Сюжетно-ролевая игра как средство развития личности ребёнка с ОВЗ с задержкой психического развития
статья по коррекционной педагогике
Сюжетно – ролевая игра – это одно из ведущих средств всестороннего воспитания и развития личности ребенка. В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и как учиться в этом мире строить свои отношения. В дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_igrovoy_deyatelnosti_detey_s_zpr.docx | 18.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Сюжетно-ролевая игра как средство развития личности ребёнка с ОВЗ с задержкой психического развития
Сюжетно – ролевая игра – это одно из ведущих средств всестороннего воспитания и развития личности ребенка. В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и как учиться в этом мире строить свои отношения. В дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.
Через игру происходит самовыражение, способ его совершенствования и выступает как важное средство воспитания, потому что в игру вовлекаются все стороны личности: ребёнок двигается, говорит, воспринимает, думает, в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память; усиливаются эмоциональные и волевые проявления; это своеобразный свойственный дошкольнику способ усвоения общественного опыта. Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь: увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи, формируется умение слушать и думать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения, движений, жестов, мимики. В игре формируются и развиваются все познавательные процессы и стороны личности ребёнка.
Каждый ребенок развивается в своем темпе, задача педагога – бережно относится к этому процессу, создавать условия для естественного индивидуального личностного роста, развивать игровой опыт каждого ребенка, пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками, воспитание доброго отношения детей к друг другу.
Дети дошкольного возраста с ОВЗ отличаются запаздыванием биологического созревания, психическим инфантилизмом, снижением адаптационных возможностей. В силу того, что дети с ОВЗ имеют определенные особенности онтогенеза, их игровая деятельность также отличается своеобразием.
У этих детей можно наблюдать недоразвитие игровой деятельности, они долго не обнаруживают потребности в игре. Очень часто ребята просто манипулируют игрушками, долго не проявляют интерес к процессу игры и игрушкам, действуют безразлично, порой пассивно подчиняясь просьбам педагогов. Лишь к 4,5 -6 годам под влиянием обучения начинает проявляться интерес и вовлеченность, они начинают затевать сами игры, пытаются включиться в игру, предложенную сверстниками или взрослыми, появляется избирательный интерес к игрушкам.
Имеются существенные различия в уровне осуществления игровой деятельности дошкольников с ЗПР и их ровесниками в норме.
Развитие сюжетной игры на разных возрастных этапах для нормативных детей:
4-5 лет Взаимосвязанные игровые действия, имеющие чёткий ролевой характер. Роль называется, дети могут по ходу игры менять роль. Цепочка из 3-4 взаимосвязанных действий, дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию.
5-6 лет Переход к ролевым действиям, отображающим социальные функции людей. Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей роли на протяжении всей игры. Цепочка игровых действий, объединённых одним сюжетом, соответствующим реальной логике действий взрослых.
6-7 лет Отображение в игровых действиях отношений между людьми (подчинение, сотрудничество). Техника игровых действий условна. Не только роли, но и замысел игры проговариваются детьми до её начала. Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми.
К сожалению, дети с задержкой психического развития в развитии сюжетно – ролевой игры в редких случаях соответствуют уровню развития 5 – 6 летних нормативных детей. Эти дети в процессе самостоятельных игр воспроизводят отдельные игровые действия и их цепочки, в каком варианте им предлагалось, то есть игры порой шаблонны, стереотипны. Редко дети проявляют свою индивидуальность, и вносят что-то от себя.
Последовательное выполнение нескольких действий является весьма сложным для них, поэтому длительное время они допускают нарушения порядка действий в цепочке, не используют предметы-заместители. Например, игра «Доктор» сначала делают укол, а потом спрашивают, что болит. Часто забывают, что следует делать и ждут подсказки.
Также у таких детей наблюдаются трудности в формировании образов-представлений, в создании воображаемой ситуации. Ослаблен процесс переноса знаний из привычной ситуации в подобные условия. Довольно часто ослаблена память. Предметы для детей с задержкой психического развития не являются опорой в игре, не способствуют развертыванию сюжета (игра «Больной» - взрослый предлагает телефон, но ребята не замечают его, не способны придумать, что с помощью него, например, вызывают врача).
Характерным для детей нашей группы является выполнение игровых действий без сопровождения речи. С большим трудом они овладевают речевым содержанием, без которого протекание сюжетно-ролевой игры усложняется. В процессе игры они не сообщают о своих намерениях, не планируют игры, не разговаривают с игрушками и не выступают от их лица. Ролевое общение в процессе игры проходит с помощью заученных реплик. Творчество в этом плане является показателем, насколько сохранён интеллект ребёнка, поэтому часто принятие роли происходит под руководством педагога, который не только помогает детям вспомнить последовательность развёртывания сюжета и основные действия, совершаемые персонажами, но и сам принимает участие в игре.
В обучении дошкольников с задержкой психического развития игре важен комплексный подход: ознакомление детей с окружающим миром в процессе их активной деятельности, обучающие игры, организация предметно-игровой среды, общение взрослого с детьми в процессе игры и, конечно, взаимосвязь в работе учителя-дефектолога, психолога и воспитателя.
Еще К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания малышей. По мнению автора, не должна стираться грань между игрой и обучением. Речь идет о более широком использовании на занятиях дидактических игр и игровых приемов. Многие ученые отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширить практический опыт ребенка, закреплять его знания об окружающем мире.
Особое значение в структуре дидактической игры имеет игровое действие, целью которого является создание игровых взаимоотношений между детьми. По мнению В. Н. Аванесовой, дидактическая игра становится таковой благодаря наличию в ней игровых моментов: загадок, движений, элементов ожидания и неожиданности, соревнования, разыгрывания, шуток, сюжета, ролей, а также использованию различных персонажей.
Своеобразным игровым элементом в обучении являются игрушки, изображающие животных, литературно-сказочных персонажей, героев детских телепередач и мультфильмов.
Таким образом, игровые приемы являются основными приемами, которые используют дефектологи на занятиях с детьми с ОВЗ. Эти приемы способствуют повышению познавательной активности детей данной категории, поддерживают их интерес к занятиям и стимулируют развитие внутренней мотивации. В отличие от отдельных игровых приемов и дидактических игр игровая обучающая ситуация тесно связана с ходом занятия учителя - дефектолога. Благодаря ей решаются основные воспитательно-образовательные задачи, повышается активность детей в процессе обучения, снижается утомляемость, формируется интерес к познавательной деятельности, развивается эмоциональная отзывчивость. Игровое обучение помогает ребенку почувствовать собственные возможности, обрести уверенность в себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития»
Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития» представляет техно...
Конспект совместной деятельности Интерактивные игры как средство формирования умения общаться детей с ОВЗ (задержка психического развития и тяжелое нарушение речи) со сверстниками (с детьми 4-5 лет) по теме «Поможем тигренку собрать машину»
Конспект совместной деятельности Интерактивные игры как средство формирования умения общаться детей с ОВЗ (задержка психического развития и тяжелое нарушение речи) со сверстниками (с детьми 4-5 ...
Сюжетно-ролевая игра как средство развития личности ребенка.
Игра – что может быть интереснее и значимее для ребенка? Дети очень любят играть в различные игры. Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребенок идет в детский сад...
Опыт работы "Сюжетно-ролевая игра как средство формирования личности ребёнка
Основная цель работы: формирование положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками при косвенном и прямом участии педагога....
Конспект сюжетно-ролевой игры «Зоопарк» для детей подготовительной к школе группе с задержкой психического развития
Конспект сюжетно-ролевой игры«Зоопарк»для детей подготовительной к школе группе с задержкой психического развития...
Влияние сюжетно-ролевой игры на всестороннее развитие личности ребёнка
Статья предназначена для воспитателей ДОУ и ролителей. В ней показана важность сюжетно-ролевой игры для всестороннего развития личности дошкольника и необходимость участия взрослого в игре. В приложен...
Подвижные игры как средство развития физических качеств детей дошкольников с задержкой психического развития.
Из опыта работы по развитию физических качеств дошкольников с ОВЗ псредством подвижных игр....