Обобщенный педагогический опыт по теме: «Опытно – экспериментальная деятельность с детьми как условие позитивной социализации и познавательного развития старших дошкольников»
материал (старшая группа) на тему

Гусева Людмила Владимировна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_opyt.docx99.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №40

комбинированного вида

педагогический опыт педагога

Гусевой Людмилы Владимировны

тема опыта:

«Опытно – экспериментальная деятельность с детьми как условие позитивной социализации и познавательного развития старших дошкольников»

                                                                                                                                                                           

г. Киржач 2018г

Содержание опыта:

  1. Сведения об авторе ……………………………………………..……….…… 3
  2. Условия возникновения опыта………………………………………….…… 4
  3. Теоретическая база опыта………………………..…………………….…..… 5
  4. Актуальность и перспективность опыта…………………..………….…..… 6
  5. Новизна опыта…………………………………..………………………...….. 7
  6. Технология опыта………………………..…………………………………… 8
  7. Результативность опыта…………………………………………………….. 14
  8. Адресная направленность опыта……………………………….……...…… 20
  9. Используемая литература и информационные ресурсы……………….…. 21
  10. Приложения…………………………………………….………………….… 23

Сведения об авторе

Ф.И.О.

Гусева Людмила Владимировна

 

Дата рождения:

06.10.1976 г.

 

Образование (когда и какое учебное заведение окончил ):

 Биробиджанское педагогическое училище 1997 г.

Специальность по диплому:

воспитатель детского сада

Место работы:

г. Киржач  Владимирской области

 

МБДОУ № 40

Занимаемая должность:

воспитатель

 

Общий стаж трудовой деятельности:

24 года

 

Педагогический стаж:

24 года

 

Квалификационная категория

Высшая категория

Условия возникновения опыта

Важной предпосылкой возникновения данного опыта является введение Федерального Государственного образовательного  стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155).

ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации и личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности. Позитивная социализация основана на получении нового опыта с радостью и удовольствием благодаря положительным подкреплениям, поощрениям, приятным эмоциям.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром, окружающей их живой и неживой природы. В системе разнообразных знаний об окружающем мире особое место занимают знания о явлениях неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное.

Прекрасной иллюстрацией формирования эмоциональной компетенции в исследовательской деятельности у дошкольников являются эмоции воспитанников, возникающие при осуществлении исследования, проведения экспериментов, когда результат опыта неизвестен для ребенка и сопровождается эмоциями удивления, радости открытия, гордости за самостоятельное проведение опыта. У детей формируется уверенность в собственных силах – что является основой позитивной социализации.

Теоретическая база опыта

В процессе поиска нужных сведений на тему «Опытно – экспериментальная деятельность с детьми как условие позитивной социализации и познавательного развития старших дошкольников» я открыла много нового. Теоретической базой организации опытно – экспериментальной деятельности являются исследования  Н.Н. Поддъякова, который в качестве основного вида поисковой деятельности детей, выделяет деятельность экспериментирования. По его мнению: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития».

Использовала методические рекомендации по организации экспериментирования в детском саду О.Д Дыбиной, Л.Н. Прохоровой, Н.Н. Совгир, И.Э. Куликовская, Л.В. Рыжова, А. И. Иванова. Данными авторами предлагается организация работы, таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результаты опытов. При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер. Экспериментирование не становится самоценной деятельностью, так как возникает по инициативе взрослого. Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка.

Способами обследования стали диагностические методики Л.Н. Прохоровой «Отношение детей к экспериментальной деятельности», В.С. Юркевича «Изучение познавательных интересов».

Актуальность и перспективность опыта.

Родители и педагоги придают огромное значение интеллектуальному развитию личности ребенка. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок успешно учился в школе, был уверенным, счастливым, мог свободно общаться и взаимодействовать со сверстниками. Это залог успешного психического здоровья.

            Детское экспериментирование расширяет кругозор ребенка, развивает его психические способности (ребенок учится анализировать материал, выдвигать гипотезы, проверять их). Кроме того, игры – эксперименты имеют большое значение для поддержки психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.

В процессе экспериментирования особое внимание уделяется совместной деятельности детей и взрослых, где удовлетворяются потребности дошкольников в общении с взрослыми.

И, конечно же, опыты влияют на эмоциональную сферу - ребенок получает массу положительных чувств.

Новизна опыта.

Новизна опыта: 

- в преобразовании предметно-развивающей среды в соответствии с возрастными особенностями детей;

- в использовании цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

- в использовании игрового экспериментирования в играх (подвижных, дидактических, сюжетно - ролевых);

- в создании «Детской лаборатории»;

- в активном привлечении родителей в проекты на всем протяжении работы;

- в использовании метода проектов;

- в использовании информационных компьютерных технологий для более углубленного изучения предметов;

- в разработке конспектов, позволяющих осуществлять деятельный подход.

Технология опыта.

Моя работа направлена на повышение общительности у детей, сохранение и поддержание психического здоровья путем тесного взаимодействия с родителями и педагогом, на развитие познавательных процессов, на развитие личностных особенностей каждого ребенка с учетом его возможностей.

Цель: создание условий для позитивной социализации и познавательного развития старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность.

Задачи экспериментальной деятельности:

  • расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
  • развивать у детей умения пользоваться приборами — помощниками при проведении игр-экспериментов.
  • развивать у детей умственные способности: анализ, классификация, сравнение, обобщение.
  • развивать социально-личностное качества каждого ребёнка (коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляция своих действий).
  • способствовать активному включению родителей в совместную опытно – экспериментальную деятельность.

В своей работе с детьми руководствуюсь следующими принципами:

  • обеспечение эмоционального благополучия;
  • формирование самостоятельности, инициативности и ответственности;
  • равенство и сотрудничество;
  • уважать мнение каждого ребенка;
  • не поучать, а научить;
  • каждый ребенок - индивидуальность!

Разработала учебно-методический комплект, который включает в себя:

  1. Перспективно – тематический план с детьми и родителями по экспериментированию

Месяц

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с родителями

сентябрь

Свет. «Путешествие солнечного лучика»

Анкетирование родителей.

Цель: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской  активности детей.

Консультация: «Игра или экспериментирование».

Цель: Рассказать родителям о том, что экспериментирование, как и игра является ведущим видом деятельности дошкольников.

Привлечение родителей к пополнению необходимого оборудования в  детской лаборатории.

Песок «Песочный городок»

Почва «Земля матушка»

Мини досуг «Кладоискатели»

октябрь

«Удивительные свойства воздуха»

Родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности».

Консультация:  «Соблюдение правил безопасности».

Цель: познакомить с необходимыми правилами безопасности при  организации и проведении экспериментов и игр дома.

Фотовыставка «Экспериментируем с воздухом»

«Откуда берется ветер»

«Почему в космос летают на ракете»

«Забавные фокусы с воздушным шариком»

ноябрь

«Чудесная мука»

Консультация для родителей «Играем с мыльными пузырями»

Рекомендации на дом: «Экспериментирование и наблюдение во время прогулок»

Фотовыставка «Экспериментируем с мукой»

Пополнение полочки умных книг

«Обнаружение крахмала»

«Секретные записи»

«Выращивание кристаллов из соли и сахара»

декабрь

«Волшебница вода»

Практикум: «Тонет? Не тонет!»

Цель: предложить практические рекомендации по организации игр и экспериментов с водой. Познакомить с простыми экспериментами и играми с водой.

Фотовыставка «Экспериментируем с водой»

«3 состояния воды»

«Способы очистки воды»

Круговорот воды в природе «Путешествие капельки»

январь

«Что такое молния»

Буклет «Экспериментируем дома».

Цель: познакомить родителей с играми – экспериментами, которые они могут провести дома вместе с детьми.

Фотовыставка «Экспериментируем с статическим электричеством»

«Почему горит фонарик»

«Электрический театр»

«Термометр и температура»

февраль

«Ледяные самоцветы: красим лед изнутри»

Консультация: «Ребенок - исследователь в детском саду».

Цель: дать педагогические советы родителям по экспериментальной деятельности детей; развитию познавательной активности.

Фотовыставка «Экспериментируем «Волшебные стекляшки»»

Мастер- класс родителей для детей «Веселый пузырь»

«Волшебный мир зазеркалья»

«Перископ»

«Волшебные стекляшки» (микроскоп, лупа, бинокль)

март

«Превращение из твердого в мягкое»

Консультация: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»

Цель: педагогические советы родителям по развитию познавательной активности ребенка развлечение «Школа волшебников»

Буклет «Интересное рядом»

«Волшебный квадрат»

«Увлекательные опыты с яйцом»

«Делаем хэндгам»

апрель

«Магнит и его тайны»

Практикум: «Занимательные опыты и эксперименты для умных пап и любопытных

дошколят».

Фотовыставка «Экспериментируем с магнитом»

Мастер – класс родителей для детей «Посадка цветов»

«Упрямые предметы»

«Почему все падает на землю?»

«Почему железные корабли не тонут?»

май

«Источники звука и его распространение.»

Консультация для родителей «Огород на окне»

Родительское собрание «Наши успехи и достижения в экспериментальной

деятельности».

Фотовыставка «Экспериментируем со звуком»

«Секреты кока - колы»

« Волшебные краски»

Развлечение «Школа волшебников»

 

2. Серию экспериментов с объектами неживой природы (см. Приложение)

3. Серию проектов («Песок изучаем – коллекцию собираем», «Волшебница вода», «Воздух-невидимка», «Волшебное электричество», «Чудесное притяжение», «Волшебство света и цвета» и др.). (см. Приложение)

4. Картотека пособий по данной теме.

5. Рабочие листы и алгоритмы экспериментирования (см. Приложение)

6. Правила соблюдения и техники безопасности (см. Приложение)

Важное место в опытно - экспериментальной деятельности занимает организация предметно – пространственной развивающей среды. Для проведения игр – занятий, совместной и самостоятельной деятельности детей я организовала в группе лабораторию «Хочу все знать». Стараюсь, чтобы детям было уютно, удобно и интересно заниматься в лаборатории. Часто использую на занятиях игровые и сказочные персонажи. Демонстрирую различные модели (вулкан, диафрагма и мн. др), макеты (пустыни, озера и тд.), что позволяет делать опыты более наглядными. Максимально задействуем все органы чувств. Мы стараемся по возможности понюхать, попробовать на вкус, пощупать, услышать, рассмотреть, чтобы получить всесторонний опыт. Чтобы впечатления от опыта закрепились в долгосрочной памяти – эксперименты должны вызывать удовольствие, интерес.

В центре есть все необходимые материалы, оборудование и приборы для самостоятельной деятельности (игр с водой, песком, камнями, бумагой и тд.). Здесь же помещена познавательная литература, иллюстрации, дидактические игры, модели, макеты, дневники наблюдений, условные символы, алгоритмы для проведения опытов.

Большинство вещей, которые мы используем для опытов и игр  - экспериментов мы нашли в детском саду и дома. Некоторые предметы купили в магазине. Родители принимают активное участие в обогащении нашей лаборатории. Мамы, папы помогают детям найти различную информацию, материалы по изучаемой теме, в оформлении коллекций (камней, ракушек, песка и тд.). В своей практике использую домашние задания, дети с радостью демонстрируют опыты домочадцам. Я охотно даю детям домой различные предметы для проведения опытов, даю описание эксперимента, чтобы дети показали его родителям. В этом случае дети дома закрепляют полученные на занятиях знания.

Чтобы вызвать положительную реакцию родителей на значение опытно – экспериментальной деятельности в жизни ребенка, я стараюсь в доступной, интересной форме донести до мам и пап влияние игр - экспериментов на развитие личностных качеств детей (самостоятельность, целеустремлённость, ответственность, инициативность, настойчивость.)

На мастер – классах «Веселые пузыри», «Волшебство вокруг нас» были предложены различные игры – эксперименты, которые очень понравились родителям. Интересно прошли совместные досуги «Школа волшебников», «Минута славы», где родители и дети делились своим опытом. Большой интерес вызвали практикумы «Тонет? Не тонет?», «Занимательные опыты и эксперименты умных пап и дошколят» где решались проблемные задачи.

Также провела консультации «Роль семьи в развитии поисковой - исследовательской активности ребенка», «Соблюдение правил безопасности», «Огород на окне». Оформила полочку умных книг. Родители с удовольствием ею пользуются и пополняют своими находками. Использую наглядную информацию в родительском уголке: памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». Распространяю  буклеты «Интересное рядом», «Детское экспериментирование – средство познавательного развития детей дошкольного возраста», рекомендации «Проведите с детьми дома».

Закрепляем знания, полученные в ходе игр – экспериментов, при помощи рассказов,  историй, рисования, песен, танцев, изготовления макетов, подвижных игр (дети становятся частицами и ведут себя соответственно изученным законам природы). Все опыты построены  на диалогах, где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает. Они помогают развивать логику детей и подводят их к открытиям, которые делают сами.

Я считаю, что в результате использования экспериментальной деятельности дети в группе стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. Проведенная работа оказала положительное влияние на развитие речи, мышления, познавательных процессов и творческих способностей детей.

Результативность опыта.

 Для изучения определения личностных особенностей провела диагностическое обследование детей старшей группы 2016/2017 учебного года.

Способами обследования стали диагностические методики   Л.Н. Прохоровой «Отношение детей к экспериментальной деятельности», В.С. Юркевича «Изучение познавательных интересов».

В диагностике  (на начало и конец года) приняли участие 20 детей 5-6 лет.

1.Свою работу я начала с определения уровня знаний о неживой природе.

Для определения уровня знаний о неживой природе я составила следующие вопросы:

1. Какие свойства песка ты знаешь?

2. Где и для чего человек использует песок?

3. Какие свойства камней ты знаешь?

4. Где и для чего человек использует камни?

5. Какие свойства воды ты знаешь?

6. Где и для чего человек использует воду?

7.Что ты знаешь о воздухе?

Результаты деятельности оценили следующим образом:

 Высокий уровень (3 балла). Ребенок правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты неживой природы.  При  ответах на поставленные вопросы проявляет творчество и фантазию.

 Средний уровень (2 балла). Ребенок называет основные отличительные характеристики объектов неживой природы. После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры, того, как люди используют объекты неживой природы.

 Уровень ниже среднего(1 балл). Ребенок не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются.

На основании обследования я вывела общий уровень знаний каждого ребенка. В итоге мы получили:

Высокий уровень – 10%

Средний уровень – 40%

Низкий уровень – 50%

По результатам выявленного уровня  знаний о неживой природе установлено, что отсутствуют знания о свойствах воздуха, камней, воды,  и др., частично знают об их назначении. Дети плохо вычленяют существенные особенности предметов, делают ошибки при группировке предметов.

2.Провела наблюдение за отношением детей к экспериментальной деятельности.

В процессе детского экспериментирования дети учатся:

видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель; решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент; делать выводы; фиксировать этапы действий и результаты графически. Любая деятельность зависит от отношения к ней субъекта. Таким образом, важно уметь оценить отношение детей к деятельности экспериментирования.

На данном этапе я наблюдала за тем, чему отдаёт предпочтение ребёнок в самостоятельной деятельности (экспериментирование, изодеятельность, игровой уголок).

Результаты наблюдений за  детьми показали, что предпочтения детей  группе распределились следующим образом:

1 место – игровой уголок (45%)

2 место –  изодеятельность (40%)

3 место - экспериментирование (15%)

Т.е. экспериментирование заняло последнее место,

3.Изучили познавательные интересы.

Для оценки изучения уровня развития любознательности, познавательной активности я провела наблюдение.  На основе наблюдений за поведением детей в естественной обстановке и бесед с родителями детей выбрала ответы на вопросы анкеты. Основой послужила анкета "Изучение познавательных интересов" (В.С. Юркевича)

Из приведенных в таблице результатов видно, что:

10% детей – познавательная потребность выражена сильно.

70% детей – познавательная потребность выражена умеренно.

20% детей – познавательная потребность выражена слабо.

Таким образом, мы видим, что дети не проявляют интерес к экспериментированию, предпочитая другие виды деятельности. Дети мало проявляли интерес к поисковой деятельности. Отсутствует ряд навыков и необходимых компонентов для экспериментирования (умения ставить цель, выбирать необходимый материал, планировать свои действия с материалом с направленностью на результат). Познавательный интерес выражен недостаточно. Дети мало знают о свойствах и качествах материалов неживой природы. Данные диагностики свидетельствуют о необходимости целенаправленной, систематической работы по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста с использованием экспериментирования.

Положительный результат проводимой работы подтвердили результаты  диагностики.

1.На основании проведённого обследования я вывела общий уровень знаний детей о неживой природе. В итоге я получила:

Высокий уровень – 65%

Средний уровень – 25%

Низкий уровень – 10%

2.Результаты наблюдений за  детьми показали, что отношение к экспериментированию после проведённой работы  в группе улучшилось.

Предпочтения детей  распределились следующим образом:

1 место – игровой уголок (45%)

2 место - экспериментирование (35%)

3 место –  изо деятельность (20%)

Т.е. экспериментирование заняло второе место.

3. Познавательная потребность у детей повысилась.

55% детей – познавательная потребность выражена сильно.

40% детей – познавательная потребность выражена умеренно.

5% детей – познавательная потребность выражена слабо.

Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:

- знания детей о неживой природе

- повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);

- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);

- личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать ее с другими и т. д.).

Адресная направленность опыта

Надеюсь, что мой опыт будет интересен педагогам, заинтересованным в успешном развитии детей; поможет в выборе вариативных форм обучения (интегрированных занятий, игровых и проблемных ситуаций, включающих опыты), а так же послужит подспорьем в организации исследовательской деятельности.

Игры - эксперименты могут быть самыми разными, но они неизменно приносят и радость, и пользу.

Используемая литература и информационные ресурсы.

  1. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 2001.
  2. Бондаренко Т.М.. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. -  Издательство: ТЦ Учитель г. Воронеж, 2009
  3. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. Сфера,2010
  4. Дыбина О.В., Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» - издательство ТЦ Сфера, 2010г.
  5. Журнал “Дошкольное воспитание”. № 11/2004. «От педагогики повседневности – к педагогике развития»
  6. ИвановаА.И.. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. -  Программа развития Издательство: Сфера , 2008
  7. Менщикова Л.Н.. Экспериментальная деятельность детей. -  Издательство: Учитель,  2009год
  8. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2003
  9. Москаленко В.В.. Опытно-экспериментальная деятельность. -  Издательство: Учитель, 2009
  10.  Перспективное планирование по программе « От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.
  11.  Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.
  12. Прохорова Л.Н.. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. -  Издательство. Аркти, 2005
  13. Тугушева Г.П., А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность» изд. «Детство-пресс», 2007г.
  14. Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду – Самара, 2004
  15. Верховкиной, М. И.,  Атаровой А. Н. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования (в таблицах и схемах).
  16. http://naukaveselo.ru/wppage/besplatnaya-kniga-domashnyaya-laboratoriya-opyityi-so-zvukom   
  17. http://naukaveselo.ru/wppage/besplatnaya-kniga-domashnyaya-laboratoriya-opyityi-s-vodoy 

Приложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт по теме: "Опытно – экспериментальная деятельность в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Педагогический опыт по теме: "Опытно – экспериментальная деятельность в работе с  детьми  старшего дошкольного возраста"...

Опыт работы «Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста».

Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «Создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их в...

Обобщение опыта работы по теме: « Опытно – экспериментальная деятельность в экологическом образовании дошкольников»

Обобщение опыта работы по теме: « Опытно – экспериментальная деятельность в экологическом образовании дошкольников»...

«Опыт работы по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Трудности освоения и анализ приобретаемых знаний».

Опытно-экспериментальная деятельность для дошкольников одна из наиболее интересных и продуктивных видов деятельности. для педагога - просто и доступно объяснить, как устроен окружающий мир!...

Обобщение опыта работы по теме « Опытно – экспериментальная деятельность детей»

Выбрав тему «Развитие познавательно-исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования», я поставила перед собой цель – развивать в детях способно...

Обобщение опыта работы по теме: "Опытно-экспериментальная деятельность в рамках программы Н.А.Рыжовой "Наш дом-природа" по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста"

      Важно к концу дошкольного возраста заложить у ребёнка основы экологической культуры-подвести его к пониманию связи человека с природной средой, познакомить с этически ценны...

Опыт работы "Организация опытно - экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«ДС №16»Опыт работы по теме«Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста».Воспитат...