Приемы и рекомендации для педагогов и родителей по работе с детьми с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Приемы и рекомендации для педагогов и родителей
по работе с детьми с ОВЗ:
- Создавайте ситуации успеха, поощряйте за малейшие достижения.
- Не концентрируйте внимание на недостатках ребенка, используйте чаще приемы «похвала авансом», «опора на предыдущий удачный опыт ребенка, его успех». В случае, если успех так и не был достигнут, выразите уверенность, что в следующий раз точно получиться, «ведь мы уже все почти усвоили, поняли, разобрали….……».
- Давайте ребенку не многоступенчатую инструкцию, а дробите ее на части.
- Активизируйте работу всех анализаторов. Дети должны слушать, смотреть, проговаривать, трогать и обследовать и т.д. Увидел, проговорил, прорисовал /прописал, прохлопал.
- Соблюдайте принцип наглядности. Особенно важна опора на наглядность. Это могут быть схемы, алгоритмы, где прописаны пошаговые инструкции по определенным темам (дежурство по кухне, уборка кровати, алгоритм чистки зубов, складывания одежды в шкаф, подготовки места работы для выполнения домашних заданий, складывания школьных принадлежностей в портфель и т.д.)
- Для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед заданиями, менять интонацию, использовать прием неожиданности (легкий стук, хлопки, использование разной громкости голоса – от шепота до громкого и т.п.).
- Необходимо прибегать к дополнительному стимулированию (похвала, жетоны, фишки, наклейки, «Дай пять!» и др.), методы стимулирования должны быть разнообразными, тогда и будут максимально эффективными, использовать на занятиях игру и игровую ситуацию.
Для детей с низкой мотивацией необходима ориентация на какой-либо позитив после трудной работы – например, «Сделаем что-то…сможем поиграть….».
- Создавайте максимально спокойную обстановку на занятии, поддерживайте атмосферу доброжелательности.
- Темп подачи информации должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов. Главная мысль должна повториться в последнем предложении в более кратком виде – так информация более качественно - усвоится, запомнится.
- Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей с ОВЗ и их индивидуальным особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах. Особенно это важно для детей с заниженной самооценкой и низкой мотивацией.
- Давайте посильные поручения, вырабатывайте самостоятельность, ответственность, критичность к своим действиям. То, что ребенок в состоянии сделать сам за него не делать. Новые виды деятельности, работы поэтапно четко проговорить, можно использовать приемы «рука в руке», инструкции можно давать в игровой форме, например «заправляем постель – «подружили уголочки покрывала» и т.д.
- Предоставляйте ребенку выбор, в случае если он способен это сделать, формируйте умение принимать решения, брать на себя ответственность, дает ребенку уверенность, что с его мнением считаются.
- Учите анализировать свои действия, критично относится к результатам своего труда. Указывайте косвенно на ошибку: «Посмотри, нет ли здесь ошибки?», это дает ребенку уверенность, что он сам способен оценить себя, приучает к самоконтролю. Обсуждения заканчивайте на положительной ноте.
Обучение тому, как надо выполнять задания - «Показ образца действия».
Необходимо создание дополнительной стимуляции:
Простое переспрашивание, просьба повторить слово или фразу.
Выражение одобрения и стимуляция дальнейших действий (словами «хорошо», «а дальше?»)
Задавать вопросы о том, почему ребёнок выполнил то или иное действие.
Задавать наводящие вопросы или высказывать критические выражения - «А как можно это сделать лучше?».
Подсказывать, давать совет действовать тем или иным способом – «А если попробовать по-другому?».
Даже в случае плохого результата в конце фразы должна быть мотивация, что в следующий раз получиться.
Включайте ребенка в общественную жизнь, показывайте его значимость в социуме, учите осознавать себя личностью.
Устанавливайте доверительные партнерские отношения с педагогами – учителями, специалистами, работающими с ребенком, внимательно относитесь к их рекомендациям, договаривайтесь о совместных действиях в поддержку ребенка.
ПРИЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОРГАНИЗАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ
Заранее настройте ребенка, что скоро надо будет приступать к выполнению домашнего задания.
Ребенку с ОВЗ трудно оторваться от интересных занятий и сразу приступить к работе. Начинать рекомендуется с легкого, более любимого предмета, в середине подготовки - трудное, в заключении – тоже более легкий предмет.
Не нужно требовать немедленного включения в работу.
Перед подготовкой обязательно вводить организационный момент (время «на раскачку»), т.к. дети с ОВЗ с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой.
Обязательно должны быть перемены, причем длительность подготовки домашних заданий и отдыха зависит от возраста, настроения, индивидуальных особенностей, состояния здоровья ребенка.
Можно вместе с ребенком составить его собственный режим дня, и время от времени обращаться к нему. Время подготовки домашнего задания должно быть твердо закреплено за конкретным часом в режиме дня. Это будет способствовать формированию дисциплины ребенка, помогает лучше усваивать знания.
Учитывайте, что у ребенка слабая память, внимание, отстают мыслительные процессы. Из-за этого трудно понимать, запоминать даже простую информацию, ему требуется постоянное систематическое повторение. Если ребенок все-таки не усвоил какое-то задание, не решайте за него, а в его присутствии проговорите вслух, пропишите алгоритм решения, пусть ребенок участвует в решении задачи хотя бы в некоторых местах (это те вещи, которые были усвоены им раньше). В таких случаях особенно полезно использовать опору на наглядность (рисунок, схема), но не увлекаться слишком, т.к. объём восприятия у детей с ОВЗ снижен.
Помощь в обучении должна носить своевременный и необходимый характер. Не выполняйте задание полностью за ребенка, даже если он испытывает значительные трудности. Лучше еще раз разберите с ним материал, а потом заново предоставьте возможность выполнить работу самостоятельно. Не опекайте чрезмерно. Ребенку необходима самостоятельность, постоянный новый опыт, контакт с нестандартными ситуациями. Ненавязчиво контролируйте, как он с ними справляется, но не делайте все за него.
Уделяйте внимание не скорости, а качеству выполнения задания. Важна не быстрота и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения даже самых простых заданий.
В момент выполнения задания недопустимо отвлекать ребенка на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения внимания у них очень снижен, для возвращения к выполнению задания требуется длительное время, может привести к его «соскальзыванию». Постарайтесь приучать других детей соблюдать тишину, заниматься тихими играми, чтением, рисованием во время выполнения детьми домашнего задания. Это очень важно для предупреждения психоэмоционального перенапряжения детей с ОВЗ.
Максимальная продолжительность подготовки домашних занятий:
Занятия с дошкольниками – до 0,5 часа.
В случае, если время выполнения домашнего задания превышает предельно допустимые нормы рекомендуется сделать длительный перерыв. А после продолжительного отдыха вернуться к сложной части задания.
Максимальная работоспособность у большинства детей:
- с 10-12 часов
- с 16-18 часов.
Именно в эти часы ребенок может выполнить наибольшую работу при минимальных усилиях.
Общие приемы позитивного взаимодействия с детьми с ОВЗ:
- Выдерживайте спокойный тон, среднюю скорость речи, выделяйте интонацией важное. Дети с ОВЗ не всегда хорошо воспринимают информацию на слух, тем более, если темп речи быстрый. Речь педагога должна быть грамотной, корректной. Не злоупотребляйте силой голоса. В противном случае ребенок перестает реагировать на нормальную громкость речи, а только на крик.
- Выдерживайте паузу после вопроса, давая ребенку время подумать над ответом. Не нервничайте, не торопите с ответом, многим детям с ОВЗ составляет трудность сразу же сформулировать свою мысль.
- Проявляйте терпение, не раздражайтесь, не ругайте за медлительность реакций, либо за чрезмерную активность, ведь ребенок не виноват в своих особенностях. Если необходимо сделать замечание, постарайтесь сделать это максимально конфиденциально - наедине, и конечно, в корректной форме, оценивая не ребенка, а поступок.
- Необходимо обеспечить ребенку переживание успеха на фоне определённой затраты усилий (т.е. если у ребенка не получилось что-то, но он при этом очень старался, необходимо обязательно похвалить его за старание, терпение).
- Цель и результаты не должны быть слишком отдалены по времени от начала выполнения задания, они должны быть значимы и понятны для ребенка с ОВЗ.
- Необходимо создание дополнительной стимуляции:
- Простое переспрашивание, просьба повторить слово или фразу.
- Выражение одобрения и стимуляция дальнейших действий (словами «хорошо», «а дальше?»)
- Задавать вопросы о том, почему ребёнок выполнил то или иное действие.
- Задавать наводящие вопросы или высказывать критические выражения - «А как можно это сделать лучше?».
- Подсказывать, давать совет действовать тем или иным способом – «А если попробовать по-другому?».
- Демонстрация действия и просьба повторить его самостоятельно – «Я начну…, а ты продолжи…»..
- Обучение тому, как надо выполнять задания - «Показ образца действия».
Максимальная продолжительность подготовки домашних занятий для школьников:
2-3 класс – до 1.5 часов с учетом смены деятельности.
4-5 класс – до 2 часов с учетом смены деятельности.
6-8 класс – до 2,5 часов.\
-9-11 класс – до 3,5 часов.
Занятия с дошкольниками – до 0,5 часа.
В случае, если время выполнения домашнего задания превышает предельно допустимые нормы рекомендуется сделать длительный перерыв. А после продолжительного отдыха вернуться к сложной части задания.
Максимальная работоспособность у большинства детей:
- с 10-12 часов
- с 16-18 часов.
Именно в эти часы ребенок может выполнить наибольшую работу при минимальных усилиях.
Устойчивые слова-определения похвалы | Фразеологизмы похвалы |
. Замечательно! | Золотые/умелые руки |
Отлично! | Это как раз то, что нужно |
Великолепно! | . Мне очень важна твоя помощь! |
. Здорово! | . Работать( читать, дружить и т.д) с тобой просто радость! |
Прекрасно! | Ты мне необходим! |
. Незабываемо! | . Сказано здорово – просто и ясно! |
Остроумно! | Для меня важно все, что тебя волнует, тревожит и радует! |
Талантливо! | . С каждым днем у тебя получается всё лучше! |
Грандиозно!. | . Ты сегодня много сделал! |
Ты умница | Еще лучше, чем прежде |
Виртуоз! | Научи меня делать так же! |
. Асс! | Тут мне без тебя не обойтись! |
. Отлично! | Я знала, что тебе это по силам! |
. Потрясающе! | Никто не может заменить тебя! |
. Классно! | Я горжусь тем, что тебе это удалось! |
Уже лучше! | Я сам не смогла бы сделать лучше! |
Поразительно! | . Сегодня ты делаешь это гораздо лучше. |
. Неподражаемо | Еще немного времени и у тебя это получится. |
Несравненно! | Я счастлива видеть такую твою работу. |
. Красота! | Это называется прекрасной работой. |
. Как в сказке! | Твой мозг поработал на славу. |
. Очень ясно! | Теперь ничто тебя не остановит. |
Ярко, образно! | . Это действительно достижение! |
. Фантастика! | Ты выбрал подходящий способ! |
Очень эффектно! | Это была первая классная работа. |
Совершенно! | . Прекрасный ход работы. Прекрасное начало! ( финал) |
Ты просто чудо! | Сейчас ты приобретаешь в этом сноровку |
Правильно! | Сейчас ты это понял. |
. Это хорошо. | Ты сделал это легко. |
Супер! | Ты ничего не упустил! |
Чудесно | Это уже успех!..., |
Это твоя победа.. | |
Значительно!! | Теперь ты чувствуешь свои возможности.. |
Неплохо. | Это - высший пилотаж ! |
| Ты настоящий мастер |
. Сенсационно!. | Я верю в тебя |
Мастер | у тебя будет всегда получаться не хуже, чем сейчас. |
Лидер | Светлая голова, |
. | Именно так! (Точно так!) |
Творец | Экстра – класс! |
Молодец | Хорошая работа! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для педагогов по использованию в работе с детьми русских народных игр
В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека, поэтому обращение к национальной игре более чем опра...
Рекомендация для педагогов на тему «Особенности работы с детьми 5 – го года по аппликации»
Рекомендация даёт расширенное представление педагогам дошкольных учреждений, об особенностях работы с детьми пятого года по аппликации....
Практические рекомендации для педагогов и родителей "Работа с гиперактивными детьми в условиях ДОУ".
Гиперактивные дети требуют большего внимания к себе и необходимо знать как с ними общаться, чем занять и во что поиграть. Данный материал поможет педагогам и родителям в работе с гиперактивными детьми...
Рекомендации для педагогов по организации развивающей работы с детьми
Рекомендации педагогам по организации индивидуальной работы с детьми ОВЗ...
Методические рекомендации для педагогов "Техника Эбру в работе с детьми дошкольного возраста"
Как сохранить интерес ребенка к творческой деятельности и дать возможность почувствовать себя волшебником? Интересная идея - предложить детям создать оригинальные композиции в технике Эбру - вед...
Рекомендации для педагогов и родителей. Методы и приемы работы с детьми с ОВЗ.
Рекомендации для педагогов и родителей. Методы и приемы работы с детьми с ОВЗ. В последнее время общество повернулось лицом к проблемам детей и подростков с особенностями в развитии, и именно теперь...
Рекомендации для педагогов по теме «Организация работы с детьми по безопасности дорожного движения»
Рекомендации для педагогов по теме «Организация работы с детьми по безопасности дорожного движения» Задачи: способствовать формированию у педагогов потребности в планомерной, сис...