Статья "Опыт работы комплексного сопровождения слепых детей с ТМНР в условиях ДОУ
статья по коррекционной педагогике

Котина Наталья Александровна

В статье представлен опыт коррекционно-развивающей работы со слепыми дошкольниками с ТМНР, включающий совместную работу всех специалистов, в первую очередь тифлопедагога и олигофренопедагога, а также родителей, являющихся незаменимыми участниками образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Опыт работы комплексного сопровождения слепых детей с ТМНР в условиях ДОУ

          В статье представлен опыт коррекционно-развивающей работы со слепыми дошкольниками с ТМНР, включающий совместную работу всех специалистов, в первую очередь тифлопедагога и олигофренопедагога, а также родителей, являющихся незаменимыми участниками образовательного процесса. Представлена краткая педагогическая характеристика и индивидуальный образовательный маршрут детей с тяжелыми сочетанными нарушениями развития, разработанные по результатам психолого-педагогического обследования, раскрыты направления и задачи работы, помогающие оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, что в свою очередь способствует более полной компенсации дефекта и социализации ребенка.  

           ГБДОУ детский сад  комбинированный, в нем 16 групп, 8 из которых – группы общеобразовательной направленности, 5 групп – для детей с нарушением зрения, 1 группа для детей с ЗПР и 2 группы для детей с ТМНР. В группы ТМНР зачисляются дети с сочетанными нарушениями развития, а именно, нарушением интеллекта, нарушением опорно-двигательного аппарата, нарушением слуха, нарушением зрения различной степени тяжести, в том числе тотально слепые.

         В процессе работы выявлены следующие особенности развития слепых детей с ТМНР:

- недоразвитие мыслительной деятельности;

- трудности в восприятии сенсорной информации, поступающей от различных органов чувств;

- трудности в освоении, изучении, использовании окружающей предметно-материальной среды;

- трудностями в установлении оптимальных взаимоотношений ребенка с внешним миром и его социализации;

- трудностями в овладении культурно-гигиеническими навыками;

- нарушениями координации, точности, движений;

- склонностью к стереотипным повторяющимся действиям;

- отсутствием или слабостью произвольной регуляции своего эмоционального состояния;

      Особенности развития данной категории детей определяют направления работы команды специалистов.

            Программное содержание определяется коллегиально после углублённого диагностического обследования, носит комплексный подход и реализуется через всестороннее развитие ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей и потребностей.

         КТП по всем образовательным областям составляется с учётом актуального уровня развития ребёнка и прописывается по периодам в индивидуальном образовательном маршруте, который корректируется всеми участниками образовательного процесса три раза в год, в нем прописаны целевые ориентиры, предполагаемые результаты, особенности проведения коррекционно-образовательной деятельности, еженедельное планирование с конкретными целями, специальные средства и методы обучения, виды детской деятельности, работа с родителями.

 

         Главной целью коррекционно-развивающей работы с такими детьми  на первый план выступает          реализация максимально возможной социальной адаптации ребёнка, вовлечения его в процесс социальной интеграции при тесном взаимодействии с родителями.

Образовательная деятельность состоит из нескольких этапов:

Первый этап реализуется в сентябре. На данном этапе происходит сбор анамнеза, проводится диагностическое обследование,  составляются рекомендации, разрабатывается индивидуальный маршрут.  

Второй этап реализуется с октября по апрель. На данном этапе  происходит реализация индивидуального образовательного  маршрута, по необходимости в январе происходит  его корректировка в соответствии с динамикой развития ребенка.

         Приоритетные направления в работе тифлопедагога: развитие сохранных анализаторов, формирование умения ориентироваться в пространстве.

         Приоритетные направления в работе олигофренопедагога: познавательное развитие, развитие эмоционально-волевой сферы и психических процессов.

Познаватальное развитие:

Олигофренопедагог формирует элементарные математические представления, сенсорные эталоны формы и величины, учит ориентироваться на количественный признак, развивает функцию мышления.

Тифлопедагог учит ориентироваться на форму и величину через тактильное восприятие, знакомит с различными фактурами, материалами и свойствами поверхностей, формирует целостное восприятие.

Социальная адаптация:

        Тифлопедагог формирует представления о предмете, учит обследовать предмет по алгоритму, узнавать его по сигнальному признаку. Олигофренопедагог закрепляет представления о предмете, формирует представление о назначении предмета и умение действовать с ним.

         Олигофренопедагог формирует временные понятия, знакомит ребёнка со значимой для него информацией, учит выполнять культурно-гигиенические навыки с опорой на алгоритм. Тифлопедагог закрепляет временные понятия и значимую для ребёнка информацию, включает в свои занятия игры и упражнения, способствующие освоению отдельных культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

Пространственная ориентировка

            Тифлопедагог формирует у ребёнка умение ориентироваться на своём теле, телах близких людей и в микропространстве, обучает ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, учит соотносить конкретные признаки с некоторыми помещениями, формирует правильную позу и жесты при обследовании предметов и ориентировке, учит совместной ориентировке со зрячим.

Олигофренопедагог закрепляет умение ориентироваться на себе, в микропространстве, в знакомом пространстве совместно с педагогом и самостоятельно, расширяет представления ребёнка о предметах, наполняющих пространство.

Развитие сохранных анализаторов:

Слуховое восприятие

Тифлопедагог  развивают умение локализовать направление по звуку, голосу, формирует умение узнавать предметы по звукам, сопровождающим действие с ними.

Олигофренопедагог знакомит ребёнка с неречевыми  звуками, формирует умение их различать, выделять, соотносить с предметами окружающей действительности.

Осязательное восприятие

Тифлопедагог формирует способы активного осязания, умение различать и сопоставлять свойства предметов, развивает слухо-двигательную и тактильно-двигательную координацию, развивает прослеживающую функцию руки, упражняет в тактильной локализации предмета из множества.

Олигофренопедагог развивает  тонкую моторику пальцев рук.

Обонятельное восприятие

Тифлопедагог развивает обонятельную чувствительность, подводят ребёнка к пониманию того, что предметы имеют разные запахи, знакомят с некоторыми запахами, учат узнавать и локализовать их, связывать с предметами. Олигофренопедагог закрепляет полученные знания в бытовых ситуациях.

Мелкая моторика

Тифлопедагог и олигофренопедагог формируют захватывающие движения ладонью, пальцами, умение удерживать и манипулировать предметами и игрушками. развивают умение вкладывать, нанизывать, шнуровать, завязывать. Если ребенок способен освоить элементарные графические навыки тифлопедагог знакомит его с основами работы с тифлоприбором Школьник

       Основное направление работы логопеда с неречевыми детьми, у которых отсутствует понимание обращенной речи  это формирование альтернативной коммуникации. С говорящими детьми логопед работает над активизацией самостоятельной речи, умением задавать вопросы, отвечать на них, пополнением активного и пассивного словаря, пониманием обращенной речи, подготовкой речевого аппарата к постановке звуков, развитием артикуляционой моторики, слухового восприятия, формированием элементарных фонематических представлений.

Основные направления работы Музыкального руководителя

- Восприятие музыки (тональность, громкость, ритмический темп)

- Пение, подпевание (развитие голоса, умение подпевать)

- Музыкально-двигательная деятельность с элементами нейростимулирующих упражнений и упражнений на развитие чувства  ритма

- Действия с музыкальными инструментами (расширение представлений о музыкальных инструментах и формирование умения манипулировать ими).

Основные направления работы Инструктора по АФК

- Развитие общей и мелкой моторики, а именно

- Формирование техники ходьбы,

- Формирование умения удерживать правильную позу в положении стоя, сидя.

- Развитие координации, умения удерживать равновесие.

- Формирование умения подниматься и спускаться по лестнице

- Развитие умение захватывать и удерживать мелкие и крупные предметы одной и двумя руками.

Основные направления работы Инструктора по плаванию

 - преодоление стереотипного поведения (чувства неприятия, боязни воды)

- Формирование положительного эмоционального отклика от нахождения в воде

- Развитие общей и мелкой моторики, а именно

- Формирование правильной осанки

- укрепление мышечного тонуса, расслабления, снятие мышечного напряжения

- Формирование умения удерживать тело на воде

- Формирование умения ориентироваться в чаше бассейна

- Формирование умения ориентироваться на звуковой сигнал

Ознакомление с правилами безопасного пребывания на воде

 Инструктора по физической культуре знакомят ребёнка с основными положениями тела, формируют представления о движении, закрепляют умение ориентироваться на себе и от себя.

Основные направления работы Воспитателя

          Основным направлением работы воспитателя является социально-бытовая ориентировка. Формирование культурно-гигиенических навыков, умение ориентироваться в ориентироваться в помещениях группы, различных жизненных ситуациях.

Через игру воспитатели  закрепляют знания, умения и навыки, полученные ребенком на занятиях специалистов.

          Последний этап реализуется в мае. На данном этапе  проводится мониторинг для определения динамики развития ребенка и составления перспективного планирования, разрабатываются рекомендации родителям для закрепления полученных знаний, умений, навыков в летний период.

Работа с родителями организована в форме семейного клуба и включает в себя:

- Консультирование родителей по вопросам воспитания и развития ребёнка.

- Обучение родителей правильному взаимодействию с ребенком.

- Проведение родительских вечеров, детско-родительских встреч, практикумов, мастер-классов.

- Специалистами создана видеотека, с успехами детей, и обучающими и развивающими материалами для родителей.

Вывод: представленный опыт работы является одним из возможных вариантов коррекции и развития ребёнка с ТМНР и ТНЗ. Командная деятельность группы специалистов ДОУ способствует всестороннему развитию ребёнка, его дальнейшей социализации в окружающем мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Комплексное сопровождение гиперактивных детей»

Дидактическиий материал для воспитателей:СИМПТОМАТИКА- симптомы, которые проявляют гиперактивные дети в своём поведении​НевниманиеСверхактивностьИмпульсивностьАНКЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (М.М....

Методическая разработка «Система методической работы по сопровождению профессионально-личностного роста педагога в условиях введения ФГОС ДО в МАДОУ «ЦРР – д/сад № 116» г.Сыктывкара»

В данной работе подробно описана Модель методической службы и основные направления проектирования методической работы в МАДОУ «ЦРР – д/сад № 116» г.Сыктывкара. Также описаны функции и структура методи...

Комплексное сопровождение гиперактивных детей в условиях ДОУ.

Примерно10% детей пришли к нам с медицинским диагнозом «гипердинамический синдром» и СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью).Ни одно из нарушений поведения детей дошкольного во...

Организация комплексного сопровождения развития детей дошкольного возраста в условиях ДОО.

Теоретические основы комплексного сопровождения развития детей дошкольного возраста....

Статья. Коррекционно-педагогическая работа по сенсорному развитию детей с ТМНР

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для накопления представлений ...

Комплексное сопровождения слепых детей с ТМНР в условиях ДОУ

В данной консультации представлена система коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжёдые множественные нарушения в развитии...

Двигательные упражнения с музыкальным и речевым сопровождением для детей с ТМНР.

Проект разработан совместно с учителем-логопедом: Соколовой Викторией Валерьевной.Цель  – формирование двигательно-моторного развития.В двигательных упражнениях взято направление на ритмиче...