РОЛЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКА
консультация по коррекционной педагогике на тему

Ведущее место в комплексном подходе к  коррекции недоразвития речи  исследователи отводят формированию фонематического восприятия, т. е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Практический опыт также подтверждает, что развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_fonematichskogo_vosprijatija.docx21.67 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

В КОРРЕКЦИИРЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКА

УВАЖАЕМЫЙ РОДИТЕЛЬ!

ВАШЕМУ РЕБЕНКУ ПРЕДСТОИТ  СКОРО ПОЙТИ  В ШКОЛУ?

В ДАННОЙ СТАТЬЕ ПРЕДЛАГАЕТСЯНЕСКОЛЬКО УПРАЖНЕНИЙ,  КОТОРЫЕ  ПОМОГУТ ОПРЕДЕЛИТЬ СТЕПЕНЬ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ВАШЕГО РЕБЁНКА.

        Ведущее место в комплексном подходе к  коррекции недоразвития речи  исследователи отводят формированию фонематического восприятия, т. е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Практический опыт также подтверждает, что развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слов.

        Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т. п.

        Без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети с недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом.

        Ключевым моментом в системе коррекции недоразвития речи являются фонематическое восприятие и звуковой анализ. Их формирование позволяет с наибольшей экономией и целесообразностью достигать коррекции речевого недоразвития.

         На этапе формирования фонематического восприятия у детей исследователи проблемы выделяют 5 ступеней:

  1. Узнавание неречевых знаков
  2. Различение одинаковых  звукокомплексов по высоте, силе и тембру
  3. Различение слов, близких по звуковому составу
  4. Дифференциация слогов
  5. Дифференциация фонем

Упражнения.

1.Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3слова  в названном порядке:

мак—бак—так        моток—каток—поток

ток—тук—такбатон—бутон –бетон

бык—бак—бокбудка—дудка—утка

дам—дом—дымнитка—ватка—ветка

ком—дом—гномклетка—плётка—плёнка

тыква—буква—будка

2. Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных:

канава—канава—какао—канавако м—ко м—к от—ко м

утёнок—утёнок—утёнок—котёнокбудка—буква—будка—будка

винт—винт—бинт—винт                            минута—монета - минута—минута

буфет—букет—буфет—буфет           билет—балет—балет—балет

 дудка—будка—будка—будка

3. Из каждых четырех названных взрослым слов ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные 3:

мак—бак—так—банан           сом—ком—индюк—дом              

лимон—вагон—кот—бутон      мак—бак—веник—рак        совок—гном—-венок—каток       пятка—ватка—лимон—кадка

ветка—диван—клетка—сетка                        каток—дом—моток—потокит.п

4.Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога.

Та – та – та   па – па – па ка – ка – ка           фа – фа – фа

Та – та – та          па – па – па          кА – кА – кА         фа – фа – фа        

Та – та – та         па – па – па         кА – кА – кА         фа – фа – фа        

Аналогично с другими согласными звуками

5.Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками.

та—ка—па               ка—на—па              фа—ха—кА          ба—да—га           ма—на— ва

  па – кА – та       га – ба – да               кА – фа – ха          ва – мА – на

То же с гласными О, У, Ы.

6.Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по мягкости/твердости

па— пя        та – тяма— мява— вяба – бя         да – дя          фа – фя

по — пё        то – тёмо— мёво— вёбо – бё         до – дёфо – фё

пу — пю        ту – тюму — мю            ву — вюбу – бюду – дю          фу – фю

пы — пи                ты – тимы — ми           вы — ви        бы – биды – дифы – фи

7.Воспроизведение слоговых пар с наращиванием стечения согласных звуков:

па—тпана—пната—птака—фка

фа—тфака—тката—фтака—пка

ма—кмата—ктана—фнана—кна

8.Воспроизведение слоговых пар со сменой позиции согласных звуков в их стечении.


пта—тпа        кта—ткафта - тфа

пка—кпа        фка—кфахта – тха

фпа—пфа        гда—дгавба – бва

9.Воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными:

пта—пто—пту—птыкта—кто—кту—ктыфта—фто—фту—фты

тпа—тпо—тпу—тпытма—тмо—тму—тмыкна—кно—кну—кны

фка—фко—фку—фкыпна—пно—пну—пны

Примечание.Упражнения на воспроизведение стечения согласных звуков особенно сложны для детей с нарушением слоговой структуры, но зато их выполнение создает базу для коррекции этого нарушения речи.

(В статье использованы материалы из книги Т.А. Ткаченко «Фонематическое восприятие. Формирование и развитие»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль фонематического восприятия в развитии речи дошкольника.

Существует прямая зависимость  между уровнем речевого развития ребёнка и его возможностями овладения грамотой. Одной из основных задач педагогической работы с детьми,  испытывающими тр...

Консультация для родителей на тему: "Роль фонематического восприятия в речевом развитии ребенка"

Консультация по данной теме будет полезная для родителей детей имеющих нарушения речи.Здесь вы найдете игры и упражнения направленные на развитие речи ребенка....

Роль фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза в коррекции речевых нарушений дошкольника.

Роль фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза в коррекции речевых нарушений дошкольника....

Роль воспитателя в коррекции речевых нарушений у дошкольников

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями рол...

РОЛЬ СЕМЬИ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Важным фактором полноценной деятельности человека является его речь, с помощью которой он взаимодействует с другими людьми, обменивается информацией, выражает свою позицию. Однако, существуют сп...

РОЛЬ СЕМЬИ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Важным фактором полноценной деятельности человека является его речь, с помощью которой он взаимодействует с другими людьми, обменивается информацией, выражает свою позицию. Однако, существуют специфич...

Роль воспитателя в коррекции речевых нарушений у дошкольников

Детские сады компенсирующего и комбинированного вида, в которых корригируют речь дошкольники, претерпевают изменения.  На смену специализированным группам приходит такая форма организации образов...