Организация и содержание работы по вопросу организации ранней помощи детям с ОВЗ в условиях ДОУ
статья по коррекционной педагогике
В статье представлен опыт работы ДОУ по вопросу организации и содержания ранней помощи детям с ОВЗ в условиях ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rannyaya_pomoshch.docx | 26.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация и содержание ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
«Каждый ребёнок имеет возможность
быть психологически готовым к школьному обучению
на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям» Я.А.Коменский
Обедняя мир детства, мы затрудняем вхождение ребенка в общество, в коллектив.
В.А. Сухомлинский
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № 1839-р в нашей стране начата реализация Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года.
В настоящее время остро стоит вопрос о своевременном выявлении детей с различными патологиями на ранних этапах развития, о своевременном получении ими комплексной помощи, способствующей удовлетворению их особых потребностей. Это связано с ростом количества детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в Российской Федерации.
Значительное количество современных детей до 3 лет находятся в зоне риска. Речь идет о психическом, социальном, нервно-психическом неблагополучии в развитии и иных ОВЗ. Нарушения развития проявляются в период интенсивного формирования высших психических функций и влияют на дальнейшую социальную адаптацию ребенка, а значит на качество его жизни в целом. Представление о том, что именно медицинский диагноз определяет возможности развития ребенка с ОВЗ — заблуждение. Ключ к успеху — ранняя помощь.
Наше Учреждение – МБДОУ детский сад комб.вида №19 Земляничка, имеет свой опыт работы по оказанию ранней помощи детям с особыми образовательными потребностями . :
Актуальность реализации данного направления обусловлена:
• потребностями детей раннего возраста с ОВЗ и инвалидностью в комплексном сопровождении их развития и недостаточной эффективностью использования методик раннего выявления и коррекции отклонений в развитии детей;
• значительными потенциальными возможностями ранней помощи для всестороннего развития детей с ОВЗ и инвалидностью и отсутствием целостной системы их комплексного сопровождения;
• необходимостью разрыва между временем определения первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционно-развивающей работы;
• необходимостью снижения временных границ начала образовательного процесса .
Особенности развития ребенка в раннем возрасте, пластичность центральной нервной системы и способность к компенсации нарушенных функций обуславливает важность ранней комплексной помощи, позволяющей путем целенаправленного воздействия исправлять первично нарушенные психические и моторные функции при обратимых дефектах и предупреждать возникновение вторичных отклонений в развитии.
От эффективной организации ранней комплексной помощи в определяющей степени зависят предупреждение инвалидности и (или) снижение степени ограничения жизнедеятельности и трудоспособности.
Ранняя комплексная помощь предполагает широкий спектр психолого-социально-педагогических услуг, ориентированных на ребенка и семью и осуществляемых в процессе согласованной «командной» работы специалистов детского сада.
Цель работы: оказание психолого-педагогической помощи детям на раннем этапе развития, а также консультативная работа с родителями.
Задачи:
• Выявление и диагностика нарушений в развитии у детей раннего возраста.
• Оказание комплексной помощи ребенку группы риска и ребенку с выявленными отклонениями в развитии.
• Формирование позитивного отношения к ранней помощи семьям с проблемными детьми.
• Оказание информационно-просветительской, консультативной и психологической помощи семье.
Наша команда состоит из специалистов, представляющих различные дисциплины: учитель - логопед, учитель-дефектолог, педагог - психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, медицинский работник, воспитатели. Все специалисты объединяются, чтобы направить свои усилия на помощь каждому ребенку, испытывающему трудности взросления, коммуникации, адаптации в изменяющихся условиях обучения и воспитания.
При необходимости для удовлетворения потребностей ребёнка и семьи в состав команды могут быть привлечены внешние специалисты. Специалисты имеют высшее профильное образование. Специалисты имеют знания и умения для проведения оценки; планирования, осуществления и мониторинга программы помощи; ведения беседы; индивидуального и группового консультирования (в рамках своей дисциплины), коррекционного взаимодействия с детьми.
В обязанности учителя-дефектолога входят оценка особенностей познавательного развития ребенка, развития сферы представлений о ближнем и дальнем окружении. Работа учителя-дефектолога включает в себя также педагогическую поддержку семьи, находящейся в ситуации кризиса, помощь в оптимизации отношений между родителями и ребенком.
В обязанности учителя-логопеда входят оценка особенностей речевого развития ребенка, развития коммуникативной сферы ребенка в целом. Работа учителя-логопеда включает в себя педагогическую поддержку семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации.
В обязанности педагога-психолога входят оценка особенностей социально-эмоционального и когнитивного развития ребенка, оценка взаимодействия между ребенком и родителями. Работа психолога включает в себя также психологическую поддержку семьи, работу с детьми, имеющими серьезные социально-эмоциональные проблемы и нарушения в области психического здоровья. Психолог также проводит профилактические программы для детей групп биологического и социального риска.
В обязанности инструктора по физической культуре входит оценка особенностей физического развития ребенка. Работа инструктора по физической культуре включает в себя также поддержку семей , имеющих нарушения в области физического здоровья, нарушений опорно-двигательного аппарата.
В обязанности музыкального руководителя входит оценка особенностей художественно-эстетического развития ребенка, развитие художественно-творческих способностей детей. Работа музыкального руководителя включает в себя также поддержку семей воспитанников в вопросе использования нетрадиционных методов разного вида искусств в работе с детьми.
Ведущие направления деятельности ДОУ по оказанию ранней помощи детям:
1. Консультативно – диагностическое направление:
• определение уровня развития ребенка раннего возраста в соответствии с основными нормативными показателями данного возраста;
• максимально раннее выявление и психолого-педагогическая квалификация отклонений в развитии ребенка;
• анализ особенностей социальной ситуации развития ребенка;
• консультирование родителей по вопросам;
• обеспечение необходимых условий развития и компенсации имеющихся отклонений;
• реализация коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;
• создание дома соответствующей коррекционно-развивающей среды;
• консультирование педагогов, работающих с «особыми» детьми.
2. Коррекционно-развивающее направление деятельности:
• разработка индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ребенку специалистами и педагогами службы совместно с родителями ребенка;
• обучение родителей способам коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;
• проведение индивидуальных и групповых развивающих и коррекционных занятий;
3. Информационно-методическое направление:
• информирование родителей об услугах, предоставляемых службой ранней психолого-педагогической помощи с помощью буклетов, объявлений и т. д.
• информирование о деятельности Службы с помощью средств массовой информации;
• создание банка коррекционно-развивающих методик для детей с ОВЗ;
• повышение квалификации педагогов (участие в семинарах, курсы повышения квалификации, участие в вебинарах, самообразование).
Психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями оказывается в процессе:
• развивающей ООД в соответствии основной образовательной программой ДОУ, примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Содержание ООД дифференцируется в зависимости от уровня развития ребенка. Работа проводится по подгруппам, с детьми, имеющими близкий уровень развития, или индивидуально с детьми, значительно отличающимися от большинства детей группы своими познавательными, коммуникативными возможностями;
Индивидуальная работа с ребёнком направленна на повышение функциональности и познавательной компетентности ребёнка, формирование навыков саморегуляции и социального взаимодействия.
Групповая работа с детьми направленна на повышение функциональности и познавательной компетентности ребёнка, формирование навыков саморегуляции и социального взаимодействия, осуществляемая на основе разработанной специалистами программы.
• коррекционных ООД, проводимых специалистами ДОУ в соответствии с индивидуальными программами психолого-педагогической помощи
Разработка индивидуально-ориентированных образовательных программ, это и одно из требований ФГОС ДО:
Индивидуально-ориентированная образовательная программа - персонализированный вариант образовательной программы, ориентированный на индивидуальные особенности, возможности и потребности обучающихся.
Творческой группой ДОУ разработана структура ИООП. Это программа, в которую включены результаты педагогической диагностики конкретного ребенка, объем, сроки, порядок и содержание услуг, предоставляемых этому ребенку и его семье по программе ранней помощи всеми специалистами ОУ.
• игр, режимных моментов, развлечений, праздников, что обеспечивает коррекционно-развивающую направленность всего образовательного процесса в отношении детей.
Особенно значимым направлением деятельности службы является содействие с родителями . Информационная, психологическая и педагогическая помощь родителей, направленная на поддержку их адаптации к состоянию ребёнка, коррекцию детско-родительских отношений, освоение родителями адекватных средств общения с ребёнком, способов обучения и воспитания по выравниванию западаний в развитии «особенных» детей и максимальное приближение их к норме развития для дальнейшего перехода к школьному образованию в соответствии с ФГОС.
Оказание ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья позволяет более эффективно компенсировать нарушения в физическом и психическом развитии, а в ряде случаев, даже устранить их, что позволит повысить уровень развития наших выпускников, их социализацию и интеграцию в общество.
Воспитание и обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья – тяжелый труд, но он обязательно даст свои результаты, главное только не опускать руки и работать постоянно, не снижая усилий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - совещание "Формы и механизмы взаимодействия по организации ранней помощи детям в Курской области"
14 июня 2019 года на базе ОКУ «Курский областной центр психолого – педагогического, медицинского и социального сопровождения» (Отделение развития и реабилитац...
Организация, содержание работы по формированию временных представлений у дошкольников с ЗПР в условиях детского сада
Трудно переоценить значение развитого пространственного восприятия, умения ориентироваться в пространстве, сформированности пространственных, пространственно-временных и предложно-падежных конструкций...
Выступление на педагогическом совете «Организация работы в ДОО по ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО» на тему «Технология исследовательской деятельности»
В данном проекте для педагогов ДОО представлена технология исследовательской деятельности в рамках ранней профориентации детей дошкольного возраста....
Организация службы ранней помощи детям с ментальными проблемами развития в условиях консультационного пункта дошкольного образовательного учреждения».
В данной статье рассказывается о работе консультационного пункта, его специалистов, функционирующего на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 209»...
"ШАГАЕМ ВМЕСТЕ» (программа по организации ранней помощи детям и их семьям)
Содержание программы предполагает организацию оказания помощи родителям в формировании педагогических компетенций, необходимых для содействия в развитии у детей раннего возраста (1,5-2 год...
"Организация ранней помощи детям с риском возникновения РАС".
quot;Коррекционнразвивающая работа с детьми с РАС на начальном этапе образования"...