Дифференциация звуков [с] и [з]
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Чтобы работа по развитию фонематического слуха была интнресной каждому ребёнку моё занятие с дошкольниками строится и проводится в виде упражнений в игровой форме. Применение Дидактических игр как одно из наиболее продуктивных средств обучения, что позволяет учить детей весело, радоснтно, без принуждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dif.zvukov_s_i_z.docx | 732.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференциация звуков [С] и [З]
с использованием экспериментальной деятельности
Цель: способствовать формированию навыка дифференциации звуков [с] и [з] в слогах, словах, словосочетания, предложениях и связной речи с детьми подготовительной к школе группе.
Задачи
Коррекционнае:
- Упражнять в умении различать звуки [с] и [з] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и связной речи.
Образовательные:
- Упражнять в правильном произношении и различении звуков [с] – [з].
- Закреплять умение детей сравнивать звуки по акустическим и артикуляционным признакам.
- Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов: составление слов с помощью добавления слога.
Развивающие:
- Развивать фонематический слух: выделение звуков [с] – [з] из ряда звуков, в слогах, словах, слоговых цепочках.
- Развивать мелкую моторику с помощью пальчиковой игры.
- Развивать логическое мышление, слуховое внимание: договаривание слов в стихотворении.
Воспитательные:
- Воспитывать коммуникативные качества, умение работать в коллективе.
Материал: картинки с изображением насоса и комара (на каждого ребёнка); магнитная доска; схема характеристики звуков; картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звуки [с], [з].
Ход занятия. Организационная часть. Привлечение детей к занятию (дети стоят в кругу). Рассказ педагога.
Позвал как-то Захар Стаса покататься на самокатах. У Стаса на самокате было спущено колесо, а у Захара был насос и мальчики стали качать его. Насос запел свою песенку: «С-с-с…». Ребята накачали колесо и поехали в парк, как только они остановились, чтобы отдохнуть и подкачать колесо, как к ним подлетели комары стали над ними кружить и звенеть: «З-з-з…». Мальчики отмахивались от комаров, но те злились и громче звенели: «З-з-з…». Вдруг ниоткуда появилась загадочная старушка, сказала, что избавит их от комаров если они справятся с её заданиями… Попробуем помочь Захару и Стасу.
Основная часть.
Задание 1. Сравнительная характеристика звуков [с] и [з].
Педагог. Давайте вспомним песенку насоса.
Дети. «С-с-с…»
Педагог. А теперь песенку комара.
Дети. «З-з-з…»
Педагог. Чем похожи эти песенки? Когда мы их произносим, губы растянуты в улыбке, зубы сближены, кончик языка упирается в нижние зубы, посередине языка идёт сильная, холодная воздушная струя. (Дети тренируются в произнесении этих звуков).
Педагог. А чем эти песенки отличаются? Приложите ладошку к горлу и спойте по очереди песенки насоса и комара. Когда поём песенку насоса, горлышко что делает?
Дети. Молчит.
Педагог. А когда песенку комара, что происходит?
Дети. Горлышко звенит.
Педагог. Эти звуки какие?
Дети. Оба звука согласные.
Педагог. Правильно, звуки [с] и [з] – согласные, только звук [с] – глухой, а звук [з] – звонкий. (схема характеристики звуков)
Задание 2. Игра «Поймай песенку».
Педагог. Я буду произносить ряд звуков, слогов, слов. Когда услышите звук [с], поднимите картинку с изображением насоса, а когда услышите звук [з] – картинку с изображением комара.
Звуки: [м], [н], [с], [л], [к], [з], [п], [с], [ч], [з], [р], [г], [с], [з].
Слоги: зо – лу – су – пу – ны – зы – ка – са – ду – зу .
Слова: собака, кубик, зубы, нога, стул, ваза, рот, нос.
Задание 3. Игра «Собери слова».
Педагог. Слова рассыпались, помогите их собрать, добавляя слоги:
– са или за: ли.., ва.., зано.., ко.., поло..,
– сы или зы: бу.., ро.., воло.., арбу…
Задание 4. Пальчиковая гимнастика:
Зайка – скок, зайка – скок! (Левая кисть – куст, правая – зайка)
За кусток – и молчок. (Он прячется за куст)
Он под кустиком сидит
И ушами шевелит. (Пошевелить пальцами – «ушами зайца»)
Ветер сильный подул, (Изобразить ветер, сильно подуть)
Зайка ушки, согнул. (Загнуть пальцы – «уши зайца»).
Задание 5. Игра «Превращайка»
Замена в слове одного звука другим звуком для получения нового слова (метаграммы, метод экспериментирования)
Майка – сайка – зайка
Дуб – суп – зуб
Задание 6. Игра «Будь внимательным».
Педагог. Старушка перепутала песенки насоса и комара, их нужно повторить без ошибок. Слушайте внимательно!
Слоговые цепочки:
Са – за – са Со – зо – со Сы – зы – сы | За – са – за Зо – со – зо Зы – сы – зы | Са – са – за Су – су – зу Сы – сы – зы |
Пары слов:
Зайка – сайка Зуб – суп | Замок – сапог Коза – коса | Лиза – лиса Злой – слой |
Слова, в которых есть звуки [с] и [з]: записка, сазан, занавеска, слеза, застава.
Задание 7. Игра «Доскажи словечко»
В стихотворениях похищены некоторые слова. Их нужно вернуть обратно.
Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако.
И теперь он не щенок –
Взрослая … (собака)
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка
Кто же это? (Зайка)
И в море купаются,
И нет у них щетинки,
А все называются
Они морские … (свинки)
Задание 8. Повторение чистоговорок с четким проговариванием звуков [с] и [з].
Са – за – са – звонкая оса;
Су – зу – су – вазу я несу;
Сы – зы – сы – у зайца есть усы;
За – са – за – солому ест коза.
Задание 9. Повторение скороговорок с четким проговариванием звуков [с] и [з].
Соня – незнайка, а Саня – зазнайка.
В саду у тёти Розы растут мимозы.
У Зои болит зуб, она не может есть суп.
Звонок звенит, звонок зовёт, и Соня в класс к себе идёт.
Заключительная часть. Подведение итогов.
Литература:
Агранович З. Е. Сборник заданий. В помощь логопедам и родителям для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020. – 160 с. + цв.вкл. 48 с.
Агранович З. Е. Сборник заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021. – 112 с.
Громова О.Е. Говорю правильно С—3—Ц. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с: цв. илл.
Дьякова Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 64 с.
Кайдан И. Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021. – 144 с.
Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. – 96.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! / Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПБ.: Издательский дом «Литера», 2005. – 208 с.: ил. – ( «Серия готовимся к школе»).
Черемное, 2023
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».
Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....
«Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.
Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].
В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы «Логомер», «Стабиломер» , «Генератор логопедических з...
Самоанализ коррекционного занятия в подготовительной группе по теме «Дифференциация дифференциации звуков и букв С — Ш».
Данное занятие посвящено звуков и букв С — Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях специального детского ...
Конспект занятия в старшей группе. Дифференциация звуков С-Ш Дифференциация звуков [Ж] – [Ш]
Цель: научить различать звуки [Ж] – [Ш]Задачи: 1. Закрепление понятий «согласные звуки», «глухие и звонкие»2. Дифференциация звуков [ж] – [ш]3. Развитие фонематичес...