Развитие способности ориентировки в пространстве в подвижных играх у детей дошкольного возраста с ОВЗ (нарушение органов зрения)
статья по коррекционной педагогике

Бабенко Галина Ивановна

Формирование пространственных представлений является довольно длительным и сложным процессом, который начинается в раннем детстве, продолжается в дошкольном возрасте и совершенствуется в период школьного обучения. Недостаточность сформированности способности ориентировки в пространстве напрямую влияет на уровень физического развития ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.2 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие способности ориентировки в пространстве в подвижных играх

у детей дошкольного возраста с ОВЗ (нарушение органов зрения)

   

   Формирование пространственных представлений является довольно длительным и сложным процессом, который начинается в раннем детстве, продолжается в дошкольном возрасте и совершенствуется в период школьного обучения. Недостаточность сформированности способности ориентировки в пространстве напрямую влияет на уровень физического развития ребенка.

   У детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья  (нарушением органов зрения) наблюдается снижение двигательной активности по причине неуверенности ребенка в перемещении в окружающем пространстве. Следовательно, развивая пространственные представления у детей, педагоги создают благоприятные условия для развития физических качеств.

   Существенную роль в жизни ребенка играет умение ориентироваться в пространстве, особенно это относится к детям с ограниченными возможностями здоровья (нарушение органов зрения). Педагогическое воздействие помогает развить пространственные представления, совершенствовать координационные возможности, сформировать физические качества у дошкольников. Центральная нервная система человека осуществляет такую сложную функцию, как пространственная оценка движений благодаря комплексному взаимодействию сенсорных анализаторов, главную роль среди которых играют двигательный и зрительный анализаторы.

   Именно при осуществлении двигательной деятельности формируется практический навык ориентировки в пространстве. На каждом возрастном этапе закладываются определенные понятия в процессе проведения утренней гимнастики, физкультурных занятий, на прогулке, при проведении подвижных игр и динамических пауз.

Незаменимым средством в развитии пространственных представлений являются подвижные игры, потому что все действия ребенка в игре требуют от него ориентировки в пространстве: бежать в определенном направлении (вперед, назад, в сторону), бросать мяч в цель, искать свое место и т.д. При этом применяются наглядные ориентиры в виде флажков, модулей, стульев, шаров, мячей и т.д., которые помогают детям запомнить направление и расстояние до ориентира. Указывая ребенку направление движения на предмет, словесно поясняется и направление. Например, при проведении подвижных игр «Возьми флажок», «Добеги до мяча», «Встань

первым» дети ориентируются на определенное направление движения.

   Особенно сложно дошкольникам ориентироваться в схеме своего тела и поэтому на помощь приходят игры: «Парашют», «Цапля», «Найди свое место», «Сделай так!». При проведении гимнастики, занятий педагоги делают акцент на правую руку, так как она является ведущей, значит вторая – левая. Многократность повторений приводит к лучшему запоминанию этой части тела, так же как и сторон, слева – справа от своего тела. Детям, у которых это запоминание идет с трудом, надевается браслет на правую руку (правая рука та, на который надет браслет). У ребенка появляется опора при переходе от пространственных манипуляций от своего тела к внешнему пространству. При проведении упражнений, связанных с движением по сторонам (направо, налево, вперед, назад), детям словесно указываются левая, правая руки до тех пор, пока они безошибочно не научатся двигаться в нужном направлении. Закреплению этих навы-ков способствуют подвижные игры: «Принеси мяч», «Солнышко и дождик», «Бездомный заяц», «Найди пару по цвету».

   Дошкольникам с ОВЗ с нарушением органов зрения довольно трудно определить расстояние до предмета. А такие игры, как «Найди свой домик», «Скорее в обруч», «Найди игрушку» направлены на определение удаленности ориентира.

К старшему возрасту у дошкольников накапливается определенный опыт пространственного передвижения «от себя». Во время физкультурных занятий педагог уже не указывает на ориентир, а только называет направление. Чем быстрее ребенок освоит пространственные ориентиры, тем качественнее проходят занятия

физической культурой, потому, что у детей с нарушением органов зрения появляется уверенность в правильности своих действий. В старшей группе увеличивается количество подвижных игр, в которых выбирается не зрительная, а слуховая или обонятельная опора. Это такие игры, как «Где звенит колокольчик?», «Найдем звенящий предмет», «Где звучит музыкальный инструмент? Какой?», «Угадай, где так пахнет?», «Где спрятались розы?» и другие. Передвижение при поиске такого предмета не может быть интенсивным, с максимальной нагрузкой, но оно позволяет поупражнять детей в определении направлений, а также стимулирует развитие сохраненных сенсорных анализаторов. Сенсорный анализатор – это совокупность структур нервной системы, осуществляющих приём, обработку информации определённого вида и формирование ощущений. Когда у ребенка наблюдаются нарушения органов зрения, организм компенсирует недостаток зрения другими анализаторами, которые необходимо развивать, чтобы «разгрузить» глаза, на которые идет и так большая нагрузка во время ежедневных лечебных процедур. По мнению педагога Мясниковой Л.В.: «Выпадение или нарушение функций того или иного анализатора приводит к тому, что в нервной системе проторяются новые, обходные пути, формируются новые условно-рефлекторные связи, восстанавливающие нарушившееся равновесие во взаимоотношениях организма и среды» [3].

   Проведение общеукрепляющих упражнений способствует формированию у дошкольников 5-7 лет двигательных навыков, закрепляющих, совершенствующих и обогащающих знания и умения о пространственном положении частей тела, местоположении, направлении, отношении между предметами. В ООД по физической культуре, на прогулке педагоги включали игры, направленные на закрепление знаний левой и правой руки («Возьми кубик и поставь на пол справа», «Тоннель», «Вратарь», «Повтори за мной»), развития умения определять последовательность объектов («Назови, кто, где стоит», «Пройди по схеме»).

   Выработке практического навыка в движении по словесному указанию помогают игры: «Повтори за мной», «Делай как я!» и другие. Игры «Найди свое место», «Стань первым», «Найди игрушку» учат находить свое место относительно объектов, проведение которых невозможны без крупных и ярких маркеров. С помощью игр «Пройди маршрут», «Найди игрушку» дети определенным количеством шагов проходят маршрут.

   Обогащение детской деятельности дошкольников с ОЗВ с нарушением органов зрения играми, формирующими пространственные представления, благоприятно влияют на повышение двигательной активности и заинтересованности в качественном выполнении физических упражнений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дыбина О.В. Физическое развитие детей в дошкольной образовательной организации. [Текст]: учебно-методическое пособие / О.В. Дыбина, А.А. Ошкина, Е.А. Сидякина, А.Ю. Козлова, С.Е. Анфисова. Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 144 с.

2. Кистяковская М.Ю. Физическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / М.Ю. Кистяковская. - М.: Академия, 2010. - 230 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры для детей дошкольного возраста

Картотека, подборка подвижных игр для детей от 3до 7 лет. Игры народные, дворовые и т.д....

подвижные игры для детей дошкольного возраста обучающихся шахматной азбуке

при обучении детей шахматам можно использовать подвижные игры, как для закрепления  знаний полученных на занятиях, так и источник радостных эмоций. Эти игры можно использовать и в свободное время...

Подвижные игры для детей дошкольного возраста.

Подвижные иргы "Бездомный пары", "Юрта"....

Подвижные игры для детей дошкольного возраста для профилактики нарушений осанки.

Подвижные игры для детей дошкольного возраста   имеют большое значение для профилактики нарушений осанки....

Подвижные игры «Подвижные игры для детей дошкольного возраста»

Доводилось  ли вам слышать такую забавную песенку?В каждом маленьком ребенке -И в мальчишке,и в девченке -Есть по двести грамм взрывчаткиИли даже полкило.Должен он скакать и прыгать,Все хватать,р...