"Развитие ВПФ в игровой деятельности. Подбор игр с учетом индивидуальных особенностей дошкольника".
статья по коррекционной педагогике

Горшкова Светлана Александровна

         Л.С. Выготский отмечал, что игра для ребёнка — не просто развлечение, а непосредственный источник развития, которые помогают изучить свойства предметов, тренировать логическое мышление, память и фантазию. Чтобы обучение было эффективным и интересным, оно должно напоминать игру.  Определил, что воспитание и обучение неразделимы. Ребенок является социальным существом. По мере взросления и развития он интегрируется в общество. Так формируются высшие психические функции, имеющие специфические признаки.

         Л.С. Выготский предположил, что формирование личности у детей с особенностями происходит так же, как у остальных, а дефекты (дефициты развития) — не причина аномального развития, а следствие неправильной социализации.

        Если поместить ребёнка в принимающее окружение и правильно задействовать его сильные стороны, можно скомпенсировать недостатки. Именно на это направлены все современные коррекционные практики. 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие ВПФ в игровой деятельности. Подбор игр с учетом индивидуальных особенностей дошкольника. Подготовила: Горшкова Светлана Александровна Учитель-дефектолог МДОУ Детский сад № 9 «Елочка» комбинированного вида Г.Лыткарино

Слайд 2

-сложные психические процессы, -прижизненно формирующиеся, -социальные по своему происхождению, -опосредованные по психологическому строению (опосредованные знаковыми системами (языком, речью), -произвольные (т.е. сознательно выполняемые) по способу своего осуществления Высшие психические функции

Слайд 3

О щущения Внимание Мышление Восприятие Память Воображение ВПФ

Слайд 4

Развитие ВПФ в онтогенезе ● Нормативно развивающийся ребенок ● Ребенок с ОВЗ: Когнитивный дефицит СДВГ РАС

Слайд 5

Восприятие Процесс целостного отражения предметов, ситуаций и событий, протекающий при непосредственном воздействии физических раздражителей на органы чувств. ● Разрезные картинки ● Найди недостающую деталь ● Тактильные игры 40 плоских фигур и маски. Надев маску, игрокам предстоит вытащить фигуру и на ощупь – обводя пальцами контур – определить, что она изображает.

Слайд 6

Внимание Избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления ● Да и нет не говори ● Найди отличия ● Где что было Игрушка представляет собой мини-паззл из центральной карточки с картинкой и 4 угловых карточек-дополнений. Задача – собрать вокруг центральной карточки 4 подходящие по смыслу. Собирая паззл , ребенок научится группировать предметы, учитывать их взаимное расположение, познакомится с понятиями «в», «от», «к», «из».

Слайд 7

Память Это высшая психическая функция по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков. ● Мемо ● Мнемоники ● Что изменилось? Игра содержит 24 фигуры шести ярких цветов, кубика с цветными точками и подставки с отверстиями . Задача каждого игрока запомнить положение фигур. Т.е. нужно запомнить, какого цвета стержень находится в каждом отверстии подставки

Слайд 8

Мышление Познавательная деятельность человека. Оно является опосредованным и обобщенным способом отражения действительности. Результатом мышления является мысль (понятие, смысл, идея). ● Головоломки ● Классификации Настольная игра Следопыт Колобок предлагает выбрать одно из 48 заданий, подразделяющихся на четыре уровня сложности. В каждом задании участнику нужно проложить тропинки от одного персонажа или места к другому, например: лиса должна попасть в лес, медведь к яблоне, заяц к грибу. И ни в коем случае не проложить дорожки между другими персонажами, например: волк не должен встретиться с дедушкой, а колобок не должен вернуться к бабушке.

Слайд 9

Воображение Психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи ● Мемо ● Мнемоники ● Что изменилось? Во время игрового процесса ребенок не только сможет построить различные фигуры, но и выработает в себе навыки концентрации внимания, разовьет усидчивость, мелкую моторику рук. Также конструктор способствует стимуляции математического, логического и объемного мышления, дает первое представление о пространственном соотношении объектов.

Слайд 10

Игра «Застенчивый кролик» Чудесная развивающая игра. Красочная деревянная головоломка с симпатичным кроликом и интересными заданиями, подходящими для маленьких детей, поможет им развивать: пространственное восприятие, учит пространственным предлогам, внимание, память, логическое мышление, цветовое восприятие в увлекательной игровой форме. Чтобы справиться с заданием, ребенку требуется расположить объемные детали головоломки таким образом, чтобы решить одну из поставленных задач на карточке.

Слайд 11

Настольная игра "МЕМИНО противоположности" Игра на внимание, память и мышление, сообразительность. Мемино Bondibon "Противоположности" Перед вами 12 пар плотных картонных карточек с выразительными рисунками. Их так интересно рассматривать! А теперь попробуем найти каждой картинке ее "противоположность".

Слайд 12

Настольная игра Доббль Игра на внимание и скорость реакции. Доббль - это быстрая весёлая игра, развивающая: -зрительное восприятие, внимательность, реакцию. Несомненно подходит для разных возрастов, как и Дикие Джунгли . Официально рекомендована детям от 6 лет, но доступна и малышам, доставит удовольствие и взрослым.

Слайд 13

Мозаика Quercetti " FantaColor : Junior Basic Это увлекательная игра, и обучающее занятие для вашего ребенка. Игры с мозаикой способствуют развитию у малышей мелкой моторики рук, координации движений, внимательности, логического и абстрактного мышления, а также знакомят их с понятиями формы, цвета, размера предмета.

Слайд 14

Настольная игра IQ-Спутник гения Игра на развитие мышления. Очень полезная игра для детей: - Развивает логику, - Пространственное мышление, - Мелкую моторику, которая, в свою очередь, влияет на множество физиологических и эмоциональных функций ребёнка, - Зрительную память, - Концентрацию внимания. Большое преимущество этой игры в том, что в неё можно играть одному. Часто нам нужно занять ребёнка, или даже собственные руки в волнительный момент. Головоломки помогают скоротать время и разгрузить мозг от повседневных проблем, сменив тип деятельности.

Слайд 15

Развивающая игра «Путаница» Игра способствует развитию логики, внимания, памяти и мелкой моторики рук. Цель игры: Научить узнавать предметы по запутанным контурам, развить внимание и восприятие.

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПЛЕКТ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО ОЦЕНКЕ И УЧЕТУ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-7 лет Под редакцией академика РАО М. М. Безруких Москва 2006 г.

Диагностика на конечном этапе (перед школой) обеспечит определение «готовности» к школьному обучению и выбор оптимальной стратегии и тактики обучения (программы образования). Комплексная диагностика ...

"УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ В РАБОТЕ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ."

"Дошкольный возраст - время интенсивного формирования и роста тела, развития функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей, становления личности. Вместе c тем это благоприятный перио...

Организация трудовой деятельности детей с учетом индивидуальных особенностей (консультация для воспитателей).

Материал содержит информацию об организации трудовой деятельности дошкольников. Показываются варианты, которые помогут вам организовать ее с детьми вашей группы, учитывая особенности каждого из воспит...

Особенности речевого развития детей, как образовательной области, с учетом индивидуальных особенностей детей в соответствии с ФГОС ДО

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.Речь - это ведущее средство общения, сопровождает все виды деятельности ребенка....

Конспект режимного момента с учетом индивидуальных особенностей дошкольников второй младшей группы. Прогулка.

Конспект режимного момента с учетом индивидуальных особенностей дошкольников второй младшей группы. Прогулка....

Раздел 3. Выявление и развитие способностей обучающихся. 1. Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса

Раздел 3. Выявление и развитие способностей обучающихся.1. Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процессаЗная индивидуальные особенности личности каждого дошкольни...