Комплексное сопровождения слепых детей с ТМНР в условиях ДОУ
консультация по коррекционной педагогике
В данной консультации представлена система коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжёдые множественные нарушения в развитии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_s_detmi_s_tmnr.docx | 17.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы комплексного сопровождения слепых детей с ТМНР в условиях ДОУ
В группы ТМНР зачисляются дети с сочетанными нарушениями развития, а именно, нарушением интеллекта, опорно-двигательного аппарата, нарушением слуха, зрения различной степени тяжести, в том числе тотально слепые.
В процессе работы нами были выявлены следующие особенности развития слепых детей с тмнр:
- недоразвитие мыслительной деятельности;
- трудности в восприятии сенсорной информации, поступающей от различных органов чувств;
- трудности в освоении, изучении, использовании окружающей предметно-материальной среды;
- трудности в установлении оптимальных взаимоотношений ребенка с внешним миром и его социализации;
- трудности в овладении культурно-гигиеническими навыками;
- нарушения координации, точности, движений;
- склонность к стереотипным повторяющимся действиям;
- отсутствие или слабость произвольной регуляции своего эмоционального состояния;
Особенности развития данной категории детей определяют направления работы команды специалистов.
Программное содержание определяется коллегиально после углублённого диагностического обследования, носит комплексный подход и реализуется через всестороннее развитие ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей и потребностей.
Календарно-тематическое планирование по всем образовательным областям составляется с учётом актуального уровня развития ребёнка и прописывается по периодам в индивидуальном образовательном маршруте, который корректируется всеми участниками образовательного процесса три раза в год, в нем прописаны целевые ориентиры, предполагаемые результаты, особенности проведения коррекционно-образовательной деятельности, еженедельное планирование с конкретными целями, специальные средства и методы обучения, виды детской деятельности, работа с родителями.
Главной целью коррекционно-развивающей работы с такими детьми выступает реализация максимально возможной социальной адаптации ребёнка, вовлечения его в процесс социальной интеграции при тесном взаимодействии с родителями.
Образовательная деятельность состоит из нескольких этапов:
Первый этап реализуется в сентябре. На этом этапе происходит сбор анамнеза, проводится диагностическое обследование, составляются рекомендации, разрабатывается индивидуальный маршрут.
Второй этап реализуется с октября по апрель. На этом этапе происходит реализация индивидуального образовательного маршрута, по необходимости в январе происходит его корректировка в соответствии с динамикой развития ребенка.
Приоритетными направлениями в работе тифлопедагога являются: развитие сохранных анализаторов, формирование умения ориентироваться в пространстве.
Приоритетные направления в работе олигофренопедагога: познавательное развитие, развитие эмоционально-волевой сферы и развитие психических процессов.
В познаватальном развитии Олигофренопедагог формирует элементарные математические представления, сенсорные эталоны формы и величины, учит ориентироваться на количественный признак, развивает функцию мышления.
Тифлопедагог учит ориентироваться на форму и величину через тактильное восприятие, знакомит с различными фактурами, материалами и свойствами поверхностей, формирует целостное восприятие.
В направлении Социальная адаптация Тифлопедагог формирует представления о предмете, учит обследовать предмет по алгоритму, узнавать его по сигнальному признаку, закрепляет временные понятия и значимую для ребёнка информацию, включает в свои занятия игры и упражнения, способствующие освоению отдельных культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
Олигофренопедагог закрепляет представления о предмете, формирует представление о назначении предмета и умение действовать с ним, формирует временные понятия, знакомит ребёнка со значимой для него информацией, учит выполнять культурно-гигиенические навыки с опорой на алгоритм.
В направлении Пространственная ориентировка Тифлопедагог формирует у ребёнка умение ориентироваться на своём теле, телах близких людей и в микропространстве, обучает ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, учит соотносить конкретные признаки с некоторыми помещениями, формирует правильную позу и жесты при обследовании предметов и ориентировке, учит совместной ориентировке со зрячим.
Олигофренопедагог закрепляет умение ориентироваться на себе, в микропространстве, в знакомом пространстве совместно с педагогом и самостоятельно, расширяет представления ребёнка о предметах, наполняющих пространство.
Развитие сохранных анализаторов
• Слуховое восприятие
Тифлопедагог развивают умение локализовать направление по звуку, голосу, формирует умение узнавать предметы по звукам, сопровождающим действие с ними.
Олигофренопедагог знакомит ребёнка с неречевыми звуками, формирует умение их различать, выделять, соотносить с предметами окружающей действительности.
• Осязательное восприятие
Тифлопедагог формирует способы активного осязания, умение различать и сопоставлять свойства предметов, развивает слухо-двигательную и тактильно-двигательную координацию, развивает прослеживающую функцию руки, упражняет в тактильной локализации предмета из множества.
Олигофренопедагог развивает тонкую моторику пальцев рук.
• Обонятельное восприятие
Тифлопедагог развивает обонятельную чувствительность, подводят ребёнка к пониманию того, что предметы имеют разные запахи, знакомят с некоторыми запахами, учат узнавать и локализовать их, связывать с предметами. Олигофренопедагог закрепляет полученные знания в бытовых ситуациях.
• Мелкая моторика
Тифлопедагог и олигофренопедагог формируют захватывающие движения ладонью, пальцами, умение удерживать и манипулировать предметами и игрушками. развивают умение вкладывать, нанизывать, шнуровать, завязывать. Если ребенок способен освоить элементарные графические навыки, тифлопедагог знакомит его с основами работы с прибором Школьник
Основное направление работы логопеда с неречевыми детьми, у которых отсутствует понимание обращенной речи - это формирование альтернативной коммуникации. С говорящими детьми логопед работает над активизацией самостоятельной речи, умением задавать вопросы, отвечать на них, пополнением активного и пассивного словаря, пониманием обращенной речи, подготовкой речевого аппарата к постановке звуков, развитием артикуляционой моторики, слухового восприятия, формированием элементарных фонематических представлений.
Основные направления работы Музыкального руководителя
- Восприятие музыки (тональность, громкость, ритмический темп)
- Пение, подпевание (развитие голоса, умение подпевать)
- Музыкально-двигательная деятельность с элементами нейростимулирующих упражнений и упражнений на развитие чувства ритма
- Действия с музыкальными инструментами (расширение представлений о музыкальных инструментах и формирование умения манипулировать ими).
Основные направления работы Инструктора по АФК
- Развитие общей и мелкой моторики, а именно
- знакомство ребёнка с основными положениями тела,
- формирование представлений о движении
- Формирование техники ходьбы, Умения удерживать правильную позу в положении стоя, сидя.
- Развитие координации, умения удерживать равновесие.
- Формирование умения подниматься и спускаться по лестнице
- Развитие умение захватывать и удерживать мелкие и крупные предметы одной и двумя руками.
- Закрепление умения ориентироваться на себе и от себя
Основные направления работы Инструктора по плаванию
- преодоление чувства неприятия, боязни воды
- Формирование положительного эмоционального отклика от нахождения в воде
- Развитие общей и мелкой моторики, а именно
- Формирование правильной осанки
- укрепление мышечного тонуса, расслабление, снятие мышечного напряжения
- Формирование умения удерживать тело на воде, умения ориентироваться в чаше бассейна, ориентироваться на звуковой сигнал
- Ознакомление с правилами безопасного пребывания на воде
Основные направления работы Воспитателя
Основным направлением работы воспитателя является социально-бытовая ориентировка. Формирование культурно-гигиенических навыков, умение ориентироваться в помещениях группы, различных жизненных ситуациях.
Через игру воспитатели закрепляют знания, умения и навыки, полученные ребенком на занятиях специалистов.
Последний этап реализуется в мае. На данном этапе проводится мониторинг для определения динамики развития ребенка и составления перспективного планирования, разрабатываются рекомендации родителям для закрепления полученных знаний, умений, навыков в летний период.
Работа с родителями организована в форме семейного клуба и включает в себя:
- Консультирование родителей по вопросам воспитания и развития ребёнка.
- Обучение родителей правильному взаимодействию с ребенком.
- Проведение родительских вечеров, детско-родительских встреч, практикумов, мастер-классов.
- Специалистами создана видеотека, с успехами детей, и обучающими и развивающими материалами для родителей.
Представленный опыт работы является одним из возможных вариантов коррекции и развития ребёнка с ТМНР и ТНЗ. Командная деятельность группы специалистов ДОУ способствует всестороннему развитию ребёнка, его дальнейшей социализации в окружающем мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Комплексное сопровождение гиперактивных детей»
Дидактическиий материал для воспитателей:СИМПТОМАТИКА- симптомы, которые проявляют гиперактивные дети в своём поведенииНевниманиеСверхактивностьИмпульсивностьАНКЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (М.М....
«Комплексное сопровождение специалистами детей- инвалидов, не посещающих детский сад»
Развитие ребенка, имеющего нарушения опорно-двигательного аппарата, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее пора...
Комплексное сопровождение заикающихся детей на протяжении всего периода обучения и воспитания в ДОУ.
Комплексное сопровождение заикающихся детей на протяжении всего периода обучения и воспитания в ДОУ....
Комплексное сопровождение гиперактивных детей в условиях ДОУ.
Примерно10% детей пришли к нам с медицинским диагнозом «гипердинамический синдром» и СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью).Ни одно из нарушений поведения детей дошкольного во...
Организация комплексного сопровождения развития детей дошкольного возраста в условиях ДОО.
Теоретические основы комплексного сопровождения развития детей дошкольного возраста....
Статья "Опыт работы комплексного сопровождения слепых детей с ТМНР в условиях ДОУ
В статье представлен опыт коррекционно-развивающей работы со слепыми дошкольниками с ТМНР, включающий совместную работу всех специалистов, в первую очередь тифлопедагога и олигофренопедагога, а также ...
Двигательные упражнения с музыкальным и речевым сопровождением для детей с ТМНР.
Проект разработан совместно с учителем-логопедом: Соколовой Викторией Валерьевной.Цель – формирование двигательно-моторного развития.В двигательных упражнениях взято направление на ритмиче...