Статья "Моделирование как способ развития технического творчества дошкольников"
статья по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа)
В данной статье рассматривается моделирование - как способ развития технического творчества дошкольников, в процессе которого у ребёнка формируется способность видеть характерные свойства, структурные особенности объекта и этапов его изготовления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_modelirovanie_kak_sposob_razvitiya_tehnicheskogo_tvorchestva_doshkolnikov.docx | 20.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья: «Моделирование как способ развития технического творчества дошкольников».
Моделирование – вид практической деятельности, связанный с созданием моделей. Модель-слово многозначное, используется в различных областях знаний. Под моделью в широком смысле понимают устройство или изделие, которое воспроизводит действительный объект (в большинстве случаев в уменьшенном виде).
Модели могут быть разного вида: объемные или плоские; контурные (силуэтные), стилизованные или полные копии объектов. Дети старшего дошкольного возраста выполняют в основном контурные и стилизованные модели.
Модели могут различаться по сложности изготовления: неподвижные, с подвижными элементами, подвижные (воспроизводят движение реального объекта).
В дошкольном возрасте модели выполняются из легкообрабатываемых материалов (бумага, картон) с использованием простых инструментов (ножницы, линейка, линейки-трафареты, шаблоны). Детская деятельность по созданию моделей имеет практическую направленность :оформление группы, подарок младшим дошкольникам, организация выставки, создание макетов с последующим использованием в игре.
Цель работы по организации детского моделирования – развитие технического творчества дошкольников, в процессе которого у ребенка формируется способность видеть характерные свойства, структурные особенности объекта и этапов его изготовления.
В процессе моделирования у дошкольников происходит становление инженерного мышления, которое связано с решением технических, конструкторских задач, практических задач использования техникой.
Моделирование решает следующие задачи развития дошкольников:
- расширение представлений об окружающем мире (история транспорта, техники, ее использование в профессиональной деятельности и быту; история строительства зданий и сооружений; профессии, связанные с машинами, механизмами, приборами);
- обогащение словаря (освоение технических терминов);
- развитие технического мышления (понимание технологической карты, чертежа);
- развитие восприятия, пространственного мышления;
- развитие мелкой моторики (точность движений пальцев позволяет получить результат);
- воспитание культуры труда (соблюдение последовательности трудовых операций; желание достичь результата; развитие умений и навыков в процессе труда; правильное использование инструментов; соблюдение техники безопасности и правил организации рабочего места).
К началу старшего дошкольного возраста дети уже умеют работать с бумагой, картоном, клеем, ножницами. Это ложиться в основу подготовки дошкольников к моделированию. Им уже доступно создание плоских контурных моделей и стилизованных моделей, выполненных способом аппликации или монтажа на плоскости из отдельных деталей.
В соответствии с уровнем сложности работа по моделированию делится на два этапа. Первый этап – старшая группа (дети 5-6 лет), второй этап – подготовительная группа (дети 6-7лет). Основные компоненты каждого этапа представлены в таблице 1.
Таблица 1
Компоненты | Первый этап (старшая группа) | Второй этап (подготовительная группа) |
Объекты моделирования | Строительные сооружения, транспорт, мебель, игрушки, механизмы. | Строительные сооружения, транспорт, мебель, игрушки, механизмы. |
Вид моделей | Плоские. Контурные \ стилизованные. Неподвижные \ с подвижными элементами. | Плоские \ объемные. Стилизованные \ копии объектов. С подвижными элементами \ подвижные. |
Способ выполнения работы | Использование технологической карты. Работа с готовыми деталями. Вырезание деталей по контуру. Преобразование одних деталей (геометрических фигур) в другие разрезанием: квадрат в треугольники и прямоугольники, прямоугольник в полоски. Сгибание деталей (оригами) Приклеивание деталей. | Использование технологической карты. Вырезание обведенных по шаблону \ трафарету деталей. Сгибание и выполнение надрезов по намеченным линиям. Складывание объемных геометрических фигур, склеивание в определенных местах (конус, цилиндр). |
Характер деятельности | Репродуктивный (изготовление изделия по технологической карте). | Творческий (оформление изделия декоративными элементами). |
При планировании работы по моделированию в каждой возрастной группе на учебный год необходимо определить объекты для моделирования. Выбор связан с комплексно – тематическим планом образовательной деятельности. Примерное годовое планирование представлено в таблице 2.
Таблица 2.
Месяц | Старшая группа | Подготовительная группа |
Сентябрь | Тема: «Здравствуй, детский сад!» «Заюшкина избушка» Модель: плоская (оригами). Материал: бумага, фломастеры. | Тема: «Здравствуй, детский сад!» «В гостях у сказки» Модель: плоская (оригами). Материал: бумага, фломастеры. струменты: ножницы, шаблон, клей. |
Октябрь | Тема: «Осень в городе» («Строили, строили и построили»). Модель: плоская, стилизованная, неподвижная. Материалы: картон, бумага. Инструменты: ножницы, клей. | Тема: «Осень в городе» «Что нам стоит дом построить!» Модель: объемная, стилизованная, с неподвижными элементами. Материал: картон. Инструменты: ножницы, клей |
Ноябрь | Тема: «Русские народные игрушки» «Мой дружок – щенок». Модель: плоская, стилизованная, неподвижная. Материалы: картон. Инструменты: цветные карандаши, ножницы. | Тема: «Русские народные игрушки» «Мой дружок – щенок». Модель: плоская, стилизованная, неподвижная. Материалы: картон. Инструменты: цветные карандаши, ножницы. |
Декабрь | Тема: «Новый год» «Новый год шагает по планете…» (планета) Модель: плоская, контурная, неподвижная. Материал: картон, цветная бумага. Инструменты: ножницы, трафареты, клей. | Тема: «Новый год» «Когда часы двенадцать бьют…» (часы) Модель: плоская, стилизованная, с подвижными элементами (стрелки) Материал: картон, цветная бумага. Инструменты: ножницы, клей, карандаш, шаблон, крепление (проволока). |
Январь | Тема: «Наземный транспорт» «Путешествие на автобусе» Модель: плоская, стилизованная, неподвижная. Материалы: картон, цветная бумага. Инструменты: ножницы, клей, линейка, трафарет. | Тема: «Наземный транспорт» «Вокруг света на автомобиле» Модель: объемная, стилизованная, неподвижная. Материалы: бумага. Инструменты: шаблон, ножницы, клей. |
Февраль | Тема: «Воздушный транспорт» «Запуск воздушного змея» Модель: плоская, стилизованная, подвижная. Материалы: картон, цветная бумага, нитки. Инструменты: ножницы, карандаши, клей, трафарет, ножницы. | Тема: «Воздушный транспорт» «Выше леса, выше гор…» (парашют). Модель: объемная, стилизованная, подвижная. Материалы: цветная бумага, нитки, крепление. Инструменты: ножницы. |
Март | Тема: «Воздушный транспорт» «Выше леса, выше гор…» (парашют). Модель: объемная, стилизованная, подвижная. Материалы: цветная бумага, нитки, крепление. Инструменты: ножницы. | Тема: «Мой дом» «Мастерская по ремонту мебели» (мебель) Модель: объемная, стилизованная, неподвижная. Материалы: картон. Инструменты: клей, ножницы, шаблон, карандаш. |
Апрель | Тема: «Космос» «Луноход» Модель: плоская, стилизованная, неподвижная. Материалы: картон, цветная бумага. Инструменты: ножницы, шаблон, клей. | Тема: «Космос» «Космическое приключение» (ракета) Модель: объемная, стилизованная, неподвижная. Материалы: картон, цветная бумага. Инструменты: ножницы, клей. |
Май | Тема: «Вот и стали мы на год взрослее…» Выставка детских работ. | Тема: «Вот и стали мы на год взрослее…» Выставка детских работ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Робототехника - как средство развития технического творчества дошкольников
Как и зачем робототехника внедряется в дошкольное образование? Каких роботов делают 5-6 летние дети? Вряд ли кто-то серьезно считает, что робототехника для дошкольников имеет что-то общее с экспл...
«Создание условий для развития технического творчества дошкольников в процессе реализации программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров»
Из опыта работы инновационной площадки по апробации парциальной программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеровСП «Детский сад №4» ГБОУ ООШ №7 г. Сызрани»...
Конструкторы Полидрон, как средство развития технического творчества дошкольников.
Конструкторы Полидрон расширяют кругозор, формируют предпосылки учебной деятельности, развивают любознательность, активность, самостоятельность, развиваются навыки партнерского взаимодействия, речь де...
Мастер - класс «Лего-конструирование как средство развития технического творчества дошкольников»
Цель: повысить знания родителей теоретическим и практическим аспектам применения конструкторов в развитии конструкторских и технических способностей личности ребенка. Провести практическое занятия с р...
«STEAM подход в образовании – новая ступень в развитии технического творчества дошкольников»
laquo;STEAM подход в образовании – новая ступень в развитии технического творчества дошкольников»Образовательный модуль «LEGO - конструирование»(из опыта работы)...
«LEGO -конструирование и робототехника как средство развития технического творчества дошкольников»
Игра – важнейший спутник детства. LEGO позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре. LEGO-конструкторы на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольных учреждениях. Дети л...
Консультация для педагогов Развитие технического творчества дошкольников посредством использования Lego-конструирования и робототехники
В данной консультации описывается работа с детьми по lego-конструированию....