлены угольки

Нос — сук от куста. Губы — красные лоскутки. На голове

миска. Дядя Анастас нас хвалил. А пёс Барбос бегал и лает

Где растёт ягода

Кислая клюква растёт на болоте. Собирать её можно и в(

ной, когда растает снег. Кто не видел, как растёт клюю

может ходить по ней и не видеть её. Черника растёт —

видишь: рядом с листиками ягоды. И так их много, что

сто синеет. Голубика растёт кустиком. В глухих местах

растет и костяника — красная ягода кисточкой, кислая  ягода.Единственная ягода у нас клюква невидима сверху.

Упражнение. 

  Упражнение. №9    Произносить (читать) и пересказывать текст.

                                               Пастух

Борис был пастухом. Он пас телят. У пастбища лес. Это

    опасно. Того и гляди выскочит волк.

   Барбос помогал. Но он часто убегал в кусты. Борис не пу-

   скал его в кусты. Не пускал близко к кустам и телят.

«Надо поить телят и самому поесть», — думает Борис. Еда

в сумке у сосны. Там и водоём с водой. Борис гонит телят.

Барбос помогает.

Подогнал Борис телят. Лёг под сосной. Потом достал ре-

диску, хлеб, колбасу, мясо. Кость отдал Барбосу. Барбос

грыз кость.

Поел Борис, отдохнул немного. Стал опять пасти.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОИЗНЕСЕНИЯ ТВЁРДОГО ЗВУКА С

В ПРЯМЫХ И ОБРАТНЫХ СЛОГАХ

Упражнение

  Упражнение. №9   . Произносить (читать) предложения.

Солёное масло. Солёная капуста. Сладкий арбуз. Кисло-

сладкий квас. Спелый абрикос. Салат из редиски. Колбаса

с чесноком. Миска с рисом. Высокая берёзка. Густые леса.

Пустой сарай. Пёстрая собака. Старый костюм. Узкие сапо-

ги. Чистая посуда. Вкусный суп. Соня устала. Слава в кус-

тах. Саня уснул. У Ларисы коляска. Сыпь песок, Настя.

Упражнение

  Упражнение. №9   . Произносить (читать) тексты.        

                           За ягодами

Мы долго искали в лесу ягоды. Устали, отдохнули под сос-

ной. В лесу стало темнеть. Мы быстро пошли домой. Где-то

близко мелькнул и погас огонёк. Через несколько минут

вспыхнул костёр. У костра охотники. Костёр освещает нам

путь. Скоро мы были дома.

                                 

                                      Обед

Мама поставила на стол миски, кастрюлю с супом, солонку

с солью. Принесла хлеб и ложки. Соня и Настя садятся на

стулья. Сначала ели салат из редиски со сметаной. Салат

вкусный. Потом ели мясной суп с фасолью. Суп солили по

вкусу. Суп тоже был вкусный. После супа ели арбуз. Арбуз

был красный и сладкий. Обед был чудесный.

Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст.

Первый снег

Наконец пришла зима. Ещё с вечера небо укрыли тучи.

Первые снежинки закружились в воздухе.

Проснувшись, как обычно, на зорьке, Пеструшка осмотре-

лась кругом и не узнала знакомого леса. Он весь был пуши-

стый и белый.

Скоро проснулись другие тетерева и тоже с удивлением ог-

лянулись по сторонам. А потом вся стая полетела кормиться

на лесную поляну.

Наелись тетерева берёзовых почек, пора и отдохнуть. Толь-

ко теперь, зимою, им незачем было прятаться в лесную чащу.

Прямо с деревьев нырнули они вниз, в мягкий пушистый

снег, и закопались в нём.

Теперь на всю зиму тетеревам убежище есть. Полетают по

лесу, покормятся — да и в снег отдыхать. Хорошо там! Ветер

не дует, и от врагов спрятаться можно.

(Г. Скребицкий

                                                               Звук с'

Артикуляция звука с' (мягкого) такая же, как и с твердого

(только средняя часть спинки языка поднята к твердому нёбу),

поэтому I этап работы не проводится.

ПРОИЗНЕСЕНИЕ МЯГКОГО ЗВУКА С

Мягкий звук с легко ставится по подражанию после закрепления твёрдого звука с

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

образец: с—я, с—ё, с—ю, с—и, с—е.

ся—сё—сю         си—се—ею

сю—ся—сё         се—си—ею

ся—си—се          си—сё—си

Упражнение. Произносить (читать) слова.

1. С ударением и без ударения на слогах.

образец: с—ядь, С—ё-ма, ко-с—ил-ка.

                                            ся

Сядь, гусята, косяк, лисята, висят, поросята, десяток, Ася,

Вася, Люся, Муся, месяц, десять, косят, бросят, носят.

                                       сё, ею                        

Сёма, сёла, весёлый, гусёнок, лисёнок, поросёнок, посёлок,

новосёл, тесёмка; Асю, Васю, Дусю, Люсю, Мусю, сюда.

                                          си

Сима, сила, сито, сизый, синий, ситец, синька, сильный, оси-

на, косилка, носилки, висит, лисичка, укусил, погасил, керосин;

гуси, синица, Сибирь, сидеть, сигнал, силач, сироп, сирень,

ситро, синева, лисий, носит, бросит, просит, косит, персик, бо-

сиком, василёк.

                                        се

Сел, сев, семь, серп, сено, Сеня, север, серый, сетка, серьги,

сеялка, семечки, кисель, висел, посев, песец, осенний, весенний,

 осень, село, себя, седло, седой, седок, сезон, секрет, Серёжа,

семена, серебро, секунда, селёдка, пасека, плесень.

                                            сь

Ось, весь, высь, гусь, лось, рысь, брось, боюсь, борюсь, Вась-

ка, моська, письмо, моюсь, бреюсь, восьмой, тесьма.

2. Слова со стечением согласных.

образец: всякий, с—вёрток, с—лива.

                                    све, свё, сви

Свет, сверху, свежий, светлый, свечи, сверчок, свёрла, свёкла,

свёрток, свинка, свитер.

                                   еле, еле, ели, сля

След, слева, слёт, слива, сливки, слить, слякоть.

                                сме, сми, смя, сне, сни, сня

Смех, смелый, смена, сметана, смирный, смять, снег, снежок,

снегирь, снимок, снять.

                                  спе, спи, спя, сте, сти, стё

Спеть, спечь, спелый, спица, спинка, спячка, степь, стены,

стих, стирка, стёкла, Стёпа.

3. С двумя звуками с.

Свист, смесь, снести, слесарь, спросить, скрести, сесть, сестра,

сеанс, силос, система, совсем, сосёнка, сосиски, сессия.

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

образец: У С—имы вас—илек. Вс—юду на с—негири.        •

Вася косит. У Симы десять слив. Люся сидит на сене. Сё

бегает босиком. Вася умылся и оделся. Симу укусила оса. ^у-

се восьмой месяц. Серёжа сильнее Севы, но слабее Сени. У

Васька сидит и следит за сорокой. Кончилось лето, и на

лась осень. Люся всегда боялась гусей. В реку бросили се .

В сети попали осётры. Поселилась лиса с лисятами у проте-

ки. Ты не бойся — это гусь. Я сама его боюсь. Под осиной

подосиновик сидит, на осину подосиновик сердит. Встало солн-

це на рассвете, осветило всё на свете. Гусь плывёт на сере-

дину, чистит лапки, моет спину. Солнце проснулось, лучами к

земле потянулось.

                                        Загадки

ВИСИТ СИТО, Не руками СВИТО. (Паутина)

В воде купался, а сух остался. (Гусь)

Растёт зелёный кустик. Дотронешься — укусит. (Крапива)

Упражнение. Произносить (читать) тексты.

                                         Потешки

Киска, киска, брысь!

На дорожку не садись:

Еле Симочка идёт

И на киску упадёт.

Сели дети на салазки,

Как блестят весельем глазки!

Разогнались, понеслись,

Покатились с горки вниз!

Гуси

Старый дедушка Евсей

На лугу пасёт гусей.

Гуси белые, как снег,

Лапы красные у всех.

Ходят гуси:

— Га-га-га...—

А над ними радуга.

А над ними самолёт,

За собой гусей зовёт.

Только гуси не летят,

Видно, гуси не хотят.

Шиляев)

Жили у бабуси

Два весёлых гуся —

Один серый,

Другой белый,

Два весёлых гуся.

Вот кричит бабуся:

«Ой, пропали гуси,

Один серый,

Другой белый,

Гуси, мои гуси!»

Упражнение. Выучить наизусть стихотворение.

              Дождь

Дождь в лесу, как сетка        

Серая висит,

А на каждой ветке

Песенка сидит.

Но сегодня песенки

Приумолкли,

Потому что песенки

Под дождём промокли.

(Е. Стюарт)

Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст.

Лисица

Гуси паслись на лугу. Их стерегла Ася.

Бежала лисица и увидела гусей. У лисицы лисята, они

лодные. Видит лисица: один гусь в стороне от стада.

Подкралась лисица к гусю. Гусь не видел лисицы. Схватила

лисица гуся. Закричали гуси. Кинулась Ася, но лисица с

ним в лес. Скрылась лисица, не догнала её Ася. Принесла

лисица гуся лисятам. Наелись лисята и стали весёлыми.



Предварительный просмотр:

Тема:  Звук  «Ш»

Цель: Учить правильно произносить  звук «Ш» в слогах.

Задачи: Закрепить знание о механизме образования звука и его аккустических особенностях звука «Ш». Формировать понятие звук, слог.

Развивать фонематический слух, слуховую и зрительную память.

Развивать плавное дыхание через нос .

Развивать мелкую моторику рук.

Материал: Палочки, картина дятла, грамм- запись, дерево ,гнездо,

перышко, картина речка, мост, пуговицы, картинка слон-лягушка,

карточка с упражнениями, кубик настроений.

Ход занятия.

Сегодня мы отправляемся в путешествие. И посмотрим, что встретится нам на пути. Какое у тебя настроение. Покажи на кубике и на своем лице.

- На шарах больших воздушных полететь туда нам нужно (щеки надуваем).

-Шар мой лопнул , прохудился и на землю опустился.(спустил шарик в себя –карточка).

Ловко сядем на коней, в путь отправимся скорей.(лошадь скачет быстро, медленно и остановилась ПУУУУУУУУУ ).Скачет лошадь стучит копытами передними и задними (артикуляция «Улыбка-хоботок»), лошадь остановилась ПУУУУУУУУ. Остановилась лошадь возле дерева, а на дереве дятел  стучит. Кого он ищет?

Послушайте как он стучит: II – II ,III-III.- повтори.

Упражнение «Дятел».        

Грамм запись  «Ветер»Что ,ты слышишь?

Сильный ветер .На дереве гнездо –перышки летят.

Упражнение « Сдуй перышко».

Смотри через речку мостик ,но его надо выложить камнями (пуговицами).Пройдем через мостик  пальчиками.

Что-то жарко стало , солнце светит (показ руками).

Слон поливает лягушку, ей жарко. Упражнение: Хоботок- лягушка.

Посмотри кого мы встретили –это язык тоже гуляет.

Упражнение :  «Накажем непослушный язычок».

«Моляр», «Вкусное варенике», «Чашечка».

Чашечку заносим за верхние зубы –змея шипит.(вдох через нос ,выдох через рот).

Где находится у тебя язычок? Кокой язык у тебя (узкий, широкий).

(Показ на муляже).

Помоги закончить   предложение:

1.  Перу-шок, пету-шок,

     Золотой  гребе-шок.

2.  Мой милый хоро-ший,

     Пришли мне коло-ши,

     И мне и жене и Тото-ше.

3.  Все равно его не бро-шу,

     Потому  что он  хороший.

Молодец! Вот и закончилось наше путешествие. Давай вспомним, что повстречалось нам на пути.(Змея, дятел, ветер, мост, слон с лягушкой, язык)

Все, что нам повстречалось на нашем пути, мы со всем справились. Молодец! Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Планирование занятий педагога - психолога. Планирование занятий для родительского клуба или адаптационной группы. Формат занятий Я + мама.

Планирование занятий для родительского клуба или адаптационной группы. Формат занятий Я + мама.ДатаNТема и  Название встречиЦельСодержаниеМатериал и оборудованиесентябрь1Консультация для родителе...

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»

Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...