Выступление на тему «Оказание помощи детям раннего и дошкольного возраста с РАС и их семьям».
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Доклад на ГМО
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Солнышко»
Доклад на тему:
«Оказание помощи детям раннего и дошкольного возраста с РАС и их семьям».
Подготовила воспитатель
подготовительной группы
комбинированной направленности
Будайчиева Р.Д.
Покачи 2023г
Доклад на тему: «Оказание помощи детям раннего и дошкольного возраста с РАС и их семьям.
Известно, что число детей с диагнозом «расстройство аутистического спектра» достаточно быстро возросло за последние десятилетия. Средний возраст детей, которым устанавливается диагноз — 4,5 года. При этом мальчики имеют такой диагноз в 4 раза чаще, чем девочки. В последнее время сделано большое количество исследований, которые говорят о возможности распознавания признаков РАС у совсем маленьких детей. Явные сигналы РАС обычно четко представлены к возрасту 2 года, треть родителей начинает беспокоиться о развитии ребенка уже к концу первого года жизни. Но при этом клинический диагноз у ребенка появляется не ранее 4 лет или даже позже. Однако раннее выявление и получение терапии является крайне важным для успешного роста и развития ребенка. Кроме этого, после постановки диагноза остро встает вопрос об организации программы помощи детям раннего возраста и организации программы перехода ребенка в образовательное учреждение.
Максимально раннее и быстрое диагностирование РАС у ребенка дает семьям ответы на вопросы об атипичном развитии их ребенка. Это позволяет им начать получать знания о РАС, понимать, как оно влияет на ребенка. Это позволяет родителям прекратить беспокоиться о непонятном для них явлении и мобилизоваться, чтобы узнать больше о путях помощи ребенку, начать вырабатывать план действий.
Важнейшим результатом раннего выявления является то, что это позволяет вовремя выбрать подходящие стратегии помощи ребенку. Дети с РАС учатся иначе, чем дети с другими нарушениями развития и, поэтому важно понимать, что дети с РАС будут учиться быстрее, когда их обучают точно подобранным способом, используют подход, который основан на понимании их сильных сторон и стиле обучения.
Цель ранней помощи — обеспечить поддержкой семью ребенка с РАС, которая включает в себя стратегии обучения семьи наиболее подходящим приемам и способам взаимодействия со своими детьми. Обогащение родителей знаниями и навыками, которые им нужны, чтобы чувствовать себя уверенными и подготовленными в каждодневном успешном взаимодействии со своими детьми, позволяет родителям поддерживать развитие детей и увеличивает прогресс в направлении результатов и целей ИПРП (индивидуальной программы ранней помощи).
Дети с РАС это целый спектр нарушений развития, характеризующийся различными проявлениями своеобразия эмоциональной, волевой и когнитивной сфер и поведения в целом. Это некая «линейка» состояний. Самые легкие из них (при синдроме Аспергера и «мягких» вариантах раннего детского аутизма) характеризуются явными трудностями коммуникации, невозможностью считывания эмоционального и социального контекста ситуации, социальной наивностью, нелепым поведением и другими проявлениями.
Наиболее тяжелые проявляются в отрешенности, невозможности трудностей понимания чувств других людей, особенности реагирования на комфорт и дискомфорт монотонно-однообразным характером поведения, наличием большого количества стереотипий, аффективными вспышками и другими поведенческими нарушениями.
Эффективность работы с детьми с РАС зависит от создания особых условий, в которых реально можно сочетать психологическую, педагогическую, медицинскую и другие виды помощи, когда имеется возможность прослеживать динамику развития каждого воспитанника.
Работа с данной категорией детей ведется по следующим направлениям:
- осуществление комплексной коррекционной работы с детьми, направленной на реконструкцию психического развития ребенка, его социальную адаптацию и возможно более полную интеграцию в общество;
- разработка и реализация индивидуальных программ воспитания и обучения детей на основе адаптированных коррекционно-развивающих программ;
- взаимосвязь специалистов ДОО и родителей;
- комплексная психолого-педагогическая помощь семье, обучение родителей и других членов семьи методам взаимодействия с ребенком с РАС;
- взаимодействие с врачами-специалистами, с целью контроля над состоянием здоровья детей и оказания своевременной помощи;
- просветительская работа о проблемах детей с РАС и их семей с помощью семинаров и консультаций.
Цель работы специалистов сопровождения ребенка с РАС состоит в том, чтобы в максимальной степени интегрировать его в коллектив сверстников и воспитательно-образовательный процесс.
Построение коррекционно-развивающей работы в соответствии с названными направлениями обеспечивает наиболее полное раскрытие потенциальных возможностей развития каждого ребенка.
При включении такого ребенка в среду обычных сверстников очень важно быть терпеливым, соблюдать постепенность и не торопиться.
Коррекционная работа с детьми с РАС проводится в два этапа:
- Установление эмоционального контакта, преодоление негативизма ребенка к общению с взрослыми, смягчение эмоционального дискомфорта, нейтрализация страхов.
- Преодоление трудностей целенаправленной деятельности ребенка, обучение его правильному поведению.
Первым шагом в работе с ребенком служит установление с ним эмоционального контакта. Для этого нужно организовать общения так, чтобы она была для ребенка комфортной, подкреплялась приятными впечатлениями и не требовала недоступных для него способов взаимодействия.
В работе с детьми с РАС необходимо придерживаться следующих правил:
- Взаимодействовать с ребенком, только когда он готов к этому.
- Принимать его таким, какой он есть.
- Научиться улавливать изменения в поведении ребенка, не давать ему выйти в деструктивную деятельность.
- Придерживаться определенного режима дня.
- Соблюдать ежедневные ритуалы.
- Вступать в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об этом.
- Не повышать голос и не издавать громких звуков.
- Не выпускать ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам.
Для того чтобы проследить динамику развития, выбрать наиболее целесообразные методы индивидуального подхода при обучении и воспитании специалистами ведутся на каждого ребенка «Карта наблюдений и развития».
Важным этапом в коррекционно-развивающей работе является организация интегрированных занятий, введение ребенка с РАС в среду здоровых сверстников. Эти дети затрудняются в переносе уже освоенных жизненных навыков в новые обстоятельства.
В связи с этим одной из основных задач проводимой работы является помощь в организации социально адекватных форм поведения с другими детьми.
В непосредственном и регулярном общении возможно формирование у ребенка с РАС навыков диалога, способности слушать и приспосабливаться к собеседнику.
Интегрированные занятия имеют еще одну цель – научить обычных детей принимать и понимать ребенка с проблемами, помогать и поддерживать его.
Способами включения родителей могут быть индивидуальные консультации (по запросу взрослого), мастер-классы или семинары. Групповая/индивидуальная работа с семьей является необходимой составляющей эффективного взаимодействия и социальной адаптации ребенка с РАС.
Многие родители детей с РАС, замыкаясь на своём ребёнке, часто оказываются в изоляции, испытывают дефицит общения, нехватку психолого-педагогических знаний об особенностях взаимодействия с особыми детьми. Для преодоления этой проблемы в ДОО организуется родительский клуб. Родителям предлагаются встречи со специалистами, семинары, тренинги, а также беседы на интересующие их темы. Организуются мастерские по изготовлению игрушек, поделок, дидактического материала для занятий с детьми и оформления группы.
Мы понимаем, что выход в будущем за пределы дома, минимальная самостоятельность в общественных местах, не говоря уже о возможности учиться и в дальнейшем работать, без опыта коллективных игр и совместной деятельности, специально созданных условий, представляется крайне затруднительными для детей данной категории.
Известно, что освоение навыков социальной жизни происходит наиболее успешно, если они вырабатываются при адекватной поддержке в ситуации естественной, нормальной жизни, специально созданных условий.
Главным направлением в деятельности ДОО, реализующем инклюзивную практику, становится ориентир на «включение» детей с РАС в коллектив обычно развивающихся сверстников на правах «равных».
Таким образом, вне зависимости от возраста и уровня развития каждый ребенок дошкольного возраста с аутистическими расстройствами получит возможность удовлетворения своих образовательных потребностей в рамках оптимального для него образовательного маршрута.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель ранней помощи — обеспечить поддержкой семью ребенка с РАС, которая включает в себя стратегии обучения семьи наиболее подходящим приемам и способам взаимодействия со своими детьми.
Работа с детьми с РАС ведется по следующим направлениям: • осуществление комплексной коррекционной работы с детьми; • разработка и реализация индивидуальных программ воспитания и обучения детей на основе адаптированных коррекционно-развивающих программ; • взаимосвязь специалистов ДОО и родителей; • комплексная психолого-педагогическая помощь семье; • взаимодействие с врачами-специалистами; • просветительская работа о проблемах детей с РАС и их семей.
Коррекционная работа с детьми с РАС проводится в два этапа: Установление эмоционального контакта, преодоление негативизма ребенка к общению с взрослыми, смягчение эмоционального дискомфорта, нейтрализация страхов . Преодоление трудностей целенаправленной деятельности ребенка, обучение его правильному поведению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете на тему «Игровая деятельность в раннем и дошкольном возрасте».
Выступление на педагогическом совете на тему «Игровая деятельность в раннем и дошкольном возрасте»....
Консультация для родителей на тему: Плоскостопие у детей раннего и дошкольного возраста: причины, профилактика, лечение.
Среди причин плоскостопия у детей самыми основными являются - недостаток или избыток нагрузки на ноги. Но что бы видеть полную картинку и понимать, на что нужно обращать внимание, мы перечислим наибол...
«По дороге в детский сад» консультация на тему развитие речи детей раннего и дошкольного возраста . Из серии поиграй со мною мама
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ПО ДОРОГЕ В ДЕТСКИЙ САД Каждое утро я отвожу своего сына в детский садик. И хотя он находится не совсем рядом, ходить мы стараемся пешком – такая у нас утренняя зарядка. ...
Индивидуальный план самообразования воспитателя. Тема: «Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста в процессе игровой деятельности».
Индивидуальный план самообразованиявоспитателяТема: «Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»....
Проект по теме: «Формирование художественно - эстетической культуры детей раннего и дошкольного возраста через эффективное взаимодействие ДОУ и семьи посредством использования нетрадиционных техник рисования» «Юный художник»
Развитие художественно-творческих способностей детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования....
Статья на тему: матрица поддержки детей раннего и дошкольного возраста, испытывающих трудности в общении. Особенности взаимодействия
Общен Общение- это достаточно сложный процесс между людьми, взаимные отношения, дружеская или деловая связь заключается в обмене информации, в пониман...
Регламент оказания психолого-педагогической помощи детям с РАС дошкольного возраста
Забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие является неотъемлемой частью деятельности любого образовательного учреждения, особенно актуально это по отноше...