Развитие способности ориентировки в пространстве в подвижных играх у детей дошкольного возраста с ОВЗ (нарушение органов зрения)
статья по коррекционной педагогике

Бабенко Галина Ивановна

Формирование пространственных представлений является довольно длительным и сложным процессом, который начинается в раннем детстве, продолжается в дошкольном возрасте и совершенствуется в период школьного обучения. Недостаточность сформированности способности ориентировки в пространстве напрямую влияет на уровень физического развития ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.2 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие способности ориентировки в пространстве в подвижных играх

у детей дошкольного возраста с ОВЗ (нарушение органов зрения)

   

   Формирование пространственных представлений является довольно длительным и сложным процессом, который начинается в раннем детстве, продолжается в дошкольном возрасте и совершенствуется в период школьного обучения. Недостаточность сформированности способности ориентировки в пространстве напрямую влияет на уровень физического развития ребенка.

   У детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья  (нарушением органов зрения) наблюдается снижение двигательной активности по причине неуверенности ребенка в перемещении в окружающем пространстве. Следовательно, развивая пространственные представления у детей, педагоги создают благоприятные условия для развития физических качеств.

   Существенную роль в жизни ребенка играет умение ориентироваться в пространстве, особенно это относится к детям с ограниченными возможностями здоровья (нарушение органов зрения). Педагогическое воздействие помогает развить пространственные представления, совершенствовать координационные возможности, сформировать физические качества у дошкольников. Центральная нервная система человека осуществляет такую сложную функцию, как пространственная оценка движений благодаря комплексному взаимодействию сенсорных анализаторов, главную роль среди которых играют двигательный и зрительный анализаторы.

   Именно при осуществлении двигательной деятельности формируется практический навык ориентировки в пространстве. На каждом возрастном этапе закладываются определенные понятия в процессе проведения утренней гимнастики, физкультурных занятий, на прогулке, при проведении подвижных игр и динамических пауз.

Незаменимым средством в развитии пространственных представлений являются подвижные игры, потому что все действия ребенка в игре требуют от него ориентировки в пространстве: бежать в определенном направлении (вперед, назад, в сторону), бросать мяч в цель, искать свое место и т.д. При этом применяются наглядные ориентиры в виде флажков, модулей, стульев, шаров, мячей и т.д., которые помогают детям запомнить направление и расстояние до ориентира. Указывая ребенку направление движения на предмет, словесно поясняется и направление. Например, при проведении подвижных игр «Возьми флажок», «Добеги до мяча», «Встань

первым» дети ориентируются на определенное направление движения.

   Особенно сложно дошкольникам ориентироваться в схеме своего тела и поэтому на помощь приходят игры: «Парашют», «Цапля», «Найди свое место», «Сделай так!». При проведении гимнастики, занятий педагоги делают акцент на правую руку, так как она является ведущей, значит вторая – левая. Многократность повторений приводит к лучшему запоминанию этой части тела, так же как и сторон, слева – справа от своего тела. Детям, у которых это запоминание идет с трудом, надевается браслет на правую руку (правая рука та, на который надет браслет). У ребенка появляется опора при переходе от пространственных манипуляций от своего тела к внешнему пространству. При проведении упражнений, связанных с движением по сторонам (направо, налево, вперед, назад), детям словесно указываются левая, правая руки до тех пор, пока они безошибочно не научатся двигаться в нужном направлении. Закреплению этих навы-ков способствуют подвижные игры: «Принеси мяч», «Солнышко и дождик», «Бездомный заяц», «Найди пару по цвету».

   Дошкольникам с ОВЗ с нарушением органов зрения довольно трудно определить расстояние до предмета. А такие игры, как «Найди свой домик», «Скорее в обруч», «Найди игрушку» направлены на определение удаленности ориентира.

К старшему возрасту у дошкольников накапливается определенный опыт пространственного передвижения «от себя». Во время физкультурных занятий педагог уже не указывает на ориентир, а только называет направление. Чем быстрее ребенок освоит пространственные ориентиры, тем качественнее проходят занятия

физической культурой, потому, что у детей с нарушением органов зрения появляется уверенность в правильности своих действий. В старшей группе увеличивается количество подвижных игр, в которых выбирается не зрительная, а слуховая или обонятельная опора. Это такие игры, как «Где звенит колокольчик?», «Найдем звенящий предмет», «Где звучит музыкальный инструмент? Какой?», «Угадай, где так пахнет?», «Где спрятались розы?» и другие. Передвижение при поиске такого предмета не может быть интенсивным, с максимальной нагрузкой, но оно позволяет поупражнять детей в определении направлений, а также стимулирует развитие сохраненных сенсорных анализаторов. Сенсорный анализатор – это совокупность структур нервной системы, осуществляющих приём, обработку информации определённого вида и формирование ощущений. Когда у ребенка наблюдаются нарушения органов зрения, организм компенсирует недостаток зрения другими анализаторами, которые необходимо развивать, чтобы «разгрузить» глаза, на которые идет и так большая нагрузка во время ежедневных лечебных процедур. По мнению педагога Мясниковой Л.В.: «Выпадение или нарушение функций того или иного анализатора приводит к тому, что в нервной системе проторяются новые, обходные пути, формируются новые условно-рефлекторные связи, восстанавливающие нарушившееся равновесие во взаимоотношениях организма и среды» [3].

   Проведение общеукрепляющих упражнений способствует формированию у дошкольников 5-7 лет двигательных навыков, закрепляющих, совершенствующих и обогащающих знания и умения о пространственном положении частей тела, местоположении, направлении, отношении между предметами. В ООД по физической культуре, на прогулке педагоги включали игры, направленные на закрепление знаний левой и правой руки («Возьми кубик и поставь на пол справа», «Тоннель», «Вратарь», «Повтори за мной»), развития умения определять последовательность объектов («Назови, кто, где стоит», «Пройди по схеме»).

   Выработке практического навыка в движении по словесному указанию помогают игры: «Повтори за мной», «Делай как я!» и другие. Игры «Найди свое место», «Стань первым», «Найди игрушку» учат находить свое место относительно объектов, проведение которых невозможны без крупных и ярких маркеров. С помощью игр «Пройди маршрут», «Найди игрушку» дети определенным количеством шагов проходят маршрут.

   Обогащение детской деятельности дошкольников с ОЗВ с нарушением органов зрения играми, формирующими пространственные представления, благоприятно влияют на повышение двигательной активности и заинтересованности в качественном выполнении физических упражнений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дыбина О.В. Физическое развитие детей в дошкольной образовательной организации. [Текст]: учебно-методическое пособие / О.В. Дыбина, А.А. Ошкина, Е.А. Сидякина, А.Ю. Козлова, С.Е. Анфисова. Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 144 с.

2. Кистяковская М.Ю. Физическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / М.Ю. Кистяковская. - М.: Академия, 2010. - 230 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры для детей дошкольного возраста

Картотека, подборка подвижных игр для детей от 3до 7 лет. Игры народные, дворовые и т.д....

подвижные игры для детей дошкольного возраста обучающихся шахматной азбуке

при обучении детей шахматам можно использовать подвижные игры, как для закрепления  знаний полученных на занятиях, так и источник радостных эмоций. Эти игры можно использовать и в свободное время...

Подвижные игры для детей дошкольного возраста.

Подвижные иргы "Бездомный пары", "Юрта"....

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  (рекомендованные «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой и др.)...

Подвижные игры для детей дошкольного возраста для профилактики нарушений осанки.

Подвижные игры для детей дошкольного возраста   имеют большое значение для профилактики нарушений осанки....