«Развиваемся, играя: из практического опыта развития межполушарных связей у детей с ОВЗ»
статья по коррекционной педагогике

В статье «Развиваемся, играя: из практического опыта развития межполушарных связей у детей с ОВЗ», помимо общей проблематики развития межполушарных связей, представлен практический материал по организации игр с браслетами – подробно расписан алгоритм освоения подобных игр, а также предлагается материал из картотеки «Игры с браслетами».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_brasletami.docx649.32 КБ

Предварительный просмотр:

«Развиваемся, играя:

из практического опыта развития межполушарных связей у детей с ОВЗ»

        Что для ребенка может быть лучше, чем веселая игра?  - Игра, которая будет еще и полезная!

А еще такая, которую можно придумывать самому, или вместе с мамой и папой. И чтобы можно было соревноваться с лучшим другом, и даже устроить настоящее цирковое представление, где каждый участник может проявить ловкость, включить фантазию. Ну и, конечно же, немного смелости здесь тоже понадобится, чтобы в одиночку укрощать…нет, не львов и тигров, а разноцветные браслеты!  

Да-да! Оказывается, самые обыкновенные браслеты, которые носят мама или старшая сестра, могут использоваться в необыкновенно веселой, а главное -  очень полезной игре. Причем полезна она не только для маленьких шалунишек, но и для их родителей, а также для бабушек и дедушек.

Ну, а теперь обо всем по порядку и уже серьезно.

В процессе своей профессиональной деятельности, работая с детьми с ОВЗ, мы часто видим, как таким деткам трудно сосредоточиться, проявить усидчивость и внимание, правильно выполнить предложенное задание. В дальнейшем, придя в школу, эти дети имеют проблемы в чтении, при письме делают большое количество ошибок, испытывают трудности в счете и т. д.

При этом суть проблем заключается не в том, что ребенок не старается или не хочет учиться и быть успешным, а в особенностях строения мозга и недостаточной сформированности у него межполушарных связей.

      Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария головного мозга в единую, целостно работающую систему с помощью мозолистого тела, которое располагается между полушариями головного мозга в его теменно-затылочной части. Оно состоит из двухсот миллионов нервных волокон и необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Несмотря на то, что дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для развития мозговых структур, а, следовательно, и межполушарных связей, и психических процессов, если имеется нарушение работы мозолистого тела, то оно расстраивает познавательную деятельность детей. Правое и левое полушария начинают работать без взаимосвязи, происходит неправильная обработка информации и возникают сложности в обучении. У детей начинают страдать такие психические процессы, как восприятие, внимание, пространственная ориентация, речь, память, эмоциональное реагирование, которые определяют успешность развития ребенка.

На разобщенность в работе правого и левого полушария у детей с ОВЗ указывают определенные признаки, вот некоторые из них:

• плохая координация движений;

• медленное переключение с одного движения на другое;

• несоблюдение последовательности движений;

• общая моторная неловкость;

• плохое развитие мелкой моторики пальчиков и кистей рук;

• слабая или неправильная артикуляция, задержка речевого развития;

• нарушения внимания, памяти, мышления, воображения

• инфантильность в поведении

• слабая познавательная мотивация

• агрессивность, плаксивость, негативизм и т. д.

Таким образом, правильность взаимодействия полушарий зависит от наличия устойчивых и прочных нейронных связей между ними. И чем лучше будут налажены межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие. А поскольку в основе коррекционной работы с детьми лежит подход «от движений к мышлению», а не «от мышления к движению», как раз такая нехитрая, на первый взгляд, игра может помочь сформировать жизненно необходимые межполушарные связи.

Как же можно организовать игру с браслетами?

На первом этапе надо, конечно же, дать ребенку просто с ними познакомиться– изучить форму, размер, гладкость пластмассовой поверхности, выбрать цвет. А затем уже можно предлагать отрабатывать разнообразные движения.

На первом этапе игры могут выполняться вначале одной рукой (ведущей) - по часовой и против часовой стрелки, затем другой рукой на твердой поверхности. Отрабатываются движения каждым пальчиком по очереди - большим, указательным, средним, безымянным, и, наконец, мизинцем. В дальнейшем, когда у ребенка уже хорошо получается на этом этапе, можно играть двумя руками одновременно. C:\Users\290F75~1\AppData\Local\Temp\Rar$DIa2436.27058\4.png

Также возможно удерживать браслет в воздухе, выполняя вращение на себя или от себя одновременно двумя руками.

Тут начинается самое интересное, т.к. вариантов великое множество.

Например, в одну сторону – вправо или влево -  двумя руками одинаковыми пальчиками, затем навстречу друг другу.

Более сложный вариант – выполнять движения разными пальчиками. Например, играя на твердой поверхности, большой палец левой руки движется по часовой стрелке, средний палец правой руки совершает движения против часовой стрелки. При этом обе руки движутся одновременно. C:\Users\290F75~1\AppData\Local\Temp\Rar$DIa2436.49462\5.png

По мере усвоения движений упражнения могут задавать сами дети. Выполнять движения можно также и со стихами.

Ниже приведены примерные игры из «Картотеки игр с браслетами».

Осенний букет

Раз, два,                                                    (Вращаем браслет при помощи левой руки, удерживая его  соединенными   большим и            указательным пальцем правой руки)

три,                                                           (Вращаем браслет при помощи левой руки, удерживая его  соединенными   большим и                             средним пальцем правой руки)

 четыре,                                                   (Вращаем браслет при помощи левой руки, удерживая его  соединенными      большим и                  безымянным пальцем правой руки)

пять.                                                           (Вращаем браслет при помощи левой руки, удерживая его соединенными большим и             мизинцем правой руки)

Будем                                                           (Вращаем браслет при помощи правой руки, удерживая его  соединенными большим и            указательным пальцем левой руки)

Листья                                                           (Вращаем браслет при помощи правой руки, удерживая его  соединенными большим и            средним пальцем правой руки)

Соби-                                                             (Вращаем браслет при помощи правой руки, удерживая его  соединенными большим и            безымянным пальцем правой руки)

рать.                                                                (Вращаем браслет при помощи правой руки, удерживая его соединенными большим   и            мизинцем правой руки)

Листья березы                                         (Вращаем браслет по направлению от себя, удерживая его большими пальцами обеих рук)

Листья рябины                                (Вращаем браслет по направлению от себя, удерживая его указательными пальцами обеих рук)

Листики тополя                               (Вращаем браслет по направлению от себя, удерживая его средними пальцами обеих рук)

Листья осины.                                (Вращаем браслет по направлению от себя, удерживая его безымянными пальцами обеих рук)

Листики дуба  мы соберем,       (Вращаем браслет по направлению от себя, удерживая его мизинцами обеих рук)

Маме осенний букет отнесем.  (Вращаем браслет по направлению к себе, удерживая его                          мизинцами обеих рук)

За грибами

Топ,                                                  (Вращаем браслет при помощи левой руки, удерживая его  соединенными   большим и            указательным пальцем правой руки)

топ                                                   (Вращаем браслет при помощи левой руки, удерживая его  соединенными   большим и средним пальцем правой руки)

– пять                                                (Вращаем браслет при помощи левой руки, удерживая его  соединенными      большим и  безымянным пальцем правой руки)

шагов,                                              (Вращаем браслет при помощи левой руки, удерживая его  соединенными большим и             мизинцем правой руки)

И                                                        (Вращаем браслет при помощи правой руки, удерживая его  соединенными большим и            указательным пальцем левой руки)

  в корзинке                                       (Вращаем браслет при помощи правой руки, удерживая его  соединенными большим и  средним пальцем левой руки)

пять                                                   (Вращаем браслет при помощи правой руки, удерживая его  соединенными большим и безымянным  пальцем левой руки)

грибов.                                             (Вращаем браслет при помощи правой руки, удерживая его соединенными большим и мизинцем  левой руки )

Мухомор красный –                     (Вращаем браслет от себя, соединив большой палец левой руки и  большой палец правой руки )

Гриб опасный.  

А второй – лисичка,                      (Вращаем браслет от себя, соединив большой палец левой руки и  указательный палец правой руки )

Рыжая косичка.

Третий гриб – волнушка,              (Вращаем браслет от себя, соединив большой палец левой руки и  средний палец правой руки )

Розовое ушко.

А четвертый гриб – сморчок,      (Вращаем браслет от себя, соединив большой палец левой руки и  безымянный палец правой руки )

Бородатый старичок.

Пятый гриб – белый,                      (Вращаем браслет от себя, соединив большой палец     левой руки и  безымянный палец правой руки )

Ешь его смело!

В дальнейшем можно включать любые сочетания пальцев обеих рук - указательный – средний, безымянный – мизинец и т.п.

Повар

Повар готовил обед            (на столе одновременно двумя руками большими  пальцами  вращаем браслеты, движения внутрь)

И тут отключили свет          (на столе одновременно двумя руками большими  пальцами   вращаем браслеты, движения в стороны)

Повар леща берет                (на столе одновременно двумя руками указательными пальцами вращаем браслеты,  движения внутрь)

И опускает в компот            (на столе одновременно двумя руками указательными пальцами вращаем браслеты,  движения в стороны)

Бросает в котел поленья   (на столе одновременно двумя руками средними пальцами вращаем браслеты,  движения внутрь)

А в печку кладет варенье. (на столе одновременно двумя руками средними пальцами вращаем браслеты, движения в стороны)

Мешает суп кочерыжкой, (на столе одновременно двумя руками безымянными пальцами вращаем браслеты, движения внутрь)

Угли бьет поварешкой.       (на столе одновременно двумя руками средними пальцами вращаем браслеты, движения в стороны)

 Сахар сыплет в бульон,    (на столе одновременно двумя руками мизинцами вращаем браслеты,  движения внутрь)

И очень доволен он!         (на столе одновременно двумя руками мизинцами вращаем браслеты, движения в стороны)

По мере усвоения также можно менять как комбинацию пальцев – например, большой палец – средний, указательный – мизинец, и т.п., так и направление вращения – обе руки в одну сторону - одновременно вправо или влево.

    В целом эти простые и веселые игры интересны как детям, так и их родителям. Также эти игры могут использоваться в качестве соревновательных моментов, а также при проведении досугов – например, циркового представления, когда после прохода всех участников, выполняющих движение в воздухе, каждый ребенок по очереди выходит в центр и показывает свое движение, которое за ним все повторяют.

Таким образом, подобные игры и упражнения с браслетами легко встраиваются в образовательную деятельность по познавательному развитию, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, применяются во время физкультминуток, индивидуальной работы.

 Ну что же, пора приобретать браслеты и начинать веселую игру!

 Ведь играя, и мы развиваемся вместе с нашими детками.

 Ну что же, пора приобретать браслеты и начинать веселую игру!C:\Users\290F75~1\AppData\Local\Temp\Rar$DIa2436.49462\5.png

 Ведь играя, и мы развиваемся вместе с нашими детками.

 Ну что же, пора приобретать браслеты и начинать веселую игру!C:\Users\290F75~1\AppData\Local\Temp\Rar$DIa2436.49462\5.png

 Ведь играя, и мы развиваемся вместе с нашими детками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к обучающему практикуму "Развитие межполушарных связей у детей, упражнения и игры"

Презентация к обучающему практикуму "Развитие межполушарных связей у детей, упражнения и игры"...

Развитие межполушарных связей у детей, упражнения и игры.

Каждое полушарие отвечает за определенные функции в нашем организме, психические, физические, умственные. Важна не только работа каждого по отдельности, но и налаженность их взаимодействия между собой...

Игры и упражнения на развитие межполушарных связей

Улучшение интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Работа педагога должна быть направлена от движений к мышлению, а не от мышления к движению. ...

Игры и упражнения на развитие межполушарных связей

Для развития межполушарных связей используют специальные упражнения и игры, которые задействуют работу обоих полушарий....

Игра для развития межполушарных связей для детей среднего дошкольного возраста

Игра для развития межполушарных связей для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)...

Мастер -класс для педагогов ДОУ на тему: «Кинезиологические игры и упражнения на развитие межполушарных связей как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»

В данном мастер-классе  я хочу поделиться своим опытом работы по использованию комплекса упражнений из цикла «гимнастика для мозга». Я использую эти упражнения на своих занятиях и счи...

Картотека "Игры и упражнения для развития межполушарных связей детей 5-7 лет"

quot;Игры и упражнения для развития межполушарных связей детей 5-7 лет"...