Методические рекомендации для педагогов по использованию в работе с детьми русских народных игр
методическая разработка по теме
В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека, поэтому обращение к национальной игре более чем оправдано.
Русские народные игры вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную способность ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus.nar_.igry_.docx | 18.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для педагогов
по использованию в работе с детьми
русских народных игр.
Разработала воспитатель
Аршинникова Л.А.
МДОУ «Белочка»
г. Тамбов
2008
Человеческая личность – это гармония мысли и движения. Отличительной чертой современного человека является его культура личности, которая выражается не только в умении гармонично, красиво и правильно излагать свои мысли, но и гармонично двигаться. Воспитание умения правильно ходить, быстро бегать, легко и смело прыгать осуществляется в детском саду с помощью упражнений и подвижных игр. Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Подвижные игры, в основе которых лежат разнообразные движения, наиболее удовлетворяют потребность растущего организма в активных действиях. Большая ценность подвижных игр заключается в общей подвижности детей, в одновременной работе различных групп мышц, в равномерном их развитии. Но значение подвижных игр не только в этом. Они играют большую роль во всестороннем развитии детей. Подвижные игры способствуют воспитанию сообразительности, наблюдательности, внимания, воображения, развитию положительных чувств.
В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека, поэтому обращение к национальной игре более чем оправдано.
Русские народные игры вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную способность ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов.
Отмечая педагогическую ценность народных игр, К.Д. Ушинский писал: «… Придумать детскую игру, может быть, одна из труднейших задач для взрослого человека. Обратить внимание на эти народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство – задача будущей педагогики».
В народных играх есть все: фольклорный текст, и музыка и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. В таких играх можно отличиться, если не это не нарушает установленного порядка – в этом и заключается педагогическая ценность народных игр. Они привлекают еще и тем, что допускают конструирование новых правил, новой игры на традиционной фольклорной основе, позволяют ребенку ощутить себя не только участником игры, но и её творцом.
Рекомендую использовать народные игры на занятиях, в повседневной жизни ребят, на прогулке, на праздниках и развлечениях. В подборе игр могут принимать участие не только воспитатели, но и специалисты: педагог по физическому воспитанию, психолог, логопед, музыкальный руководитель.
Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и
физическое совершенство. Работая с детьми, нужно помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной творческой деятельности.
Русские народные игры:
Игра «Утица»
Дети становятся в круг. Подняв сцепленные руки, образуют «воротики». В середине круга «утка», а «селезень» за кругом. Стоящие в кругу поют:
Селезень утку догонял,
Селезень серу догонял.
Ходи, серая, домой,
Ходи, серая, домой.
У тя семеро детей,
Восьмой селезень,
А девятая сама,
Поцелуй разок меня.
Правило: во время пения «селезень» догоняет «утку». «Воротики» стараются ему помешать. Но если все же «селезню» удается догнать «утку», то она танцует.
Игра «Барашеньки»
Дети идут по кругу и поют:
Барашеньки-крутороженьки
По полям ходят, по лесам бродят,
В скрипочку играют, Ваню забавляют:
Ваня, Ваня – простота
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперед,
И поехал в огород.
Правило: по окончании песни дети разбегаются, а Ваня их догоняет. Тот до кого он дотронулся или поймал, выбывает из игры.
Игра «Дед Сысой»
Дети стоят перед дедом и поют песню:
Здравствуй седой
Дедушка Сысой.
Не тряси бородой,
Словно венчиком,
Не стучи клюшечкой,
Словно ступочкой,
А послушай, что мы скажем,
Отгадай, что мы покажем.
Правило: по окончании песни играющие, договорившись заранее, показывают движением предмет или образ, а «дед Сысой» отгадывает его. Если ответ верен, ребята разбегаются, дед Сысой их ловит.
Игра «Ручейки»
Дети становятся в круг. Подняв сцепленные руки, образуют «воротики». «Ручейки» (цепочка ребят, взявшихся за руки) перебегают под «воротиками», выходя и входя в круг. Дети поют песенку:
Как из-под горы
Все текут ручьи.
Ручьи вы куда?
Закрываем ворота.
Правило: по окончании песни стоящие в кругу закрывают «воротики», опустив руки. Тот из «ручейков», кто не успел выскочить из круга, считается пойманным.
Игра «Дед Трифон»
Дети идут по кругу и поют песню:
Как у деда Трифона
Было семеро детей,
Они не пили, не ели,
Друг на друга глядели,
Разом делали вот так…
Правило: по окончании песни Трифон показывает движение, а стоящие в кругу должны безошибочно повторить его.
Игра «Жаворонок»
По считалке выбирается «жаворонок». В руке у него колокольчик. Он входит в круг, который образуют, играющие, и бегает в нем. Все говорят:
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве.
Тот, кто песенку найдет,
Будет весел целый год.
Правило: играющие закрывают глаза. «Жаворонок выбегает за круг и звенит в колокольчик. Затем осторожно кладет его за чьей-либо спиной. Тот, кто догадается, у кого за спиной колокольчик, становится «жаворонком». Впоследствии колокольчик прячется в любом месте.
Игра «Родничек»
Дети становятся друг за другом по одну сторону весеннего ручья, обхватывают друг друга за пояс и поют:
Разлился родничок,
Золотой рожок.
У-ух!
Разлился ключевой,
Белый снеговой.
У-ух!
По мхам, по болотам,
По гнилым колодам.
У-ух!
Правило: спев песню, боком перепрыгивают через ручей на другую сторону. При этом мешают друг другу, придерживают, стараясь столкнуть в воду. Кто коснется воды – из игры выбывает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Речевые игры с использованием технологии моделирования на материале русских народных сказок"
В методической разработке представлены речевые игры с использованием технологии моделирования для детей младшего, среднего...
методические рекомендации для педагогов по использованию кейс-технологий в работе с дошкольнтками
данные методические рекомендации содержат также алгоритм работы с дошкольниками....
Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Использование возможностей мульттерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
В этом материале описаны рекомендации для педагогов, возможности использования мульттерапии в работе с детьми дошкольного возраста....
Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ, в условиях ФГОС ДО»
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, подд...
Методические рекомендации для педагогов по использованию музыкально-дидактических игр с детьми дошкольного возраста имеющими нарушения речи
Ценность музыкально-дидактических игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. Основное назначение дидактических игр и пособий – формирование у д...
Методические рекомендации для педагогов "Техника Эбру в работе с детьми дошкольного возраста"
Как сохранить интерес ребенка к творческой деятельности и дать возможность почувствовать себя волшебником? Интересная идея - предложить детям создать оригинальные композиции в технике Эбру - вед...
Методические рекомендации для педагогов по использованию видов и техник нетрадиционного рисования художественными материалами в работе с дошкольниками.
В детском саду недостаточно используют образовательные возможности нетрадиционных техник рисования для развития творческого воображения. Между тем существует множество техн...