Проект "Оказание коррекционной помощи детям с ОВЗ раннего возраста методом кинезиологии»
проект по коррекционной педагогике

Оказание коррекционной помощи детям с ОВЗ раннего возраста методом кинезиологии»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_kinezeologii.docx204.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Белоснежка» г. Надыма»

МДОУ «Детский сад «Белоснежка» г. Надыма»

629730, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, г.Надым,

ул. Набережная им.Оруджева, д. 29/1, тел./факс:8(3499)52-20-26,E-mail:dsbelosnezhka@nadym.yanao.ru

ОКПО 78191969, ОГРН 1058900415815, ИНН/КПП 8903024649 / 890301001

Проект

«Оказание коррекционной помощи

детям с ОВЗ раннего возраста

методом кинезиологии»

автор Лютая Наталия Петровна,

учитель-логопед

https://kolobok.ua/img/forall/users/0/13/kakie-igrushki-nuzhny-malysham2_01.jpg

Надым,  2019

  1. ВВЕДЕНИЕ

Движение, как таковое, может по своему действию

заменить любое средство, но не все лечебные средства

мира не могут заменить действие движения.

Т.Тассо

В последнее время в связи с развитием науки и техники на нас и наших детей обрушивается большое количество информации. При этом усложняются и школьные программы, которые требуют более сильной концентрации внимания и усидчивости.

Человек, вступающий сегодня в жизнь должен увидеть, услышать, понять и запомнить гораздо больше информации, чем 10 или 5 лет назад. Взаимодействуя с окружающим миром, дети развивают свои способности, усваивают общественные нормы, расширяют свой кругозор. Естественно, что данный процесс требует напряжения, усилий, концентрации внимания от ребёнка.

Как же поддержать познавательную активность ребёнка, развить его мыслительные процессы: восприятие, мышление память и воображение, не перегружая ребёнка излишней информацией? Как помочь развить умственные способности ребенка, сохраняя иулучшая при этом его психическое и физическое здоровье? Этот вопрос лег в основу науки о кинезиологии.

Образовательная кинезиология – система повышения возможностей детей, независимо от возраста, путём вытягивания потенций, заключённых в теле. Слово «образование» происходит от латинского «educre», означающего «вытягивать». «Кинезиология», является дериватом от латинского корня «Kinesis». Это наука о движении человеческого тела.

Гимнастика мозга состоит из простых и доставляющих удовольствие движений и упражнений, которые используются в отношении детей, чтобы повысить навык целостного развития мозга. Эти упражнения облегчают все виды обучения и особенно эффективны для оптимизации интеллектуальных процессов и повышения умственной работоспособности. Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, помогают восстановлению речевых функций, облегчают процессы чтения и письма.

Под влиянием кинезиологических тренировок, в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Особенно актуально применение кинезиологических упражнений у детей с проблемами в развитии.

Образовательнаякинезиология рекомендуется для каждого, кто желает улучшить качество и содержание своей жизни и получить удовольствие от движений.

1.1 Актуальность.

Дети с ограниченными возможностями здоровья развиваются по общим законам психического развития, но имеют свои специфические особенности, обусловленные дефектом.

Традиционные методы психолого – педагогического воздействия на ребенка не приносят устойчивого положительного результата, так как не устраняют первопричины нарушений. В отличие от них, метод кинезиологической коррекции направлен на механизм возникновения психофизиологических отклонений в развитии, что позволяет не только снять отдельный симптом, но и улучшить функционирование, повысить продуктивность протекания психических процессов. Применение данного метода позволяет совершенствовать коррекцию основных психических процессов у ребенка: память, внимание, мышление, речь, воображение, восприятие, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость и повышает способность к произвольному контролю.

Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Основная идея, на которой построена гимнастика мозга — это связь и влияние в процессе обучения друг на друга трех элементов: мозга, тела и эмоций.

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Мозолистое тело необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.

Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.     Причем, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения.

Проблема

Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии.

1.2 Цель

 Развитие межполушарного взаимодействия, синхронизация работы полушарий головного мозга, с целью гармоничного развития детей с ОВЗ.

Задачи

- Создать педагогические условия для интеллектуального развития детей с ОВЗ от 0 до 3 лет;

- развивать психические функции: внимание, восприятие, память;

- развивать двигательную активность, общую и мелкую моторику;

- повышать способности детей к волевым усилиям, к произвольному контролю;

-  способствовать снижению психоэмоционального напряжения;

- знакомить родителей с современными кинезиологическими методиками, их целями и задачами.

1.3 Основная идея проекта

Одним из результатов работы в данной области в нашем детском саду стала разработка комплекса упражнений, стимулирующих активность головного мозга, что позволяет ребёнку дольше удерживать своё внимание, сосредотачиваться, наблюдать за предметами и явлениями и делать выводы из увиденного. При этом естественные силы ребёнка стимулируются посредствам воздействия на рефлекторные точки, через определенные упражнения, что приводит к увеличению физического, эмоционального, ментального и духовного благополучия.За основу были приняты: развивающая кинезиологическая программа «Гимнастика Мозга» Пола Деннисона; Учебно-методическое пособие Сазонова В. Ф.,  «Кинезиологическая гимнастика против стрессов», Кириллова Л. П., Мосунов О. П.; Практическое пособие «Упражнения для психомоторного развития дошкольников» Сиротюк А. Л.

Освоение комплекса упражнений по  развитию умственных способностей дошкольников методами кинезиологии, происходит поэтапно, начинаетсяв возрасте от 1, 5 до 3-х лет, детьми с ОВЗ,в рамках Службы ранней помощи. На первом этапе родители выполняют упражнения вместе с детьми, после 4-6 занятий дети самостоятельно, по заданию ведущего.

Занятия должны проводиться систематически в спокойной, доброжелательной обстановке. Важно точное выполнение каждого упражнения, поэтому необходимо индивидуально обучить каждого воспитанника. Выполнение кинезиологических упражнений возможно, как в непосредственно-образовательной деятельности, так и на специальных занятиях по кинезиологии. Занятия начинаются с изучения упражнений, которые постепенно усложняются, и увеличивается объем выполняемых заданий. Далее работа продолжается по плану.(Приложение 1)

1.4 Новизна проекта

Применение кинезиологического подхода в комплексе с художественным творчествомобеспечит естественный для детей путь развития – через творчество, образы, положительные эмоции, движения, пространство, сенсорные ощущения. Активизируется развитие одновременно физических и психофизиологических качеств, что поспособствует сохранению здоровья детей и профилактике отклонений в их развитии.Система кинезиологической работы в процессе использования различных техник рисования предполагает использование разнообразных здоровьесберегающих    технологий. Среди которых упражнения для обеспечения эмоционального комфорта детей, упражнения для развития творческого и логического мышления, валеологические, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, игровой массаж, пальчиковые игры, речевые игры, музыкотерапия.

2 Основная часть

Календарный план реализации инновационного проекта.

Этап

Краткое конкретное описание содержания мероприятия

Сроки или период

(в мес.)

1

1 этап

Организационно – подготовительный

  • Изучение и анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы.
  • Составление перспективного плана.
  • Изучение и анализ методических рекомендаций по организации игровых занятий с использованием специального оборудования.
  • Расширение материально-технической базы
  • Установление контакта с семьями воспитанников с ОВЗ, выявление контингента воспитанников, нуждающихся вуслуга коррекционной помощи
  • Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса.

Январь

2019

Февраль 2019

Март 2019

Июнь 2019

2

2 этап

Практическая реализация

  • Размещение специального оборудования в помещениях
  • Сбор информации о воспитанниках
  • Формирование реестра воспитанников, посещающих Службу ранней помощи
  • Презентация «Оказание коррекционной помощи детям с ОВЗ раннего возраста методом кинезиологии»
  • Апробация и корректировка перспективного плана.

Февраль

2019

Март

2019

Апрель

2019

Сентябрь 2019

Ноябрь

2019

3

3 этап

 Презентация итогов работы

  • Обсуждение выполнения календарного плана мероприятий по реализации проекта, выявление положительных эффектов, поиск путей преодоления, возникших трудностей.
  • Оценка результатов, систематизация материалов.
  • Оформление публикаций.

Сентябрь 2019

Ноябрь 2019

Декабрь 2019

Срок реализации проекта: Январь 2019 -  январь 2020

Ожидаемые результаты

Успешность обучения детей зависит от своевременного развития межполушарного взаимодействия и подбора индивидуальных методик, учитывающих индивидуальный профиль функциональной асимметрии полушарий и половые дихотомии. 

Для педагогов:

- создание системы развивающего игрового взаимодействия детей и педагогов;

- повышение педагогической компетентности по данному вопросу.

Для родителей:

-оказание всесторонней психолог-педагогической помощи родителям и детям дошкольного возраста в целях всестороннего гармоничного развития ребенка;

- создание системы развивающего игрового взаимодействия детей и родителей.

  Для детей:

Разработанная стратегия позволит решить проблемные вопросы и достигнуть поставленную цель: дети успешно освоят кинезиологические упражнения, которые позволят эффективно корректировать нежелательные формы поведения, отклонения в развитии психических процессов и речи, овладевать умениями, которые ранее были недоступны детям.

Основные риски проекта.

№ п/п

Наименование риска

Вероятность возникновения, %

Степень влияния на результат, %

Меры реагирования на риск

1

Недостаточный опыт в проведении коррекционной работы с детьми раннего возраста, в том числе составление индивидуальных программ сопровождения ребенка, оформление документации.

60

50

  Повышение компетенций по обозначенным вопросам

2

Недостаточная оснащенность предметно-развивающей среды.

20

15

Своевременная закупка оборудования

3

Непонимание родителями серьезности проблемы и игнорирование рекомендаций специалистов, что может сказаться на качестве коррекционной работы

25

60

Консультирование родителей (законных представителей), по вопросам коррекционной работы с использованием различных средств информирования

4

Отсутствие компетенций у специалистов Службы ранней помощи по работе с детьми с ОВЗ.

90

80

Своевременное формирование необходимых компетенций у воспитателей через обучение на вебинарах, курсах повышения квалификации

3. Заключение

Оказание ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья позволит более эффективно компенсировать нарушения в физическом и психическом развитии, а в ряде случаев, даже устранить их, что позволит повысить уровень развития детей, их социализацию и интеграцию в общество.

Использование кинезиологических упражнений способствует не только развитию умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий головного мозга, что помогает развитию способностей ребёнка и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данных упражнений, позволяет ускорить у ребёнка коррекцию речевых нарушений, а также, улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания. Облегчают процесс письма. Развивают творческие способности на основе наглядно-образного мышления, стабилизируют психику, развивают интуицию, помогают преодолевать математические трудности. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей наблюдается значительный прогресс способности к обучению.

Проект может быть востребован и реализован в любом дошкольном образовательном учреждении как специалистами коррекционной службы, Службы ранней помощи, так воспитателями при построении и реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ.

Приложение 1

План внедрения кинезиологического комплекса

№ п/п

Основные направления

Комплекс упражнений  

Перечень дидактических       упражнений и  игр

Симметричное рисованиеЦель:развитие коммуникативных склонностей, умения работать с партнером.

-Воздушные шары

-Мыльные пузыри

-Дождик

-Снежинки

-Рисование с помощью штампа

-Рисование пальцами

-Рисование ватными палочками        

-Штампование

Растяжки (Стрейчинг)

Цель: укреплениездоровья, создание благоприятных условий для развития опорно- двигательного аппарата, активизация и развитие двигательной деятельности детей средствами игры.

-Комплекс «Жучок и бабочка»

-Комплекс «Морская прогулка»

-Веселая растяжка «Веселый цирк

-Комплекс «Лесные встречи»

Зеркальное рисование-Цель:развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля.

-Рисование облаков

-Мозаика

-Рисование на зеркале

-Вращать обеими кистями рук до и против часовой стрелки (разнонаправленно)

- «Горизонтальная восьмерка»

-Нарисовать в горизонтальной плоскости цифру 8 сначала одной рукой, потом обеими руками

Зрительное восприятие и глазодвигательные упражнения

Цель: развитие глазодвигательного рефлекса, координации движений глаз, рук и языка; зрительного восприятия; снятие усталости с глаз.

Комплекс глазодвигательных упражнений   для детей раннего возраста

- «Забавный» тренинг

- «Рисование» взглядом

-Чередование эпизодов света и темноты.

-  Игра «Найди зайку».

-«1-2-3-посмотри»

-Следить глазами за движениями пальцев по траектории горизонтальной восьмерки хорошо высунутым изо рта языком        

-Следить глазами по контуру воображаемой фигуры           (круг, квадрат, треугольник, цифры и т.д)

Выполнение упражнений под музыку

Цель:развитие чувства ритма, слуха, координации движений, способности соотносить свои движения с различным музыкальным сопровождением.

«Мишка косолапый »

«Зайка серенький сидит»

«Ветерок»

-«Тропинка»

-«Морковка»

-«Дождик»

-«Грибок»

-«Котик»

Мелкая моторика

Цель: Развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы.

Комплекс игр и упражнений с массажным кольцом

 - «Раз – два – три – четыре – пять»

- «Мальчик – пальчик»

Комплекс упражнений с использованием мячика Су-джок.

- «Растяжки по «осям» (верх-низ)        

- «Растяжки по осям»

(лево – право)

- «Растяжки по осям»

(перекрестные)        

- «Растяжки по осям»

(все вместе)        

Мимические движения-Цель: формировать у детей четкие, энергичные движения губ и нижней челюсти, необходимые для выработки полноценной дикции.

Комплекс упражнений артикуляционно-мимической гимнастики

Упражнения для мышц лба:

Упражнения для  глаз:

Упражнения для мышц губ:

Упражнения для  щек:

Упражнения для языка:

- «Рожицы»

-Вытягиваем губы трубочкой        

- «Рожицы»

-Широко открываем рот

- «Рожицы»

-Выдвигаем язык

Артикуляционная моторика

Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков, развитие умения передавать мимикой разные чувства.

Комплексы артикуляционной гимнастики

-Движения челюстью в разных направлениях

-Движения языком, как щелканье, цоканье, посвистывание        

-Движения языком в определенной последовательности        

Перекрестные движенияЦель: восстановление связи между лобным и затылочным отделами мозга, установление баланса между правым и левым полем человека, снятие эмоционального стресса.

- «Горизонтальная восьмерка»        

- «Перекрестные движения»

-Выполнять перекрестные скоординированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад)

- «Ползание на четвереньках, руки – крест – на крест»        

Тактильный гнозис

Цель: развивать у детей тактильное восприятие; обогащать активный словарь детей новыми словами, развивать память, внимание, воображение, образное мышление; мелкую моторику.

- «Найди, из чего сделано»

-Ощупать три – пять игрушек, определить материал, из которого она сделана        

- «Пальчиковый бассейн»

Самомассаж

Цель: Нормализация мышечного тонуса, стимуляция тактильных ощущений. Улучшение координации движений, восстановление ослабленных мышц, снятие напряжения.

Комплексы самомассажей

Самомассаж ушей        

Самомассаж  ног        

Самомассаж  тела        

Самомассаж  тела

Самомассаж рук

- Массаж ушных раковин.

-Перекрестные движения.

- Кивание головой.

- Горизонтальная (ленивая) восьмерка.

- Медвежье покачивание.

- Поза скручивания.

Формирование пространственных представлений

Цель:Формировать представления детей о пространственных отношениях между предметами (в, на, под, перед, за, справа, слева,

-Д/и «Карточки»

-Д/у «Подними правую (левую) руку»

-Д/у «Возьми предмет»

-Д/и «Мое место»

Межполушарное взаимодействие

Цель: Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности детей

-«Кулак-ребро-ладонь»

- «Ухо – нос»        

- «Клешня краба»

- «Рисующий слон»

- «Замок»        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Музыкотерапия в коррекционной работе с детьми раннего возраста"

Восприятие различных звуков, ритмов, мелодий оказывает психологическое и физиологическое воздействие на человеческий организм.Музыкотерапия способствует коррекции психофизического здоровья детей в про...

Индивидуальный план коррекционной работы с ребенком раннего возраста при ВПР ЧЛО

Индивидуальный план коррекционной работы с ребенком раннего возраста при врожденной полной расщелине губы, твердого и мягкого неба в послеоперационном периоде после хейлопластики, имеющего задержку пс...

Развитие коммуникативных навыков у детей с особенностями развития в процессе коррекционно-развивающей работы Службы ранней помощи.

Развитие коммуникативных навыков у детей с особенностями развития в процессе коррекционно-развивающей работы Службы ранней помощи....

Рекомендации для родителей по проведению коррекционной работы с детьми раннего возраста в подготовительный период.

Рекомендации для родителей по проведению коррекционной работы с детьми раннего возраста в подготовительный период.В дошкольные учреждения поступают дети, начиная с двух лет. Если ребенок неговорящий, ...

"Коррекционная работа с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в развитии."

Главной особенностью коррекционной работы являются: развитие общей мелкой моторики; развитие зрительного восприятия; развитие слуховых функций; формирование предметной деятельности и коммуникативных н...