Валяние шерсти как способ развития художественного творчества
статья по коррекционной педагогике

Чиж Алеся Вячеславовна

По мнению И.П. Павлова: "Речь – это, прежде всего мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга". Развитие речи детей напрямую связано с состоянием мелкой моторики рук  и, исходя из этого, тренировка движений пальцев является одним из главных факторов. Ввиду того, что в настоящее время число детей с нарушением речи в целом не меняется, можно считать проблему развития координации движения пальцев рук - актуальной.

Одним из способов развития детского творчества, способствующего совершенствованию тонкой мускулатуры рук, является, такой вид рукодельного искусства как валяние шерсти. К тому же интересен не только процесс изготовления поделок с помощью данного вида рукоделия, но и сама  история их возникновения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_valyanie_ns-portal.docx19.14 КБ

Предварительный просмотр:

Валяние шерсти как способ развития художественного творчества

Воспитатель логопедической группы государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада  № 36 Пушкинского района г. Санкт-Петербурга Чиж Алеся Вячеславовна

Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев,…Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем ярче творческая стихия детского разума…                                                                                                                   В.А. Сухомлинский.

В настоящее время  система дошкольного образования претерпевает большие перемены. С 16 марта 2010 года в силу вступил приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Содержание образовательной области “Художественное творчество” направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

-  развитие детского творчества;

-  приобщение к изобразительному искусству.

Этот закон даёт нам возможность обратить особое внимание на развитие детского творчества, потому как в этом направлении педагог может реализовать свой потенциал, что будет способствовать формированию разносторонне-развитой личности ребёнка.

Что поможет педагогам в реализации задачи по развитию детского творчества?

Для реализации данной задачи необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка,  особенно у детей с нарушением речи.

По мнению И.П. Павлова: "Речь – это, прежде всего мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга". Развитие речи детей напрямую связано с состоянием мелкой моторики рук  и, исходя из этого, тренировка движений пальцев является одним из главных факторов. Ввиду того, что в настоящее время число детей с нарушением речи в целом не меняется, можно считать проблему развития координации движения пальцев рук - актуальной. 

Одним из способов развития детского творчества, способствующего совершенствованию тонкой мускулатуры рук, является, такой вид рукодельного искусства как валяние шерсти. К тому же интересен не только процесс изготовления поделок с помощью данного вида рукоделия, но и сама  история их возникновения.

Валяние шерсти - это рукодельная техника создания из непряденой шерсти игрушек, одежды и др. предметов. Для валяния используют только натуральную шерсть, потому что именно она обладает качеством сваливания при механической или тепловлажной обработке.

Как получаются валяные вещи? В основе валяния из войлока лежит принцип переплетения, спутывания и сцепления шерстинок. Валять можно только из натуральной шерсти, искусственная шерсть для этого не годится. Поверхность натуральных шерстинок покрыта маленькими чешуйками, при воздействии на шерсть воды и мыла (щелочной среды),  чешуйки  сцепляются друг с другом, в результате получается материал – войлок. Слово «войлок» переводится с тюркского, как «покров».

  По легенде первая валяная вещь появилась в Ноевом ковчеге…  Овцы, плывшие в ковчеге, стояли в тесных стойлах. Их шерсть падала на пол и намокала,  овечки копытами сбивали и стаптывали её. Когда же животные покинули ковчег, на полу остался лежать шерстяной коврик.  

 В России валяние из шерсти появилось вместе с приходом татаро-монгольского ига и благодаря суровым зимам отлично прижилось. Самое знаменитое валяное изделие на Руси, конечно же, валенки!

 Существует два основных способа валяния из шерсти: сухое валяние – с помощью игл и мокрое валяние, которое в свою очередь  можно разделить на мокрое валяние вручную и валяние в стиральной машине.

Сухое валяние больше напоминает лепку, шерсть уплотняется специальными иглами с насечками. Иглы имеют специальные насечки, благодаря которым они подцепляют и смешивают (спутывают) волокна шерсти. Все насечки на игле расположены в одном направлении, противоположном направлению втыкания, благодаря этому иглу можно легко вынуть из шерсти. Втыкая иглы в шерсть, расположенную на губке, - шерсть уплотняют (сваливают), добиваясь необходимой формы (при объемном валянии) или толщины шерстяного слоя (при валянии плоских деталей). Таким способом можно изготовить объёмные предметы из войлока: игрушки, украшения и др.

Мокрое валяние - валяние руками с помощью воды и мыла. При этом способе валяния - шерсть, разложенную слоями, пропитывают мыльным раствором и поглаживают (трут)  руками, постепенно увеличивая усилия. При этом, под воздействием щелочной среды и рук, волокна шерсти плотно переплетаются и получается войлок. Тонкий войлок называют фетром. Способом мокрого валяния можно изготавливать шарфики, коврики, полотно и некоторые объемные изделия, например бусины, цветы и валенки.

Обладая умениями валяния шерсти вы можете изготовить как очень простые вещи, например, бусы, так и очень сложные: сумки, картины, одежду. Все зависит лишь от вашего желания и фантазии!

Вы сможете потом научить этому искусству даже вашего ребенка, валять из шерсти могут даже очень маленькие дети, например - бусины или толстые веревочки, из которых, с помощью взрослых, можно сделать игрушку или украшение. Время, проведенное в таком совместном творчестве очень полезно для психики и для развития моторики ребенка.

Задачи:

  • Познакомить детей со способами получения шерстяной ткани методом   валяния;
  • Научить валять шерсть мокрым способом;
  • Развивать мелкую моторику;
  • Развивать чувство вкуса.

Оборудование: плёнка упаковочная с пузырьками размером 20×20 см; кусок тюлевой ткани размером 20×20 см; жидкое мыло; вода; мотки разноцветной шерсти, вискоза.

Этапы изготовления:

  1. Позволить детям выбрать любой понравившейся цвет  нетканой шерсти.
  2. На пленку выложить ворсинки шерсти в горизонтальном и вертикальном направлении.
  3. Аккуратно накрыть тюлевой тканью.
  4. Тщательно мочить теплой водой поверхность заготовки.
  5. Выдавить капельку жидкого мыла в центр.
  6. Круговыми движениями ладоней начинаем валяние, образуя обильную пену.
  7. После образования ткани, снять тюль и продолжить валять до жесткой              поверхности материала.
  8. Промыть полученную ткань под теплой проточной водой.
  9. Для валяния бусин, выкладываем шерсть в виде горки ворсинок.
  10. Катаем шар сначала сухим, уменьшая в размере до 3-х раз
  11. Затем катаем шар, намочив в мыльном растворе, до плотности бусины.
  12. Из полученных материалов делаем бусы, цветы и т.д.

  Как видно из описанного выше, данный вид рукодельного искусства требует усидчивое внимание ребёнка, аккуратность в изготовлении изделий и точная координация движения пальцев рук. Основываясь на исследованиях и проведенных наблюдениях, можно сделать вывод о том, что применение художественно-эстетических мастер-классов в дошкольных образовательных учреждениях по валянию шерсти помогают детям дошкольного возраста развивать свои творческие способности.  К тому же красота и привлекательность изделий, сделанные руками детей, пусть даже с помощью взрослого, намного ценнее, чем те, которые приобретены в магазине.

Литература

  1. Бот О.С. Игры и упражнения для тренировки тонких движений пальцев рук детей с ЗПР //Обучение и воспитание детей с нарушениями речи: Сб. науч. трудов. – М., 1982.
  2. Сайт: школа рисования для взрослых, Artерия: artery-scool.ru
  3. Курчак Е., Заец Л.. Фильц. Валяные фигурки животных//Издательство: Эксмо.-64с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Нетрадиционные способы изображения, как средство развития художественного творчество детей старшего дошкольного возраста"

Нетрадиционные способы рисования занимают важное место в обучении детей изобразительному искусству, так как воспитывают их нравственно, формируют эстетический вкус, оказывают огромное влияние на разви...

Статья" Развитие художественного творчества у детей с ОВЗ, с использованием нетрадиционных способов".

Развитие художественного творчества у детей с ОВЗ, с использованием нетрадиционных способов. Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самос...

Рисование как способ развития художественного творчества детей. (Статья)

Статья, в которой рассказывается о целях, задачах и средствах художественного воспитания посредствам рисования....

Сторителлинг как способ развития речевого творчества

Термин «сторителлинг» возник от английского слова storytelling и в переводе означает «рассказывание историй»....

Статья "Моделирование как способ развития технического творчества дошкольников"

В данной статье рассматривается моделирование - как способ развития технического творчества дошкольников, в процессе которого у ребёнка формируется способность видеть характерные свойства, структурные...

«Сторителлинг как способ развития речевого творчества»

Чем этот метод может быть полезен в работе с детьми?Остановимся подробнее на целях и задачах сторителлинга в образовательной деятельности.Цели: захватить внимание детей с начала повествования и у...