Сообщение из опыта работы. Тема: «Формирование дружеских взаимоотношений у дошкольников как условие позитивной социализации»
материал по коррекционной педагогике (старшая группа)
Способность устанавливать дружеские взаимоотношения является условием позитивной социализации. Позитивная социализация в дошкольном возрасте – это умение ребёнка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать своё поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других. Она направлена на введение и подготовку ребёнка к взрослой жизни, а также на привитие фундаментальных навыков в части становления социальной культуры. В процессе формирования дружеских взаимоотношений ребёнок учится правильно вести себя в обществе и поддерживать социальные контакты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/soobshchenie_iz_opyta_raboty.docx | 28.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение из опыта работы.
Тема: «Формирование дружеских взаимоотношений у дошкольников как условие позитивной социализации»
Подготовила воспитатель
Борейко Л.В.
I – Актуальность темы.
Ещё Аристотель сказал, что человек – существо социальное. Его жизнедеятельность неразрывно связана с обществом, которая играет огромную роль в формировании личности.
Способность устанавливать дружеские взаимоотношения является условием позитивной социализации. Позитивная социализация в дошкольном возрасте – это умение ребёнка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать своё поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других. Она направлена на введение и подготовку ребёнка к взрослой жизни, а также на привитие фундаментальных навыков в части становления социальной культуры. В процессе формирования дружеских взаимоотношений ребёнок учится правильно вести себя в обществе и поддерживать социальные контакты.
Формирование дружеских взаимоотношений – одна из важнейших проблем сегодняшней педагогики (стало мало добра). Дошкольное детство не большой, но очень важный период становления личности. В этот сензитивный период у ребёнка формируется определённое отношение к взрослым и сверстникам, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, он учится общаться, складывается характер. Дружеские взаимоотношения помогают детям справиться с неблагоприятной ситуацией, способствуют преодолению робости, смущения, влияют на формирование доброжелательных отношений, обеспечивают успешность совместной деятельности.
Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Если ребёнок мало общается со сверстниками, не умеет организовать общение, быть интересным окружающим, то он чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, замкнутости, формированию тревожности или к чрезмерной агрессии поведения.
Изучению взаимоотношений в группе детского сада посвящены исследования Я. Л. Коломенского, А. В. Артемовой. Ряд исследований выполнены под руководством А. В. Петровского, Л. И. Пеньевской, Т. А. Маркова, В. Н. Залогина раскрывают вопросы формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста. А. А, Анциферова, В. Котырло, Л. И. Дурандина изучали вопросы, касающиеся формирования у детей гуманного отношения. Взаимоотношения ребёнка со сверстниками во многом зависят от условий его жизни в семье и педагогической позиции родителей. Влиянию семьи на
социализацию личности ребёнка посвящены исследования Л. Ф. Островской, В. М. Ивановой и других.
II – Основная часть.
II.1 – Анализ сформированности дружеских взаимоотношений у детей. Диагностика.
Дети в группе по – разному проявляли интерес к сверстникам. Это зависит от наличия у детей особой группы качеств – «качеств общественности». К ним относятся способности ребёнка входить в общество играющих, действовать в нём определённым образом, устанавливать связи с другими детьми, убеждать в чём – то сверстников или самому убедиться.
Прослеживается социальный характер проблем дружбы и дружеских взаимоотношений: раскрывается коллективный характер дружеских связей, необходимости овладения способами деятельности как условия формирования дружеских чувств и отношений. Были организованы целенаправленные наблюдения, позволяющие охарактеризовать детские отношения. Схема наблюдения состояла из следующих вопросов:
- Кому из сверстников ребёнок особенно симпатизирует, с кем предпочитает играть;
- Каковы предполагаемые мотивы этих избирательных отношений;
- Чем характеризуется взаимоотношения со сверстниками в группе в процессе игр, труда, самостоятельных занятий, интерес к деятельности, желание и умение договориться о совместной деятельности, а также считаться с интересами сверстниками;
- Проявление сочувствия, отзывчивости, заботы о друге, об общем деле, стремление помочь другу, выручить в затруднительной ситуации;
- Насколько объективно оценивает ребёнок поступки сверстников и свои (дружеские, недружеские).
Был сделан вывод, что избирательная парная дружба и группировки детей строятся, главным образом, на следующих основаниях:
- Общение по игровым интересам, в которых выделяются следующие качества: умение придумать игру, выполнять правила, проявлять самостоятельность;
- Общение на основе познавательных интересов (рассказывают друг другу о том, что знают, о содержании книг, мультфильмов, поездок с родителями…);
- Дружат в связи с определёнными личностными проявлениями тех или иных детей (не дерётся, не отнимает игрушки, охотно оказывает помощь, справедливо решает споры…);
- На основе трудовых интересов (любят ремонтировать и мастерить игрушки, интересуется работой на огороде…);
- Группировки на основе внешних побудительных привычек: ребёнок принёс новую игрушку, книжку, значок (как правило такие группировки неустойчивы);
- Группировки с явно выраженным отрицательным содержанием взаимоотношений (потихоньку говорить о недозволенном, нарушает правила, придумывает плохую игру).
Во всех этих группировках взаимоотношения складывались по – разному,
многие из них строятся на основе равенства, иногда справедливость в них бывает нарушена. В некоторых явно выступают вожаки, ведущие, роль которых различна.
Неудачно сложившиеся взаимоотношения в группе детского сада могли привести в дальнейшем к стойким нарушениям в сфере общения.
Некоторые дети достаточно часто конфликтовали, тяжело согласовывали свои действия, затруднялись уступать другим, сопереживать. В конфликтных ситуациях ребёнок видел только, что сверстник ему мешает в достижении его целей (ломает постройку, игру, хочет забрать игрушку). Это связано с тем, что ребёнок дошкольного возраста эгоцентричен, он ещё не понимает, что другой ребёнок – это тоже личность, со своими чувствами, интересами.
Избежать конфликтов в детском саду невозможно, да и необходимости в этом нет, так как решение конфликтных ситуаций сейчас помогает социализации ребёнка в будущем, он приобретает опыт.
Изучение взаимоотношений между детьми в группе систематизировали. (Приложение «Диагностический материал»). Из 20 –ти детей 7 проявляли доброжелательность, активность, общительность, инициативу в играх
(35 % - дети I подгруппы). Дети II подгруппы (6 детей – 30 %) были малообщительны, почти не играли с другими детьми, молчаливы, замкнуты.
Дети III подгруппы (7 детей – 35%) неуравновешенные, легко возбудимые, не считались с мнением других, проявляли вербальную и физическую агрессию.
II.2 – Цели и задачи работы с детьми.
Была определена цель работы:
- Создать условия для позитивной социализации детей через формирование дружеских взаимоотношений.
Задачи:
- Формировать у детей представления о дружбе, друзьях.
- Воспитывать умения и навыки общения со сверстниками.
- Развивать у детей способность к сопереживанию.
- Научить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения.
- Воспитывать самостоятельность и саморегуляцию.
II.3 – Формы и методы по формированию дружеских взаимоотношений у детей.
Конечно, основная роль в воспитании дружеских взаимоотношений отводится игре.
В игре дети учились понимать чувства и состояния других детей, сопереживали им, приобретали навыки общения со сверстниками. Наиболее благоприятны игры, в которых гуманные проявления входят в ролевые предписания: «Семья», «Больница», «Скорая помощь», а также игры, сюжет которых требует от детей умения действовать сообща, проявлять самостоятельность, чтобы найти выход из ситуации.
Мы старались развивать у детей не только желание и умение самостоятельно объединяться для совместной игры, но и проявлять дружелюбие, справедливость. В игре ребёнок проявлял опыт справедливого оценивания действий и поступков своих и товарищей, осваивал умение соблюдая правила игры, управлять собой.
Дети учились разрешать конфликты, адекватно взаимодействовать с окружающими. У ребёнка развивались желание и потребность в сотрудничестве, возникали новые отношения к окружающему его миру.
Простые слова «Не ссорьтесь», «Помиритесь» часто не воспринимаются ребёнком. Использовали дидактические речевые игры:
- «Доскажи словечко» («Если друг попал в беду… помоги ему»);
- «Скажи наоборот» («Злой – добрый, обидеть – защитить…»).
Учили мирилки («Тому, кто справа – улыбнись…), пословицы о дружбе («Не имей сто рублей, а имей сто друзей»), стихи. В игре «Комплименты» учились их говорить и принимать. Проводили беседы: «Люби добрые поступки», «Если добрый ты – это хорошо!»
Для налаживания диалогического общения использовались настольно – печатные игры, лото, домино, игры с правилами. В играх – эстафетах дети «болеют» за своих друзей, здесь один за всех и все за одного, развивается умение заметить трудное положение товарища, искать пути, как можно его выручить («Ловишку» предпочитали играть с «заморозкой»).
В коллективных работах по лепке, рисованию, аппликации формировали умение договариваться: каким узором украсить обе варежки? Дети проявляли взаимовыручку, проявляли инициативу и принимали её. Чтобы дети научились выявлять истинные мотивы поведения, использовали чтение и рассказывание сказок. Так, после чтения венгерской сказки «Два жадных медвежонка», некоторые дети говорили: «Они остались голодными, потому что ушли из дома», хотя характеризовали лису как хитрую плутовку. И только в процессе обсуждения заговорили о проявленной медвежатами жадности.
В сказке никто не учит ребёнка «жить правильно». События сказочного сюжета естественно и последовательно вытекают одно из другого. Дети стремятся воспользоваться примером положительного героя в решении своих проблем. Сказка помогает ребёнку выработать то или иное отношение к окружающей действительности, к поступкам людей, вызывает стремление подражать хорошему и противостоять плохому, тем самым формируя самостоятельность в словах и поступках.
Проводили беседы с неоконченным ответом: «Что бы ты сделал, как бы поступил, если бы…». Рассказы, составленные С. Г. Рочевым, содержат в себе ситуации выбора (с.70. Р.С. Буре «Социально – нравственное воспитание дошкольников, Мозаика – Синтез, 2011 год). Обсуждая поступки героев, дети рассуждают о честности, справедливости, дружбе. В группе реализовывали краткосрочные образовательные проекты (КОПы).
КОП «Подари улыбку» учил взаимодействию через коммуникативные упражнения «Ласковое имя», «Зеркало», «Менялки», «Передай добро». В КОП «Вместе весело шагать» использовали кричалки – зазывалки, игровые загадки, подвижные игры, рефлексию – комплимент (в конце каждый хвалит своего соседа за что – то: «Спасибо тебе, что ты…»).
Также проводили КОПы «Возьмёмся за руки, друзья!», «Дружба начинается с улыбки», в которых дети учились позитивному общению, комфортным отношениям со взрослым и сверстниками.
При формировании дружеских взаимоотношений учитывали психологические аспекты, использовали технику (приём) «золотое правило» психологии. Особенности беседы с педагогом (Сидим на одинаковых стульях, партнёрская позиция).
I часть беседы.
- Снимаем с ребёнка страх общения со взрослым, надо убрать сопротивление («Петя, подойди ко мне…») и создать положительный настрой («Я тебя люблю, ты так хорошо умеешь машинки убирать…» или «…футболочка красивая…»: сказать за что «люблю».
- «Может быть ты не всегда успеваешь подумать, ты такой быстрый» или « Ти просто быстрый, не подумал» или «Ты просто поторопился».
- Настроить на позитивное восприятие беседы с педагогом. «Ты не должен оправдываться, ты не защищайся, ты просто меня послушай. Даже можешь ничего не говорить, ты внимательно будешь слушать.
II часть беседы.
- Описание ситуации без эмоций, только факты: «Как ты думаешь, что сегодня произошло?»
«Я хочу поговорить о том, что произошло, когда ты играл с Сашей. Я хочу поговорить о том, что произошло на прогулке».
Воспитатель: «Все играли, у тебя была лопатка и что…(молчать!)
Ребёнок: «Я ударил…»
Воспитатель: «А он?», «А ты что сделал?», «А он?»
- Задаю вопросы, как он эту ситуацию воспринял на уровне мысли («Я обиделся») и на уровне действий («Я ущипнул, он укусил»)
Воспитатель: «Как ты думаешь, что чувствовал другой ребёнок.» Он здесь оценивает ситуацию: «Ты же знаешь, что нельзя драться.» (Он должен сказать: «Да, я сделал плохо»)
Воспитатель: «Ты такой хороший мальчик, но ты стукнул Петю, как ты считаешь, тебя надо наказать?» («Да») Он должен осознать поступок.
- «Веер наказаний». Обсуждаем. Предлагаем ему придумать разные наказания (5-6) «А теперь выбирай из этих наказаний, как тебя будем наказывать». Он сам выбирает наказание, место, время (после прогулки или после занятий…)
III часть беседы.
- Обязательно похвалить за то, как он себя вёл во время ваших переговоров. «Молодец, хорошо думаешь, говоришь».
- Обсудить «веер положительных поступков» (варианты позитивных действий, как поступить: не стукнуть, а……). «Как ещё можно было поступить? (5 -6)».
- «Ты хороший» (Мы его поднимаем над поступком и вселяем уверенность, что он будет хороший и больше не будет).
Основное правило для воспитателя: если воспитатель в беседе доминирует над ребёнком, то используем приём «наклеить скотч себе на рот».
II.4 – Взаимодействие с родителями.
Исследования показали, что роль в формировании у детей социальных навыков принадлежит родителям. Взаимоотношения родителей друг с другом и со своими друзьями служат детям постоянной моделью для подражания. Именно родители могут показать, насколько важна и значима для них дружба с окружающими. У них есть реальная возможность научить ребёнка с уважением относиться к чувствам других людей. Спрашивая сына или дочь о том, что, по их мнению, чувствовала ближайшая подруга или друг во время просмотра мультфильма или по поводу своего проигрыша в любимой игре, мы помогаем ребёнку обратить внимание на своих близких. Родители способны также научить ребёнка интерпретировать чувства и поступки своих сверстников, не делая поспешных выводов и заключений на основе своей интерпретации; Уважительно относиться к мнению другого человека, даже если это мнение не совпадает с твоим собственным.
Привлекая родителей к анкетированию «Отношение ребёнка к сверстникам», мы увидели, что:
- дети часто жалуются взрослым, что его обижают другие дети;
- не умеют предлагать помощь другим, не оказывают помощь, если даже они об этом просят;
- избегают делиться с другими детьми игрушками и сладостями;
- в игре стараются получить значимую роль, если не получает, отказывается играть.
Это побудило нас к использованию определённых форм работы с родителями. Эффективной формой взаимодействия с родителями является привлечение их к проектам. Так был реализован проект «Игры наших бабушек и дедушек». Народные игры: «Лапта», «Чижик», «Городки», «Краски», «Салки», «Гуси – лебеди», «Прятки», «Жмурки»… Для игр все разучили считалки, зазывалки, кричалки («Кто будет играть, а потом не принимать…», «Тай-тай, налетай..» и другие). Родители выпустили стенгазету с фотографиями своих игр. Если родитель со своим ребёнком вовлечён в процесс игры, то он становится ему лучшим другом, ему можно доверить все свои тайны.
В проекте «Заводим новых друзей» решали с родителями проблемные ситуации:
- Какие поступки можно совершить, чтобы подружиться с новеньким;
- Покажи, что можно сделать или сказать новенькому;
- Подумай о ком – то, кто нуждается в друге;
- Подумай и расскажи, каким образом ты мог бы подружиться с тем человеком.
Предлагали родителям консультации:
- «Формирование у детей положительного отношения к сверстникам»;
- «Добрые поступки в художественных произведениях»;
Рекомендации:
- «Как развивать у детей уверенность в себе».
Размещали материалы на информационных стендах:
- «Принципы общения взрослых и детей»;
- «Как помочь детям с нарушениями в общении».
III – Результаты работы. Вывод.
Дружеские отношения – взаимодействие, основанное на общности интересов и взаимной привязанности. Взаимоотношения ребёнка со сверстниками во многом зависит от его личностных особенностей, условий его жизни в семье и педагогической позиции родителей. Эффективность работы зависит от взаимодействия педагогов и родителей.
В результате проведённой работы в I подгруппе больше стало детей на 65%,
во II подгруппе – меньше на 35%. Взаимоотношения детей изменились. Они устойчиво проявляли общительность, активность, готовы были оказать помощь друзьям.
Показателями дружеских взаимоотношений выступили:
- проявление сочувствия, отзывчивости, интереса к деятельности друга;
- развитая самостоятельность и саморегуляция.
Диагностика
Начало работы | Завершение работы | Результат | |
I подгруппа Дети активные, общительные, дисциплинированные, самостоятельные, инициаторы игр | 7 детей 35% | 20 детей 100% | >на 13 детей <на 65% |
II подгруппа Дети молчаливые, замкнутые, малообщительные, почти не играющие с другими | 6 детей 30% | 0 детей 0% | >на 6 детей <на 30% |
III подгруппа Дети неуравновешенные, легковозбудимые, Не считаются с мнением других, проявляющие вербальную и физическую агрессию | 7 детей 35% Дамир, Дима, Саша, Маша… | 0 детей 0% | >на 7 детей <на 35% |
Литература:
- Божович Л.И. «Личность и её формирование в детском возрасте». М., 2000
- Ильин Е.П. «Психология общения и межличностных отношений. –
СПб.: Питер, 2009
- Краснощекова Н.В.. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Изд. 4-е.-Ростов – на – Дону: Феникс, 2008.
- Смирнова Е.О., Холмогорова В.М., «Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005.
- Чернецкая Л.В. «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений. – Ростов-на-Дону: Феникс,2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование дружеских взаимоотношений старших дошкольников в музыкально-игровых ситуациях"
В статье описывается проведённый эксперимент на выявление дружеских взаимоотноошений, формы работы с детьми и родителями...
Сообщение из опыта работы.Тема"Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"
Тема: "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность""Самое дорогое у человека-это жизнь"Н.А.ОстровскийНа современном этапе развити...
Сообщение из опыта работы. Тема: «Дизайн – проект как условие творческого развития дошкольников».
Разработка содержания интегрированных форм организации художественно-творческой деятельности дошкольников на основе использования детских дизайн -проектов. Обеспечение каждому ребёнк...
Методическая разработка на тему: «Формирование дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста, как условие повышения эффективности их социально-нравственного развития и воспитания в семье и ДОУ»
Сегодня является аксиомой, не требующей доказательств, что социально-нравственной развитие, нравственное и моральное воспитание детей нужно начинать еще в дошкольном возрас...
Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»
Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...
Доклад воспитателя, сообщение из опыта работы Тема: «Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок»
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знан...
- Мне нравится (1)