«Использование приёмов сенсорной интеграции в коррекционной работе учителя-дефектолога»
консультация по коррекционной педагогике

Коваленко Анастасия Николаевна

В материале содержится описание метода сенсорной интеграции. Игры использхуемые на мастер-классе для педагогов и родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 8

143409 РОССИЯ, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. КРАСНОГОРСК, БУЛЬВАР КОСМОНАВТОВ, Д. 3

e-mail: ds8.izumrud@gmail.com         тел.: 8 (495)592-70-97

                                                   

Мастер-класс для педагогов:

«Использование приёмов сенсорной интеграции

в коррекционной работе учителя-дефектолога»

                                                                                             

                                                                                           Подготовила и провела:

учитель-дефектолог

Коваленко А.Н.

г.о. Красногорск

2022г.

Оборудование и материалы для мастер-класса: коврики для йоги по количеству участников; массажные коврики, квадраты, «кочки», мешочки с песком; массажные мячики; су-джок; цветной радужный конструктор с разными наполнителями между стекол: песок, вода, шарики; тактильный конструктор; пакетики с разными крупами; арома-пакетики с разными запахами; утяжеленное одеяло; утяжеленный шарф; светодиодные свечи; спрей с водой; музыкальная колонка.

Сенсорная интеграция – это метод, направленный на психическую активизацию афферентных структур. Цель данного метода коррекции – научить одновременно обрабатывать информацию, получаемую головным мозгом от разных анализаторов.

Сенсорная интеграция ориентирована на работу с базовыми сенсорными системами: вестибулярной, тактильной, перцептивной с дополнительным включением слуха, зрения и обоняния, вкуса.

Сенсорная интеграция - основа для работы сенсорных систем нашего организма. Интегрировать - означает собрать воедино разные части, заставить их работать более слаженно как единая система. Знание о данном подходе помогает увидеть связь процессов обработки сенсорной информации с поведением и обучением ребенка, увидеть, что многие поведенческие трудности, проблемы в обучении и многое другое - в большинстве случаев не результат плохого воспитания или лени ребенка, а реальные проблемы, требующие пристального внимания специалистов: нейропсихологов, педагогов-психологов, дефектологов, а также родителей.

Метод сенсорной интеграции подходит ребёнку, если родители или педагоги наблюдают в его развитии определённые особенности:

Отсутствие или резкое снижение мотивации к речевому общению, речевой негативизм, немотивированное нежелание говорить;

Нарушение целенаправленности и концентрации внимания;

Недостаточность зрительного и слухового восприятия;

Трудности усвоения последовательности артикуляционных движений и воспроизведения артикуляционной позы;

Нарушения слоговой структуры слов;

Трудности усвоения лексико-грамматической стороны речи;

Особенности нейропсихических процессов:

- нарушение равновесия процессов возбуждения и торможения;

- эмоциональная лабильность;

- невротические реакции;

Невозможность интегрировать сенсорную информацию, поступающую от различных органов чувств, для того чтобы получить полноценную картину окружающего мира.

Задача учителя-дефектолога помочь детям с ОВЗ использовать различные сенсорные системы для использования как в учреждении, так и дома.

Вот несколько приемов сенсорной интеграции, которые может использовать учитель-дефектолог в работе с детьми.

1. Упражнения для языка с использованием метода сенсорной интеграции.

Сенсорно-интегративная гимнастика (М. И. Лынская) [3].

Важным принципом проведения артикуляционной гимнастики является опора на «базовые» виды чувствительности, а не на зрительный анализатор (упражнения перед зеркалом, как в традиционной системе).

Таким образом, выполняя упражнения, решаются следующие задачи:

- активизируется небно-глоточное смыкание;

- растягивается подъязычная уздечка;

- дифференцируется носовой и ротовой выдохи;

- улучшаются показатели координации, точности, темпо-ритмические характеристики артикуляционных движений;

- повышается качество обратной связи от артикуляционных органов.

• облизывание кружка лимона (апельсина, ребристого печенья) по кругу;

• слизывание языком варенья с ложек, тарелок;

• слизывание мёда с верхней губы;

• слизывание крышечки от йогурта, сметаны;

• облизывание «чупа-чупса»;

• «лакание» молока (воды) без помощи рук;

• сбор ягод (конфет) губами со стола без помощи рук;

• перекатывание леденца (сухарика, ягоды) во рту от щеки к щеке;

• удерживание капелек сока (воды) в язычке-чашечке;

• снятие зубами (губами, языком) кусочков фруктов с зубочистки;

• сплевывание с губ (языка) круп, зелени;

• сдувание кокосовой стружки;

• просовывание языка в дырочку сушки, удержание маленькой сушки в «чашечке», удерживание сушки на широком языке;

• прижимание круглой конфетки к твердому небу с удерживанием;

• удерживание риса (гречихи, перловки) кончиком языка, придерживая внутри рта у нижних зубов;

• удерживание хлебной палочки между верхней губой и носом, кончиком языка на носогубной складке;

• сглатывание капелек сладкой воды, капнутой из пипетки на корень языка.

2. «Утяжеление».

Этот вид деятельности необходим для детей, испытывающим трудности в регулировании уровня своего возбуждения. Регулярные упражнения по «утяжелению» помогут детям успокоиться. Такие мероприятия оказывают воздействие на тело, мышцы и суставы, помогая детям получить необходимую нагрузку. Детям важно научиться чувствовать своё тело, им полезно чувствовать себя «сжатыми», когда на их тело оказывается глубокое давление или «нагрузка сверху». Именно активная деятельность дает им необходимую сенсорную нагрузку, а эффект от этого может быть удивительным, ребёнок сможет регулировать своё поведение и уровень возбуждения.

Приспособления для «утяжеления»:

• сенсорный мешочек;

• утяжелённое одеяло;

• утяжелённая подушка;

• утяжелённый наплечник;

• утяжелённый плед;

• утяжелённый шарф;

• утяжелитель на запястье;

• утяжелитель на ноги.

3. Игры с сыпучими и пластичными массами. Игры с сыпучими (песок, галька и т. п.) и пластичными (пластилин, тесто, также очень полезны для подвижных детей, как и для детей с тактильными проблемами. Детям полезно трогать разнообразные текстуры и играть с ними, чтобы развить нормальное тактильное восприятие. Если ребёнок отказывается играть с пластилином и подобными массами важно подобрать текстуру, приятную для ребёнка.

Виды пластичных и сыпучих материалов:

• пластилин (шариковый, плавающий, восковой);

• глина (природная, полимерная);

• паста для моделирования;

• масса для лепки («холодный фарфор»);

• слайм (лизун, флаффи, жвачка для рук);

• пена для бритья;

• кинетический песок;

• бобовые и крупы.

4. Массажёры, вибрирующие игрушки.

Вибрация – это основной прием занятий для сенсорной интеграции. Они используются как для стимуляции, так и для успокоения ребенка. Вот некоторые идеи:

• ручные массажёры для массажа тела;

• массажёры для полости рта;

• щётка Wilbarger;

• мочалка-перчатка для душа;

• коврик для прихожей.

5. Приспособления для вестибулярных движений.

Вестибулярные движения (или проприоцептивная стимуляция) может взбодрить малыша или наоборот успокоить. В любом случае, такая стимуляция необходима и должна быть частью терапии. Вот несколько предложений для получения ребенком подобного опыта:

• раскачивающиеся игрушки;

• доска Бильгоу;

• сенсорный гамак;

• сенсорный чулок;

• яйцо Кислинга (сенсорное яйцо);

• большие терапевтические мячи.

6. Ароматерапия.

Ароматерапия — это прекрасный способ для занятий с детьми, которые не чувствуют некоторые запахи или наоборот очень к ним чувствительны. Ароматерапия – это отличное средство стимуляции [7]:

• запах корицы, цитрусовых бодрит;

• лаванда улучшает память, расслабляет;

• запах апельсина расслабляет, успокаивает и восстанавливает жизненные силы организма;

• запах ладана успокаивает тело, расслабляет, снимает перенапряжение;

• запах тмина борется с проявлениями перенапряжения.

7. Игры с туннелями и палатками.

И то и другое очень полезно для сенсорной интеграции. Они полезны для развития крупной моторики. Даже просто ползая через тоннель, ребенок развивает координацию.

Тактильный опыт ребенка обогащается, если в тоннеле размещены разные предметы или помещается в него ковровое покрытие.

Можно немного потрясти тоннель когда малыш внутри, чтобы улучшить его проприоцептивные и вестибулярные реакции.

Можно использовать палатки для создания безопасной атмосферы, необходимой детям, перегруженным сенсорными стимулами.

8. Сенсорная комната.

Сенсорная комната – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами, цель которых заключается в воздействии на органы чувств человека.

Классификация стимулов сенсорной комнаты:

Светотерапия и цветотерапия – воздействуют на зрение. Мягкий свет – покой. Яркий свет – возбуждение.

Звукотерапия – воздействует на слух. Может быть пассивной и активной. Спокойная мелодичная музыка, звуки природы – покой. Механические звуки, электронная музыка, произведения с разной силой тональности - возбуждение.

Ароматерапия – воздействует на обоняние. Приятные запахи – покой. Резкие запахи – возбуждение. Кроме того, эфирные масла обладают бактерицидными, противовирусными и противовоспалительными свойствами.

Тактильные ощущения – воздействуют на рецепторы кожи. Ощущения мягкости, тепла, нежности – покой. Покалывание, надавливание, вибрация – возбуждение. Использование приборов для массажа снимает мышечное напряжение и улучшает кровообращение.

Наполняемость сенсорной комнаты:

• Магнитофон, воспроизводящий звуки природы;

• Ароматические приспособления (диффузеры, лампы);

• Мягкие подушки и одеяла;

• Пузырьковые трубы;

• Кресла-мешки;

• Массжаные кресла и маты;

• Ночники, особые светильники, лава-лампы. Включение сенсорного компонента в структуру комплексной коррекции положительно влияет на достижение высоких результатов в развитии коммуникативных навыков детей.

Текст для мастер-класса:

Вспомните детство! Как вы лазали по деревьям; ныряли в прохладное озеро; качались на качелях; прыгали через резиночки, играли в классики; шлёпали босиком по летним лужам; лепили куличи из грязи и украшали их одуванчиками; катались по траве, вдыхая дивный аромат цветов, как мама с папой качали вас в покрывале, или вы строили «домики» из одеял и стульев… Помните эти счастливые моменты?! Многие ли современные дети могут похвастаться таким богатым жизненным опытом?

* Ведь эти игры существовали в нашем детстве не случайно - это были для нас с вами самые важные игры, посредством которых мы получали те навыки и способы обработки информации, которые в последствие послужили базой для формирования более сложных умений и навыков. С помощью подобных игр мы получали фундаментальные представления о собственном теле, о том, как им пользоваться в процессе взаимодействия с окружающим миром, для наилучшей адаптации в социуме.

Мы с вами отправляемся в путешествие.

Закрываем глаза, представляем себе большое голубое небо, тропинки, большие деревья, просторные холмы. Мы идем и слушаем приятную музыку, она дарит ощущение свободы, спокойствия, уравновешивает наши эмоции.

Впереди кочки и небольшие препятствия:  это мелкие проблемы, которые вы так легко разрешаете в своей жизни. Наступайте на них и отпускайте от себя. Если нужно, постойте подольше на кочках.

Мы с вами пришли на полянку, желтую, яркую, светлую. В небе ярко светит солнце и мелкие стеклышки играют своим отражением в его лучах. Давайте посмотрим на стеклышки. Посмотрим на каждое. Что вы чувствуете при этом? Какой цвет вас радует? Какой цвет вас раздражает? Какой цвет вас заставляет задуматься?

Вокруг поляны слышны разные звуки. Кто-то пересыпает песок, кто-то камушки, где-то журчит водичка, может быть даже идет мелкий дождик.

А вот в этих чудесных пакетиках есть то, что выросло на этой полянке. Давайте поиграем, потрогаем, пошумим, погремим и определим, что же это? А теперь угадаем и соотнесем с картинкой.

Вы так здорово справляетесь! Вы самые лучшие.

Для того, чтобы обострились наши ощущения давайте помассируем каждый пальчик медленно. Надеваем и снимаем колечки.

Давайте возьмем массажные мячики и сделаем друг другу легкий массаж спины.

Прилягте или займите удобное положение. Очистите себя от всех ощущений, чувств.

Расслабьтесь.

Дышим глубоко. И ваш нос свободен от запахов.

Давайте попробуем распознать, чем вокруг пахнет. Возьмите пакетики. Аккуратно поднесем их к носу, сначала издалека, принюхайтесь. Как вы думаете что это?

Что вы ощущаете, когда нюхаете этот запах? Вам нравится? Вас раздражает? С чем он у вас ассоциируется? Опишите, какой этот аромат? Вы хотите себе такой?

Давайте поиграем с ароматами.

На поляне стало прохладно и нам срочно нужно согреться. Давайте я вас укутаю.

А когда тепло и хорошо, мы все хотим чего-то сладкого и вкусного. Что вы хотите именно сейчас?

Я вас угощу. А теперь мы встанем, подышим глубоко, повернемся вокруг себя два раза и оставим нашу поляну, на случай если нам захочется вернуться сюда снова.

Используемая литература.

1. Айрес Э. Джин «Ребенок и сенсорная интеграция» понимание скрытых проблем ребёнка с практическими рекомендациями для специалистов и родителей. М. : «Теревинф», 2019 г.

2. Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. М. : Просвещение, 1988 г.

3. Лынская М. И. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика. Методическое пособие. — М. : Парадигма, 2016 г.

Интернет-ресурсы.

4. http://vombatik.ru/blog/sensorybox.html

5. https://vk.com/kinderquest

6. https://sensoricinru.wordpress.com/2013/

7. https://vemakids.com.ua › terapiya-sensornoy-integracii

8.http://www.sensory-processing-disorder.com/sensory-integration-activities.html

9.https://womanadvice.ru/sensornaya-integraciya-teoriya-i-praktika-uprazhneniya-dlya-detey-plyusy-i-minusy

10. https://wikifood.online/po-vliyaniyu/wellbeing/stress/uspokaivayushhie-efirnye-masla.html#8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование программированных заданий в коррекционной работе учителя - дефектолога (тифлопедагога)

Данный материал представляет собой методические рекомендации по разработке и использованию программированных заданий для воспитанников с функциональми расстройствами зрения...

Использование технологии ТРИЗ в коррекционной работе учителя-дефектолога с детьми с ЗПР.

Предлагаю обратить ваше внимание на следующие методы ТРИЗ технологий, которые можно использовать на коррекционных занятиях, например,Метод «Мозговой штурм» (МШ): предложен американски...

Использование интеллект карт в коррекционной работе учителя-дефектолога

Представлена презентация опыта работы по использованию интеллект карт с детьми с ЗПР...

Сенсорная интеграция в работе учителя-дефектолога.

Сенсорное развитие детей с ЗПРТема: «Волшебная комната в работе учителя-дефектолога»...

Использование элементов сенсорной интеграции в работе учителя-дефектолога. Тематические сенсорные коробки.

Метод сенсорной интеграции. Сенсорная интеграция: теория и практика, берут свое начало в 90-х гг. XX в. Впервые метод начал разрабатываться калифорнийским трудотерапевтом Энн Джин Айрис в 1950 г., раб...