«Технологии психологического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ»
статья по коррекционной педагогике

Котунова Наталья Михайловна

«Технологии психологического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx27.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №4 «Солнышко»

г. Моршанск

Тема:

«Технологии психологического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ»

                                         

 Подготовил:

                                                                  Педагог-психолог:

                                                           Котунова Н. М

 

                                   

                                             

2022 г.


Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с вами про технологии, которые я использую в своей работе с детьми ОВЗ.

Моя работа строится по нескольким направлениям:

• Диагностическое направление.

Диагностика включает в себя входную (в начале учебного года) – с целью выявления уровня развития психических процессов, коммуникативной и эмоциональной сфер, и контрольную (в конце года) – с целью определения достигнутых результатов и дальнейшего пути развития у детей с ОВЗ. На основании входной диагностики составляю индивидуальную карту психического развития, где прописываю общие сведения о ребенке, психологическая характеристика, цели и задачи коррекционно-развивающей работы, планируемые результаты и содержание коррекционно-развивающей работы.

Для диагностики детей с ОВЗ я использую различные методики:

  • Психолого-педагогическую диагностику развития детей раннего и дошкольного возраста Стребелевой Елены Антоновны (изучение уровня познавательного развития)
  • Методика "Паровозик" (Выявление тревожности у дошкольников)
  • Методика «Лесенка» (исследование самооценки ребёнка с ОВЗ)

• Консультативное направление.

Направление осуществляется на двух уровнях:

1. Родители

В каждой группе оформлен психологический уголок, где размещаю:

  • консультации для родителей
  • памятки
  • информационные листы
  • рекомендации.

Информация обновляется раз в месяц.

2. Педагоги.

С педагогами провожу групповые консультации, семинары-практикумы.

Данный вид деятельности направлен на консультирование родителей и педагогов по вопросам развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ.

• Организационно-методическая работа.

Осуществляется непосредственно в течение года – это планирую работу на следующий учебный год, подбираю материалы для проведения консультаций и проведения диагностической работы, материалов для проведения коррекционно-развивающей и консультативной работы, подготовка к коррекционно-развивающим занятиям. Также особое место уделяю изучению методической и специальной литературе в целях самообразования.

Коррекционно-развивающее направление.

Значительную часть своей работы, я посвящаю коррекционно-развивающей работе. Она направлена на создание системы комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении адаптированной образовательной программы ДОУ, коррекцию недостатков в психическом развитии детей ОВЗ, их социальную адаптацию.

С детьми ОВЗ провожу групповые и индивидуальные занятия.

Групповые занятия проходят по программе интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей «Цветик - семицветик», авторов Куражевой Н.Ю., Вараевой Н.В., Тузаевой А.С., Козловой И.А.

Индивидуальные занятия с детьми ОВЗ провожу, опираясь на Комплексную образовательную программу дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» под редакцией Н. В. Нищевой. Мной составлен цикл занятий на весь учебный год.

Эффективным инструментом психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса является кабинет педагога-психолога .В кабинете имеются пособия и методическая литература для коррекционно-развивающей работы для  детей с ОВЗ.

Каждое занятие, это серьезный труд как меня, педагога, так и ребенка с ОВЗ. Чтобы занятие было интересным, увлекательным, менее утомляемым я применяю коррекционно - развивающие педагогические технологии. 

Здоровьесберегающие технологии:

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

  • пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика

развивают ловкость и точность рук, стимулируют творческие способности, фантазию и речь, развивают мелкую моторику. (видео)

  • гимнастика для глаз

повышает силу, эластичность и тонус глазных мышц, укрепляет мышцы век, снимает переутомление

  • дыхательная гимнастика

укрепляет физическое здоровье ребенка, развивает органы дыхания. Релаксация

способствует снижению психического, эмоционального напряжения, повышению эмоционального настроя.

  • физминутки и динамические паузы

повышают умственную работоспособность во время образовательной деятельности, снимает напряжение. (видео)

  • применение сухого бассейна.

развивается общая двигательная активность, координация движений, равновесие, общая и мелкая моторика.

Технологии обучения ЗОЖ:

  • Игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков
  • беседы
  • этюды
  • игры разной степени подвижности
  • игротерапия

  • самомассаж и точечный массаж (видео)
  • рисование.

Коррекционно-развивающие технологии:

  • элементы сказкотерапии
  • песочная терапия
  • музыкальная терапия

Кинезитерапия

  • различные упражнения, способствующие снятию психоэмоционального напряжения, обеспечивают релаксацию, регуляцию эмоциональных состояний.

Рефлексотерапия

  • воздействие на активные точки ладоней и ступней массажными шариками: массаж Су-Джок -воздействие на рецепторные точки шипованным шариком или спиралью.

ИКТ технологии:

 Мини-презентации на занятиях, в коррекционно-развивающей работе, включения в занятия разнообразные компьютерные игры, иллюстрации.

Игровая технология:

В процессе таких игр как: «Собери рисунок», «Умные трафареты», «Узнай время», «Волшебные веревочки», у ребенка формируется активное взаимодействие с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом, развивается логическое мышление, творческие навыки и фантазия.

Применяя данную технологию, я с особым удовольствием использую игры на липучках, они развивают мелкую моторику кисти, учат ребенка с ОВЗ координировать движения и активно стимулируют отделы мозга, отвечающие за речь.

В данной папке собраны игры по лексическим темам, в соответствии с конспектами индивидуальных занятий с детьми с ОВЗ. Материал этой папки планирую пополнять и в будущим.

Таким образом, использование вышеперечисленных технологий при проведении коррекционно-развивающей работы с детьми, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребенка развивающей среды способствует повышению работоспособности, выносливости детей, развитию их психических процессов, формированию и развитию двигательных умений и навыков, развитию общей и мелкой моторики, что в итоге способствует социальной адаптации детей с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Инновационные технологии психологического сопровождения образовательного процесса с учетом ФГОС"

Основной целью  инновационной  деятельности является достижение высокой эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми на уровне современных требований.  Инновационные проц...

Родной (татарский) язык через новые технологии. Психологическое сопровождение

Внедрение УМК по обучению детей дошкольного возраста двум государственным языкам Республики Татарстан...

Технология психологического сопровождения групп компенсирующей направленности.

К сожалению, в последнее время возросло число детей, имеющих недоразвитие речи. Речевые нарушения затрудняют коммуникацию, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоцио...

Создание психологического комфорта и программы психологического сопровождения детей, реализуемых в ДОУ»

создание психологического комфорта и краткое описание программ психологического сопровождения детей , реализуемых в ДОУ...

Использование игровой технологии -твистинг в психологическом сопровождении детей с ОВЗ

Цель мастер-класса: повышение уровня компетентности педагогов в вопросе использования игровой технологии «Твистинг»....

Сопровождение субъектов образовательной деятельности в системе непрерывного образования. Психологическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОО.

Введение новых ФГОС влечет серьезные изменения в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения, ведь новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно психологичны» и требу...