«Комплексное сопровождение специалистами детей- инвалидов, не посещающих детский сад»
материал (средняя группа) по теме

Развитие ребенка, имеющего нарушения опорно-двигательного аппарата, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых и морально-этических понятий и т.д.).

            Образовательные услуги, консультации, коррекционная работа ДОУ «Орленок»  являются особо востребованными семьями, где находятся дети – инвалиды, которые не могут посещать детский сад. Эти дети вынуждены, находится в дома, так как по медицинским показателям у них имеются сложные диагнозы, такие как детский церебральный паралич и соответствующие сопутствующие нарушения в развитии.

Комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение ребенка в условиях дошкольного учреждения компенсирующего вида и семьи «Детский сад «Орленок» направлено на формирование оптимальных психолого-педагогических, коррекционно-развивающих условий воспитания и образования для детей с проблемами в развитии и поведении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, обеспечивающих развитие механизмов компенсации и социальной интеграции каждого воспитанника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mikhaylova_l.a.doc52 КБ
Microsoft Office document icon mikhaylova_l.a.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

«Комплексное сопровождение специалистами детей- инвалидов, не посещающих детский сад»

Михайлова Л.А., воспитатель МБДОУ «Д/с «Орленок»

Развитие ребенка, имеющего нарушения опорно-двигательного аппарата, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых и морально-этических понятий и т.д.).

        Образовательные услуги, консультации, коррекционная работа ДОУ «Орленок»  являются особо востребованными семьями, где находятся дети – инвалиды, которые не могут посещать детский сад. Эти дети вынуждены, находится в дома, так как по медицинским показателям у них имеются сложные диагнозы, такие как детский церебральный паралич и соответствующие сопутствующие нарушения в развитии.

На основании Приказа от 15.06.2012 № 193 «Об открытии групп кратковременного пребывания детей с ограниченными возможностями здоровья при муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях города Абакана» с 1 августа 2012 г. была открыта группа кратковременного пребывания патронажного воспитания «Исток», с 3 сентября  группа «Родник». Списочный состав детей -12 человек, в каждой группе по 6 детей, возраст от 3 до 5 лет.

Нормативно-правовыми и инструктивными документами  регламентирующими работу    групп кратковременного пребывания являются:

  1. Закон РФ "Об образовании";
  2. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении  от 27 октября 2011 г. № 2562;
  3. Гражданский кодекс  РФ;
  4. Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ  «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», с изменениями.
  5. Постановление о группах кратковременного пребывания детей с ограниченными возможностями здоровья при муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях города Абакана от 15.06.2012 № 1039
  6. Приказ от 15.06.2012 № 193 об открытии групп кратковременного пребывания детей с ограниченными возможностями здоровья при муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях города Абакана
  7. Положение об организации групп кратковременного пребывания для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в ДОУ
  8. Договоры с родителями, желающими пользоваться услугами группы кратковременного пребывания.
  9.  Должностные инструкции педагога-психолога, воспитателя, учителя – дефектолога
  10.  Штатное расписание

        Для посещения и консультаций воспитанников групп патронажного воспитания создана необходимая материально-техническая база.

        В помещениях детского сада и на его территории в соответствии с санитарными нормами и правилами имеются  уголки здоровья в группах с традиционным и специальным коррекционным оборудованием для физического развития, комната для массажа, кабинеты учителя - дефектолога, учителя – логопеда,  комната для релаксации, зал ЛФК.

             Неоценимый вклад в оздоровление наших воспитанников вносят упражнения на тренажерах, в сухом бассейне, гимнастических ортопедических снарядах. Педагог совместно с родителем и ребенком ведет работу по развитию двигательной активности в зале лечебной физкультуры.              

Коррекция двигательных проблем, связанных с детским церебральным параличом, основана на использовании специальных упражнений. Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальный план сопровождения, где учитываются упражнения на равновесие, координацию движений, ориентацию в пространстве на улучшение общей и мелкой моторики.

В кабинете физиолечения  и массажа оказываются медицинские услуги.

Комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение ребенка в условиях дошкольного учреждения компенсирующего вида и семьи «Детский сад «Орленок» направлено на формирование оптимальных психолого-педагогических, коррекционно-развивающих условий воспитания и образования для детей с проблемами в развитии и поведении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, обеспечивающих развитие механизмов компенсации и социальной интеграции каждого воспитанника.

Ребенок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в развитии, происходит медленнее, лучше осваивает  необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и навыки в повседневной жизни.  

Внедрение в работу специалистов разного профиля  индивидуальных коррекционных программ сопровождения направлена на выявление нарушений развития, коррекции и воспитания детей, не посещающих ДОУ.

        Для организации домашней формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, не охваченных дошкольным образованием и находящихся в условиях вынужденной изоляции  проводятся коррекционно - развивающие занятия на дому, по возможности и желанию родителей в ДОУ,  специалистами: учителем-дефектологом и воспитателем.

Функциональные обязанности специалистов определяются должностными инструкциями.

Учитель-дефектолог: 

  • проводит  диагностику  развития ребенка, осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии ребенка, обследует ребенка, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у него дефекта;
  • проводит индивидуальные занятия с детьми, не посещающими ДОУ, по восстановлению нарушенных познавательных функций, направленные на обучение родителей организации игр, упражнений, занятий с детьми по исправлению отклонений в интеллектуальном развитии  детей;
  • консультирует родителей (законных представителей) с целью обучения их методам и приемам, корректирующим нарушения в развитии ребенка.

Воспитатель:

  • организует педагогическое просвещение родителей (законных представителей), планирует и проводит коррекционные и развивающие занятия на основе индивидуальных особенностей развития ребенка, направленные на обучение родителей (законных представителей) организации воспитательного процесса в условиях семьи;
  • разрабатывает методические рекомендации и проводит консультации для родителей (законных представителей) детей, не посещающих ДОУ.
  • выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении детей с ОВЗ и своевременно оказывает им педагогическую помощь и поддержку;
  • обучает родителей (законных представителей) организации разнообразных видов деятельности детей, ориентируясь на особенности их личности, познавательных интересов, способностей.         

Воспитатели и специалисты, работающие в ГКП, ведут следующую документацию:

  • Журнал посещаемости;
  • планы работы воспитателей и специалистов (перспективный план работы, планы индивидуальной непосредственно – образовательной деятельности);
  • диагностические таблицы, принятые в МБДОУ, анализ результатов диагностики.

Учебный план групп кратковременного пребывания  для детей со сложной структурой  дефекта составлен в соответствии с программой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание для детей с нарушением интеллекта» Е.А.Екжановой, Е.А.Стребелевой, Федеральным  законом от 30.03.99г «252 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с последующими изменениями), Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.07.2001г «18 «О внесении в действие санитарных правил - СП 1.1.1058-01», Уставом Учреждения. Учебный план отражает современное понимание процесса воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта.

Учебный план разработан для проведения коррекционно-педагогической работы с детьми от 4 до 5 лет.

Объем недельной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста первого года обучения – 7 занятий.

Продолжительность непосредственно образовательной деятельности (НОД) для детей  первого года обучения не более 20  минут. Перерывы между НОД - не менее 15 минут. В середине непосредственно образовательной деятельности статичного характера проводится физкультминутка, динамическая пауза, оздоровительная гимнастика. НОД носит индивидуальный характер и подразумевает дифференцированный подход в обучении. Помощь родителей и закрепление полученного материала, его повторение, консультации.

НОД проводятся (согласно программе) с 1 сентября по 31 мая. Каникулы – согласно годовому календарному плану-графику. С 1-го по 15 сентября  и 15 по 30 апреля (в игровой форме) проводится психолого-педагогическая диагностика.

Непосредственно образовательная деятельность по развитию сенсорного восприятия,  формированию мышления и развитию речи проводит учитель-дефектолог и учитель- логопед.

Непосредственно образовательная деятельность проводится воспитателем индивидуально с динамическими паузами и  носит коррекционно- развивающий характер согласно структуре дефекта, имеющегося у ребенка.

Дополнительно родители могут получить консультационную помощь от учителя- логопеда, педагога- психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы, а также по другим направлениям оказания психологической помощи и далее.

Разработка и внедрение в сферу коррекционно-образовательного процесса индивидуальных программ сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья; расширение возможности медицинского,  психолого-педагогического сопровождения и сотрудничества детского сада и семьи, воспитывающей ребёнка-инвалида позволяют достигнуть в будущем  положительные результаты в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.



Предварительный просмотр:

«Комплексное сопровождение специалистами детей- инвалидов, не посещающих детский сад»

Михайлова Л.А., воспитатель МБДОУ «Д/с «Орленок»

Развитие ребенка, имеющего нарушения опорно-двигательного аппарата, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых и морально-этических понятий и т.д.).

        Образовательные услуги, консультации, коррекционная работа ДОУ «Орленок»  являются особо востребованными семьями, где находятся дети – инвалиды, которые не могут посещать детский сад. Эти дети вынуждены, находится в дома, так как по медицинским показателям у них имеются сложные диагнозы, такие как детский церебральный паралич и соответствующие сопутствующие нарушения в развитии.

На основании Приказа от 15.06.2012 № 193 «Об открытии групп кратковременного пребывания детей с ограниченными возможностями здоровья при муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях города Абакана» с 1 августа 2012 г. была открыта группа кратковременного пребывания патронажного воспитания «Исток», с 3 сентября  группа «Родник». Списочный состав детей -12 человек, в каждой группе по 6 детей, возраст от 3 до 5 лет.

Нормативно-правовыми и инструктивными документами  регламентирующими работу    групп кратковременного пребывания являются:

  1. Закон РФ "Об образовании";
  2. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении  от 27 октября 2011 г. № 2562;
  3. Гражданский кодекс  РФ;
  4. Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ  «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», с изменениями.
  5. Постановление о группах кратковременного пребывания детей с ограниченными возможностями здоровья при муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях города Абакана от 15.06.2012 № 1039
  6. Приказ от 15.06.2012 № 193 об открытии групп кратковременного пребывания детей с ограниченными возможностями здоровья при муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях города Абакана
  7. Положение об организации групп кратковременного пребывания для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в ДОУ
  8. Договоры с родителями, желающими пользоваться услугами группы кратковременного пребывания.
  9.  Должностные инструкции педагога-психолога, воспитателя, учителя – дефектолога
  10.  Штатное расписание

        Для посещения и консультаций воспитанников групп патронажного воспитания создана необходимая материально-техническая база.

        В помещениях детского сада и на его территории в соответствии с санитарными нормами и правилами имеются  уголки здоровья в группах с традиционным и специальным коррекционным оборудованием для физического развития, комната для массажа, кабинеты учителя - дефектолога, учителя – логопеда,  комната для релаксации, зал ЛФК.

             Неоценимый вклад в оздоровление наших воспитанников вносят упражнения на тренажерах, в сухом бассейне, гимнастических ортопедических снарядах. Педагог совместно с родителем и ребенком ведет работу по развитию двигательной активности в зале лечебной физкультуры.              

Коррекция двигательных проблем, связанных с детским церебральным параличом, основана на использовании специальных упражнений. Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальный план сопровождения, где учитываются упражнения на равновесие, координацию движений, ориентацию в пространстве на улучшение общей и мелкой моторики.

В кабинете физиолечения  и массажа оказываются медицинские услуги.

Комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение ребенка в условиях дошкольного учреждения компенсирующего вида и семьи «Детский сад «Орленок» направлено на формирование оптимальных психолого-педагогических, коррекционно-развивающих условий воспитания и образования для детей с проблемами в развитии и поведении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, обеспечивающих развитие механизмов компенсации и социальной интеграции каждого воспитанника.

Ребенок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в развитии, происходит медленнее, лучше осваивает  необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и навыки в повседневной жизни.  

Внедрение в работу специалистов разного профиля  индивидуальных коррекционных программ сопровождения направлена на выявление нарушений развития, коррекции и воспитания детей, не посещающих ДОУ.

        Для организации домашней формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, не охваченных дошкольным образованием и находящихся в условиях вынужденной изоляции  проводятся коррекционно - развивающие занятия на дому, по возможности и желанию родителей в ДОУ,  специалистами: учителем-дефектологом и воспитателем.

Функциональные обязанности специалистов определяются должностными инструкциями.

Учитель-дефектолог: 

  • проводит  диагностику  развития ребенка, осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии ребенка, обследует ребенка, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у него дефекта;
  • проводит индивидуальные занятия с детьми, не посещающими ДОУ, по восстановлению нарушенных познавательных функций, направленные на обучение родителей организации игр, упражнений, занятий с детьми по исправлению отклонений в интеллектуальном развитии  детей;
  • консультирует родителей (законных представителей) с целью обучения их методам и приемам, корректирующим нарушения в развитии ребенка.

Воспитатель:

  • организует педагогическое просвещение родителей (законных представителей), планирует и проводит коррекционные и развивающие занятия на основе индивидуальных особенностей развития ребенка, направленные на обучение родителей (законных представителей) организации воспитательного процесса в условиях семьи;
  • разрабатывает методические рекомендации и проводит консультации для родителей (законных представителей) детей, не посещающих ДОУ.
  • выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении детей с ОВЗ и своевременно оказывает им педагогическую помощь и поддержку;
  • обучает родителей (законных представителей) организации разнообразных видов деятельности детей, ориентируясь на особенности их личности, познавательных интересов, способностей.         

Воспитатели и специалисты, работающие в ГКП, ведут следующую документацию:

  • Журнал посещаемости;
  • планы работы воспитателей и специалистов (перспективный план работы, планы индивидуальной непосредственно – образовательной деятельности);
  • диагностические таблицы, принятые в МБДОУ, анализ результатов диагностики.

Учебный план групп кратковременного пребывания  для детей со сложной структурой  дефекта составлен в соответствии с программой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание для детей с нарушением интеллекта» Е.А.Екжановой, Е.А.Стребелевой, Федеральным  законом от 30.03.99г «252 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с последующими изменениями), Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.07.2001г «18 «О внесении в действие санитарных правил - СП 1.1.1058-01», Уставом Учреждения. Учебный план отражает современное понимание процесса воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта.

Учебный план разработан для проведения коррекционно-педагогической работы с детьми от 4 до 5 лет.

Объем недельной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста первого года обучения – 7 занятий.

Продолжительность непосредственно образовательной деятельности (НОД) для детей  первого года обучения не более 20  минут. Перерывы между НОД - не менее 15 минут. В середине непосредственно образовательной деятельности статичного характера проводится физкультминутка, динамическая пауза, оздоровительная гимнастика. НОД носит индивидуальный характер и подразумевает дифференцированный подход в обучении. Помощь родителей и закрепление полученного материала, его повторение, консультации.

НОД проводятся (согласно программе) с 1 сентября по 31 мая. Каникулы – согласно годовому календарному плану-графику. С 1-го по 15 сентября  и 15 по 30 апреля (в игровой форме) проводится психолого-педагогическая диагностика.

Непосредственно образовательная деятельность по развитию сенсорного восприятия,  формированию мышления и развитию речи проводит учитель-дефектолог и учитель- логопед.

Непосредственно образовательная деятельность проводится воспитателем индивидуально с динамическими паузами и  носит коррекционно- развивающий характер согласно структуре дефекта, имеющегося у ребенка.

Дополнительно родители могут получить консультационную помощь от учителя- логопеда, педагога- психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы, а также по другим направлениям оказания психологической помощи и далее.

Разработка и внедрение в сферу коррекционно-образовательного процесса индивидуальных программ сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья; расширение возможности медицинского,  психолого-педагогического сопровождения и сотрудничества детского сада и семьи, воспитывающей ребёнка-инвалида позволяют достигнуть в будущем  положительные результаты в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Комплексное сопровождение гиперактивных детей»

Дидактическиий материал для воспитателей:СИМПТОМАТИКА- симптомы, которые проявляют гиперактивные дети в своём поведении​НевниманиеСверхактивностьИмпульсивностьАНКЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (М.М....

Комплексное сопровождение заикающихся детей на протяжении всего периода обучения и воспитания в ДОУ.

      Комплексное сопровождение заикающихся детей на протяжении всего периода обучения и воспитания в ДОУ....

Комплексное сопровождение гиперактивных детей в условиях ДОУ.

Примерно10% детей пришли к нам с медицинским диагнозом «гипердинамический синдром» и СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью).Ни одно из нарушений поведения детей дошкольного во...

Организация комплексного сопровождения развития детей дошкольного возраста в условиях ДОО.

Теоретические основы комплексного сопровождения развития детей дошкольного возраста....

Образовательный маршрут для детей, временно не посещающих детский сад.

Материал направлен в помощь родителям для организации совместной деятельности с ребенком в домашних условиях. В образовательном маршруте отражаются все виды интеграции образовательных  областей д...

Статья "Опыт работы комплексного сопровождения слепых детей с ТМНР в условиях ДОУ

В статье представлен опыт коррекционно-развивающей работы со слепыми дошкольниками с ТМНР, включающий совместную работу всех специалистов, в первую очередь тифлопедагога и олигофренопедагога, а также ...