РОЛЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКА
консультация по коррекционной педагогике на тему
Ведущее место в комплексном подходе к коррекции недоразвития речи исследователи отводят формированию фонематического восприятия, т. е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Практический опыт также подтверждает, что развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_fonematichskogo_vosprijatija.docx | 21.67 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
В КОРРЕКЦИИРЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКА
УВАЖАЕМЫЙ РОДИТЕЛЬ!
ВАШЕМУ РЕБЕНКУ ПРЕДСТОИТ СКОРО ПОЙТИ В ШКОЛУ?
В ДАННОЙ СТАТЬЕ ПРЕДЛАГАЕТСЯНЕСКОЛЬКО УПРАЖНЕНИЙ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ОПРЕДЕЛИТЬ СТЕПЕНЬ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ВАШЕГО РЕБЁНКА.
Ведущее место в комплексном подходе к коррекции недоразвития речи исследователи отводят формированию фонематического восприятия, т. е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Практический опыт также подтверждает, что развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слов.
Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т. п.
Без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети с недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом.
Ключевым моментом в системе коррекции недоразвития речи являются фонематическое восприятие и звуковой анализ. Их формирование позволяет с наибольшей экономией и целесообразностью достигать коррекции речевого недоразвития.
На этапе формирования фонематического восприятия у детей исследователи проблемы выделяют 5 ступеней:
- Узнавание неречевых знаков
- Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру
- Различение слов, близких по звуковому составу
- Дифференциация слогов
- Дифференциация фонем
Упражнения.
1.Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3слова в названном порядке:
мак—бак—так моток—каток—поток
ток—тук—такбатон—бутон –бетон
бык—бак—бокбудка—дудка—утка
дам—дом—дымнитка—ватка—ветка
ком—дом—гномклетка—плётка—плёнка
тыква—буква—будка
2. Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных:
канава—канава—какао—канавако м—ко м—к от—ко м
утёнок—утёнок—утёнок—котёнокбудка—буква—будка—будка
винт—винт—бинт—винт минута—монета - минута—минута
буфет—букет—буфет—буфет билет—балет—балет—балет
дудка—будка—будка—будка
3. Из каждых четырех названных взрослым слов ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные 3:
мак—бак—так—банан сом—ком—индюк—дом
лимон—вагон—кот—бутон мак—бак—веник—рак совок—гном—-венок—каток пятка—ватка—лимон—кадка
ветка—диван—клетка—сетка каток—дом—моток—потокит.п
4.Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога.
Та – та – та па – па – па ка – ка – ка фа – фа – фа
Та – та – та па – па – па кА – кА – кА фа – фа – фа
Та – та – та па – па – па кА – кА – кА фа – фа – фа
Аналогично с другими согласными звуками
5.Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками.
та—ка—па ка—на—па фа—ха—кА ба—да—га ма—на— ва
па – кА – та га – ба – да кА – фа – ха ва – мА – на
То же с гласными О, У, Ы.
6.Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по мягкости/твердости
па— пя та – тяма— мява— вяба – бя да – дя фа – фя
по — пё то – тёмо— мёво— вёбо – бё до – дёфо – фё
пу — пю ту – тюму — мю ву — вюбу – бюду – дю фу – фю
пы — пи ты – тимы — ми вы — ви бы – биды – дифы – фи
7.Воспроизведение слоговых пар с наращиванием стечения согласных звуков:
па—тпана—пната—птака—фка фа—тфака—тката—фтака—пка ма—кмата—ктана—фнана—кна 8.Воспроизведение слоговых пар со сменой позиции согласных звуков в их стечении.
пка—кпа фка—кфахта – тха фпа—пфа гда—дгавба – бва |
9.Воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными:
пта—пто—пту—птыкта—кто—кту—ктыфта—фто—фту—фты
тпа—тпо—тпу—тпытма—тмо—тму—тмыкна—кно—кну—кны
фка—фко—фку—фкыпна—пно—пну—пны
Примечание.Упражнения на воспроизведение стечения согласных звуков особенно сложны для детей с нарушением слоговой структуры, но зато их выполнение создает базу для коррекции этого нарушения речи.
(В статье использованы материалы из книги Т.А. Ткаченко «Фонематическое восприятие. Формирование и развитие»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль фонематического восприятия в развитии речи дошкольника.
Существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребёнка и его возможностями овладения грамотой. Одной из основных задач педагогической работы с детьми, испытывающими тр...
Консультация для родителей на тему: "Роль фонематического восприятия в речевом развитии ребенка"
Консультация по данной теме будет полезная для родителей детей имеющих нарушения речи.Здесь вы найдете игры и упражнения направленные на развитие речи ребенка....
Роль фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза в коррекции речевых нарушений дошкольника.
Роль фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза в коррекции речевых нарушений дошкольника....
Роль воспитателя в коррекции речевых нарушений у дошкольников
Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями рол...
РОЛЬ СЕМЬИ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
Важным фактором полноценной деятельности человека является его речь, с помощью которой он взаимодействует с другими людьми, обменивается информацией, выражает свою позицию. Однако, существуют сп...
РОЛЬ СЕМЬИ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
Важным фактором полноценной деятельности человека является его речь, с помощью которой он взаимодействует с другими людьми, обменивается информацией, выражает свою позицию. Однако, существуют специфич...
Роль воспитателя в коррекции речевых нарушений у дошкольников
Детские сады компенсирующего и комбинированного вида, в которых корригируют речь дошкольники, претерпевают изменения. На смену специализированным группам приходит такая форма организации образов...