"Оказание ранней помощи детям 2-3 лет в условиях ДОУ"
рабочая программа по коррекционной педагогике
этапы работы по обледованию ребенка и определении его дальнейшего образовательного маршрута
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okazanie_ranney_pomoshchi.docx | 19.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их социальной адаптации в общество является в настоящее время чрезвычайно актуальной в области образования и здравоохранения.
Т.к. на деле коррекция нарушений познавательной и речевой деятельности у детей, в большинстве случаев, начинается только в дошкольном возрасте, когда уже сформирован стойкий патологический стереотип психических и речевых нарушений, наш детский сад начинает коррекционно-педагогическую работу с детьми раннего возраста, чтобы не упустить сензитивный (наиболее благоприятный) период развития психики и речи, который приходится на первые три года жизни ребенка.
При поступлении ребёнка в детский сад, на период адаптации в утренние часы в группе совместно с воспитателями находится психолог. Он помогает успокоить малыша, снять тревогу, опасения, связанные с ожиданием неизвестного. С этого момента малыш уже попадает в поле зрения воспитателя и специалиста. Далее к наблюдению за ребёнком присоединяются дефектолог и логопед. Они посещают группу во время приёма пищи, ООД, прогулки, сна. Акцентируя своё внимание на формировании навыков самообслуживания, особенностях поведения ребенка в коллективе, общении со взрослым и детьми, пониманию речевой инструкции и жестов и т.д.
После завершения наблюдений организуется психолого-педагогический консилиум ДОУ, на котором определяются дети группы риска. Далее специалист приглашает на консультацию родителей. В ходе беседы специалист рассказывает о выявленных особенностях ребёнка и его поведении, выясняет их возможные причины. Далее с согласия (не согласия) родителя, которое он даёт в письменном виде, специалисты детского сада проводят комплексное психолого-педагогическое обследование ребёнка.
В случае отсутствия какого-либо специалиста (в нашем случае психолога) родителям рекомендуется пройти необходимое обследование в центре психолого-педагогической и социальной помощи «Гармония», с которым наш детский сад взаимодействует много лет.
Полученные результаты обсуждаются на повторном ППк в присутствии родителя (законного представителя) ребёнка. Доводятся до сведения результаты обследования ребенка, намечаются дальнейшие пути работы, в случае необходимости составляется ИОП, либо принимается решение о прохождении ребёнком ПМПК.
Не редким случаем в нашей практике стало обращение самого родителя к специалистам детского сада с просьбой об обследовании ребёнка. Что говорит о заинтересованности родителей и их озабоченности трудностями, которые присущи их ребёнку.
Т.о. основными показателями для дальнейшего обследования ребёнка и возможный последующий вывод на ПМПК мы считаем:
- длительный с выраженными трудностями период адаптации к условиям детского сада;
- трудности в общении со сверстниками, явление изолированности от окружающих;
- замедленный темп формирования навыков самообслуживания (отставание от сверстников во время еды), а также житейских знаний;
- подозрение на отставание ребенка в интеллектуальном развитии;
- утрированные проявления двигательной расторможенности и нарушений внимания, общие проблемы произвольной регуляции деятельности;
- наличие любых речевых нарушений (в т.ч. отсутствие речи) ;
- отставание в развитии общей и мелкой моторики;
- подозрение на снижение слуха;
- нелепость, неадекватность поведения ребенка ситуации;
- повышенная эмоциональная возбудимость, агрессивность.
Таким образом, за 2020 год обследование прошло 11 ребёнка, 5 из которых по запросу родителей. Из них выявлен 1 ребёнок группы риска (специалист), составлена индивидуальная программа. На данный момент он посещает общеобразовательную группу для детей 4-5 лет, уровень развития психических процессов и речи соответствует возрастной норме.
В 2021 году обследовано 19 ребёнка, 7 из которых по запросу родителей. Из них выявлено 5 детей группы риска, ему составлена индивидуальная программа, 10 детей прошли ПМПК.
В 2022 году обследовано 14 детей, 4 из которых по запросу родителей. Из них выявлен 1 ребёнок группы риска, составлена индивидуальная программа. 2 ребёнка прошли ПМПК.
В программах описывается обеспечение предметно-пространственной развивающей среды необходимой для конкретного ребенка; благоприятные условия, которые необходимо создать для социального, познавательного, речевого и двигательного развития; работа, направленная на охрану и укрепление здоровья ребенка; организация работы с семьей с целью психолого-педагогического просвещения родителей по воспитанию и развитию ребёнка с учетом рекомендаций специалистов детского сада и центра «Гармония», а также заключения ПМПК при его наличии. Мы считаем, что важнейшим условием эффективного участия родителей в коррекционно-развивающем процессе является формирование у родителей адекватных представлений об индивидуальных возможностях ребёнка.
Мы привлекаем родителей на каждом этапе работы с ребёнком: этап диагностики, планирования перспектив, коррекционно-развивающей работы, этап контроля и оценки и корректировки программ.
К сожалению, есть родители, которые ждут положительных результатов, не прилагая никаких усилий для развития и обучения ребенка. В этом случае нам на помощь приходят совместные занятия мамы с ребёнком. На наш взгляд, это максимально эффективный прием, когда родитель сам может увидеть затруднения, которые испытывает ребёнок. А специалист на таких занятиях может грамотно, ненавязчиво показать приёмы работы по устранению или сглаживанию этих затруднений для работы дома. При этом важно объяснить, какие позитивные сдвиги в развитии ребенка должны произойти в ходе коррекционной работы. Например,
не следует говорить: “У вашего ребенка отсутствует инициативность”, лучше
сформулировать так: “Необходимо поддерживать инициативу вашего ребенка,
внимательнее наблюдайте за ним, откликайтесь на любое его движение, почаще хвалите его, играйте с ним”.
Только родители могут терпеливо и кропотливо вести ежедневную нелегкую работу, вырабатывая у малыша ту или иную задержанную функцию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оказание ранней помощи детям с тяжелыми нарушениями речи как средство полноценного развития ребенка
методическая разработка для логопедов...
Статья "Оказание ранней помощи в условиях вариативных форм дошкольного образования"
Оказание ранней помощи в условиях вариативных форм дошкольного образования Аннотация: статья посвящена анализу вариативных форм дошкольного образования и целесообразности их использования в ...
Статья на тему "Оказание ранней помощи в условиях вариативных форм образования"
ОКАЗАНИЕ РАННЕЙ ПОМОЩИ В УСЛОВИЯХ ВАРИАТИВНЫХ ФОРМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Винокурова Ольга Николаевна-воспитатель,...
"Оказание ранней помощи детям с ОВЗ в детском учреждении"
Содержание материала даёт ответы на актуальные вопросы В каких организациях, учреждениях реализуется служба ранней помощи? Кому нужна эта помощь? Каковы цели и задачи службы ранней помощи?...
Организация и содержание работы по вопросу организации ранней помощи детям с ОВЗ в условиях ДОУ
В статье представлен опыт работы ДОУ по вопросу организации и содержания ранней помощи детям с ОВЗ в условиях ДОУ...
«Работа по оказанию ранней помощи семьям, воспитывающих детей с ОВЗ в рамках проекта «Разработка и реализация инновационных проектов, направленных на оказание психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям
Оказание ранней помощи семьям, воспитывающих детей с ОВЗ в рамках работы Консультационного центра...
"Формы и методы оказания ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДО"
Материалы V областной научно-практической конференции. http://iroso.ru/konferencii...