Презентация "Использование метода Синквейна и элементов нейропсихологических заданий для развития речи детей дошкольного возраста"
презентация по коррекционной педагогике
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План: 1. Метод Синквейна в развитии речи детей дошкольного возраста. 2. Использование элементов нейропсихологических заданий для развития речи детей дошкольного возраста. 3. Наставничество?….. «Вместе с мамой учимся – все у нас получится»
Актуальность Основой развития человека является речь, которая используется для общения с другими людьми. Что касается связной речи, то она важна для развития дошкольников, поскольку предполагает овладение значительным словарным запасом языка, а также навыком его практического применения, умением использовать изученный языковой материал. Применение связной речи - это способность полностью, согласованно, последовательно и четко передавать содержание необходимой информации другим, или самостоятельно составлять связную историю, повествование.
Синквейн Актуальность и целесообразность использования синквейна : Одним из наиболее эффективных и увлекательных для дошкольников методов развития связности речи являются занятия, посвященные созданию стихотворений, не имеющих ритма – синквейн . Именно поэтому синквейн является также эффективным инструментом развития образной речи дошкольников. Включение техники « Синквейн » в занятия со дошкольниками способствует развитию их речевых навыков. Техника « Синквейн » способствует развитию умственных способностей дошкольников, оказывает влияние на развитие памяти, наглядно – образного мышления, формирует умение составлять план последовательности действий при выполнении заданий. Применение техники « Синквейн » на занятиях способствует развитию умения ясно выражать свою мысль, обогащению активного словаря дошкольников, формированию умений слушать и понимать речь окружающих.
Что пишется в каждой строке? 1 строка 2 строка 3 строка 4 строка 5 строка 1 слово – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь). 2 слова - прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна . 3 слова – глаголы. Обозначающие действия предмета. 4 слова - это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, Это фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора. 1 слово - Вывод, итог. Повторение сути, синоним.
О чём можно написать синквейн ? Тема его может быть любой: о природе; о картине и литературном герое; о маме или папе; о настроении; об изученном на занятии; …
Дети сочиняют синквейны … 1. Арбуз 2. Круглый , вкусный 3. Катится , растет , зреет 4. Арбуз – это большая ягода . 5. Лето
1. Старик 2. Ласковый, добрый . 3.Поймал,отпустил, поклонился. 4.Старик выполняет приказы старухи. 5.Простофиля 1.Старуха 2.Жадная, сердитая 3.Прядет, командует, злится 4.Старуха осталась сидеть у разбитого корыта. 5.Глупая. 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1. Старик 2. Ласковый, добрый . 3.Поймал,отпустил, поклонился. 4.Старик выполняет приказы старухи. 5.Простофиля З адание - «Выложи картинки по схеме»
Задание «Отгадай синквейн – загадку» 1.……? 2.Синее, бескрайнее. 3. Волнуется, бушует, плещется 4. Ветер по нему гуляет и кораблик подгоняет. 5. Неживая природа. 1……? 2.Деревянное, разбитое. 3.Рассохлось, треснуло, прогнило. 4.Странная посуда для стирки и купания. 5.Домашняя утварь.
СИНКВЕЙН - ЗАГАДКА 1. 2. Серый, колючий. 3. Фыркает, спит, сворачивается. 4. Мне нравится этот зверек. 5. Лес.
Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника В чём же его эффективность и значимость? Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все. Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности. Синквейн является игровым приемом. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу. Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Развитие межполушарного взаимодействия
Мозг состоит из двух полушарий, каждое выполняет свою функцию. Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Правое полушарие отвечает за образное мышление, креативность и целостность восприятия. Только налаженное взаимодействие двух полушарий позволяет качественно воспринимать и обрабатывать полученную информацию. Развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет. Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела.
Нейропсихологические задания для развития межполушарного взаимодействия Для развития межполушарных связей прибегают к различным упражнениям, которые задействуют как правое, так и левое полушарие. Так называемую «мозговую гимнастику» . На взаимодействие межполушарных связей положительно влияют : кинезиологические упражнения; самомассаж; дидактические задания; дыхательные упражнения; прослушивание музыки; творческие задания; пальчиковая гимнастика; логоритмика .
Биоэнергопластика - средство нейростимуляции . Предполагает совместное, синхронное, одновременное движение двух рук и органов артикуляционного аппарата. Движения можно менять. Работают обе руки одновременно! Поддерживает положительный эмоциональный настрой. Помогает повысить мотивационную готовность к занятиям. Помогает длительно удерживать интерес детей.
Речь – это высшая психическая функция человека. По словам выдающегося психолога Л.С. Выготского «Речь является не только средством и формой общения, но и орудием мышления и средством организации, регуляции психических процессов человека ». Вот почему нужно развивать оба полушария головного мозга и межполушарные связи. Упражнения для развития межполушарных связей ведут к тому, что в мозге образуются новые нервные клетки, восстанавливаются нейронные связи, повышаются возможности интеллекта.
Наставничество ???? «Вместе с мамой учимся – все у нас получится!» Основная цель - организация наиболее ранней, полной и эффективной помощи ребенку в образовательной области «Речевое развитие».
Цели цикла занятий: - Стимулирование, формирование и развитие речевой и мыслительной деятельности, развитие сенсорных процессов и двигательных функций, как основы формирования и развития речи. - Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активации игровой деятельности воспитанников младшего дошкольного возраста в условиях семьи. - Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах психо – речевого развития детей, через обучение их конкретным методам и приемам логопедической работы.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!
Предварительный просмотр:
Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение пяти строк». Синквейн – нерифмованная пятистрочная стихотворная форма, написанная по определённым правилам.
Правила составления синквейна таковы: синквейн состоит из пяти строк, и его форма напоминает ёлочку.
1 строка – Название. Одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею (Кто, что?);
2 строка – Описание. Два слова, прилагательные, описывающие основную мысль (Какой, какая, какое, какие?);
3 строка – Действие. Три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы (Что делает, что делают?);
4 строка – Фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту;
5 строка – Синоним названия темы. Одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта (обобщающее слово). Вывод, итог, ассоциация.
Можно сказать, что синквейн – это стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл.
Синквейн –один из эффективных методов развития речи дошкольников.
Актуальность и целесообразность использования
синквейна:
- Включение техники «Синквейн» в занятия со старшими дошкольниками способствует развитию их речевых навыков.
- Техника «Синквейн» способствует развитию умственных способностей дошкольников, оказывает влияние на развитие памяти, наглядно – образного мышления, формирует умение составлять план последовательности действий при выполнении заданий.
- Применение техники «Синквейн» на занятиях способствует развитию умения ясно выражать свою мысль, обогащению активного словаря дошкольников, формированию умений слушать и понимать речь окружающих.
Виды работы над синквейном.
1. Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего).
2. Составление синквейна по прослушанному рассказу.
3. Коррекция и совершенствование готового синквейна.
4. Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы, первой строки — на основе существующих строк необходимо ее определить).
5. Использование синквейна на занятиях для закрепления изученной лексической темы.
6. Синквейн – это способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнивать синквейны и оценивать их).
Примеры составления синквейна
1. Береза.
2. Тонкая, белоствольная.
3. Растет, зеленеет, радует.
4. Береза — символ России.
5. Дерево.
1. Заяц.
2. Серый, пушистый.
3. Прячется, боится, убегает.
4. Я жалею зайца.
5. Дикое животное.
Тема его может быть любой:
- о природе;
- о картине и литературном герое;
- о маме или папе;
- о настроении;
- об изученном на занятии;
МАДОУ Детский сад
комбинированного вида № 4
Памятка
по составлению синквейна
Учитель – логопед:
Шнайдер Ж.Н.
г. Волчанск – 2023 год
Предварительный просмотр:
Речь – это высшая психическая функция человека.
По словам выдающегося психолога Л.С. Выготского «Речь является не только средством и формой общения, но и орудием мышления и средством организации, регуляции психических процессов человека».
Вот почему нужно развивать оба полушария головного мозга и межполушарные связи. Упражнения для развития межполушарных связей ведут к тому, что в мозге образуются новые нервные клетки, восстанавливаются нейронные связи, повышаются возможности интеллекта.
«Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта и творческого самовыражения» Сиротюк Л. А., Д.П.Н.
Мозг состоит из двух полушарий, каждое выполняет свою функцию.
Левое полушарие отвечает за логику и анализ.
Правое полушарие отвечает за образное мышление, креативность и целостность восприятия.
Только налаженное взаимодействие двух полушарий позволяет качественно воспринимать и обрабатывать полученную информацию.
Развитие межполушарных связей формируется:
у девочек до 7-ми лет
у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет.
Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела.
Нейропсихологические задания для развития межполушарного взаимодействия.
Для развития межполушарных связей прибегают к различным упражнениям, которые задействуют как правое, так и левое полушарие. Так называемую «мозговую гимнастику».
На взаимодействие межполушарных связей положительно влияют:
- кинезиологические упражнения;
- самомассаж;
- дидактические задания;
- дыхательные упражнения;
- прослушивание музыки;
- творческие задания;
- пальчиковая гимнастика; логоритмика.
МАДОУ Детский сад
комбинированного вида № 4
Нейропсихологические задания для развития межполушарного взаимодействия
Учитель – логопед:
Шнайдер Ж.Н.
г. Волчанск – 2023 год
Ранний и дошкольный возраст – период активного развития мозговых структур.
Предлагаемые игры на развитие межполушарных связей синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника, вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие.
Для формирования или развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста можно рекомендовать кинезиологические упражнения. Они не только координируют работу полушарий мозга, но также будут способствовать развитию мышления ребенка. Выполнять упражнения лучше каждый день, хотя бы по 5-10 минут.
Существует огромное количество игр и упражнений для детей, начиная уже с 2-х летнего возраста. Вот некоторые примеры игр.
Игры для развития межполушарного взаимодействия детей от 2 лет и старше.
Игры на развитие и тренировку межполушарных связей целесообразно использовать в начале занятия, т.к. они позволяют включить внимание и сосредоточенность ребенка для активного познания и дальнейшего взаимодействия с ним на занятии.
Задачи игр:
Развивать межполушарное взаимодействие, концентрацию внимания, зрительно-моторную координацию. Последовательно формировать пинцетный и пальцевой захват.
ВАЖНО!!! Во всех играх действия выполняются сначала одной рукой, затем обязательно другой рукой.
Игра «Накорми птичку/лялю»
Приготовьте: две миски, фасоль и горох, ложки разного объема (столовая, десертная, чайная, кофейная).
Инструкция:
- Ляля хочет кушать, давай её накормим. Посмотри (показ действия).
- Теперь ты! (при необходимости используем прием «рука в руке», далее содействовать самостоятельному выполнению). Важно не рассыпать крупу мимо чашки и выполнить игровую задачу до конца!
Затем выполнить другой рукой для другого персонажа игры.
Вариант № 1. Пересыпания гороха и фасоли столовой ложкой из одной мисочки в другую. Начинаем с минимального объема 4 столовых ложек и в течении 1-2 недель доводим до 8 ст. л.
Варианты усложнения задачи:
Увеличить расстояние между мисочками, заменить столовую ложку на ложку меньшего объема.
Вариант № 2. Пересыпания шариков гидрогеля, например «Орбиз» более глубокой ложкой.
Для более старших ребят (от 5 лет) очень полезны задания, которые можно найти в пособии Г.М. Зегебарт «Волшебные обводилки».
Комплекс упражнений направлен на формирование и развитие графомоторных навыков координации движений, синхронизацию работы глаз и рук, развитию межполушарных связей. Примером заданий для выполнения нейрогимнастики для детей может служить нейропсихологическая игра «Попробуй повтори!»
Логоримика — это технология развития моторного и речевого ритмов, а также система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова. Одновременное проговаривание слов и выполнение соответствующих движений отлично развивают взаимодействие левого и правого полушария и еще способствует развитию речи.
Нейродинамическая гимнастика – это система физических упражнений и подвижных игр, направленных на развитие сенсомоторной интеграции – способности мозга объединять и обрабатывать информацию, поступающую от органов чувств. Это могут быть как крупномоторные упражнения и игры: ползание по-пластунски, на четвереньках в различных игровых ситуациях, ползание через тканевые тоннели; езда на велосипеде, либо на велосипеде без педалей «Беговел»; плавание. Также нейродинамическая гимнастика может включать в себя разнообразные комплексы упражнений и тренажеры, направленных на развитие межполушарных связей, зрительно-моторной координации, мелкой моторики, ловкости и координации движений, растяжки, расслабляющие и дыхательные техники, стимулирующие развитие всех каналов сенсорной информации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс заданий для развития речи детей дошкольного возраста
Главная задача обучения шестилетних детей — это всесторонняя подготовка к школе. Недаром и группа детского сада для шестилеток называется подготовительной. Этим детям доступны самые различные задания....
"Использование элементов русского фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста" (отчет по самообразованию)
Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в си...
Загадки и задания на развитие речи детей дошкольного возраста
Речь становится образной, непосредственной и живой при том условии, если будет у ребенка воспитываться интерес к языковому богатству, развиваться умение использовать в речи самые р...
Мастер-класс для педагогов «Синквейн, как средство активизации работы по развитию речи детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для педагогов «Синквейн, как средство активизации работы по развитию речи детей дошкольного возраста»...
«Синквейн как средство активизации работы по развитию речи детей дошкольного возраста»
laquo;Синквейн как средство активизации работы по развитию речи детей дошкольного возраста»...
МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА СИНКВЕЙН КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам – специалистам в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста....
МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА СИНКВЕЙН КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Дать представление об инновационном методе развития речи «синквейн», о значении этого метода в развитии речевых навыков и ассоциативного мышления дошкольников....