Мастер-класс для развития ориентировки в пространстве и на плоскости у детей дошкольного возраста.
учебно-методическое пособие (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Мастер-класс для педагогов ДОУ
(дошкольный возраст)
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «Рощинский ЦО» Победовский филиал Дошкольное отделение
Мастер-класс для развития ориентировки в пространстве и на плоскости у детей дошкольного возраста.
Одним из важнейших показателей целостного гармоничного развития ребенка является уровень овладения пространственными представлениями. Его умение свободно ориентироваться в пространстве и знание основных пространственных понятий. Сформированные пространственные представления необходимы в различных видах деятельности и формах активности детей, таких как двигательная деятельность, игра, счет, письмо, рисование, конструирование, чтение и другие.
Дошкольный период – это время интенсивного развития пространственных представлений, которые совершенствуются в процессе всей жизни человека под влиянием обучения и накопления практического опыта.
На уровне дошкольного образования пространственные представления развиваются в различных видах деятельности: в процессе образовательной деятельности по формированию математических представлений, изобразительной деятельности, на музыкальных и физкультурных занятиях, в процессе индивидуальной работы с детьми. Также идет активное формирование пространственных представлений в ходе режимных моментов: прием, утренняя гимнастика, умывание, прием пищи; в дидактических и подвижных играх.
Ориентируясь на задачи ФГОС ДО в образовательной области «Познавательное развитие», которые предполагают:
ФГОС ДО
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
…развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях и др.), формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности…
Работа ведётся мной в системе, от простого к сложному.
Для себя я обозначила следующие этапы работы с детьми:
I этап – ориентировка «на себе», освоение схемы собственного тела
II этап – формирование пространственных представлений с точки отсчёта «от себя», слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади
III этап – формирование пространственных представлений с точки отсчёта «от себя», «от предмета»
IV этап – формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому
V этап – формирование умений ориентироваться в 3х мерном пространстве в движении
VI этап – формирование умений ориентироваться на плоскости
Ориентировка на себе в детском саду начинается с 1 младшей группы, в старшем возрасте она усложняется, добавляются новые элементы.
Сегодня я хочу вас познакомить с несколькими интересными и эффективным игровыми упражнениями, которые можно использовать в разных возрастных группах, усложняя их.
Итак, приглашаю коллег из зала – 5 человек. Встаньте свободно, что бы вас хорошо было видно и на расстоянии друг от друга.
Сейчас мы с вами выполним игровое упражнение, которое помогает ориентироваться в частях своего тела.
Игровое упражнение «Тарики – тарики, злые комарики».
Его можно выполнять и сидя на стульчиках, и стоя. В младшем возрасте дети повторяют движения за педагогом: наклоняя тело в разные стороны и выполняя руками движения «моталочка», то в правую, то в левую стороны, произносим рифмовку: «тарики-тарики, злые комарики, вились-кружились, вились-кружились… в носик вцепились!» и т. д .
В старшем возрасте игру усложняем: дети дотрагиваются до части тела, которую педагог называет, а не показывает. Также добавляются новые, реже употребляемые части тела(запястье, щиколотка, затылок и другие).
Игровое упражнение «Я мячом круги катаю».
Следующее упражнение мы будем выполнять с массажными мячиками. Оно называется «Я мячом круги катаю». Его можно использовать в младших возрастных группах и в старших с усложнением.
Читается рифмованный текст и дети выполняют движения согласно этому тексту:
Я мячом круги катаю (мяч лежит на левой ладони, правая сверху на мяче, выполняя круговые движения)
Назад, вперёд его гоняю (верхняя ладонь двигает мяч к запястью, затем к кончикам пальцев)
Им поглажу я ладошку, будто бы сметаю крошку (мяч сжать в ладони и выполнять вымётывающие движения по левой ладони)
Каждым пальчиком прижму (дотрагиваемся подушечкой каждого пальца верхней ладони)
И другой рукой возьму (берём мяч в правую ладонь и выполняем те же движения левой рукой)
А сейчас последний трюк
Мяч летает между рук (мяч перекидываем из одной руки в другую)
Раз, два, три… плечо!
Раз, два, три… колено! (педагог называет любую часть тела и прикасается к ней мячиком).
Усложнение: педагог называет часть тела, а прикасается к другой. Дети выполняют действие, которое услышали. Ведущим может быть и ребёнок.
Также эту игру можно проводить сидя на коврике, и часть движений с мячиком выполнять, катая его по полу.
В возрасте 3-4 лет дети начинают осваивать основные пространственные направления, и особенно сложно им даётся усвоить такие понятия, как «левая сторона» и «правая сторона» в пространстве, на плоскости и собственном теле.
Для того, чтобы детям было легче ориентироваться и запоминать эти понятия, а также понять их относительность, я использую систему меток – браслеты. На мой взгляд они самые удобные и привлекательные для детей. На правое запястье надеваем браслетик с изображением короны, а на левое – изображение льва. Используя ассоциативную память, объясняем ребёнку, что корону носит ПРинцесса или ПРинц. Почему ЛЕВ на ЛЕВой руке, ребёнок понимае и без объяснений.
Такие браслетики удобно использовать практически во всех режимных моментах (утренняя гимнастика, ФЭМП, музыкальное занятие, ФИЗО и др.)
В возрасте 4-5 лет под руководством взрослого в процессе игр и упражнений, у ребёнка развивается способность определять своё местонахождение и положение других людей в пространстве, ориентируясь сначала от себя, затем от другого объекта.
И я снова приглашаю 5 человек из зала, чтобы продемонстрировать интересную и весёлую игру, которая называется «Весёлый паравозик».
Надеваем шапочки зверей (можно заменить бейджиками с изображениями любых персонажей) и занимаем места в вагончиках: - «Зайчик сел в вагончик первый, лисичка – позади него, между зайчиком и лисичкой заняла место лошадка. Перед зайчиком сел медвежонок. Все заняли свои места, и наш весёлый паравозик отправляется в путь. А я ваш диспетчер и буду давать команды, которые надо выполнять: когда я скажу смена машиниста – первому игроку надо быстро убежать в конец поезда, на команду – разворот, повернуться в обратную сторону и продолжить путь, на команду – задний ход все двигаются вперёд спиной».
- Кладём руки на плечи впередистоящего, Приготовились. Отправляемся в путь. Направо, поехали!
- смена машиниста
- разворот
- задний ход
- смена машиниста
- стоп
-Итак, наш поезд прибыл на нужную остановку.
«Кто куда идёт?»
Игра, которая помогает ориентироваться детям на плоскости очень увлекательна и проста в изготовлении. На листе бумаги изображены стрелочки в разных направлениях: направо, налево, вниз, вверх, наискосок вверх, наискосок вниз.
1 вариант игры: двигая игрушку по стрелке, ребёнок называет направление;
2 вариант: двигая две игрушки одновременно, закрепляет понятия «друг за другом», навстречу друг другу» и другие.
3 вариант: играет один или несколько детей; расставляя и двигая игрушки, ребёнок, называя направления, придумывает небольшие истории, сказки. Таким образом у детей развивается воображение, связная речь, мышление, обогащается словарный запас.
.
Игровое упражнение «Загадочные картинки» (для детей старшего возраста).
Эта игра решает сразу несколько развивающих задач: ориентировка на плоскости и в пространстве; зрительно-моторную память и координацию; произвольную переключаемость внимания.
Плакат с картинками расположен на стене. Каждая картинка обозначает определённое движение или слово. Например: сердце – хлопнуть ладошками, синий круг – топнуть левой ногой, цветочек – показать «пять» правой рукой, колокольчик – сказать дождь и т.п.
Ребёнок слушает инструкцию и выполняет её. Варианты выполнения могут быть следующие:
1. Ребёнок выполняет движения слева направо по строчкам сверху вниз;
2.Ребёнок выполняет движения справа налево по строчкам снизу вверх;
3. Ребёнок выполняет движения по колонкам сверху вниз слева направо или справа налево.
Картинки и задания к ним педагог может придумывать самостоятельно и вместе с детьми.
И в заключение хочу сказать, уважаемые коллеги, играйте с детьми, фантазируйте, проявляйте вместе творческую активность! Успехов вам и вашим детям!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс. Образовательная область Коммуникация. Тема. Модернизация и моделирование речевых функций у детей дошкольного возраста в процессе работы над инновационными формами составления рассказов.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18 комбинированного вида Мастер- класс.Образовательная область « Коммуникация».Тема « Моде...
Мастер – класс для педагогов Тема: «Игры, развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста»
Цель: познакомится с приёмами направленными на развитие фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи».Задачи:• Активизировать знания педагогов о значимости ра...
Мастер-класс для воспитателей «Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для воспитателейАвтор: Ирина Александровна Патлина МАДОУ д/с «Росинка» пгт. Пионерский, Советский р-он, Тюменская обл.Слайд 1«Использование дидактических игр, как способ формирования мате...
Мастер – класс для педагогов Тема: «Игры, развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста»
мастер класс...
Мастер - класс для педагогов по теме: «Использование ритмодекламации как средство формирования интереса детей дошкольного возраста к книге» ( см. видео мастер-класса в разделе "Видео" по ссылке)
Повышение профессиональных умений педагогов в процессе активного педагогического общения на основе опыта воспитателя по использованию ритмодекламации в работе с дошкольниками....
Развитие способности ориентировки в пространстве в подвижных играх у детей дошкольного возраста с ОВЗ (нарушение органов зрения)
Формирование пространственных представлений является довольно длительным и сложным процессом, который начинается в раннем детстве, продолжается в дошкольном возрасте и совершенствуется в период школьн...
Мастер – класс для педагогов «Развитие музыкально-ритмических способностей через игровую деятельность у детей дошкольного возраста». «Музыкально-ритмическая игра - Маэстро».
Мастер-класс призван активизировать знания педагогов о развитии музыкально-ритмических способностей через игровую деятельность.Цель: активизировать знания педагогов о развитии музыкально-ритмичес...