Роль фонематического восприятия в коррекции речевых нарушений у дошкольника с ТНР
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
В данной статье предлагается несколько упражнений, которые помогут определить степень развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ТНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_fonematicheskogo_vospriyatiya_v_korrektsii_rechevyh_narusheniy_u_doshkolnika_s_tnr.docx | 22.54 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
У ДОШКОЛЬНИКА С ТНР
Ведущее место в комплексном подходе к коррекции недоразвития речи исследователи отводят формированию фонематического восприятия, т. е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Практический опыт также подтверждает, что развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слов.
Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т. п.
Без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети с недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом.
Ключевым моментом в системе коррекции недоразвития речи являются фонематическое восприятие и звуковой анализ. Их формирование позволяет с наибольшей экономией и целесообразностью достигать коррекции речевого недоразвития.
На этапе формирования фонематического восприятия у детей исследователи проблемы выделяют 5 ступеней:
- Узнавание неречевых знаков.
- Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру.
- Различение слов, близких по звуковому составу.
- Дифференциация слогов.
- Дифференциация фонем.
Упражнения.
1.Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3слова в названном порядке:
мак—бак—так моток—каток—поток
ток—тук—так батон—бутон –бетон
бык—бак—бок будка—дудка—утка
дам—дом—дым нитка—ватка—ветка
ком—дом—гном клетка—плётка—плёнка
тыква—буква—будка
2. Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных:
канава—канава—какао—канава ко м—ко м—к от—ко м
утёнок—утёнок—утёнок—котёнок будка—буква—будка—будка
винт—винт—бинт—винт минута—монета - минута—минута
буфет—букет—буфет—буфет билет—балет—балет—балет
дудка—будка—будка—будка
3. Из каждых четырех названных взрослым слов ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные 3:
мак—бак—так—банан сом—ком—индюк—дом
лимон—вагон—кот—бутон мак—бак—веник—рак совок—гном—-венок—каток пятка—ватка—лимон—кадка
ветка—диван—клетка—сетка каток—дом—моток—поток и т.п
4.Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога.
Та – та – та па – па – па ка – ка – ка фа – фа – фа
Та – та – та па – па – па кА – кА – кА фа – фа – фа
Та – та – та па – па – па кА – кА – кА фа – фа – фа
Аналогично с другими согласными звуками
5.Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками.
та—ка—па ка—на—па фа—ха—кА ба—да—га ма—на— ва
па – кА – та га – ба – да кА – фа – ха ва – мА – на
То же с гласными О, У, Ы.
6.Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по мягкости/твердости
па— пя та – тя ма— мя ва— вя ба – бя да – дя фа – фя
по — пё то – тё мо— мё во— вё бо – бё до – дё фо – фё
пу — пю ту – тю му — мю ву — вю бу – бю ду – дю фу – фю
пы — пи ты – ти мы — ми вы — ви бы – би ды – ди фы – фи
7.Воспроизведение слоговых пар с наращиванием стечения
согласных звуков.
па—тпа на—пна та—пта ка—фка фа—тфа ка—тка та—фта ка—пка ма—кма та—кта на—фна на—кна 8.Воспроизведение слоговых пар со сменой позиции согласных звуков в их стечении.
пка—кпа фка—кфа хта – тха фпа—пфа гда—дга вба – бва |
9.Воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными:
пта—пто—пту—пты кта—кто—кту—кты фта—фто—фту—фты
тпа—тпо—тпу—тпы тма—тмо—тму—тмы кна—кно—кну—кны
фка—фко—фку—фкы пна—пно—пну—пны
Примечание. Упражнения на воспроизведение стечения согласных звуков особенно сложны для детей с нарушением слоговой структуры, но зато их выполнение создает базу для коррекции этого нарушения речи.
(В статье использованы материалы из книги Т.А. Ткаченко «Фонематическое восприятие. Формирование и развитие»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности коррекции речевых нарушений у дошкольников при минимальных дизартрических нарушениях» вошла в сборник материалов научно-практической конференции с международным участием «Логопедия XXI века. Традиции и новации»
Особенности коррекции нарушений произношения у дошкольников при минимальных дизартрических расстройствах...
Консультация для логопедов и воспитателей коррекционных детских садов на тему: "Роль художественной литературы в коррекции речевых нарушений".
Данный материал раскрывает решение некоторых коррекционных задач через использование художественной литературы....
Специфика работы учителя-логопеда при коррекции речевых нарушений у дошкольников с нарушениями зрения в специальном детском саду.
Нарушение речи напрямую не зависит от остроты зрения, но наличие зрительного дефекта ставит ребёнка со зрительной патологией относительно формирования речи в ранний период развития в неравные условия ...
РОЛЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКА
Ведущее место в комплексном подходе к коррекции недоразвития речи исследователи отводят формированию фонематического восприятия, т. е. способности воспринимать и различать звуки речи (фоне...
Консультация для родителей «Роль театрализованной деятельности в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Театр - самый доступный вид искусства для детей-дошкольников. Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника. Это психофизические способности (мимика,...
Роль воспитателя в коррекции речевых нарушений у дошкольников
Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями рол...
Роль воспитателя в коррекции речевых нарушений у дошкольников
Детские сады компенсирующего и комбинированного вида, в которых корригируют речь дошкольники, претерпевают изменения. На смену специализированным группам приходит такая форма организации образов...