Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников с нарушениями развития
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Возникновение трудностей у дошкольников во многих случаях обусловлено сложным взаимодействием биологических и социальных факторов.
Факторы, влияющие на общее развитие современного ребёнка: дефицит двигательной активности; дефицит семейного общения; зависимость от изменений в природе; поздняя коррекция; неправильно подобранная коррекция и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_predposylok_uchebnoy_deyatelnosti.docx | 29.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников с нарушениями развития
Кушнарёва Лариса Николаевна, учитель-логопед, учитель-дефектолог
Перед современной школой остро стоит вопрос неготовности детей к школьному обучению и как следствие, проблема дезадаптации. Это делает актуальной проблему формирования предпосылок учебной деятельности у дошкольников. Вот почему в ФГОС ДО на решение задачи формирования предпосылок учебной деятельности обращает особое внимание: «Основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования выступают целевые ориентиры дошкольного образования, которые предполагают формирование у детей предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования».
Возникновение трудностей у дошкольников во многих случаях обусловлено сложным взаимодействием биологических и социальных факторов.
Факторы, влияющие на общее развитие современного ребёнка: дефицит двигательной активности; дефицит семейного общения; зависимость от изменений в природе; поздняя коррекция; неправильно подобранная коррекция и др.
Дефицит двигательной активности – «мало двигается – мало знает, умеет, понимает», «мало двигается – часто болеет» и т.д.
Дефицит семейного общения – «мало общается – плохо подражает (речь, сюжетная игра, нормы поведения)» и т.д.
Зависимость от изменений в природе – «плохо и мало: спит, ест, развивается» и т.д.
Поздняя коррекция – родители, педагоги вовремя не увидели, не заметили, не услышали, не поняли. Или не захотели это сделать.
Неправильно подобранная коррекция – родители сами вправе выбирать пути преодоления возникающих нарушений развития у ребенка. Часто эти пути ошибочны или недостаточны.
Поэтому, ребёнок, начиная с самого рождения, мало узнаёт слов (названий предметов, явлений, действий, признаков) и возникают трудности с формированием семантического поля, выделение ядра и его структурная организация. Как показывает первичная диагностика у большинства дошкольников 3-4-5 лет малый объём семантического поля и как следствие - лексика (пассивный и активный словарь) не соответствует возрастной норме, а так же возникают проблемы формирования грамматических конструкций, словообразования, связной речи.
Если у ребёнка в дошкольном возрасте, испытывающему трудности, связанные с вышеперечисленными факторами, прибавляются ещё и нарушения развития, такие как ТНР, ЗПР, УО, СДВГ и другие, то достичь целевых ориентиров ему будет ещё тяжелее. Преодоление различных видов нарушений – процесс долгий, трудоёмкий, требующий от ребёнка длительного и устойчивого внимания, сосредоточения, напряжения и волевых усилий. Поэтому, необходима единая система взаимодействия всех участников образовательного пространства. Коррекционные приёмы должны быть направлены на максимальную компенсацию нарушенных функций и решать образовательные, коррекционные и воспитательные задачи одновременно.
Для решения коррекционных задач в детских садах для детей с нарушениями развития комплектуются группы компенсирующей направленности (для детей с ТНР) или ребенок зачисляется на сопровождение по ИОМ (дети с ЗПР, УО, РАС, РДА). Основание - заключение муниципальных ПМПК. Для этих детей разрабатываются адаптированные образовательные программы. И начинается работа по компенсации, коррекции и формированию у детей предпосылок учебной деятельности с учётом возможностей каждого ребёнка, по всем областям образовательной деятельности до достижения планируемого результата.
Основные предпосылки учебной деятельности:
- определенный уровень произвольного поведения;
- способность действовать по речевой инструкции;
- возможность планировать собственную деятельность;
- осуществлять действие контроля и самоконтроля.
Адаптированные образовательные программы для дошкольников с различными нарушениями развития базируется на изучении лексических тем. Коррекционно-логопедическая работа в ДОО построена с учётом лексических тем по всем направлениям: расширение словаря, формирование грамматических конструкций и связной речи, коррекция звукопроизношения и фонематического восприятия и др.
Приведу примеры лексических тем, которые формируют не только знания, понятия, но и представления об окружающем мире. Они составляют содержание речемыслительной деятельности и являются важной частью интеллектуальной готовности ребенка к школе.
Например. Экологические понятия составляют такие важные категории: живое – неживое; растения; животные. Экологические представления отражают понимание ребенком взаимосвязи в природе, например:
- между средой обитания и окраской животного;
- изменением образа жизни животного в зависимости от сезонных изменений в неживой природе.
Оказывается, что у современного дошкольника при наличии экологических знаний зачастую нет четких, оформленных в речи понятий и представлений.
В целом трудности детей сводятся к следующему:
- неумение выделить и обобщить существенные признаки;
- опора на частное, случайное или части воспринимаемого объекта;
- использование чувственного образа целиком, слитно с ситуацией;
- ребенок опирается на разные стороны объекта без продуктивного анализа и синтеза;
- выделение в объекте лишь знакомых сторон, не позволяющих познавать существенные связи и отношения;
- глобальность и слитность образов, слабая дифференциация, что препятствует развитию качеств ума: гибкости, критичности, самостоятельности.
Эти трудности преодолеваются, когда то, что воспринимает ребенок, связывается со словом. Слово выполняет разные функции в процессе познания природы.
- Слово как название объекта.
Достигается быстрое и легкое различение сходных предметов и представлений о них. Например, услышав название новых фруктов, ребенок начинает отличать лимон, мандарин, хурму и пр. Название предмета обеспечивает обобщенность сохраняющего образа, ведет к объединению предметов в категории: фрукты, овощи и т.д.
- Слово как средство анализа воспринимаемого объекта.
Процесс вычленения частей, сторон, признаков слова может принимать различные формы. Когда вычленение частей в целом предмета не сводится к их простому перечню, а ведется последовательно, систематично и дополняется анализом их взаимоотношений и связей, у ребенка складывается осмысленный образ: анализ непосредственно ведет к синтезу.
- Слово как средство фиксации самого существенного в объекте.
Достигается благодаря специально подобранному слову, например, эпитету. При этом образ приобретает черты обобщенности и соединяется с понятием.
Особую роль в развитии экологических понятий и представлений играет развитие выразительности речи. Степень выразительности речи прямо связана со степенью понимания значения слова, побуждает ребенка переживать действительность, а не механически усваивать знания. Необходимо вызывать эмоциональную отзывчивость на природные объекты и явления, стимулировать умение и желание любоваться и образно отражать впечатления в речи.
В целом, развитие экологических понятий и представлений в дошкольном возрасте определяется:
- богатством словаря, владением обобщающими словами: если ребенок не знает обобщающего слова, то переходит в решении задачи к опоре на несуществующий признак;
- содержанием, которым оперирует ребенок, где должны выделяться существенные признаки предметов, явлений, процессов;
- обобщенностью и системность знаний об окружающем, что проявляется в подвижности знаний на основе включения в разные системы;
- умением использовать собственный опыт в решении задач.
Направлениями работы по развитию экологических понятий и представлений выступают:
- обучение многостороннему анализу и синтезу;
- развитие подвижности ассоциаций;
- обучение раскрытию объективных признаков объектов и их видородовых групп;
- обогащение словаря обобщающими словами.
Задача взрослого состоит в том, чтобы побуждать ребенка обосновывать свои выводы.
Работа по развитию экологических понятий и представлений выстраивается комплексно и охватывает всех участников педагогического процесса.
Рассмотрим некоторые примеры.
- Формирование номинативного словаря и семантического поля.
- Закрепление нового материала в играх и упражнениях.
- Построение моделей связного высказывания на материале изученной лексической темы.
- Связь с другими видами деятельности.
- Закрепление изученного с родителями.
- Итоговые интегрированные занятия.
- Устранение мышечных зажимов и дыхательных спазмов.
Использование системы работы по формированию представлений об окружающем мире позволило добиться высоких планируемых результатов и предпосылок учебной деятельности. У детей:
- повысилась познавательная активность и интерес к занятиям;
- уменьшилось количество непосредственных импульсивных движений во время занятия;
- повысилась работоспособность;
- улучшилось понимание речевой инструкции и её точное выполнение;
- сформировалось умение действовать по заданному алгоритму и планировать свои действия;
- повысился контроль и самоконтроль речевых и других навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников
У дошкольников личностный компонент универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению - степенью сформированности внутренней позиции...
"Современные технологии развития пространственных представлений в формировании предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников"
Опыт работы со старшими дошкольниками по формированию пространственных представлений...
РОЛЬ ИКТ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
РОЛЬ ИКТ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ...
О необходимости формирования предпосылок учебной деятельности. Пропедевтика чтения и письма в контексте предпосылок к учебной деятельности
О необходимости формирования предпосылок учебной деятельности. Пропедевтика чтения и письма в контексте предпосылок к учебной деятельности...
«Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников с нарушением речи системного характера»
Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников с нарушением речи системного характера...
Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников
Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников В настоящее время вопросу подготовки детей к школе уделяется большое внимание.Подавляющее большинство детей, поступа...
Роль дидактических игр в формировании предпосылок учебной деятельности у дошкольников
Роль дидактических игр в формировании предпосылок учебной деятельности у дошкольниковПотапенко Мария Николаевна, Воспитатель ГБДОУ детский сад №51Василеостровского района Санкт-ПетербургаВ ходе многоч...